Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

AIN - all about hi-tech - комментарии

  Все выпуски  

AIN - all about hi-tech - комментарии 06/12/01


Служба Рассылок Subscribe.Ru

AIN - all about hi-tech - комментарии
06/12/01
http://ain.com.ua

**

http://ain.com.ua/comments/2001/12/06/862.html
Украинский опыт политNETa
Евгений Марчук как первопроходец украинского политического предвыборного интернета

28-29 ноября в Медиа-Центре "Четвертый сектор" состоялась конференция "Новые
информационные технологии для политики и политиков" (http://www.e-ukraine.org.ua/projects/elections.htm).

AIN выступал в качестве одного из соорганизаторов мероприятия.

Доклады на конференции представили консультант президента Украины Александр Мартыненко,
директор Института информационного общества Олег Шевчук, директор фонда "Информационное
общество Украины" Александр Колодюк, издатель UAToday.net Сергей Моругин, руководитель
депутатской группы «Новое общество» Александр Чубатенко, экс-главный редактор
сайта Евгения Марчука Роман Химич, руководитель проекта UAToday.net Наталья Ищенко,
представитель Интернет-ассоциации Украины Сергей Азаров, руководитель проекта
«Украинская правда» Алена Притула, президент компании «Евроиндекс» Валерий Пекар,
директор компании SpyLog-Украина Владимир Степанец, издатель AIN.com.ua Александр
Брамс.

AIN предлагает вниманию читателей серию расшифровок докладов, прозвучавших на
конференции, которые будут размещены в разделе «Комментарии».

Роман Химич (главный редактор сайта Евгения Марчука в 1999 году)

Доклад «Украинский опыт»

«Прежде чем я начну рассказ о событиях двухлетней давности, я бы хотел сделать
одно существенное замечание. Все то, о чем я сейчас расскажу, было сделано людьми,
которые не имели специального образования, какой-то подготовки: Я не хотел бы
говорить об описанных действиях как об исключительно правильных, с другой стороны,
- это реальный опыт:

Я попытаюсь раскрыть тему «Опыт политического интернета в Украине» на примере
интернет-проекта кандидата в президенты на выборах 1999 года Евгения Кирилловича
Марчука.

Принято считать, что именно с появлением сайта Евгения Марчука в середине ноября
1998 года и проведения первой интернет-конференции украинского политика, того
же Марчука, берет начало систематическое применение интернет-технологий в политической
жизни в Украине.

Резонный вопрос: что является критерием успешности данного проекта, почему мы
говорим, что он успешный? Как вы помните (если вы помните), на тех выборах Евгений
Марчук получил 8,14% голосов избирателей. Это был пятый результат. При этом украинские
социологи, которые, в принципе, не ошиблись, предрекали не более 4,5%-5%, и почти
двукратное превышение (количества полученных голосов - АИН) всеми ими было воспринято
«не может такого быть, да как же это так?».

Наиболее зримый и высокий результат будет получен в избирательных округах в Северной
Америке (США и Канада), где проживает много выходцев из Украины и граждан Украины,
которые временно работают в Северной Америке. В этих избирательных округах Евгений
Марчук получил 50 с лишним процентов голосов, опередив Леонида Кучму по некоторым
округам более чем в два раза. Это был, конечно, локальный, частный результат.
Всего около тысячи, если я не ошибаюсь, в общей сложности избирателей, но, учитывая
вес украинской диаспоры, это был значимый успех, который, безусловно, привлек
внимание к Марчуку.

Общепринято считать, что этот успех был достигнут именно благодаря тому, что
кандидат активно использовал в своей предвыборной кампании интернет-технологии.

Дело в том, что во время тех выборов украинцы за рубежом (в первую очередь, в
США и Канаде) оказались в ситуации информационного голода. Они были лишены возможности
получать украинскую прессу, не имели возможности слушать, смотреть украинское
телевидение, и интернет стал для них единственным каналом получения информации.
Из общенациональных средств массовой информации были только две газеты: «День»
(выступавшая на стороне Евгения Марчука, которая подчеркнуто и последовательно
проводила политику равноправия украинского и русского языка) и «Факты», которая
в то время была по формату таблоидом и также почему-то русскоязычным, что, безусловно,
приводило к негативному восприятию информации на русском языке в среде наших
земляков.

А из политиков в интернете на тот момент Евгений Марчук оказался единственным,
кто систематически что-то предпринимал в этой сфере:

Теперь я расскажу кратко о том, что можно посоветовать для достижения успеха.
В принципе, идея систематических усилий в интернете принадлежала небезызвестному
в журналистских кругах Борису Клименко, который тогда работал на избирательный
блок Евгения Марчука.

Предполагалось с помощью сайта решить сразу несколько взаимосвязанных и важных
с точки зрения предвыборной кампании задач. Главной из них была не популяризация
кандидата как таковая, а именно решение текущих задач избирательного штаба. Система
досок объявлений, база данных всего, что касается предвыборной тематики, должна
была в первую очередь обслуживать функционеров избирательных структур и штабов:
Тогда была такая идея: есть функционер возле телефона - есть работа, вышел он
куда-то - все, его невозможно найти и невозможно оперативно передать информацию.

В принципе, предвыборная кампания - это множество профессионалов во взаимодействии,
есть задачи, которые нужно решить ограниченными ресурсами в ограниченное время.
Очень важна оперативность информации: Для этого и было предложено попытаться
решить это средствами интернет-технологий.

Вторая задача - этот сайт должен был стать основой для работы первичных организаций.
Третья - создать канал распространения информации для симпатизирующих средств
массовой информации и широкой аудитории. Ну, и четвертая задача - имиджевая.
Доказать ценность кандидата, его владение современными технологиями:

В основе этих задумок еще лежала идеология, что информацию нужно не проталкивать,
не пропихивать, крича в телефонную трубку «алло, девушка, передайте, Иван Ивановичу,
что собрание переносится». Механизм доступа к информации должен быть построен
таким образом, чтобы информацию можно было брать самостоятельно Вот есть сайт,
оперативно обновляемый, и тот, кто хочет эту информацию, может ее брать, когда
это ему удобно.

К сожалению, в полном объеме это реализовать не удалось. Предполагалось так:
сразу после открытия сайта и проведения рекламной кампании по его раскрутке,
де-факто разворачивается пресс-служба кандидата, еще до официального начала избирательного
марафона. Евгений Марчук, который в то время был главой парламентского комитета,
ездит по стране. Вместе с ним ездит и редактор сайта, он же  - пресс-секретарь.
 У пресс-секретаря есть ноутбук, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон. Пресс-секретарь
фиксирует все, что говорит кандидат, готовит все материалы, ставит их на сайте,
делает фотографии:

Предполагалось, что сайт будет один, который будет основой медиа-влияния кандидата.
Его сайт должен был стать первым интернет-ресурсом, который  одновременно и регулярно
выходил бы на трех языках: русском, украинском и английском.

Это была здравая идея, хорошая. За счет нестандартных интернет-решений «малой
кровью» решить такие важные вопросы:

Открытие сайта помогло решить одну из главных задач, достичь определенного эффекта,
продемонстрировать то, что кандидат в данной отрасли чем-то отличается от  других
кандидатов. Только через три месяца «заявился» второй сайт кандидата в президенты,
который был создан для Александра Мороза. К началу избирательной кампании сайты
были практически у всех кандидатов.

К сожалению, появление сайта не смогло решить каждую из поставленных задач. Дело
в том, что еще на стадии тестирования решили отказаться от идеи использования
интернет-технологии для обеспечения функционирования предвыборных структур. Причина
достаточно очевидна - в 98 году с интернетом в стране обстояло еще хуже, чем
сейчас, особенно в регионах. С качественной связью было еще хуже. Например, в
Кировограде, Полтаве, Луцке про интернет, может, тогда и слышали, но качество
оставляло желать лучшего. Поэтому полагаться только на интернет при создании
разветвленной предвыборной организации (а у Марчука была достаточно мощная -
прим. Р.Х.), было бы легкомысленно.

Был недостаток в людях, которые могли эти технологии грамотно использовать. Некоторые
технологии требуют определенного уровня компетенции:

Не получилось и использовать сайт как средство распространения информации. Обращает
на себя внимание сама начальная структура сайта - типичный сайт-визитка. Первая
страница, дальше которой не идет большинство пользователей:

Что касается работы пресс-службы, то те технические решения, которые были выбраны,
оказались просто неадекватны задаче. Работа по 12-14 часов в сутки, все время
на ногах, все время в движении. Даже самая лучшая техника позволяет в таких условиях
работу 2-3 часа от силы. Когда же компьютер включается в розетку, то он становится
обузой, поскольку требуется постоянное присутствие возле первого лица.

Следующая проблема: цифровой формат фотоинформации сам по себе не может решить
проблем, поскольку  газетная полиграфия требует большого графического разрешения,
при котором графические файлы получаются по сотне килобайт, а журнальная полиграфия
- это мегабайтные файлы. И перекачивать все это по обычному диал-ап соединению
в принципе было невозможно и нетехнологично.

