Привет.
Примерно 28 лет назад я первый раз взял гитару и сразу понял, что
настраивать её некому. Все, кто имели слух, умели просто играть
аккордами и как-то настраивать по ладам. Мало кто может до сих пор
настроить гитару на слух, а уж перестроить из строя в строй на слух тем
более, пусть даже в относительном виде.
Большинство слепых гитаристов настраивает гитару программой "Tune your
guitar". Подозревал, что прога лажает, но убедился только сегодня,
проверив по тюнеру. Семплы струн записаны кое-как, чаще низят, причём
заметно это даже на просто слух без углубления внимания. Поэтому, уж
если вы прогой пользуетесь, там есть запись частот нот, переключитесь
цифрой "4" и настраивайте по ним, там более ли менее точно. Этот способ
имеет недостаток, струна не может звучать постоянно, к тому же, низкие
струны звучат на низких частотах, которые звуковые карты воспроизводят
плохо, например, 6-я струна имеет частоту ноты 80 Гц, пятая, хотя и на
кварту выше, примерно 110.
Ну и тем, кому интересно, поскольку здесь я этого не читал, а играют
многие, несколько слов о мензуре. Плохая мензура это когда хорошо звучат
только открытые струны. В остальном, особенно после настройки по ладам,
гитара звучит расстроенно. Как инструмент ни настраивай, в аккордах
слышны биения. Кривой гриф и лады я не имею в виду, это вообще нонсенс,
а вот мензуру подстраивать приходится. В классических гитарах её
настраивают на заводе, дальше ничего сделать нельзя, в акустических и
электрогитарах мензура настраивается по-разному, но принцип понятен в
любом случае. Любую длину струны можно настроить на нужную ноту, но,
если середина выбранной длины струны не совпадает с серединой звучащего
отрезка на инструменте, от лада к ладу заметны отклонения от ноты,
которая там предполагается. Если мензура короткая, биения заметны уже в
начале грифа, там, где берут "блатные" аккорды, если мензура слишком
длинна, биения заметны начиная с середины грифа, но уже в низкую сторону.
Если гитарист играет "блатняк" и сильно зажимает струны пальцами,
длинная мензура ему не повредит, особенно если вдруг он в тональности
ля-минор, будучи настроенным на дорийский лад, возьмёт ре-мажор.
Почему-то для нулевой позиции этому аккорду выпало быть барометром
мензуры. У меня было много разных гитар, но ре-мажора без биений я почти
нигде не слышал. Дальше, если говорить о кантри, то широкий Соль-мажор
или G тоже о многом может сказать. Если не сильно нажимать струны,
небольшой дефект мензуры может и не сказаться на восприятии слушателя,
но ведь почему-то именно так и бывает, что купленная гитара может не
иметь запаса по длине мензуры, особенно если струны высоко над грифом,
что частенько бывает.
Если мензура длиннее положенной, биения можно начать наблюдать с
середины грифа. Это могут заметить те, кто играет соло. Соло играет мало
кто, не говоря уж о том, чтобы соло, где фрагменты играются октавами. А
красота октавы как раз в том, чтобы биений было как можно меньше, если
не брать нарочитую расстройку. Увидеть неправильность мензуры можно,
если попытаться настроить гитару не по ладам в начале грифа, а,
например, по октавам в конце. Тогда на открытых струнах можно будет
такое услышать, что не поверится. По ладам в начале просто все уже
привыкли, поэтому и расстроенная гитара в этом случае как бы звучит
привычно. Если же настроить инструмент по концу грифа, привычность
разрушится. Да и потом, ну хватит уже "блатняк" играть! уж хотя бы
"флойдов", что ли...
Мацал Кошек