Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №73. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х — НАЧАЛЕ 80-Х ГГ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №73. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х — НАЧАЛЕ 80-Х ГГ.

Основные события

1964 г.—Ликвидация деления обкомов на промышленные и сельские

1965 г.—Восстановление отраслевого принципа управления

1965 г.—Процесс Синявского—Даниэля

1966 г.—XXIII съезд КПСС

август 1968 г.—Интервенция СССР в Чехословакии

1968 г.—Начало издания «Хроники текущих событий»

1968 г.—Публикация романа А.И. Солженицына «В круге первом»

1969 г.—Создание Инициативной группы защиты прав человека в СССР

1970 г.—Присуждение А.И. Солженицыну Нобелевской премии по литературе

1970 г.—Создание Комитета прав человека в СССР

1970 г.—Отставка Твардовского с поста главного редактора «Нового мира»

1973 г.—Публикация «Архипелага ГУЛАГ»

1974 г.—Высылка А.И. Солженицына из СССР

1975 г.—«Бульдозерная» выставка художников-нонконформистов

1975 г.—Создание Московской Хельсинкской группы

1977 г.—Принятие «брежневской» Конституции

1977 г.—Избрание Л.И. Брежнева Председателем Президиума Верховного Совета СССР

1979 г.—Попытка издания альманаха «Метрополь»

1980 г.—Высылка А.Д. Сахарова в Горький

Действующие лица

Твардовский А.

Лакшин В.

Кондратович

Кочетов В.

Окуджава Б.

Высоцкий В.

Галич А.

Войнович В.

Владимов Г.

Аксенов В.

Довлатов С

Битов А.

Липкин С.

Лиснянская И.

Попов Е.

Ерофеев Виктор

Ерофеев Венедикт

Синявский А.Д.

Даниэль Ю.М.

Сахаров А.Д.

Солженицын А.И.

Орлов Ю.Ф.

Важнейшие понятия и термины

Развитой социализм

Общенародное социалистическое государство

Ресталинизация

Альтернативная культура

Художники-нонконформисты

Правозащитное движение

«Пражская весна»

Диссиденты

Важнейшие правозащитные организации

«Инициативная группа защиты прав человека в СССР»

Комитет прав человека в СССР

Московская Хельсинкская группа

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Общественно-политическая жизнь СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.

Внутренняя политика и общественная жизнь в СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.

Содержание ответа

1. Перестройка партийно-государственного управления

Падение Хрущева привело к быстрому отказу от предпринятых им реформ партийно-государственного управления. В конце 1964 г. было прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территориальные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархозы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой. На XXIII съезде КПСС в 1966 г. из партийного Устава были изъяты внесенные по инициативе Хрущева нормы об обязательной сменяемости выборных партийных органов. Аппарат, избавившись от страха сталинских времен и бесконечных хрущевских нововведений, требовал стабильности. Своеобразным олицетворением безраздельного господства номенклатуры стал Л.И. Брежнев, избранный на XXIII съезде Генеральным секретарем ЦК КПСС. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро.

С XXIII съезда началось постепенное формирование культа личности Брежнева, достигшее апогея во второй половине 70-х — начале 80-х гг. Брежнев, закончивший войну генерал-майором, начальником политотдела одной из армий, стал Маршалом Советского Союза, кавалером Ордена Победы1, четырежды Героем Советского Союза. Он получил Ленинскую премию по литературе за цикл мемуаров, которые в действительности были написаны не им, а группой профессиональных литераторов. В 1977 г. Брежнев, оставаясь Генеральным секретарем ЦК КПСС, стал также Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Тщательно создаваемый официальной пропагандой культ Брежнева, не был, однако, похож на культ Сталина, поскольку ни в коей мере не опирался на подлинные чувства граждан и вызывал лишь иронию, о чем свидетельствуют многочисленные анекдоты.

2. Теория развитого социализма. Конституция 1977 года.

В 70-х гг. стало окончательно ясно, что курс на «развернутое строительство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Поэтому официальная идеология выдвинула концепцию «развитого социализма». Развитой социализм понимался как длительный исторический этап, предшествующий построению коммунизма, наступление которого, таким образом, отодвигалось на неопределенный срок. Построение в СССР развитого социалистического общества было провозглашено в новой Конституции, принятой в 1977 г. СССР теперь именовался не государством диктатуры пролетариата, а общенародным социалистическим государством. Соответственно Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. На практике Советы всех уровней оставались безвластными и призваны были лишь единогласно утверждать решения партийных органов. Выборы в Советы оставались фикцией: в избирательных бюллетенях значилась единственная фамилия кандидата от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы (слова, печати, шествий и демонстрация и т.п.), но только «в интересах развития социализма», что позволяло ограничивать их на практике. В Конституцию была включена статья 6, согласно которой КПСС провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Эта норма была призвана формально закрепить реально существующее господство партийного аппарата во всех сферах общественной жизни.

3. Попытки пересмотра курса ХХ съезда

С отставкой Хрущева, по существу, прекратилась критика политики культа личности. Исчезли публикации на «лагерную» тему, в книгах о репрессированных героях Гражданской войны перестали указывать даты их смерти. Официальная критика нападала на попытки «очернять» советскую историю. Зато вновь стали писать о заслугах Сталина как Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Накануне XXIII съезда КПСС ожидалась официальная реабилитация Сталина. Руководство КПСС предпочло, однако, не пересматривать публично курс ХХ съезда, а сделать это постепенно, без громких заявлений. Возможно, определенную роль сыграло то, что курс на ресталинизацию вызвал очевидное недовольство интеллигенции. В ЦК поступили многочисленные протесты против реабилитации Сталина, в том числе подписанные выдающимися деятелями науки и культуры.

Новая попытка пересмотра курса ХХ съезда готовилась в 1969 г., в связи с 90-летием Сталина. Планировалось открытие памятника на его могиле, в «Правде» была подготовлена большая юбилейная статья, намечалось проведение конференции в Институте марксизма-ленинизма. Однако и на сей раз протесты интеллигенции и возражения лидеров зарубежных компартий вынудило советское руководство отказаться от этих замыслов и ограничиться небольшой публикацией в «Правде», где давалась осторожно-взвешенная оценка деятельности Сталина.

Постепенно образ Сталина все чаще появлялся на киноэкране, правда, лишь в фильмах о Великой Отечественной войне. Из мемуаров полководцев, в частности, Жукова, цензура вычеркивала критические отзывы о Сталине. Даже Постановление ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г. стало теперь казаться слишком антисталинским и потому полностью замалчивалось, хотя и не было формально отменено.

4. Провал попыток диалога общества с властью. «Разгром «Нового мира».

Попытки реабилитации Сталина встречали сопротивление либеральной части общества, выразителем взглядов которой оставался журнал «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским. В этом журнале печаталось большинство лучших произведений советской литературы. Критики «Нового мира» В.Я. Лакшин, И.Т. Виноградов, А.И. Кондратович и другие вели непримиримую борьбу со сталинистскими тенденциями в литературе. Главными оппонентами «Нового мира» были журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». «Октябрь», главным редактором которого был В. Кочетов, придерживался догматически-сталинистских позиций. В 1969 г. Кочетов опубликовал роман «Чего же ты хочешь?», воспринятый в обществе как пасквиль на интеллигенцию. «Правда» критиковала «Новый мир» за неверную идеологическую позицию, а «Октябрь» — за нетребовательность к качеству публикуемых произведений.

«Молодая гвардия» с середины 60-х гг. выступала с национально-почвеннических позиций. Авторы «Молодой гвардии» М. Лобанов, С. Семанов, В. Чалмаев призывали сохранять самобытное развитие России, протестовали против американизации культуры, решительно противопоставляли Россию Западу, а интеллигенцию — народу, скатываясь к откровенному национализму.

В конце 60-х гг. атаки против «Нового мира» усилились в связи с появлением в самиздате, а затем и на Западе, антисталинской поэмы Твардовского «По праву памяти», направленной против возрождения культа личности.

В «Огоньке» появилось письмо, подписанное 11-ю писателями, обвинившими «Новый мир» в космополитизме. Поводом для этого стала публикация в «Новом мире» статьи А. Деменьтьева, направленной против возрождения национализма. При этом Деменьев критиковал авторов «Молодой гвардии» с ортодоксально марксистских позиций.

В феврале 1970 г. ближайшие сотрудники Твардовского решением секретариата Союза писателей были выведены из редколлегии «Нового мира», а вместо них без согласования с главным редактором были назначены другие, чужие ему люди. После того, как попытки апелляции в партийным инстанциям потерпели неудачу, Твардовский ушел в отставку. Прежний «Новый мир» перестал существовать. Разгром «Нового мира» с помощью административных мер свидетельствовал о том, что власть неспособна к открытой дискуссии с обществом. Подлинное обсуждение общественных проблем окончательно ушло в самиздат.

5. «Альтернативная культура»

В 1979 г. была предпринята попытка издания без цензуры литературного альманаха «Метрополь». Среди его авторов были В. Аксенов, А. Битов, Виктор Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий, И. Лиснянская, С. Липкин и другие. Составители сборника вели подготовку к его изданию подчеркнуто легально, не допуская распространения материалов альманаха в самиздате и избегая контакта с авторами, окончательно порвавшими с официальной литературой. Однако власти и руководство Союза писателей не допустили издания «Метрополя» и организовали пропагандистскую кампанию против его участников. Наименее известные среди авторов «Метрополя» Е. Попов и В. Ерофеев были исключены из Союза писателей. В знак протеста из Союза писателей вышли Аксенов, Липкин и Лиснянская. История «Метрополя» продемонстрировала невозможность свободного развития литературного процесса в СССР.

По мере того, как официальная культура становилась все более консервативной, росло влияние неофициальной, «альтернативной» культуры. Наиболее значимые художественные произведения отечественной литературы распространялись в самиздате. Вынуждены были эмигрировать такие писатели как В. Аксенов, Г. Владимов, В. Войнович, С. Довлатов, А. Синявский. Только на Западе смогли быть опубликованы многие произведения А. Битова, Ф. Искандера, Венедикта Ерофеева.

Росла популярность авторской песни. С распространением катушечных, а затем и кассетных магнитофонов песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора и В. Высоцкого, стали известны миллионам, превратились в настоящий городской фольклор. Высоцкий был одинаково популярен в самых разных слоях общества. Его песни выразили общее чувство несвободы. В интеллигентской среде огромную популярность приобрело творчество гонимого А. Галича2.

Молодежь, совершенно игнорируя официальное искусство, поголовно увлекалась рок-музыкой, вызывавшей крайне подозрительное отношение властей. Появились многочисленные русские рок-группы. Попытка поставить рок-культуру под контроль «органов» путем создания полуофициальных рок-клубов, потерпела неудачу.

В изобразительном искусстве власти продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В 1974 г. группа московских художников-нонконфомистов решила провести выставку своих картин под открытым небом. Выставка была разогнана с применением бульдозеров и поливальных машин, а нескольких ее участников задержали. Однако «бульдозерная выставка» вызвала такой международный скандал, что власти предпочли в дальнейшем разрешить непризнанным художникам организовывать выставки в небольших залах на окраинах.

В целом, несмотря на то, что власть стремилась сохранить в своих руках жесткое руководство культурой, во второй половине 60-х — начале 80-х гг. происходило постепенное формирование новой культуры, неподконтрольной режиму. Либеральная интеллигенция все более расходилась с властью, что приводило ее к поддержке движения инакомыслия.

6. Правозащитное движение

Ужесточение идеологического курса проявилось не только в попытках пересмотреть отношение к культу личности Сталина. Резко ужесточились меры по отношению к политическому инакомыслию. В 1965 г. были арестованы писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль. Им инкриминировали написание и передачу за границу для публикации под псевдонимами своих произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Расправы над авторами, передававшими свои произведения для публикации на Западе, случались и при Хрущеве. Но суд над Синявским и Даниэлем стал первым открытым политическим процессом после ХХ съезда. Синявский был приговорен к семи годам лагеря, Даниэль — к пяти. Подсудимые не покаялись, напротив — они требовали реализации своего конституционного права на свободу слова.

Процесс Синявского и Даниэля способствовал становлению оппозиционного общественного мнения. Если руководство Союза писателей официально поддержало судебную расправу, то многие видные деятели культуры направили в адрес ХХIII съезда, ЦК КПСС, Верховного Совета СССР письма в защиту подсудимых. Именно с этого времени коллективные письма руководству партии и правительства стали одной из наиболее распространенных форм политического протеста. Эти письма передавались в «самиздат», транслировались западными радиостанциями. Многие «подписанты» были изгнаны из партии и комсомола, уволены с работы, исключены из институтов и творческих союзов, лишены возможности публиковаться.

Другой формой протеста стали демонстрации. 5 декабря 1965 г. демонстрация в защиту Синявского и Даниэля состоялась на Пушкинской площади в Москве. Демонстранты подняли плакаты: «Уважайте советскую конституцию!» Около 40 студентов — участников демонстрации были исключены из институтов. Эту демонстрацию ряд исследователей считает началом правозащитного движения в СССР.

В 1966–1968 гг. круг правозащитников расширился. В ответ на ужесточение цензуры получил новое развитие самиздат. Весной 1968 г. начался выпуск информационного бюллетеня правозащитного движения — «Хроники текущих событий». Несмотря на репрессии против редакторов «Хроники» она продолжала выходить вплоть до начала 80-х гг. Все чаще советские авторы стали передавать свои произведения на Запад.

Важной вехой в развитии правозащитного движения стало советское вторжение в Чехословакию в августе 1968 г. Наиболее известным публичным выступлением в защиту «пражской весны» стала демонстрация на Красной площади в Москве. В ней участвовали 7 человек: К. Бабицикй, Л. Богораз, Н. Горбаневская, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов, В. Файнберг. Участники демонстрации были арестованы, судимы, приговорены к заключению в лагере, ссылке или принудительному психиатрическому лечению. Были и другие акции протеста, участники которых также подверглись арестам.

В 1968 г. на Западе был опубликован роман А.И. Солженицына «В круге первом», рассказывающий о подмосковной «шарашке»3, в которой писатель отбывал часть своего лагерного срока. В ответ Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 г. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе, в 1971 г. на Западе вышел роман «Август 14-го», а в 1973 г. — первый том «Архипелага ГУЛАГ». В том же году Солженицын направил Брежневу «Письмо вождям Советского Союза». Власти не решались заключить знаменитого писателя в лагерь, опасаясь протестов на Западе. В феврале 1974 г. Солженицын был лишен советского гражданства и выслан из СССР по обвинению в государственной измене.

В 1969 г. была создана первая правозащитная ассоциация — «Инициативная группа защиты прав человека в СССР», обратившаяся в ООН с просьбой «защитить попираемые в Советском Союзе человеческие права». Группа прекратила существование в 1972 г. из-за арестов. В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР, одним из лидеров которого был выдающийся физик академик А.Д. Сахаров.

В 1972–1974 гг. правозащитное движение пережило кризис из-за резкого усиления репрессий. Сотни правозащитников находились в тюрьмах и лагерях, многие были высланы из СССР или вынуждены эмигрировать.

Однако в 1974 г., несмотря на аресты, правозащитное движение возродилось. Его признанным лидером стал А.Д. Сахаров. В 1975 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира за правозащитную деятельность. Ответом советских властей стала систематическая травля Сахарова в печати. В газетах было опубликовано письмо 72-х академиков и членов-корреспондентов АН СССР, осуждавших позицию Сахарова.

В 1975 г. СССР подписал Хельсинкские соглашения. Это было большим успехом советской дипломатии, добившейся признания послевоенных границ в Европе. Но в Заключительном Акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе были и «гуманитарные» статьи, требовавшие соблюдения прав человека, в том числе свободы слова, передвижения, выбора места жительства.

Советские правозащитники создали Московскую Хельсинкскую группу (руководитель — Ю.Ф. Орлов), которая провозгласила своей задачей сбор и распространение информации о нарушениях гуманитарных статей Заключительного акта.

МХГ стала связующим звеном между собственно правозащитным движением и другими движениями инакомыслящих (диссидентов), в частности, религиозными и национальными4, поскольку репрессии заставляли и их участников обращаться к правозащитной деятельности. Вслед за Москвой Хельсинкские группы были образованы в ряде союзных республик.

В конце 70-х — начале 80-х гг. на правозащитное движение обрушилась новая волна репрессий. А.Д. Сахаров в 1980 г. был выслан в Горький, куда был закрыт доступ иностранцам. Другие прежние лидеры были арестованы или эмигрировали. Движение было фактически обезглавлено. В 1982 г. прекратила свою деятельность МХГ. Руководство КГБ удовлетворенно считало, что правозащитное движение в СССР перестало существовать.

Роль диссидентского движения — прежде всего в его влиянии на общественное сознание, в подготовке почвы для формирования гражданского общества в стране. Людей, непосредственно участвовавших в диссидентском движении, было немного, но их взгляды и идеалы находили все более широкое сочувствие.

На что следует обратить внимание при ответе

Ответ должен продемонстрировать, что рост и радикализация общественного движения явились ответом на отказ власти от решения назревших общественно-политических проблем, на усиление консерватизма идеологического курса и политики властей.


Примечания

1 Этим орденом награждались только руководители Ставки и Генштаба, а также командующие фронтами.

2 А. Галич был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов, а позднее вынужден эмигрировать.

3 Шарашками именовали созданные в системе ГУЛАГа научные институты и конструкторские бюро, в которых работали заключенные.

4 Среди религиозных движений наиболее активными были добивавшиеся права свободно исповедовать свою веру и обучать ей детей баптисты, пятидесятники, адвентисты и отдельные группы православных, действовавшие вопреки официальной позиции Московской патриархии. Среди национальных движений наиболее важную роль играли движение крымских татар, добивавшееся права на возвращение в Крым, еврейское и немецкое движения, основной целью которых была свобода эмиграции, прибалтийские движения, участники которых стремились к восстановлению государственной независимости своих республик, украинское, выступавшее против культурной русификации.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное