Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Всемирная история" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ЗАНЯТИЕ №75. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1983–1991 ГГ.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЗАНЯТИЕ №75. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1983–1991 ГГ.
Основные события
ноябрь 1983 — февраль 1984 гг.—Правление Ю.В. Андропова
февраль 1984 — март 1985 гг.—Правление К.У. Черненко
март 1985 г.—Избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС
апрель 1985 г.—Провозглашение политики ускорения
7 мая 1985 г.—Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом»
май 1986 г.—Введение госприемки
май 1986 г.—Указ об усилении борьбы с нетрудовыми доходами
ноябрь 1986 г.—Закон об индивидуальной трудовой деятельности
июнь 1987 г.—Закон о государственном предприятии (объединении)
июль 1988 г.—Закон о кооперации
лето 1990 г.—Программ Абалкина—Рыжкова и программа Явлинского «500 дней»
январь 1991 г.—Обмен крупных купюр
апрель 1991 г.—Повышение вдвое розничных цен
Действующие лица
Андропов Ю.В.
Черненко К.У.
Горбачев М.С.
Рыжков Н.И.
Павлов В.С.
Абалкин Л.И.
Аганбегян А.Г.
Петраков Н.Я.
Попов Г.Х.
Явлинский Г.А.
Важнейшие понятия и термины
- Ускорение
- Перестройка
- Инвестиционная политика
- Антиалкогольная кампания
- Госприемка
- Договорные поставки
- Аренда
- Бригадный подряд
- Хозрасчет (две модели)
- Самофинансирование
- Оптовая торговля
- Реформа ценообразования
- Дефицит
- Ажиотажный спрос
- Карточки потребителя
- Конвертируемость рубля
- Приватизация
- Скрытая инфляция
- Программа «500 дней»
Законодательные акты
Указ об усилении борьбы с нетрудовыми доходами
Закон об индивидуальной трудовой деятельности
Закон о государственном предприятии (объединении)
Закон о кооперации
Основные варианты экзаменационных вопросов:
Социально-экономическое развитие СССР в 1983–1991 гг.
Социально-экономическая политика в СССР в 1983–1991 гг.
Социально-экономическое развитие СССР в годы перестройки
Содержание ответа
1. Социально-экономическая политика в 1983–1985 гг.
К концу «эры Брежнева» крайне неблагополучное состояние советской экономики было очевидным. Падение эффективности производства признал в своем первом выступлении в новом качестве Ю.В. Андропов, избранный после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем президиума Верховного Совета СССР. Ранее Андропов долгие годы работал председателем КГБ.
Андропов понимал необходимость повысить производительность труда и использования основных фондов. Он считал целесообразным расширить самостоятельность промышленных предприятий и колхозов по образцу Венгрии. Но главное внимание Андропов уделял «наведению порядка». При нем были развернуты громкие процессы против коррупции. Были арестованы руководители московской торговли, от которых криминальные нити вели далеко наверх. Аресту подверглись бывший 1-й секретарь Краснодарского крайкома партии С.Ф. Медунов и зять Брежнева заместитель министра внутренних дел Ю.М. Чурбанов. Министр внутренних дел Н.А. Щелоков был отстранен от должности и покончил самоубийством в ожидании ареста.
Другим способом «наведения порядка» стало укрепление производственной дисциплины. Были резко ужесточены санкции за прогулы и опоздания. На улицах и в общественных местах милиция проверяла документы, чтобы установить, почему граждане находятся не на работе. Доходило до проверок и задержаний в банях.
Таким образом, в период пребывания Андропова у власти основное внимание уделялось чисто административным мерам. Это свидетельствует о том, что высшее партийное руководство еще не отдавало себе отчета, насколько глубок поразивший страны кризис.
Во второй половине 1983 г. Андропов был уже тяжело болен. В феврале 1984 г. он умер. Его сменил К.У. Черненко, партийный аппаратчик, никогда не занимавший самостоятельных постов, и сделавший карьеру благодаря близости к Брежневу. В момент избрания на высший партийный пост Черненко был уже тяжело болен. При нем всякие попытки реформировать общество были прекращены. Дела против коррупции ограничились расстрелом начальника управления торговли Мосгорисполкома и нескольких директоров крупных магазинов. Сошла на нет и кампания борьбы за дисциплину. Правление Черненко во многом напоминало времена Брежнева, но оказалось кратковременным: в марте 1985 г. Черненко умер.
2. Приход Горбачева к власти. Стратегия ускорения
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. По сравнению со своими престарелыми предшественниками 54-летний Горбачев казался совсем молодым. При нем началось быстрое обновление кадров.. Председателем Совета Министров СССР вместо 80-летнего Н.А. Тихонова вскоре стал Н.И. Рыжков.
На апрельском Пленуме ЦК 1985 г. была выдвинута задача ускорения социально-экономического развития страны. Считалось, что обеспечить ускорение позволит внедрение достижений научно-технического прогресса, особенно в области машиностроения. Предусматривалось серьезное изменение инвестиционной политики: сокращение дорогостоящего капитального строительства и ускоренное техническое перевооружение предприятий. Капиталовложения в машиностроение были увеличены на 80%.
Приоритетными были объявлены социальные проблемы: строительство жилья, снабжение населения продовольствием, совершенствование здравоохранения и образования. Однако главное внимание по-прежнему уделялось производственной сфере.
Лишь немногие руководители КПСС понимали, что необходимо менять экономическую систему, и предлагали децентрализовать управление, расширить права предприятий, внедрить хозрасчет. Значительная же часть партийного и государственного аппарата полагала, что реформы вообще не нужны — достаточно укрепить дисциплину силовыми методами.
По существу, решения апрельского Пленума ЦК свидетельствуют о том, что в середине 80-х гг. новое руководство не имело продуманной программы реформ. Представления о путях преобразования экономики не выходили за рамки возвращения к хозяйственной реформе 60-х гг., а основное внимание уделялось технике и технологии. Более того, как и при Андропове, в начальный период пребывания Горбачева у власти многие проблемы предполагалось решить административным путем.
Так, 7 мая 1985 г. был принят Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом» и начата так называема антиалкогольная кампания. Пьянство в стране достигло действительно критических пределов, но меры, принятые для его искоренения, оказались грубо-прямолинейными, неэффективными и имели крайне вредные последствия. Резко сократилось производство спиртного, в том числе не только дешевого низкосортного вина и водки, но и марочных вин. Были вырублены виноградники, разрушены винодельческие предприятия. У дверей винных магазинов, число которых резко сократилось, выстроились громадные очереди.
Антиалкогольная кампания привела к росту наркомании, токсикомании, потребления суррогатов спиртного. В обществе она была крайне непопулярна. Огромные потери понес бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления остались на бумаге.
Другой административной мерой явилось введение в мае 1986 г. госприемки. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтерсованы в выполнении плана. Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Однако эффект ее введения оказался значительно ниже ожидаемого. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролерами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учете. Просуществовала госприемка лишь год-два.
В мае 1986 г. был опубликован Указ об усилении борьбы с нетрудовыми доходами. Формально он направлялся против крупных дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивавшие фрукты и овощи на продажу, кустари, мелкие торговцы.
3. Начало хозяйственных реформ
В 1986 г. стало ясно, что курс «ускорения» неэффективен, что без серьезных экономических преобразований ситуацию поправить не удастся. С весны 1986 г. все большее внимание стало уделяться не ускорению, а перестройке.
Права предприятий были несколько расширены. Одновременно усилилась их материальная ответственность за результаты работы. Теперь они могли не только получать технику или сырье на основании установленных сверху лимитов, но и поставлять свою продукцию друг другу на договорной основе. Двадцать министерств и семьдесят крупных объединений смогли самостоятельно выходить на внешний рынок.
Руководство страны поддержало аренду и бригадный подряд, особенно в сельском хозяйстве. Звенья, состоявшие, как правило, из родственников, брали подряд, например, на выращивание скота. Получали молодняк, частично корма, сдавали откормленный скот. Заработки работников подрядных и арендных звеньев резко превышали доходы колхозников, работавших по прежней системе. Были сняты ограничения на строительство домов на садовых участках горожан, выделение земли садоводам ускорилось.
В ноябре 1986 г. был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности 1. Закон разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Применение наемного труда не разрешалось. (Правда, на практике, этот запрет с самого начала не соблюдался). Допускалось лишь использование работников по договору, выполняющих вспомогательные работы. От того, кто решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, требовалась масса справок и разрешений. И все же, несмотря на ограничения, принятие закона было определенным шагом вперед.
В 1985–86 гг. промышленное и сельскохозяйственное производство несколько увеличилось, но уже в начале 1987 г. начался спад. Модернизация машиностроения провалилась, программы развития приоритетных отраслей были сорваны. Попытки передать часть прав министерств предприятиям и объединениям наталкивались на решительное сопротивление.
Все это побудило руководство страны с 1987 г. начать разработку глубокой экономической реформы. В этой работе участвовали видные советские экономисты: А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, Н.Я Петраков, Г.Х. Попов и другие. 30 июня 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование.
Предприятия получили право самостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчетов с государством. Допускались две модели хозрасчета. Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работникам гарантирована. При второй модели хозрасчета зарплата зависела от полученной прибыли. Это позволяло резко поднять доходы работников, но создавало и значительный риск, так как при низкой рентабельности предприятий его работники могли остаться без зарплаты. Естественно, вторая модель хозрасчета была приемлема лишь для наиболее рентабельных предприятий.
Предприятия могли самостоятельно планировать свою работу, исходя из государственных заказов, контрактов, заключенных с поставщиками и потребителями. Они могли вести оптовую торговлю друг с другом, вместо того, чтобы «выбивать» поставки сырья, техники и оборудования через Госплан и Госснаб. Значительно расширилось число предприятий, имеющих право самостоятельного выхода на внешний рынок.
Реформа встретила противодействие экономических ведомств: Госплана, Госснаба, министерства финансов. Никто не выступал открыто против, но предлагались половинчатые, ограниченные меры, велись бесконечные согласования. Правительство рассчитывало переходить к оптовой торговле лишь постепенно, по мере накопления ресурсов и преодоления дефицита. На практике это вело к порочному кругу: оптовую торговлю невозможно было ввести из-за дефицита, а распределительное снабжение на основе фондов и лимитов как раз и порождало дефицит.
В процессе подготовки хозяйственной реформы выяснилось крайне тяжелое финансовое положение страны, не справившейся с бременем военных расходов. Огромные дотации на производство продовольствия и других «социально значимых» товаров позволяли удерживать низкие розничные цены, но одновременно порождали колоссальный бюджетный дефицит. К 1987 г. он составил 80 млрд. руб. Таким образом встал вопрос о реформе ценообразования. Но правительство не пошло на это из-за боязни непопулярных мер. Проведение коренной экономической реформы затянулось, сравнительно благоприятный для осуществления преобразований момент был упущен.
В июле 1988 г. был опубликован Закон о кооперации, существенно расширивший возможности предпринимательства2. Однако производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы. Успешнее всего кооператоры действовали в торговле и общественном питании. Кооператоры могли самостоятельно устанавливать цены. По сравнению с государственными кооперативные цены были выше в несколько раз. Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий.
4. Ухудшение экономической ситуации
В 1989–1990 гг. экономическая ситуация в стане быстро ухудшалась. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не могла быть создана из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясением в Армении в 1988 г. вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 г. более чем вдвое превысил уровень 1985 г. Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу, еще больше усиливавшему дефицит. На местах вводились карточки потребителя, призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 г. сахар, табачные изделия, водку даже в Москве можно было приобрести только по талонам.
Правительство Н.И. Рыжкова в 1990 г. предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л.И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа в течение 1991–1992 гг. Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 г. Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы.
Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г.А. Явлинского подготовила программу «500 дней». За этот срок предлагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию, отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. Горбачев, ставший в марте 1990 г. Президентом СССР, в октябре 1990 г. отверг программу Явлинского и поддержал курс Абалкина—Рыжкова.
Ряд современных исследователей, в том числе либеральных рыночников, считает, что программа «500 дней» была утопичной. Однако отказ Горбачева от этой программы был вызван политическими факторами. Во-первых, программу «500 дней» поддерживало российское руководство во главе с Ельциным, с которым союзный центр во главе с Горбачевым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что Горбачев не соглашался.
В январе 1991 г. новый премьер-министр В.С. Павлов (правительство Рыжкова ушло в отставку в декабре 1990 г.) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр. Обмен на купюры нового образца проводился в течение трех дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего лишь 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло, и только усилило недовольство населения. В апреле 1991 г. правительство Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т.д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию.
К концу 1991 г. экономическая ситуация в стране была катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации были необходимы радикальные меры, которые неизбежно должны были вызвать тяжелые социальные последствия.
На что следует обратить внимание при ответе
Необходимо показать, что реформы были необходимы, но стратегия их проведения отсутствовала. По мере того, как становилось очевидно, что ни административные меры, ни изменения технологии и инвестиционной политики не способны разрешить ситуацию, приходило осознание неизбежности глубокого реформирования экономической системы. Однако власти не решались на реформы в области собственности и ценообразования, боясь неблагоприятных социальных последствий. Между тем старая административная система перестала функционировать, а новый рыночный механизм не был создан. Это привело к распаду экономических связей и поставило страну на грань экономической катастрофы и голода.
Примечания
1 На этом примере видно, как быстро менялись экономические представления: закон был принять всего через пять месяцев после Указа об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, которому решительно противоречил.
2 Формально требовалось, чтобы все основные работы выполняли члены кооператива. Привлекать работников по договору можно было лишь на вспомогательные работы. Но, как и в случае индивидуальной трудовой деятельности, это ограничение практически не соблюдалось.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||