Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск №41-42


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 41-42

[2025]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

В Новоуральске прошла социальная акция "Засветись со "школой Росатома" // Наша городская газета. - 2025. - 24 сент. (№ 38). - С. 5.*

 

О ежегодной акции "Засветись со Школой Росатома", посвященной безопасному дорожному движению.

 

В Новоуральске состоялся муниципальный этап XII Метапредметной олимпиады "Школы Росатома" // Наша городская газета. - 2025. - 1 окт. (№ 39). - С. 5.*

 

О прошедшем 25 сентября 2025 г. муниципальном этапе Метапредметной олимпиады "Школы Росатома".

 

Калугина Ж. Галина Девятайкина: "Я исследователь!" // Нейва. - 2025. - 1 окт. (№ 77). - С. 16 : фот.*

 

О профессиональной деятельности учителя школы № 49 Новоуральска Г. Л. Девятайкиной.

 

Серебряков Е. Созерцайте красоту! // Нейва. - 2025. - 1 окт. (№ 77). - С. 13 : фот.*

 

Об открытии в Детской художественной школе персональной выставки "Созерцание" преподавателя Лилии Васильевны Фурсы.

 

ЕГЭ

 

На Всероссийской конференции обсудили развитие ГИА и других оценочных процедур в системе общего образования. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/na-vserossijskoj-konferenczii-obsudili-razvitie-gia-i-drugih-oczenochnyh-proczedur-v-sisteme-obshhego-obrazovaniya/(дата обращения: 27.11.2025).*

 

Актуальные вопросы развития государственной итоговой аттестации и других оценочных процедур в системе общего образования обсудили на Всероссийской научно-практической конференции в Москве. Мероприятие прошло при поддержке Рособрнадзора, а его организаторами стали Российская академия образования и Федеральный институт педагогических измерений. Конференция объединила участников из 72 регионов России – всего зарегистрировалось 880 человек. Среди них были учителя, методисты, руководители образовательных организаций, студенты, ученые, специалисты по тестированию и аналитике. 150 участников были на мероприятии очно. Онлайн-трансляцию посмотрели более 9 тысяч человек.

 

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

 

Александрова Е. В. Экспериментальные задачи на синтез неорганических веществ / Е. В. Александрова, М. В. Блюмина, Н. В. Потехин // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 42-46 : 3 табл., рис.

 

Представлены экспериментальные задачи нарастающей сложности на синтез фосфата алюминия. Приведены примеры задач начального, базового, повышенного уровней, ориентированных на учащихся с различной подготовкой по химии.

 

Афанасьева М. Н. Контекстные задания с экологическим содержанием // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 35-36.

 

Примеры контекстных задач по химии с экологическим содержанием, которые можно использовать при изучении основных классов неорганических соединений.

 

Байгозин Д. В. Пропедевтический курс в рамках дополнительного образования // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 71-74.

 

Рассматривается обучение химии в рамках дополнительного образования школьников на пропедевтическом этапе. Обсуждаются примеры используемых проблемных вопросов, задач и кейсов в рамках концептуальных систем химии.

 

Добротин Д. Ю. Подходы к отбору содержания учебного предмета "Химия" // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 5-11 : 2 табл., рис.

 

Проанализировано наличие в содержании нормативных документов экспериментальной и прикладной составляющих курса химии. Подчеркивается важная роль проведения химического эксперимента, изучения материала о применении веществ, обсуждения современных направлений химических исследований и проведения профориентационной работы, приведена тематика проектно-исследовательских заданий.

 

Жумамуратов Р. Е. Об использовании мультимедийных технологий в процессе обучения // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 37-40 : табл.

 

Результаты педагогического эксперимента по внедрению мультимедийных и наглядных средств обучения в преподавание химии, проведенного в школах Республики Каракалпакстан в 2019–2023 гг. Исследование показало, что использование интерактивных анимаций, презентаций и видеоуроков способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению мотивации и познавательной активности учащихся.

 

Завьялова Г. Е. Цифровые лаборатории: определение концентрации растворов по оптической плотности / Г. Е. Завьялова, Л. А. Реут, М. В. Щербакова // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 51-52.

 

Методическое сопровождение использования цифровой химической лаборатории для определения концентрации окрашенных растворов по оптической плотности.

 

Затенацкий Е. Е. Учебные фильмы при изучении галогенов и халькогенов // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 27-29 : рис.

 

Рассматривается содержание учебных, научно-популярных фильмов о химических элементах. Проведен анализ возможного применения видеофильмов на уроках химии.

 

Иванова Л. В. "Что в имени тебе моем?" // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 2-4.

 

Приводятся интересные факты из биографии ученых, описан их неоценимый вклад в развитие химии, ботаники, физики и других наук.

 

Костенчук И. А. Урок-исследование при изучении физических и химических явлений // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 30-34 : табл.

 

Конспект урока для 7 класса по теме "Физические и химические явления".

 

Кравцов О. Н. Стандартизация заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 62-70 : рис. - Библиогр. в подстроч. примеч.

 

Новые варианты олимпиадных заданий по химии, составленных с учетом спецификации муниципального этапа Всероссийской олимпиады в Алтайском крае.

 

Лосева Н. И. Пищевые карбоновые кислоты в школьном курсе химии // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 52-58 : табл.

 

Рассматриваются качественные реакции на распространенные пищевые карбоновые кислоты.

 

Маркина И. В. Из опыта изучения темы "Карбонильные соединения" // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 17-22 : 2 рис.

 

Пример учебного занятия в 10 классе по теме "Карбонильные соединения: строение, классификация, изомерия" (углубленный уровень). На уроке учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности.

 

Свердлова Н. Д. Изучение комплексных соединений с применением фотометра / Н. Д. Свердлова, Д. Б. Петренко, В. Н. Тер-Карапетянц // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 47-50 : 1 табл., 4 рис.

 

Приведена доступная методика проведения школьного исследовательского эксперимента по изучению состава и стадий ступенчатого образования тиоцианатного комплекса кобальта.

 

Семкова Э. С. Об интеграции виртуальной реальности в образовательный процесс / Э. С. Семкова, Е. Н. Коптелова // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 12-17, 3-я с. обл. : 5 рис., табл.

 

Представлен опыт и результаты использования VR-технологий в обучении химии.

 

Уткина В. С. Задания по теме "Обобщение сведений об органических веществах" // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 40-41.

 

Предложены химические задания по теме "Обобщение сведений об органических веществах".

 

Фоменко И. А. Вклад ученых в Великую Победу // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 59-61 : фот., ил.

 

О деятельности выдающихся ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны.

 

Черник А. С. Обобщение знаний по теме "Кислородсодержащие органические вещества" // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 23-26 : 2 схем.

 

Разработка урока обобщения по теме "Кислородсодержащие органические вещества", на котором используются различные формы и приемы работы, дифференцированные задания, обобщающие схемы.

 

Шершнева А. И. Авторская задача для интеллектуального турнира / А. И. Шершнева, О. С. Садомцева, В. В. Шакирова // Химия в школе. - 2025. - № 6. - С. 75-77 : 2 табл., 2 рис.

 

Предлагается оригинальная турнирная задача с межпредметным содержанием. Задача может быть включена в занятие элективного курса или интеллектуальный турнир для восьмиклассников.

 

УЧИТЕЛЮ  ИСТОРИИ

 

Алексашкина Л. Н. Познавательные задачи на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 43-49 : табл.

 

Приводится детальный разбор использования познавательных задач на уроках истории, использование которых педагогом помогает обучающемуся лучше освоить и осмыслить исторический материал, развить умение вести совместную работу, представлять ее результаты, участвовать в обсуждениях, определять и аргументировать свое мнение. Даются развернутые примеры по классам.

 

Баринова И. И. О роли коммуникативно-диалоговых технологий в развитии личности школьника // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 67-69.

 

Влияние диалоговых технологий на качество образования, развитие личности школьников, культуры речи и общения.

 

Гордина Е. Д. Трансформация курса "История России" в техническом вузе в современных условиях: качественно-количественная характеристика динамики преподавания / Е. Д. Гордина, А. В. Крылова // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 33-38 : табл.

 

Обобщен опыт преподавания курса "История России" в двухсеместровом формате с применением тех нововведений, которые предусматривает Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки и Учебно-методический комплекс дисциплины, разработанные Министерством науки и высшего образования РФ.

 

Даноян В. Л. Формирование новой системы местного управления в Нижнем Новгороде в XVI-XVII веках // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 39-42.

 

Изучается государственная деятельность, направленная на реформирование органов городского местного управления в XVI-XVII вв. на примере Нижнего Новгорода.

 

Ефименко М. Н. Проект концепции преподавания дисциплины "История нашего края" в Оренбургской области / М. Н. Ефименко, Е. В. Годовова, С. В. Любичанковский // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 13-21 : табл.

 

Представлен проект концепции преподавания дисциплины "История нашего края" в Оренбургской области. Проект состоит из введения, тематического планирования, планируемых результатов освоения учебной дисциплины. Он может быть использован как основа для разработки аналогичных концепций в разных субъектах Российской Федерации.

 

Иванушкин А. С. Экономические отношения СССР и Сирии (1970-1991 годы) в советской историографии // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 76-78.

 

Развитие сирийско-советских экономических связей в советской историографии. Выделены преимущества и недостатки в освещении этих связей.

 

Любичанковский С. В. Введение обязательной дисциплины "История нашего края" и ключевые проблемы ее преподавания // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 9-12.

 

Предложен обзор всероссийской дискуссии по проблемам преподавания дисциплины "История нашего края", которая состоялась в Оренбурге в апреле 2024 год. Рассмотрено отношение участников к пяти основным проблемам: нужен ли в современной российской школе обязательный урок истории родного края; каков должен быть оптимальный объем отдельной дисциплины "История нашего края" в современной школе и в каких классах ее нужно преподавать; какова должна быть структура курса истории родного края с учетом необходимости увязки этого вопроса с общероссийской историей; каковы гарантии и механизмы недопущения поощрения развития региональной идентичности в ущерб общероссийской в рамках преподавания дисциплины "История нашего края".

 

Масюкова Н. Г. Разработка государственных учебников по региональной истории для V-VII классов // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 3-8 : рис.

 

Рассматриваются итоги Межрегиональной конференции "Разработка государственных учебников по региональной истории", проведенной Российским военно-историческим обществом в декабре 2024 года в г. Казань. Представлен опыт Ставропольского края по подготовке учебников региональной истории.

 

Мещенина А. А. Художественный образ князя Александра Невского в олимпиадных заданиях по истории / А. А. Мещенина, Р. А. Соколов // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 50-58, [1-4-я с. цв. вкл.] : ил.

 

Анализируются письменные задания, предлагаемые школьникам на предметных олимпиадах по истории, где образ князя Александра Невского использован в различных художественных воплощениях. Авторы обращают внимание на то, что при подготовке к такого рода конкурсам зачастую необходимо не только знание фактологии, но и умение мыслить логически, способность интуитивно понять, что подразумевает правильный ответ исходя из общего представления о событиях и персоналиях, а также на основе анализа текста задания и сопроводительного материала.

 

Никитина А. А. Формирование системы государственного контроля в сфере охраны памятников: вклад П. П. Покрышкина // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 70-75.

 

Вклад архитектора-реставратора П. П. Покрышкина в создание централизованной системы государственного контроля за сохранением объектов культурного наследия, обсуждение и составление соответствующих законопроектов, организацию учета отечественного историко-культурного наследия. Основными методами исследования являются документальный анализ, базирующийся на изучении архивных документов, хронологический, историко-сравнительный и ретроспективный методы.

 

Огоновская И. С. Испытание учебником истории СССР: тринадцатилетний путь авторского коллектива В. Д. Есакова, Ю. С. Кукушкина, А. П. Ненарокова // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 22-32 : фот.

 

Автор статьи рассматривает проблему подготовки и издания школьных учебников истории СССР в периоды так называемого развитого социализма и перестройки; показывает трудности авторского коллектива в составе В. Д. Есакова, Ю. С. Кукушкина, А. П. Ненарокова в работе над учебником для X класса; выясняет причины долгого пути авторов к изданию своего труда; сравнивает учебные издания доперестроечного и перестроечного периодов; делает выводы о вкладе авторского коллектива под руководством Ю. С. Кукушкина в разработку новой структуры и содержание учебника истории СССР XX в.

 

Попович Д. С. Вариант возможного учебного пособия по истории Омской области // Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 59-66 : табл.

 

В России набирает силу тенденция на создание учебников по истории отдельных регионов. Предлагается модель возможного учебного пособия по истории Омской области в соответствии с современными требованиями образования.

 

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Абашева Д. В. Сбережение "отцовской славы" в рассказе Б. Л. Васильева "Великолепная шестерка" // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 23-31.

 

Изображение ценностных реалий жизни разных поколений в рассказе Б. Л. Васильева "Великолепная шестерка".

 

Аристова М. А. Подходы к составлению рекомендательных списков произведений для организации внеклассного чтения школьников / М. А. Аристова, И. Н. Добротина, Ж. Н. Критарова // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 92-100.

 

Создание рекомендательных списков современной литературы патриотической направленности для внеклассного чтения школьников.

 

Беньковская Т. Е. Н. М. Соколов : педагог-словесник, ученый-методист / Т. Е. Беньковская, Е. Р. Ядровская // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 102-118.

 

Биография и ключевые идеи методической системы ученого Н. М. Соколова.

 

Великодная А. В. Художественные особенности перевода Ф. Б. Миллером "Плача Ярославны" (опыт сопоставительного анализа) // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 20-30.

 

Сравнительно-сопоставительный анализ перевода "Плача Ярославны" Ф. Б. Миллера с переводами других авторов XIX века.

 

Ветивер М. М. Стихотворение С. Плат "В гипсе" : феномен двойничества и путь к подлинному бытию // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 45-54.

 

Феномен двойничества в связи с ключевыми темами, образами и мотивами в стихотворении С. Плат "В гипсе".

 

Дворяшина Н. А. "Звездные часы детства" в "Мгновениях" Ю. В. Бондарева // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 32-52.

 

Тема детства в сборнике миниатюр Ю. В. Бондарева "Мгновения".

 

Дмитриевская Л. Н. Образ и мотив ряженых в комедии А. Н. Островского "Бедность не порок" // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 11-19.

 

Ряженье как метафорическая характеристика героев и сквозной мотив пьесы А. Н. Островского "Бедность не порок".

 

Доманский В. А. Патриотическое воспитание на уроках литературы, посвященных Великой Отечественной войне (на материале блокадной периодики) // Литература в школ. - 2025. - № 2. - С. 77-91.

 

Блокадная периодика как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

 

Коряк Д. В. Художественные приемы цитирования в романе Ж. М. Эсы де Кейроша "Кузен Базилиу" // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 55-68.

 

Выявление специфики романа Ж. М. Эсы де Кейроша "Кузен Базилиу" с точки зрения его связей с произведениями европейской литературы.

 

Мазина Я. В. Типология героев в сказке А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 110-120.

 

Типологическое многообразие персонажей произведения А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

 

Мананникова А. Ю. Музыкальный экфрасис "Melancholie C-dur/G-dur" в повести "Альберт" Л. Н. Толстого // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 69-80.

 

Выявление неточности в названии тональности музыкального произведения, используемого Л. Н. Толстым во второй главе повести "Альберт".

 

Меркушов С. Ф. Неизбывность подвига в русской литературе и культуре : о XXX Шешуковских чтениях // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 121-128.

 

Юбилейные XXX Шешуковские чтения "Подвиг и подвижничество в русской литературе. К 80-летию Победы".

 

Никитин О. В. Судьба гения : новая книга о жизни Н. С. Лескова и его ист.-лит. прозрениях // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 119-128.

 

Рецензия на книгу М. А. Кучерской "Лесков. Прозеванный гений".

 

Никола М. И. Античность и современность (из опыта преподавания античной литературы) // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 101-109.

 

Аспекты изучения вузовского курса античности, отвечающие потребностям современности.

 

Розова М. А. Тип ничтожного человека в драматургии И. С. Тургенева и А. П. Чехова (на примере пьес "Нахлебник" и "Иванов") // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 31-44.

 

Особенности драматического типа "ничтожного человека" и пути его реализации в пьесах И. С. Тургенева и А. П. Чехова.

 

Семенов А. Н. Витийственное и "остроумное" начала в поэзии обских угров о войне // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 53-64.

 

Раскрытие темы войны в обско-угорской поэзии.

 

Сосновская И. В. Искусство как ресурс самостояния человека (к урокам литературы на материале произведений о Великой Отечественной войне) / И. В. Сосновская, Н. П. Терентьева // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 65-76.

 

Военная тема в аспекте концепций диалога исскуств и культурного пространства.

 

Терентьева Н. П. "А музы не молчали" : внекл. чтение книг о блокаде Ленинграда подростками (формирование "ист. эмпатии") // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 81-92.

 

Методические рекомендации по формированию "исторической эмпатии" школьников на уроках внеклассного чтения.

 

Трубина Л. А. "Мы сами рассказать должны по праву о нашем поколении солдат" (Н. К. Старшинов). Художественные открытия "лейтенантской прозы" // Литература в школе. - 2025. - № 2. - С. 11-22.

 

Особенности "лейтенантской прозы" в контексте военной темы.

 

Шуралев А. М. Обращение к поэзии народов России при изучении романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" // Литература в школе. - 2025. - № 3. - С. 93-101.

 

Сопоставление романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" и литературы народов России на уроке литературы в 11 классе.

 

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

Акутина С. П. Образовательная неуспешность младшего школьника как феномен современного образования / С. П. Акутина, И. С. Беганцова, Т. Т. Щелина // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 3-6.

 

Образовательная неуспешность младших школьников связана не только с нежеланием или неспособностью ученика выполнить требования образовательной программы, но и потерей интереса к школьной жизни и позицией учащегося. Развитие субъектных качеств личности в диаде "учитель - ученик" способствует преодолению образовательной неуспешности младшего школьника и формированию у него умения учить себя в совместной деятельности с учителем и сверстниками.

 

Александрова Г. А. К проблеме определения единиц чтения // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 68-71.

 

Статья посвящена проблеме выделения единиц чтения в методике обучения грамоте. Рассматривается вопрос о графических единицах чтения.

 

Андреева И. В. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 30-33.

 

Автор предлагает дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках русского языка в III классе при изучении разделов "Фонетика" и "Морфология". Они способствуют формированию учебно-языковых умений и навыков и гражданско-патриотическому воспитанию школьников, которое в современном обществе считается одной из приоритетных задач образования.

 

Горская С. В. Семейное чтение в экологическом воспитании детей / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 42-45.

 

Раскрывается проблема экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Семейное чтение представлено как эффективный способ формирования духовно-нравственных ценностей школьников, природоохранного поведения. На примере детских литературных произведений разных жанров авторы статьи показывают богатые возможности книги в экологическом воспитании ребенка. Предложенные для прочтения в семейном кругу книги собраны в группы, указаны вопросы, которые могут использовать родители, беседуя с детьми по прочитанному материалу.

 

Губанихина Е. В. Использование интернет-ресурсов в процессе формирования ценностного отношения к семье / Е. В. Губанихина, Н. С. Кудакова // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 21-24.

 

Крепкая и здоровая семья является основой стабильности развития государства и основной средой формирования ценностного отношения к семье и семейным ценностям. Рассматриваются возможности совместной деятельности детей младшего школьного возраста и родителей по изучению семьи и рода в процессе формирования ценностного отношения к семье.

 

Ефимов О. В. Формирование традиционных ценностей в начальной школе / О. В. Ефимов, Д. А. Гусев // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 17-20.

 

Приводится анализ современных исследований проблемы формирования традиционных духовных ценностей у младших школьников, раскрываются положения, направленные на воспитание духовно-нравственных основ гражданина, предлагаются программа внеурочных занятий, являющаяся базовой для дальнейшего изучения исторического краеведения, комплексная система средств, мультимедийные программы, направленные на воспитание и привитие традиционных духовных ценностей.

 

Жесткова Е. А. Роль русского языка в формировании духовной и гражданской культуры первоклассников // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 25-30.

 

В статье рассматривается проблема кризиса современного русского языка как инструмента формирования духовной и гражданской культуры человека. Автор обращает внимание на изменения, происходящие в русском языке, такие как неоправданное использование заимствованных слов и выражений. Предлагается дидактический материал по темам "Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого общения", "Многозначные слова", "Близкие и противоположные по значению слова", который способствует развитию интереса к выразительности и языковому богатству родного слова, формированию духовно-нравственных и патриотических качеств первоклассников.

 

Каширская О. Т. Развитие зрительно-моторных координаций у младших школьников // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 60-64 : 9 рис.

 

Приведены игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторных координаций у учащихся 1-го класса.

 

Клюева Е. В. Формирование ценностного отношения школьников к природе / Е. В. Клюева, Н. И. Фомина // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 46-49.

 

В статье обосновывается актуальность формирования у младших школьников ценностного отношения к природе. Авторы представляют механизм его формирования на уроках и во внеурочной деятельности, иллюстрируя примерами.

 

Кузина Ю. И. Музей книги в начальной школе / И. В. Кузина, В. Ф. Миронычева, Н. В. Федосеева // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 38-41.

 

Музей книги - это уникальный формат, который интегрирует в себе элементы музейной педагогики и литературного образования, направленный на патриотическое воспитание младших школьников. Основная идея заключается в создании пространства, где учащиеся могут не только знакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне, но и погружаться в атмосферу времени, о котором в них рассказывается.

 

Лихачева Н. Н. Формирование лексико-грамматического компонента у старших дошкольников с недоразвитием речи на материале краеведения / Н. Н. Лихачева, Е. Е. Сатистова // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 64-67.

 

Представлен опыт использования краеведческого материала в процессе формирования лексико-грамматического компонента у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Авторы делятся практическими наработками игр и упражнений, включающими краеведческий материал при изучении лексических тем.

 

Наумова Т. В. Организация инновационной работы по патриотическому воспитанию // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 11-16 : табл.

 

Аргументируется необходимость и целесообразность экспериментальной деятельности в области совершенствования патриотического воспитания детей на современном этапе. Автор, раскрывая логику и особенности исследовательской деятельности инициативной группы педагогов общеобразовательного учреждения, акцентирует внимание на организационных аспектах этой работы. Представляются промежуточные результаты инновационной деятельности, доказывающие эффективность рассмотренных подходов и идей.

 

Прокопова Д. И. Эталон - средство формирования произвольности действий и самоконтроля в процессе обучения устным вычислениям // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 56-59 : табл.

 

Статья посвящена проблеме использования эталонов и образцов в процессе обучения младших школьников устным вычислениям. Дается психолого-педагогическое обоснование использования эталонов как средства формирования произвольности действий и самоконтроля у детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры эталонов: алгоритмы, схемы, правила. Подчеркивается необходимость организации осознанного использования эталонов с целью математического развития младших школьников.

 

Россова Ю. И. Притча как средство формирования духовно-нравственных ценностей // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 34-37.

 

В статье отмечается важность формирования традиционных духовно-нравственных ценностей младших школьников, обозначаются эти ценности; подчеркивается воспитательная ценность притч при реализации этой цели в процессе изучения основ православной культуры. Автор акцентирует внимание на использовании арсенала приемов работы с притчей на разных ее этапах, иллюстрирует возможности применения этих приемов при анализе текста о милосердном самарянине.

 

Самохвалова И. Ю. Методические подходы к формированию основ гражданской идентичности / И. Ю. Самохвалова, О. В. Власкова // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 7-11.

 

Анализируются содержательные и возрастные характеристики сформированности гражданской идентичности у младших школьников. Выделяются значимые психолого-педагогические условия воспитательной работы педагога в этом направлении. Приводятся наиболее эффективные формы познавательной и творческой деятельности, способствующие достижению положительных результатов в формировании гражданской идентичности.

 

Федорова С. В. Социальное воспитание школьников средствами математического туризма / С. В. Федорова, Э. В. Фролова // Начальная школа. - 2025. - № 9. - С. 50-55 : 3 табл., 6 рис.

 

Статья посвящена проблеме социального воспитания детей младшего школьного возраста средствами математического туризма. Проведен анализ понятия "социальное воспитание", рассмотрены возможности применения математического туризма для социального воспитания младших школьников. В качестве примера приведен процесс разработки маршрутного листа математического похода в городской парк культуры и отдыха.

 

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

 

Арапова А. Е. В. В. Маяковский и С. А. Есенин. Поэты-соперники / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 18-19.

 

Материал методических разработок с заданиями о жизни и творчестве Есенина, подготовленный по книге "В. В. Маяковский и С. А. Есенин. Поэты-соперники".

 

Арапова А. Е. Звучи, сверкай, чудесный символ! Ты символ Родины моей! / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 7-14.

 

Сценарий комбинированного занятия по литературному чтению и изобразительному искусству для 2-3 класса (по стихотворению С. А. Есенина "Береза").

 

Арапова А. Е. Из биографии. "Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5" / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 2-5 : 8 л. ил.

 

Краткая биография поэта и писателя Сергея Александровича Есенина.

 

Арапова А. Е. Кроссворд по стихотворениям С. А. Есенина / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 19-20.

 

Литературный кроссворд по стихам Есенина.

 

Арапова А. Е. Образ осени в стихотворениях С. А. Есенина / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 15-17.

 

Сценарий комбинированного занятия по окружающему миру и литературному чтению для 3-4 класса.

 

Арапова А. Е. "Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт" / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 6-7.

 

Викторина по биографии и творчеству поэта и писателя Сергея Александровича Есенина.

 

Десять песен на стихи С. А. Есенина // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 20-21.

 

Представлен список песен, в основу которых легли стихи С. А. Есенина.

 

Есенин С. А. Железный Миргород // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 23-24.

 

Извлечения из очерка С. А. Есенина о поездке в Америку.

 

Есенин С. А. Каленые червонцы : притча // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 22-23.

 

Притча о том, как Николай Угодник отучил Кузьму мошенничать.

 

Есенин С. А. О себе // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 5-6.

 

Автобиография поэта и писателя Сергея Александровича Есенина.

 

Из биографии // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 2-6 : 8 л. ил.

 

О жизни и творчестве писателя Александра Ивановича Куприна.

 

Кузьмина Е. М. Викторины для умников и умниц по биографии А. И. Куприна и его произведениям // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 19-21

 

Вопросы для викторины о жизни и творчестве писателя А. И. Куприна.

 

Кузьмина Е. М. Кроссворд "Александр Куприн" // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 22-23.

 

Кроссворд, посвященный творчеству писателя А. И. Куприна.

 

Кузьмина Е. М. Литературная игра "Кто это?" // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 21-22.

 

Вопросы для литературной игры по рассказам А. И. Куприна о животных.

 

Куприн А. И. Десять заповедей писателя-реалиста // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 23-24.

 

Приведены заповеди, о которых А. И. Куприн рассказал в разговоре с молодым автором.

 

О Есенине - Андрей Белый // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 7. Есенин Сергей Александрович. - С. 21-22.

 

Представлено письмо С. А. Есенина, написанное А. Белому и комментарии к нему.

 

Смирнова Н. Е. "Белый пудель" // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 16-19.

 

Комплексное мероприятие по рассказу А. И. Куприна "Белый пудель" для учащихся 4-5-х классов.

 

Смирнова Н. Е. "Гранатовый браслет" // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 6-9.

 

Примерный план и вопросы для обсуждения повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" с учащимися старших классов.

 

Смирнова Н. Е. "Олеся" // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 9-13.

 

Примерный план обсуждения повести А. И. Куприна "Олеся" с учащимися старших классов.

 

Смирнова Н. Е. "Чудесный доктор" // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2, Выставка в школьной библиотеке. - 2025. - Вып. 8. Куприн Александр Иванович. - С. 13-16.

 

Викторина-обсуждение по рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор" для учащихся 4-5-х классов.

 

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы de visu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mbapbngo@yandex.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное