Успех во всем. Всегда. Везде.

  Все выпуски  

Успех во всем. Всегда. Везде.


Выпуск 9
Успех во Всем. Всегда. Везде.
Дата выпуска:
2006-04-20

Интервью

 

Сегодня на мои вопросы отвечает Яковлев Александр Леонидович, коммерческий директор компании «ЭТиК». Сфера деятельности компании:  компьютеры и комплектующие к ним, системы управления предприятием.

 


 

Сколько лет существует компания «ЭТиК»? Как начинала свою деятельность?

 

Компания существует с 91-го года. В начале девяностых президент сказал: «Действуйте самостоятельно». Целый коллективы откалывались от государственных учреждений, организовывались малые предприятия. Такой коллектив и создал компанию «ЭТиК». На первом этапе компания занималась обслуживанием больших компьютеров на производстве, отечественных машин на крупных предприятиях Красноярска. Я пришел в 94-м году. На момент моего прихода фирма еще занималась поставкой отечественных продуктов. В 94-ом году мы начали поставлять на Красноярский рынок уже импортную технику.

 

Чем занимается коммерческий директор?

 

У нас занимается всем. Само название должности предполагает коммерческую деятельность. Закупки и продажи. У нас коммерческий директор – второе лицо после генерального.  Генеральный директор дает дополнительные поручения своим подчиненным. Поэтому приходиться решать и другие вопросы: хозяйственные, кадровые. Наверно, так у многих компаний, где штат не раздутый. Если у нас нет специалиста по маркетингу, то нам приходиться делить его функции между собой.

 

Читали вы какие-нибудь книги по бизнесу или все на собственном опыте?

 

Когда я начинал свою работу, тогда литературы было мало. Преимущественно  это были переводы с английского, американские авторы писали о своем опыте в бизнесе. Читая эти книги, я пытался что-то предпринимать в своей работе, что-то почерпнуть из них. Но получалось мало, так как эти книги были оторваны от российского рынка. Сейчас много литературы по бизнесу, причем хорошей, российских авторов, которые поработали на современном российском рынке. Знают его. Понимают менталитет российского потребителя и руководствуются этим.

 

Приходилось учиться на собственном опыте. Я работал в сфере обслуживания в крупнейшей красноярской организации «КрайРадиоБытТехника», она ремонтировала отечественную технику.

 

Начало девяностых – это такой период, когда рынок уже пришел, но по-прежнему остались пережитки социалистической эпохи. Например, очередь за услугой. У нас, чтобы сдать магнитофон в ремонт или получить из ремонта, выстраивалась очередь до ста человек. Большое количество людей в душном помещении. Обстановка накаляется. Когда человек подходит к менеджеру, он  настолько уже раскален, что стоит сказать одно неточное слово, и получится скандал. Приходилось как-то разрежать обстановку, находить общий язык с клиентами. Какие-то фразы, какие-то жесты. Улыбка – это просто обязательно.

 

Необходим ли диплом о высшем образовании для работы у вас?

 

Мы никогда не ставили уровень образования – основным критерием отбора. Мы сами начинали практически без образования. К молодым людям такое же отношение.

 

Какими вы хотите видеть своих сотрудников?

 

Молодые,  активные, чтобы чувствовали веяния эпохи. Обладали каким-то коммерческим чутьем. Обязательно инициативные и легко обучающиеся.

 

Старыми методами сейчас работать невозможно. Изменились способы привлечения клиентов. В ходу другие маркетинговые ходы.

 

У нас все работники активны. Меня удивило по началу, когда я пришел в компанию, что рабочий день закончился в шесть часов, а все сидят. Люди задерживаются на работе: кто-то на полчаса, кто-то больше. Они понимают, что лучше сделать сегодня, чем оставлять работу на завтра.

 

Важно, как человек  покажет себя с первого дня. Смотрит ли он в перспективу. Человек должен понимать, что пока начинает, он еще ничего не знает и ничего не умеет, что необходимо всему научиться. Фирма и работники фирмы будут принимать участие в его обучении. Они будут тратить на него силы и время. Это все ресурсы. Компания вкладывает в новичка ресурсы в надежде на то, что от него будет отдача. Человек должен это все понимать. У нас сразу много не платят. Человек получает по труду. Понятно, что на первых порах человека должны материально поддерживать, например, родственники.

 

К вам приходит сотрудник со своей идеей и хочет воплотить ее в жизнь. Что вы скажете по этому поводу? Возможно, это новый сотрудник.

 

Очень трудно давать какие-то рекомендации, чтобы гарантировать успех. Успех в бизнесе зависит не только от того, какие действия или акции предпринимаются, но еще и от обстоятельств. Общие рекомендации давать можно, но гарантировать что-то – нет. Даже сам, планируя какую-то акцию, не могу быть уверен на все сто процентов в ее успехе.

 

Мы обсуждаем идею между собой. Решаем, жизнеспособна она или нет. Конечный результат не всегда сразу виден. Он может быть и положителен. Тогда даже новый сотрудник может получить ресурсы компании для воплощения идеи. Если будут получены положительные результаты, он будет разрабатывать новое направление. Фирме и ему будет только хорошо.

 

Хорошие идеи должны воплощаться. В начале деятельности у человека нет ресурсов. Кто-то должен ему их дать, выступить инвестором.

 

Что нужно для того, чтобы добиться успеха? Внутренние качества или внешние факторы.

 

В первую очередь человек должен быть образован. Не в смысле,  какой у него диплом, а достаточно начитан, эрудирован. Обладающий информацией из разных сфер деятельности. Умеющий общаться с людьми.

 

Профессионализм, опыт работы – все это важно для конечного результата. Но опыт можно набрать довольно быстро.

 

А что мешает развиваться человеку?

 

Воспитание и среда, которая окружает человека. Отношение к жизни. Оно формируется у людей с детства. Трудности материального положения мешают. Молодые люди ищут не перспективную работу, где можно со временем достичь больших результатов. А работу, где можно сразу получать большую зарплату. Не видят перспектив и не хотят их видеть.

 

Почему вы не создали свой бизнес? Или вы считаете работу в компании «ЭТиК» своим делом?

 

После трех лет работы в фирме я почувствовал, что смогу работать самостоятельно. Тогда я был моложе. У меня было больше сил. Собственный опыт говорил, что может получиться. Компьютерный отдел в компании «ЭТиК» начался с меня.

 

Но я видел работу, которую приходиться делать предпринимателю: общение с налоговой, бухгалтерская отчетность. Все требовало сил и нервов. В девяностые годы начинающим предпринимателям было труднее, чем сейчас. Труднее общаться с чиновниками. В итоге я решил, что здоровье дороже.

 

Мне хватало зарплаты, которую платила компания. Устраивал результат, который мы достигали в своей работе. Я не думаю, что у меня было бы возможностей больше, если создал бы свою фирму. У меня и так был максимум возможностей. Новая работа не была бы интересней. Возможно, более доходной. Я могу задержаться на работе, что-то доделать, но, когда  возвращаюсь домой, у меня еще есть время на семью. Быть с семьей не менее интересно, чем на работе. У наиболее успешных компаний  часто руководители ночуют на работе. Им даже на отдыхе постоянно звонят с какими-то проблемами. А у меня, если это отдых, то это отдых. Если работа, то это работа.

 

Я несколько месяцев обдумывал, взвешивал все за и против. И пришел для себя к определенным выводам, что могу сделать успешную карьеру и на предприятии, которым не руковожу.

Как строить общение с людьми с максимальной пользой? Как победить волнение при разговоре?

 

Победить себя. Все мы люди со своими достоинствами и недостатками. Почему мы должны друг друга бояться? Есть определенный момент, связанный с уважением, например, когда молодой человек приходит к более старшему. Элемент уважения. Он является фоном к разговору, который происходит между людьми. Если беседуешь с чиновником, пусть даже он хороший человек, то не можешь обратиться к нему так, как мог бы общаться с сантехником, тоже неплохим парнем. Есть элемент уважения, который должен ставить в определенные рамки. Но в этих рамках есть определенная свобода. Нужно пользоваться этой свободой в общении. Отрешиться от всего. Все, что хочу, могу говорить. Стараться, чтобы общение происходило легко. Излагать ясно свои мысли и внимательно слушать.

 

Доверительная беседа – всегда дает больший результат, чем чисто информативная. Необходимо показать себя открытым доброжелательным человеком. Важно понимать, что все мы живые люди, даже президент России. С ним тоже можно свободно общаться. Испытывать к нему уважение, как к президенту, но общаться, как с обычным человеком.


Понравился выпуск? Напишите об этом. Расскажите, что именно. Поддержите эту тему рассылки. Хотите дать автору несколько советов? Есть критика по содержанию рассылки? Пишите сюда. Ваше письмо будет обязательно прочтено.


В избранное