И, в конце концов, один человек не в состоянии выполнять функции репортера, фотографа,
журналиста, переводчика, веб-мастера - т.е. писать тексты, фотографировать, редактировать,
еще и размещать на сайте. И все это оперативно, день в день: Необходима структура,
необходимы люди, которые профессионально могут делать одно, другое и третье.

Т.е. информационное обслуживание сайта кандидата - это, в принципе, сложная задача,
которую один человек решить не может. Нужна профессиональная грамотная структура.

К сожалению, эти вещи стали очевидны только после того, как этот сайт появился,
зимой 99 года. В марте того же года сайт фактически приостановил свою работу.

Летом 1999 года непосредственно перед началом предвыборной кампании появился
в качестве редактора этого сайта ваш покорный слуга. И ознакомившись с тем, что
мне досталось в наследство, были выбраны следующие направления работы.

Первое - это изменить дизайн сайта. То есть сделать таким образом, чтобы человек
на первой странице мог понять, появилась ли какая-то новая информация.

Второе. К тому времени стало очевидно, что у Евгения Марчука в сети достаточное
количество поклонников. Было около 150-200 посетителей в день - порядочное количество
по тем меркам. Необходима была площадка, где эти люди могли бы делиться своими
мыслями, т.е. попросту форум. Таким образом, был открыт форум «Точка зору».

Третье. Я понял, что нельзя ограничивать материалы, появляющиеся на сайте, только
официальными 2-3 строчками. Интернет - это среда по определению достаточно агрессивная,
конфликтная. Если ты что-то не напишешь, умолчишь, то люди это все равно найдут.
Люди, в общем-то, и идут в интернет на такие сайты для того, чтобы найти разные
точки зрения, сопоставить их. Поэтому я решил, как редактор, размещать все возможные
материалы, за исключением какой-то лжи и т.п.

И, в-четвертых, было решено попытаться вывести сайт в оффлайновые средства массовой
информации:

Таким образом, к сентябрю 1999 года сайт Евгения Марчука безусловно лидировал
в рейтингах. Он был наиболее посещаемый - порядка 500-600 человек в день. В моменты
каких-то значимых событий и за несколько дней до выборов посещаемость доходила
до уровня около 2000 человек в день:

Ну, и финал. Выборы: К концу октября основная задача была поддерживать общение
на форуме:

Мне кажется, что не стоит возлагать особо больших надежд на партийные сайты и
сайты кандидатов в плане привлечения новых сторонников. Есть вещи, которые они
могут решить, есть вещи, которых от них ожидать не стоит:

Главная причина - это то, что в украинской сети очень мало людей. Второе - это
то, что у людей в сети уровень подготовки выше среднего, у этих людей уже есть
сложившиеся и устоявшиеся мнения и оценки, и их очень тяжело переубеждать.

Сайт сам по себе вряд ли может их изменить: Но сайт - это открытый источник информации,
и это можно максимально использовать. Мы не знаем, для чего человек пришел на
сайт. Можно по теории предположить, что это потенциальный сторонник и ему надо
дать ту информацию, которую он ищет.

Что же касается привлечения новых сторонников, то здесь более эффективным было
бы создание дочерних информационных ресурсов, которые курируются политиками или
партиями.

Хороший пример - Юлия Тимошенко, когда она была главой бюджетного комитета ВР.
Может быть, ей не было смысла открывать свой личный официальный сайт с сухой
и официозной информацией, а сделать сайт, посвященный проблемам бюджета. Пусть
у него было бы 200-300 посетителей, которых интересует эта тема, но это были
бы специалисты, и у такого проекта был бы больший авторитет:

Можно сайты делать популярными разными способами. Несложно и фотографию голой
тетеньки повесить, смотреть на которую набежит толпа людей, но это не повысит
авторитет проекта. Авторитет - это тот рычаг, с помощью которого можно рано или
поздно что-то сделать, можно этот авторитет во что-то конвертировать.

Проблема лишь в том, как завоевать авторитет у интернет-аудитории. Решить это
на сегодняшний день наиболее просто можно за счет тематических ресурсов, посвященных
какой-то предметной области.»

**

ФОРУМ - нам интересно Ваше мнение
http://ain.com.ua/forum/

Пресс-релизы
http://ain.com.ua/press/

**
Друзья и партнеры

TopPing
http://www.topping.com.ua

Cnews.Ru
http://www.cnews.ru

СМИ.ру
http://www.smi.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное