Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости корпоративного управления в России.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
CORP-GOV.RU: Владимир Статьин: "Государство должно защищать тех, кто не может защитить себя сам"

Владимир Статьин: "Государство должно защищать тех, кто не может защитить себя сам"

[18.10.2001]

Владимир Статьин, генеральный директор ОПИАК (Объединения по защите интересов акционеров предприятий и организаций) отвечает на вопросы нашего специального корреспондента.

- Владимир Анатольевич, после внесения поправок в закон "Об акционерных обществах" снята проблема с "выталкиванием" акционеров при помощи консолидации акционерного капитала. В законе появилось понятие "дробных акций". На Ваш взгляд, не может ли это создать новых юридических коллизий в отношении акционерных обществ?

- Сейчас многие компании стремятся до 1 января 2002 года, когда закона вступит в силу, провести консолидацию своих "дочек" и выдавить от туда прочих акционеров. Понятно, что такой компанией управлять будет легче и дешевле. "ЮКОС" уже провел консолидацию на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который является основным звеном в Восточной нефтяной компании. Сейчас о консолидации заявили, например, "Самотлорнефтегаз", Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие и Тюменьнефтегаз ("дочки" ТНК). Самое интересное то, что до этого собрание акционеров приняло решение о конвертации акций этих дочек в акции материнской компании по вполне приемлемому коэффициенту. Но теперь было объявлено об отмене этого решения и о проведении консолидации. Глядя на наших "гигантов" и их безнаказанность, за ними потянулись и небольшие АО. 16 октября 2001 года ОАО "Экстра М", насчитывающее 170 акционеров, провело собрание акционеров, посвященное консолидации. Собрание не могло начаться в течение получаса из-за возмущения присутствовавших. После выступления председателя совета директоров все акционеры, кроме членов совета директоров, покинули собрание. Несмотря на это оставшиеся акционеры приняли решение о консолидации 54300 акций в одну обыкновенную.
Безусловно, введение понятия "дробных акций", которое фактически отменяет нынешний механизм проведения консолидации - это большой шаг вперед, но теперь могут возникнуть новые проблемы. Скажем, появляется проблема при голосовании: ведь одна акция - это один голос. И для того, чтобы акционер, владеющей меньше, чем одной акцией, смог проголосовать, ему необходимо будет скооперироваться с другими акционерами. Кроме того, регистратор будет вести двойной учет прав собственности: лицевые счета акционеров и лицевые счета владельцев дробных частей акций. Фактически, в акционерных обществах появляется две категории собственников: акционеры и владельцы дробных частей акций.

- Возможно ли в нынешних российских условиях разрешение конфликтов, возникающих в сфере корпоративного управления, во внесудебном порядке? Были ли такие случаи в вашей практике?

- Многие акционерные общества, даже после принятия решения о выплате дивидендов, их не выплачивают под различными предлогами (например, якобы из-за отсутствия точных данных о новых расчетных счетах). У нас есть примеры того, как после нашего обращения в такие общества, они в полном объеме выплачивали дивиденды - некоторые буквально через неделю-две, с другими пришлось поспорить подольше. Конечно, когда в 1992 году только начиналась приватизация, у акционеров практически не было никакого опыта. Но со временем мелкие акционеры смогли принимать участие в управлении компаниями. По нашему законодательству у акционера довольно много прав. Он, например, может запрашивать практически любую информацию о деятельности акционерного общества, бухгалтерские балансы, протоколы собраний акционеров, протоколы заседаний совета директоров. Главное - уметь использовать доступную информацию. Конечно, одному-двум акционерам очень трудно бороться против нарушения своих прав. В России есть много примеров успешной совместной деятельности акционеров по отстаиванию своих прав. В основном это связано с дополнительной эмиссией по закрытой подписке, выводом активов, невыплате дивидендов.

- Не секрет, что сейчас многие корпоративные споры развиваются при участии представителей государства (как на федеральном, так и на региональном уровне). Какой должна быть роль государства в таких конфликтах: устранение от их решения, защита прав мелких акционеров, защита прав крупных акционеров и т.д.?

- Для власти права собственности должны быть незыблемыми. Сейчас все-таки закон у нас на стороне того, у кого больше денег. Чем крупнее акционер, тем легче ему выиграть то или иное дело. Сильный может защитить себя сам - у него другие возможности. Даже принятие поправок в закон "Об акционерных обществах" затягивалось из-за противодействия определенных компаний на протяжении более чем года. Поэтому, прежде всего, нужно защищать права тех, кто сам за себя постоять не может. Необходима не только разработка единых стандартов фондового рынка, но и их соблюдение.

- Насколько реально защитить права акционеров бывших чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), которым доверили свои средства миллионы граждан?

- Это является одним из самых болезненных вопросов российского фондового рынка. На сегодняшний день ЧИФы практически никто не контролирует. Необходима ревизия, как активов, так и деятельности бывших руководителей ЧИФов. Меня удивляет бездействие ФКЦБ России по этому поводу. В ОПИАК поступают звонки, в которых нам задают вопросы о деятельности ЧИФов. Многие из них еще имеют активы, а некоторые даже более-менее успешно работают и выплачивают деньги. К сожалению, в нашей практике, случаев, когда акционерам удавалось бы отстоять свои права в отношениях с ЧИФами, не было. Сложность в том, что на момент создания этих фондов законодательство было несовершенным, и это давало возможности менеджменту управлять фондом не всегда в интересах всех акционеров. Сейчас довольно сложно будет доказать такие факты. Хотя опять же все будет зависеть от позиции власти.

- В какой степени наличие в составе совета директоров независимых директоров может решить проблемы в сфере корпоративного управления?

- Реально работать в совете директоров, если сам эмитент довольно агрессивно настроен против мелких акционеров, достаточно сложно. Независимого директора там никто не ждал, и когда он пытается изменить работу общества в интересах всех акционеров, лично к нему появляется довольно много претензий. Ему приходится работать среди представителей, выдвинутых от крупного акционера или от менеджмента компании, и здесь появляется конфликт интересов. Но, тем не менее, независимый член совета директоров может сделать очень многое. Во-первых, это совершенно иной уровень доступа к информации. Во-вторых, он может просто блокировать многие решения, которые принимаются на совете директоров. В-третьих, появляется масса дополнительных возможностей для обращения в суд с исками к членам совета директоров и для проведения дополнительной ревизии деятельности компании. В-четвертых, он может выдвигать свои вопросы в повестку дня заседания совета директоров и собрания акционеров, формируя, таким образом, цивилизованные корпоративные отношения в обществе.


С другими новостями и аносами Вы можете ознакомиться на сайте http://www.corp-gov.ru

Все права защищены c 2000. Ассоциация по защите прав инвесторов



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное