Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №77. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1983–1991 ГГ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №77. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1983–1991 ГГ.

Основные события

1 сентября 1983 г.—Уничтожение силами советской ПВО южнокорейского самолета

ноябрь 1985 г.—Встреча Горбачева и Рейгана в Женеве

октябрь 1986 г.—Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике

декабрь 1987 г.—Подписание договора по РСМД

май 1988 г.—Начало вывода советских войск из Афганистана

февраль 1989 г.—Завершение вывода советских войск из Афганистана

май 1989 г.—Визит Горбачева в Китай

1989 г.—Бархатные революции в Восточной Европе

ноябрь 1989 г.—Падение Берлинской стены

декабрь 1989 г.—Встреча Горбачева и Буша на Мальте

август 1990 г.—Объединение Германии

ноябрь 1990 г.—Договор об обычных вооружениях в Европе

январь-февраль 1991 г.—Операция «Буря в пустыне»

апрель-июль 1991 г.—Роспуск Организации Варшавского Договора

июнь 1991 г.—Роспуск СЭВ

31 июля 1991 г.—Подписание Договора СНВ-1

Действующие лица

Горбачев М.С.

Шеварднадзе Э.А.

Рейган Р.

Буш Джордж (старший)

Коль Г.

Наджибулла

Чаушеску Н.

Важнейшие понятия и термины

Ракеты средней дальности

Стратегическая оборонная инициатива (СОИ)

Тактическое ядерное оружие

Стратегические наступательные вооружения

Новое мышление

Договор СНВ-1

Исламские фундаменталисты

Моджахеды

Движение «Талибан»

Бархатные революции

Уметь показать на карте

Страны Восточной Европы

Афганистан, Анголу, Мозамбик, Эфиопию

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1983–1991 гг.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.

Внешняя политика СССР в период перестройки.

Содержание ответа

1. Военное противостояние СССР и Запада в начале 80-х гг.

В начале 80-х гг. мир жил под угрозой ядерной войны, которая усиливалась вместе с ростом арсеналов крупнейших держав, прежде всего СССР и США. Вступление советских войск в Афганистан в 1979 г. окончательно положило конец политике разрядки. В ответ на установку в Восточной Европе советских ракет средней дальности СС-20, которые могли достигать территории западноевропейских стран, Североатлантический блок (НАТО) принял решение разместить в Европе ракеты Першинг-2. В 1982 г. СССР предложил, чтобы США отказались от размещения своих ракет в Европе в обмен на сокращение советских ракет в Европе до уровня, соответствующего количеству ракет у Англии и Франции. Остальные ракеты следовало вывести в азиатскую часть СССР. Однако США не согласились на это, опасаясь, что советские ракеты, перемещенные за Урал, во-первых, нарушат баланс сил в Азии и вызовут усиленное перевооружение Китая, а во-вторых, их можно будет легко вернуть в Европу. Тогда СССР обещал демонтировать лишние по сравнению с англо-французскими ракеты.

Однако это предложение не удалось реализовать из-за того, что 1 сентября 1983 г. самолет советских сил ПВО сбил южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747», нарушивший воздушное пространство СССР. СССР объявил, что гибель «Боинга» явилась результатом американской провокации, использовавшей самолет в шпионских целях. Это привело к дальнейшему ухудшению советско-американских отношений и сделало невозможным соглашение по ракетам в Европе. После того, как США реально приступили к размещению ракет, Андропов объявил о размещении в Европе дополнительных ракет СС-20 и отправке в океан советских подводных лодок с ядерным оружием на борту. В свою очередь Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и принял решение о разработке противоракетного космического оружия — программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Все переговоры об ограничении вооружений были прекращены.

2. «Новое мышление» и перелом в советской внешней политике

С приходом к власти М.С. Горбачева советская внешняя политика претерпела радикальные изменения. В 1987 г. Горбачев опубликовал книгу «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Суть нового мышления в международных вопросах состояла в следующем: вся человеческая цивилизация тесно связана, в современном мире невозможно добиваться своих целей силовыми средствами, необходимо отказаться от конфронтации, основанной на идеологических различиях, и сосредоточиться на совместном решении стоящих перед человечеством глобальных проблем.

На практике «новое мышление» объяснялось стремлением избавить советскую экономику от непосильного бремени военных расходов и обеспечить получение западных кредитов, необходимых для проведения экономических реформ.

Уже в 1985 г. сменилось советское внешнеполитическое руководство. Вместо А.А. Громыко, много лет возглавлявшего советский МИД, министром иностранных дел был назначен Э.А. Шеварднадзе, ранее не занимавшийся внешнеполитическими делами и не связанный грузом традиций советской дипломатии.

3. От ограничения гонки вооружений — к разоружению

В ноябре 1985 г. Горбачев и Рейган встретились в Женеве. Итогом встречи стало лишь совместное заявление о том, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей» и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом».

После Женевы главным камнем преткновения в советско-американских отношениях оказалась программа СОИ. Отношение к ней было отрицательным не только в Советском Союзе, но отчасти и на Западе.

Стремясь не допустить реализации СОИ, Горбачев в январе 1986 г. выступил с широкой программой разоружения. Он предложив в течение пяти лет вдвое сократить советские и американские ядерные вооружения, достигающие территории друг друга. В течение следующих пяти лет следовало ликвидировать ядерные вооружения средней дальности и прекратить наращивание тактического ядерного оружия. Наконец на третьем пятилетнем этапе все страны должны были ликвидировать тактическое ядерное оружие. Условием реализации этой программы объявлялся отказ США от СОИ.

Предложения Горбачева встретили немало сочувственных откликов на Западе, однако президент Рейган решительно настаивал на продолжении разработки СОИ. На протяжении всего 1986 г. СССР и США усиленно обвиняли друг друга в агрессивных замыслах и нежелании всерьез вести переговоры об ограничении вооружений.

Тем не менее, обе стороны были заинтересованы в продолжении переговоров. В октябре 1986 г. Горбачев и Рейган встретились вновь в Рейкьявике (Исландия). СССР предложил вдвое сократить стратегические ядерные вооружения, согласившись не учитывать американские ракеты средней дальности, достигающие советской территории. Советская сторона согласилась также на ликвидацию советских и американских ракет в Европе без учета ракет Англии и Франции. Однако из-за приверженности США программе СОИ соглашение подписать не удалось.

Лишь в декабре 1987 г. во время визита Горбачева в США был подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В мае 1988 г. его ратифицировал Сенат США, а на следующий день — Верховный Совет СССР. СССР обязался уничтожить 1752 ракеты, США — 869. Впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее не ограничение вооружений, а реальное их сокращение.

В 1988 г. Горбачев объявил о сокращении вооруженных сил СССР на 500 тыс. чел. в течение двух лет. Из ГДР, Венгрии и Чехословакии выводились советские войска общей численностью 50 тыс. чел, в т.ч. шесть танковых дивизий. Советские вооруженные силы в Восточной Европе и на европейской территории СССР сокращались на 10 тыс. танков, 8,5 тыс. артиллерийских установок и 800 самолетов.

В декабре 1989 г. Горбачев встретился на Мальте с новым президентом США Дж. Бушем. Было решено в 1990 г. закончить подготовку Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В июне 1990 г. в Вашингтоне Горбачев и Буш подписали договор о ликвидации химического оружия.

В ноябре 1990 г. страны НАТО и ОВД заключили договор об обычных вооружениях в Европе. Были установлены предельные уровни для обеих группировок по каждому виду оружия. Эти уровни были значительно ниже фактически имевшихся к 1990 г. Так, количество танков у каждой группировки ограничивалось 20 тыс. машин, в то время как в НАТО имелось 30 тыс. танков, в ОВД — 60 тыс. По условиям договора СССР сохранял около трети общего количества вооружений всех подписавших договор стран.

Венцом советско-американских усилий по разоружению стало подписание 31 июля 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно договору стратегические ядерные вооружения обеих стран сокращались на 30–40%. Предельный уровень для каждой страны был установлен в 1600 носителей и 6000 зарядов.

Заключение договора СНВ явилось важнейшим шагом на пути прекращения гонки вооружений и военного противостояния.

4. Вывод советских войск из Афганистана. Советско-китайские отношения. Политика СССР в «третьем мире»

Важным результатом смены советских внешнеполитических ориентиров явилось окончание афганской войны, унесшей 14 тыс. жизней советских солдат и офицеров. В 1985 г. Горбачев предупредил афганских лидеров о необходимости вывода советских войск из Афганистана. В 1986 г. ушел в отставку Б. Кармаль, которого афганская оппозиция считала виновником советской оккупации. Президентом Афганистана стал Наджибулла. В 1987 г. Горбачев и Рейган достигли соглашения о выводе советских войск и прекращении американской помощи моджахедам. В апреле 1988 г. в Женеве были подписаны соглашения между противоборствующими в Афганистане сторонами. В мае 1988 г. начался вывод советских войск. 15 февраля 1989 г. он был завершен. II съезд народных депутатов СССР в декабре 1989 г. признал ввод советских войск в Афганистан политической ошибкой. Уход СССР из Афганистана привел к неизбежному краху просоветского режима Наджибуллы. В дальнейшем между различными группами вооруженной афганской оппозиции начались трения, главным образом, по этническому признаку. В Афганистане фактически разгорелась новая гражданская война, большая часть страны оказалась под властью радикальных исламских фундаменталистов из движения «Талибан».

Вывод советских войск из Афганистана позволил улучшить советско-китайские отношения. СССР сократил группировку своих войск на границе с Китаем, перестал поддерживать вьетнамские войска в Камбодже, против чего резко выступал Китай. В 1989 г. Горбачев нанес визит в Китай.

СССР, испытывавший большие экономические трудности и крайне заинтересованный в улучшении отношений с Западом, во второй половине 80-х гг. прекратил военное вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Экономическая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась.

В августе 1990 г. СССР осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, а в январе-феврале 1991 г. поддержал предпринятую США против Ирака операцию «Буря в пустыне». Таким образом СССР впервые за много лет занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.

5. СССР и страны Восточной Европы

Перестройка в СССР вызвала цепную реакцию в странах Восточной Европы, руководство которых долгие годы во всем старалось следовать за Советским Союзом. Однако с середины 80-х гг. ситуация стала изменяться. Коммунистические лидеры ряда стран Восточной Европы отрицательно отнеслись к перестройке, считая, что эта политика чревата крахом социалистического строя в Восточной Европе.

В 1989 г. на совещании стран Варшавского блока в Бухаресте было сделано принципиальное заявление о том, что отныне все эти страны будут сами определять свою внешнюю политику. Это означало отказ от «доктрины ограниченного суверенитета». В течение 1989 г. в ГДР. Польше, Венгрии, Чехословакии и Болгарии произошли «бархатные революции». Такое название объясняется тем, что передача власти произошла мирным, парламентским путем. Только в Румынии власти попытались бросить против демонстрантов силы безопасности. Это кончилось кровопролитием и казнью без суда свергнутого румынского диктатора Н. Чаушеску.

В 1990 г. начался вывод советских войск из Восточной Европы. 1 апреля 1991 г. было официально объявлено о роспуске военных структур ОВД. 1 июля были распущены и политические структуры этого блока. В этот же день завершился вывод советских войск из Венгрии и Чехословакии. 28 июня была распущена и экономическая организация социалистического содружества — Совет Экономической Взаимопомощи. Социалистическое содружество перестало существовать.

6. Объединение Германии

Одной из центральных проблем послевоенной Европы был германский вопрос. В первые годы перестройки советское руководство придерживалось мнения о том. что в течение долго времени будет сохраняться раздел Германии на два государства. Но в ноябре 1989 г. в Восточном Берлине состоялись массовые митинги, вынудившие власти ГДР открыть переходы на Запад. Берлинская стена, служившая символом противостояния в Европе, пала. В январе 1990 г. глава правительства ГДР Х. Модров заявил Горбачеву, что «идею существования двух немецких государств уже невозможно сохранить». После этого Горбачев согласился на создание единого германского государства.

Власти ГДР предполагали поэтапное объединение двух германских государств. Однако на выборах в марте 1990 г. большинство в Народной палате ГДР получили сторонники немедленного объединения.

В мае 1990 г. на встрече министров иностранных дел ФРГ, ГДР и четырех держав-победительниц Э. Шеварднадзе пытался настоять, чтобы объединенная Германия осталась нейтральной, либо вошла и в НАТО, и в ОВД. Однако добиться такого решения не удалось.

В июле на переговорах с Г. Колем Горбачев согласился на вхождение единой Германии в НАТО. СССР получил лишь обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила свое существование как суверенное государство. В целом позиции СССР в 1985–1991 гг. в мире резко ослабли. Страна утратила былых союзников, лишилась прежнего влияния. С другой стороны, СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния сообществу развитых стран. В целом мир стал значительно безопаснее, исчезла опасность новой мировой войны.

На что следует обратить внимание при ответе

Чрезвычайно важно показать, что изменения международной обстановки были связаны, главным образом, с изменением внутренней политики, а затем и политического строя Советского Союза.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное