Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс. Выпуск 54


Доброго времени суток, друзья!


ЭТА СИТУАЦИЯ НАПОМИНАЕТ МНЕ...
или АНАЛИЗ СКАЗОЧНОГО СЮЖЕТА В КОУЧИНГОВОМ ПРОЦЕССЕ

В этом выпуске мы более подробно остановимся на использовании анализа сказочного сюжета в коучинговом процессе.

Существует огромноге количество различных подходов к анализу сказочных сюжетов.
С точки зрения классического психоанализа анализ мифов и сказок, как и анализ сновидений, основывается на расшифровке символов проявления либидо, различных комплексов (например, Эдипа) и т.д. А вот по мнению юнгианцев сказочные сюжеты изобилуют архетипами. Бихевиористы (в том числе и НЛПисты) будут искать в сказках эффективные и неэффективные модели реагирования и поведения. Гуманисты увидят путь самоактуалиэации. Гештальтисты - завершенные и незавершенные сюжеты.

И какой подход самый правильный? Все. Сказки, как многоликий Янус, имеют множество смыслов. Каждый найдет в них ответы на свои вопросы.
Так как коучинг является сплавом самых эффективных технологий, полезно использовать те способы интерпретации сказочных сюжетов, которые будут наиболее эффективны в данном конкретном случае.

А какие сказки анализировать и когда? Да любые: например любимая (нелюбимая) сказка, фильм, который понравился (или, соответственно, не понравился, но каким-то образом эмоционально "ципляет"), книга, анекдот... Вы можете спросить у клиента, какую сказку напоминает настоящая ситуация, на что похожа его жизнь, с чем можно сравнить его организацию... Или сам клиент вам скажет: "Это похоже на..."

Хочу предложить Вам один из способов анализа сказочного сюжета, основанный на работах русского лингвиста Владимира Яковлевича Проппа. В своей книге "Морфология волшебной сказки" он предложил модель построения сказочного сюжета волшебной сказки. В. Я. Пропп выделил в сказке семь основных персонажей (ролей), выполняющих определенные действия (функции):

- герой в мужской сказке (например, Иван-царевич, Джеймс Бонд, Казанова, Нео...) или героиня в женской (Василиса Прекрасная, Катя Пушкарёва, Графиня де Монсоро...)
- антагонист (Мачеха, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, террористы, инопланетный жук, терминатор...)
- отправитель (отец Настеньки, царь, босс, предводитель восстания...)
- ложный герой (сестры и братья героев, бывшая подруга, нелюбимая жена...)
- даритель (Баба-Яга, Фея, Мудрец, ангел-хранитель, провидица Пифия...)
- помощник (печка, яблонька и речка - кисельные берега; медведь, заяц, селезень и щука, которых Иван-Царевич не убил; друзья и подруги, сподвижники...)
- царевна или принц (царь) в награду (в зависимости от того, женская или мужская эта сказка).

Каждый из персонажей выполняет свойственные только им действия (функции). В.Я. Пропп определил функцию как поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия

Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо о того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено. Всего насчитывается 31 функция.
3. Последовательность функций всегда одинакова.

Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, обычно неизменен.

Подготовительная часть сказки:
1. Отлучка - Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет - "Не заходи только в десятую комнату"; "Не ходи со двора".
3. Нарушение - Побежала Аленушка с подружками, заигралась
4. Выведывание - Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача - "Но царевна все ж милее..."
6. Подвох - Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество - Царевна ест предложенное старухой яблочко.
8. Вредительство (или недостача) - Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.
Завязка:
9. Посредничество - "Иди, Марьюшка, братца искать..."
10. Начинающееся противодействие - "Позволь мне, царь, попытать счастья..."
11. Отправка - Царевич отправился в путь.
Основная часть:
12. Первая функция дарителя - Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя - "Ты б меня сперва накормила, напоила...";
14. Получение волшебного средства - Дал старичок Ивану коня; "Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению..."
15. Перемещение в иное царство - Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба - Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение - Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа - Завертелся Кощей волчком и сгинул.
Завершение основного сюжета:
19. Начальная беда или недостача ликвидируется - Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица.
20. Возвращение - Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.
21. Погоня - Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение - Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула.
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действуют лжегерой (чаще всего брат или братья героя).
Дополнительный сюжет:
Первая его часть (новое вредительство) аналогична функциям 8-15:
8 Братья похищают добычу;
10-11 Герой снова отправляется на поиски;
12-14 Герой снова находит волшебное средство;
15 Возвращение с новым средством домой;
Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Неузнанное прибытие - Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания - Генерал заявляет царю: "Я - змеев победитель".
25. Трудная задача - "Кто поднимет змеиную голову - тому и царевна достанется"
26. Решение - Подошел Иван, только тронул...
27. Узнавание - Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение - Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация - Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
30. Наказание - Посадили служанку в бочку, скатили с горы.
31. Свадьба, воцарение - Получил Иван царевну и полцарства.

По этому сценарию построены не только сказки, но и фантастические, приключенческие и любовные истории. Если вспомнить сюжет любого фантастического боевика, вестерна или мелодрамы, то можно найти похожую последовательность событий.

А теперь давайте разберемся с психологическим смыслом основных ролей и функций волшебной сказки.

Герой (или героиня) в сказке - это человек в состоянии внутреннего конфликта убеждений ("низы не хотят, а верхи не могут").

Антагонист - это сам внутренний конфликт, на борьбу с которым и отправляется главный герой. А начинается всё с нарушения запрета при отлучке родителей (1-3 функции). Это естественное поведение любого ребенка или взрослого, ведомого любопытством. Познание нового, проверка достоверности запретов, исследование и взросление - все это не возможно без нарушения запретов. И всегда за этим следует выведывание и выдача (4-5 функции). Есть старая добрая мудрость: "Все тайное рано или поздно становиться явным".

Подвох, пособничество и вредительство (6-8 функции) - это те проблемы, которые обычно встречаются на жизненном пути каждого человека. Ещё психологи называют это возрастными или профессиональными кризисами. И всегда найдутся люди и обстоятельства, которые способствуют тому, чтобы человек стал искать пути решения сложившихся проблем. Функции 9 - 11 можно рассматривать как мотивационную составляющую поведения человека, не важно внешнюю или внутреннюю.

Обратите внимание, что для того, чтобы решить проблемы, главному герою в сказке надо отправиться в далекий путь: в темный лес, на дно колодца, в тридевятое царство - тридесятое государство, в будущее или прошлое, другой город, страну или даже планету(Функция 15). Символически это переход от сознательного восприятия мира, где возникла проблема, к бессознательному. Ведь именно мудрое бессознательное (или интуиция, духовное наше начало) способно разрешить любые трудности и проблемы, найти самые эффективные пути решения задачи.

Отдельно хочу уделить внимание функциям дарителя (12-14). Даритель - это мы сами, наше внутреннее "Я", наша душа, наше бессознательное. Оно изобилует ресурсами и возможностями и всегда готово поделиться, вот только мы не всегда готовы принять и понять его дары. Именно поэтому часто в сказках герои игнорируют первые дары "Съешь мои ржаные пирожки", - говорить Печка. А девочка отвечает: "Я дома у матушки и пшеничные не всегда кушаю". Мы ведь часто игнорируем (просто не замечаем) свои собственные возможности.

Герой получает волшебное средство: артефакт или информацию (метафора необходимого ресурса). Но сама сила без ответственности и определенного поведения со стороны героя ничего не значит. Герою предстоит борьба или трудная работа (Функция 16). Часто от героя требуется смекалка, чтобы правильно применить полученные ресурсы. Во многих сказках герою приходиться воспользоваться этой силой неоднократно, и очень часто это не проходит бесследно для героя (17 функция - клеймение). В результате разрешения внутреннего конфликта человек изменяется. Отмирают старые убеждения и стереотипы поведения и формируются новые ценности (новообразования).

В основном сюжете есть еще две функции, на которые стоит обратить внимание: погоня и спасение (21 и 22). На символическом уровне это соответствует постепенному отказу героя от старой жизни. Ведь ни одна привычка не пропадает мгновенно. Требуется определенная работа со стороны человека и, конечно же, время для укрепления новообразований.

Часто в сказках встречается дополнительный сюжет и лжегерои. Это интересная тема для нашего с Вами исследования. Кто такие эти лжегерои? Обычно братья или сестры главного героя, люди живущие рядом с ним. Они также отправляются на поиски решения проблемы, но, выбирая неверный путь или поведение, терпят неудачу. Это урок для героя: поступай правильно. Очень часто лжегерои не только поступают неверно, но и присваивают себе победу и славу героя (Функция 8 дополнительного сюжета), и герою предстоит вновь отправиться на поиски ресурсов (Функции 10-15 дополнительного сюжета). На символическом уровне это означает, что герой ещё не решил всех своих проблем и не победил всех своих "драконов".

Когда герой возвращается из далекого путешествия он остается неузнанным (Функция 23) и для того, чтобы доказать другим кто он есть на самом деле, герою следует выполнить трудную задачу (Функции 24-27). С точки зрения психологии это вполне вписывается в процесс социализации и адаптации человека. После перерождения человека в новом качестве сильно меняется не только его поведение, но и мировосприятие. А близкие, родные, коллеги воспринимают его по старому. Герою надо доказать свое право быть другим, быть взрослым, быть успешным. Об этом свидетельствует и функция 29 - трансфигурация. И в итоге герой получает награду (жену или мужа, царство, богатство...).

И в завершении хочется обратить Ваше внимание на такие функции как обличение (28) и наказание (30) лжегероев. Это тоже урок и предупреждение: вернешься к старому - будешь тоже наказан.

Это поверхностное рассмотрение сюжета волшебной сказки дает нам не только понимание значения волшебной сказки в процессе развития и социализации человека как личности, но и порождает огромное количество вопросов, на которые, я думаю, мы с Вами вместе можем найти ответы. Важно только внимательно читать и слушать сказки. В них огромное количество смыслов. И каждый сможет найти в них урок для себя.

Вот и всё на сегодня. Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.

Персональный сайт Елисеевой Евгении http://www.eliseeva.org/
Зеркало сайта http://www.eliseeva.com.ua/

Электронная библиотека "NLP-BOOK" - более 1000 книг по НЛП, психологии, коучингу, тренингу, психотерапии и др. - http://www.lib.eliseeva.com.ua/


В избранное