Скоро в школу. А надо ли?

  Все выпуски  

Скоро в школу. А надо ли?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Скоро в школу. А надо ли? No 07

Добрый день или вечер.

Приглашаю Вас на размышления и разговор о школе. Многие уже понимают, что есть большие проблемы в школьном образовании.
Некоторые родители склоняются к тому, чтобы учить ребёнка дома. Особенно, дать дома начальное образование, а там подойдёт время выбора для самого ребёнка.
Этот выбор более сложный, это решение взять ответственность полностью на себя. Это много препятствий на пути и бумажной, и чиновничьей, и окружающих, не говоря уж о родственниках.
В одиночку любой путь сложнее.
Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего рода, банк накопления и обмена информацией. И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой опыт поможет другим сделать осознанный выбор.


Вот такую заставочку я не буду убирать несколько выпусков. Судя по письмам и откликам, мою позицию принимают немного по другому.

В моей рассылке совсем нет призыва отказаться от образования, предлагается просто воспользоваться альтернативой. Но такое решение принять довольно сложно в одиночку.

Сегодня я просто отвечу на письма, вставлю свои комментарии. Очень хочется чтобы была понята идея этой рассылки. Предлагаю выдержку из статьи:

"Учительская Газета"
Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

... В последнее время в некоторых СМИ прошли публикации, в которых данная форма получения образования (общего и высшего) выглядит не всегда в лучшем свете. К нам также поступают обращения от граждан по фактам нарушений при организации экстерната в общеобразовательных учреждениях. Вместе с тем востребованность экстерного обучения учащимися и родителями растет. Например, в Москве за прошедшее десятилетие общее число учащихся-экстернов увеличилось с более 2,5 тысячи до более 11 тысяч (данные 2003 года). Сняты ограничения по возрасту, изменился контингент (если раньше в экстерны шли отстающие ученики, с девиантными формами поведения, то сейчас больше детей с определившимися целями, самостоятельные, с хорошими знаниями и т.д.).

Вот и нужна информация КАК всё правильно, без нервотрёпки сделать. Чтобы быть уверенным в свих действиях, а не бежать, при каждом сомненнии или неуверенности, в библиотеку или в интернет. Иной раз, школа диктует свои условия, пренебрегая Законом об образовании, будучи увереные в безграмотности и неинформированности родителей.

Итак, первое письмо;

Здравствуйте, Нина
Я недавно подписался на рассылку, заинтриговало название. У меня трое мальчиков, 12, 5 и 2,5 года, естественно вопрос об образовании стоит насущно, старший в 7 классе, средний в очередной раз пошел в садик, начинал в 1,5 года, потом где-то с 2,5 был перерыв, и сейчас еще раз, ну и младший пошел впервые. Рассказываю, чтобы описать ситуацию. У меня высшее образование, получил его в 23-29 лет, до этого за плечами техникум и год еще одного института – бросил, надоело, а когда понял, что мне интересно закончил заочное отделение. Да, забыл жена – сейчас студентка 2 курса дневного отделения. я сразу не заметил, что вы используете своеобразную терминологию-игру «работа-раб».

Это было в статье, я таких слов не использовала. Для меня бизнес тоже работа. Публикование статьи - это попытка обратить внимание на психическое здоровье ребёнка, прежде чем требовать только успешной учёбы.

Наш средний (5 лет) уже читает, мы отдавали его на специальные курсы, т.к. я считаю что образование не вредит, да у школы есть определенные проблемы, но нельзя утверждать, что она производит только рабов, откуда тогда столько свободных людей, которые высказывают свое мнение о школе-вузах? Школы (это написано во всех учебниках педагогики) готовит будущих членов общества, т.е. выполняет «социальный заказ», общества в котором она существует. Да дело не в том, что «вбивают», или чему Учат в школах, это все неотъемлемая часть развития человека, его познание мира, а люди, которые не хотят чтобы их ребенок, видел эту часть мира, ОГРАЖдают – ограничивают своего ребенка. Это большая ответственность, вы воспитываете ребенка, а жить он где будет? -- здесь, в этом мире, и не надейтесь что все изменится за 5-7 лет.

Школа не МИР, это просто организация. Для восприятия мира можно подобрать другую организацию, их много. Обыкновенный двор тоже учит жить. И мир меняется, дистанционое образование набирает силу. Уже есть дистанционные школы для старшекласников, о другом пока говорить не будем.

Я видел высказывания о свободе, в рассылке, в большинстве все упиралось в свободу от работодателя. Вы знаете по-моему свобода – это возможность выбора у человека, хочет идет на работу хочет – идет в бизнес, хочет (может) совмещает и то и другое,

Ещё раз повторяю: это позиция определённого человека, автора статьи, а принимать или нет, решаете ВЫ.

Иногда выгодно – ох как выгодно работать с 8 до 17 получать стабильный доход, и не думать о проблемах связанных со своим делом, у меня есть всякий опыт, здесь главное как человек это воспринимает, свободный человек в любой момент может бросить то, что его не устраивает и найти то, что его устраивает. Вы посмотрите на многих бизнесменов, они пашут больше, чем многие наемные работники, и не всегда они получают больше чем высококлассные специалисты (с красным дипломом, заметьте). Бизнес – это не всегда свобода, очень часто – это еще большая зависимость, и человек рискует большим. Поэтому, мне кажется, задача родителя, показать все возможные варианты жизни для ребенка и обеспечить фундамент успешной жизни, а для этого нужна и школа и институт, не ради «корочки», а ради ВСЕстороннего развития личности

С уважением, Вячеслав Есипенко
Ижевск

Обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения. Так же как нет гарантии что ребёнок заинтересуется тем, что интересно родителям.

Многие школьники успешно учатся по нескольким предметам, а остальные тянут еле - еле. Прежде чем требовать хороших отметок, спросите самого ребёнка почему у него так происходит. Пранализировать и принять решение что делать дальше, можно вместе с учеником, а не в порядке диктата.

Следующее письмо:

Добрый день, Нина!
Прочитала Вашу сегодняшнюю рассылку и опять не смогла промолчать. Думаю, откликов будет много.
С одной стороны, все, что говорит этот человек, понятно и даже в чем-то правильно. С его точки зрения особенно. Только слушать его смешно... Да, научить читать и писать можно дома. Но вырастить грамотного и образованного человека таким способом нельзя.

Здесь я уверена что можно, но тем, кто на это решится. Даже в советские времена довольно известные личности получали домашнее образование. Много раз встречала в биографических данных такие слова. Приводить примеры пока не буду, я читала, но не фиксировала точно кто. Прежде всего домашнее обучение воспитывает самостоятельность, а это очень много.

А уж надеяться, что такими вырастут внуки нельзя вдвое. Правда, он считает, что образования для успеха в жизни и не нужно, а нужна изворотливость, но я все же надеюсь, что процент человечества с таким мнением не очень велик, иначе нам грозит очень неприятное будущее...
Конечно, школьные пятерки - это не залог счастливой и благополучной жизни. Но уж то, что тройки не залог - это несомненно. И при прочих равных условиях, человек, который лучше понимает происходящее, потому что в школе понял некоторые закономерности устройства мира, имеет больше шансов стать успешным.
Да, я тоже знаю директоров без высшего образования. Но окружены они, как правило высококлассными специалистами не только с образованием, но и с научными степенями, которые и в школе и в институте были отличниками, но не потому, что они послушные, а потому, что им было интересно и понятно то, чему их в школе учили.

Вы, как раз, и подтверждаете то, что написано в статье. Диплом не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, очень многое зависит от самого человека. Особенно в наше время, когда часто (но не всегда), отметка или зачёт зависит от некой суммы денег, а не от знаний.

И это как правило, не связано с какой-то необыкновенной школой, а связано с личностью обучающегося. Я уже писала в прошлый раз, что нельзя надеяться на школу, как на панацею или считать ее источником всех зол. Все на самом деле в вас самих. Если вы не смогли или не захотели взять в школе полезные для вас знания - это не ее проблема.
А ее проблемы - это отражение проблем всего нашего общества. Которые, кстати, многократно возрастут, если оно (общество) усвоит идеологию автора, которого вы сегодня публиковали...
С наилучшими пожеланиями. Елена.

За идеологию боятся не стоит. Статистика утверждает, что 10 - 20 % готовы воспринимать существенно новое и непривычное и, всего 10 - 20 % от этого числа, выполнят, то есть 1 - 2 %. Это и будут те кто займутся своим бизнесом и дадут работу дипломированным специалистам.

Вернёмся к теме рассылки.

Домашнее обучение ребёнка вплотную соприкасается со школой, просто нет зависимости от класса и педагога. Поставленные "рамки" на ученика в первых классах, порой преследуют всю жизнь. Постепенно эта "рамка" становиться привычной и обязательной - ни меньше, ни больше.

Вспомните свой первый класс. Сразу, в первой четверти, появляются любимчики. Они легко учатся, многое им прощается. Постоянная поддержка взрослого, внимание, вырабатывают уверенность в себе, такой ребёнок старается быть ещё лучше. А остальные?

Кто-то игнорирует, кто-то злится, некоторые начинают потихоньку мстить. Но есть и такие кто "соглашается", ведёт себя в соответствии с данной ему характеристикой. Вот и страдают больше всего последние, а их большинство, лишённые внимания, уверенные в том, что учителю на них наплевать. Глазки уже не блестят, желание учиться пропадает совсем, выполнить бы то, что требуют и всё.

В моей практике были дети, которых надо было освободить от школьных занятий для выездных мероприятий. Естественно, это были победители в тех или иных конкурсах. Каково же было удивление педагогов, что "чуть ли не двоечники" где-то побеждают и, с большой неохотой, разрешали пропускать уроки.

Были в победителях и те, кто хорошо учился, для освобождения которых достаточно было записки.

Вот и получается, доверие одним и полное недоверие другим. А дети это очень хорошо понимают.

Далее письмо от учителя, который поддерживает альтернативное образование:

Здравствуйте, Нина!
Пишет Вам Надежда из Одессы.
Я получаю Вашу рассылку о том. надо ли в школу. Сама я, на данном этапе, учитель. Но в свое время была руководителем туристских кружков в Домах Творчества (бывшие Дома пионеров).
Всегда мечтала иметь своих детей, и побольше. Но в годы перестройки максимум позволила себе двоих. Старшего сына рано начала развивать: много ему читала, называла и показывала слова и предметы, английский учили, а вот читать он все равно, вопреки всем стараниям, начал лишь в 6 лет. И то меня друзья предупреждали, что не надо рано начинать учить, мол в школе ему неинтересно будет.

Еще до школы он начинал чем-то увлекаться, например динозаврами, но очень досконально, уходя в палеонтологию. В школе, в младших классах, был тихим, руки никогда не поднимал. Но учителя уже знали, что он способный. А вот в одном из классов дети лишь случайно в конце 3-го класса узнали, что он имеет энциклопедические знания по разным направлениям.
У него нередко менялись классные коллективы. Но он трудно сходился с детьми, точнее с классными коллективами, то ли из-за своего индивидуализма и самодостаточности, то ли был не такой как все. Некоторые предметы сам по своему желанию наперед учил: химия, биология. А подходило их время - мог и остынуть. Языками увлекся, сразу многими, сравнивал их грамматику, семантику и т.д. У него на редкость хорошие исследовательские способности оказались, пророчили ему путь в науку. Но из-за возникших проблем с одноклассниками, начиная с класса 7-го или 8-го, когда мальчишки стали приставать и донимать, только потому. что он не такой, как они. В 9-ом классе он с трудом ходил в школу. У него сама собой появлялась температура, без всякой болезни. И он честно отсиживался дома по справке врача. И 9-ый класс закончил твердым хорошистом.

В 10-м классе друг появился, и сын стал в школу ходить. А потом видать поссорились. И больше сына в школе ничего не держало. И он ее бросить решил сразу в конце 1-ой четверти 10-го класса. И даже учителя поняли, что в школу его уже не вытянешь. Оформила его на экстернат, и он за год два класса проскочил, но уже без всякого желания учиться. И оценки были слабые. И поступил, на удивление всем, в художественно-театральное училище. Хотя языками все еще увлекается и бегает в научную библиотеку, где работает со словарями и самоучителями. Его в той библиотеке уже два года знают сотрудники, как самого молодого клиента.
Конечно я написала очень длинно. Но считаю, что это связано с Вашей темой. Я, хоть и учитель, сама вижу, что наша школа (система) очень недоскональна. А у талантливых и неординарных она отбивает интерес к учебе. А если хорошие дети не попали в отобранные классы и остались в тех, где слабых деток много, а еще если там и хулиганистых и самоутверждающихся на силе ( а не умом) много, то просто больно видеть, как негативно действует на них этот коллектив. Но не все могут поменять его. И такие детки, приспосабливаясь, теряют свою индивидуальность, снижают планку требований к себе, деградируют, но это позволяет некоторым из них сохранить психологическое равновесие. А некоторые не выдерживают и бросают школу. И никакими коврижками их туда не вернуть. Вот какова наша система.

Я с Вами согласна в том, что должна быть альтернатива школьному образованию. Либо домашнее обучение, либо альтернативные школы ( но не все частные школы хороши, да и малодоступны). И хорошо бы, чтобы были школы дистанционого обучения. И возможность самообразования. А для получения аттестата - гос. экзамены по общему стандарту, на который допускаются все, независимо от формы получения образования.
Говорят, что рано или поздно, но так будет.
Я сама подумываю уйти через пару лет с обычной школы (когда дочка ее закончит - с ней таких проблем почти нет), и попробовать создать какую-нибудь альтернативную школе форму получения образования.
Думаю, что тема Вашей рассылки действительно является серьезной проблемой современности. И обсуждать ее полезно.


Что я и хочу делать.

Курсы по развитию воображения, памяти и наработке качества чтения. Есть и бесплатный курс.

Занятия в игровой форме легко и просто воспринимаются. Эти занятия помогут быстро и легко запоминать текстовую и цифровую информацию, организовать внимание, справляться с эмоциями, развивать воображение и образную память. www.tropinki.boom.ru/kursi.htm

Предложение

Здравствуйте! Прочитал статью и тут же вспомнил довольно хорошую ироническую сказку (а сказку ли?) детского писателя Льва Давыдычева (может кто знает). Сказка называлась длинно:
"Дядя Коля поп Попов жить не может без футбола".

И в этой самой сказке был такой полукруглый отличник Шурик Мышкин, которого родители натурально заставляли учиться на ОТЛИЧНО, а если сын получал хоть одну четверку, вой в среде родителей начинался такой, будто сын-отличник как минимум убил старушку-процентщицу за гроши. Правда, как и во всех романах Давыдычева, смешные и глупые недостатки зашоренных людей гипертрофированы, но тем интереснее это читать!

К чему я это говорю? Собственно, это обращение к родителям, тем, кто придерживается традиционного воспитания прежде всего. Прочитай эту замечательную сказку, прочитайте себе и детям и подумайте о том, хотите ли вы видеть человека, который разбирается в синусах, или Человека...

С читательским приветом, Stormax


Есть что добавить в мои рассылки? Пишите мне. Нина

Целью рассылки является поиск единомышленников по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего рода, банка обмена.

Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, я, в большинстве случаев, буду удалять.

 www.tropinki.boom.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.anadoli
Отписаться

В избранное