Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

AIN - all about hi-tech - комментарии

  Все выпуски  

AIN - all about hi-tech - комментарии 12/12/01


Служба Рассылок Subscribe.Ru

AIN - all about hi-tech - комментарии
12/12/01
http://ain.com.ua

**

Интернет и внешняя политика
Без внимания и государства остается проблематика использования Интернет во внешней
политике
http://ain.com.ua/comments/2001/12/11/882.html

28-29 ноября в Медиа-Центре "Четвертый сектор" состоялась конференция "Новые
информационные технологии для политики и политиков" (http://www.e-ukraine.org.ua/projects/elections.htm).

AIN выступал в качестве одного из соорганизаторов мероприятия.

Доклады на конференции представили консультант президента Украины Александр Мартыненко,
директор Института информационного общества Олег Шевчук, директор фонда "Информационное
общество Украины" Александр Колодюк, издатель UAToday.net Сергей Моругин, руководитель
депутатской группы «Новое общество» Александр Чубатенко, экс-главный редактор
сайта Евгения Марчука Роман Химич, руководитель проекта UAToday.net Наталья Ищенко,
представитель Интернет-ассоциации Украины Сергей Азаров, руководитель проекта
«Украинская правда» Алена Притула, президент компании «Евроиндекс» Валерий Пекар,
директор компании SpyLog-Украина Владимир Степанец, издатель AIN.com.ua Александр
Брамс.

AIN предлагает вниманию читателей серию расшифровок докладов, прозвучавших на
конференции, которые будут размещены в разделе «Комментарии».

Валерий Пекар (президент компании «Евроиндекс»)

Доклад: «Интернет и внешняя политика»

«Сегодня очень много говорят про Интернет в святи с внутренней политикой: свобода
слова, использование в предвыборной кампании и тому подобное. При этом без внимания
и государства, и общественных организаций остается проблематика использования
Интернет во внешней политике. А там есть о чем поговорить.

1. Информационные войны

Существует целый ряд внешнеполитических угроз Украине в информационной сфере.
Нередко ситуация, сложившаяся вокруг освещения событий в Украине иностранными
средствами массовой информации, характеризуется специалистами как информационные
спецоперации или даже информационная война. Эта война ведется разными способами,
как грубыми (публикация неправдивой или полуправдивой информации, замалчивание),
так и тонкими, с использованием современных гуманитарных технологий.

Цели таких информационных операций не ограничиваются политическими, а затрагивают
широкий круг экономических и гуманитарных проблем:

а) политические цели:

- прямое давление на украинскую дипломатию с целью достичь преимуществ в дипломатических
процессах,

- ухудшение отношений Украины с третьими странами в собственных  интересах,

- ухудшение отношений с украинской и еврейской (из Украины) диаспорой,

- создание благоприятных внутриполитических условий в своих странах для принятия
непопулярных решений относительно Украины;

б) экономические цели:

- сокращение экспорта украинских товаров, предоставление конкурентных преимуществ
своим производителям на внутренних рынках и рынках третьих стран,

- ограничение иностранных инвестиций в Украину, за счет этого более интенсивное
привлечение инвестиций на другие рынки,

- снижение доверия к украинским финансовым инструментам на международных финансовых
рынках,

- создание условий для приобретения объектов украинской экономики по сниженным
ценам,

- недопущение участия Украины в международных экономических проектах,

- ограничение развития туризма как отрасли украинской экономики;

в) гуманитарные цели:

- ограничение интереса к украинской культуре и культурам других народов Украины
с целью собственной культурной экспансии,

- создание благоприятных условий для «утечки мозгов» - эмиграции из Украины представителей
интеллектуальной и технологической элит.

Можно привести широкий спектр типичных примеров: освещение подготовки Собрания
ЕБРР в Киеве (1998), специальная информационная операция по сокращению российского
туризма в Крыму (1999), «информационная бомба», связанная с инцидентом утечки
ртути в Киеве (2001). Примеров десятки, причем в разных случаях источником угрозы
были разные страны.

К сожалению, Украина сегодня не может ничего противопоставить усилиям своих противников
в этой информационной войне. Украинские средства массовой  информации за рубежом
слабы, невлиятельны, не имеют финансовой и профессиональной базы. Попытки использовать
иностранные средства массовой информации не могут быть удачными из-за наличия
политического, коммерческого или социального заказа от другой стороны. Даже те
граждане других стран, которые скептически относятся к своим СМИ и хотят получить
альтернативную информацию про Украину, не имею такой возможности.

Опасность ситуации может на несколько порядков повыситься, если допустить возможность
в будущем возникновения внешнеполитических или внешнеэкономических конфликтов
с участием Украины. Такие конфликты могут быть связаны или с политическими интересами
(острыми вопросами украинской внешней политики или внутриполитическими процессами),
или с экономическими интересами (приватизация крупных объектов национальной экономики,
выведение на международные финансовые рынки новых украинских финансовых инструментов,
борьба с ростом украинского экспорта).

К сожалению, особенно опасным  противником может быть Российская Федерация, чья
внешняя политика в последнее время характеризуется большой прагматичностью, в
той время как интерес российского капитала к объектам украинской экономики растет.
Как потенциальный противник в информационной войне, Россия представляет собой
большую угрозу из-за массового влияния на сознание не только граждан России,
но и граждан Украины (российское телевидение, газеты, ресурсы Интернет).

Вывод: сегодня Украина не имеет инструментов противостояния информа­ционной войне,
которая ведется или может вестись с разными политическими и экономическими целями
многими странами мира.

2. Инструменты противодействия

Противодействие информационной войне традиционными средствами требует от Украины
объективно невозможных затрат. Создание, издание и распространение иноязычных
средств массовой информации нереально. Даже распространение в России украинских
русскоязычных СМИ нереально.

Единственным инструментом противодействия сегодня является Интернет. Рост количества
пользователей Интернет в мире на несколько порядков за последние годы, бурный
рост онлайновых средств массовой информации и электронной коммерции является
свидетельством того, что Интернет занимает в жизни граждан развитых стран место
рядом с традиционными СМИ, а в следующие годы, возможно, вытеснит их на второй
план (за счет своих больших возможностей).

То же самое касается России, где насчитывается уже несколько миллионов пользователей.
Примеры прошлого года свидетельствуют об эффективности использования Интернет
в России как инструмента информационных операций и контр-операций (чеченские
удачные специальные информационные операции, прорыв гражданами информационной
блокады относительно эпидемии на Северном Кавказе, борьба российских медиа-магнатов
за ключевые информационные ресурсы Интернет, использование Интернет в ходе думской
предвыборной кампании и в дальнейших политических событиях).

К сожалению, сегодня Интернет рассматривается в свете информационной безопасности
только как «информационный киллер» во внутриполитических процессах. Многие украинские
профессионалы в области безопасности придерживаются такой ограниченной точки
зрения, не отдавая должного возможностям Интернет во внешнеполитических информационных
войнах, что, на мой взгляд, является сегодня одним из главных аспектов Интернет
в сфере национальной безопасности (в том числе национальной экономической безопасности).

Создание, поддержка и продвижение мощных информационных ресурсов Украины в Интернет
может уже на первом этапе решить несколько важных заданий:

а) политические задания:

- создание благоприятного фона для работы украинской дипломатии,

- противодействие специальным информационным операциям других стран,

- развитие «народной дипломатии», создание в других странах социальных групп,
благосклонных к Украине;

б) экономические задания:

- расширение международного экономического сотрудничества,

- расширение экспорта украинских товаров и услуг,

- создание благоприятного фона для привлечения иностранных инвестиций в Украину,

- повышение доверия к украинским финансовым инструментам на международных финансовых
рынках,

- развитие туризма, в том числе бизнес-туризма.

Не менее важным фактором является то, что Интернет, как один из самых важных
в следующем десятилетии факторов мировой экономики, может размежевать нации мира
на нации «информационной эры» и «доинформационной эры». Создание мощных информационных
ресурсов является крайне необходимой базой для ответа на вызовы следующего десятилетия,
о которых мы можем только догадываться.

Имеется позитивный опыт использования Интернет во внешней политике, накопленный
разными странами мира. Например, Тайваню таким образом удалось прорвать информационную
блокаду и в несколько раз повысить объемы экспорта. Гонконг накопил опыт привлечения
инвестиций и расширения использования собственных финансовых инструментов на
международных рынках. Позитивный опыт Польши в последнее время получил высокую
оценку западноевропейских деловых кругов. Заслуживает внимания опыт развитых
стран: США, Японии, Израиля и других. Правительство Китайской Народной Республики
уделяет значительное внимание этому вопросу. Но в общем иностранный опыт в Украине
еще мало изучен.

Вывод: единственным инструментом противодействия в информационной войне против
Украины является Интернет.


3. Выводы

Роль Интернет как мощного средства массовой информации в мире быстро растет,
но в Украине Интернет как СМИ еще слаб и не играет существенной роли в информационном
пространстве.

Интернет может стать серьезным инструментом противодействия угрозам Украине в
информационной сфере.

Политическая элита должна научиться использовать Интернет как инструмент внешней
политики: развивать и поддерживать Интернет-СМИ в Украине, противодействовать
намерениям отдельных государственных служащих создавать преграды для развития
Интернет-СМИ, пропагандировать украинские Интернет-СМИ в мире.»


**

ФОРУМ - нам интересно Ваше мнение
http://ain.com.ua/forum/

Пресс-релизы
http://ain.com.ua/press/

**
Друзья и партнеры

TopPing
http://www.topping.com.ua

Cnews.Ru
http://www.cnews.ru

СМИ.ру
http://www.smi.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное