Здравствуйте уважаемые рассыльчане.
Полностью соглашаясь с Вероникой, хочу добавить несколько своих соображений.
Вряд ли возможно говорить о законченном перечне специальностей, которые были
бы доступны незрячим. Разумеется, что бюрократический такой список,
наверное, существует, но жизнь и развитие науки и техники эти направления
деятельности, доступные для слепых, будут изменяться и добавляться. И здесь
необъятный простор для незацикленных своей инвалидностью лиц, которые смогут
проторить новые пути и направления деятельности, доступные для слепых. Да, у
нас в Удмуртии есть лица, получившие образование юриста, музыканта,
математика и т.д., но которые не смогли трудоустроиться. При всём том, я
выступаю за то, чтобы слепые стремились получать образование. Вот, к
примеру, опыт Вероники подтверждает, что при желании можно получив
образование по одной специальности, найти себя в другой профессии. В любом
случае, полученное образование будет служить подспорьем для того, чтобы
устроить свою жизнь. В наше время с одной стороны получить образование
намного легче чем раньше. Когда я учился в университете, кроме магнитофонов,
а чуть позже диктофонов, ничего не было. Приходилось начитывать на ленты,
кассеты целые книги. Сейчас же компьютер даёт куда большие возможности. С
другой стороны сейчас требования при учёбе, да и сама жизнь предъявляет
очень жёсткие и высокие требования. В поддержку слов Вероники, могу только
сказаить, что то время, когда мы варились в собственном соку в структурах
общества слепых и когда нам создавали какие-то условия, - всё это постепенно
уходит. К сожалению, приходится отмечать, что ВОС в плане расширения
возможностей для трудоустройства слепых ничего не делает. Поэтому тем, кто
хочет встать на самостоятельный путь и получить высшее образование или
среднее профессиональное образование, необходимо подготовиться к тому, чтобы
самому преодолевать все трудности, никто создавать тепличных условий не
будет. Это означает, что по возможности необходимо повышать уровень
реабилитированности, уметь налаживать и укреплять социальные связи и т.д.
Наверное, Вероника не совсем права когда говорит о зависимости возможности
трудоустройства от размера населённого пункта. Так тот же философ при
желании пможет преподавать в школе. При наличии философского образования, в
школе можно найти предмет, который мог бы преподавать инвалид по зрению.
Не хотелось бы заканчивать свои рассуждения пафосными выражениями, но я
полагаю, что в наше трудное время нам слепым надо бы объединяться, именно
неформально крепче объединяться, искать пути приложения труда слепых,
обмениваться опытами и т.д.
С уважением, Шарафутдинов Юрий,г.Сарапул, Удмуртия.