Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 115. Читта Вритти Ниродхах


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 115

Читта Вритти Ниродхах

В сегодняшнем выпуске мы рассмотрим состояние Йоги - Читта Вритти Ниродхах. Это базовое состояние, с которого начинается настоящая практика. 


Приглашаем Вас на семинар Анатолия Пахомова в Екатеринбурге 6-7 марта

http://www.ukryoga.com/seminar/ek2010.html

Тема семинара:

Основы хатха йоги. Корректный подход к позвоночнику


    Предверие Раджа йоги


Остановка внутреннего диалога именуется в йоге - УНМАНИ. Это предверие и необходимое условие вхождения в состояние Читта Вритти Ниродхах. Термин Читта Вритти Ниродхах - значит "непорождение видоизменений сознания". То есть по-другому сказать - отсутствие ВРИТТИ (волнений) ума, кристально чистое состояние сознания. Состояния УНМАНИ человек может достичь через некоторое время интенсивной практики, у каждого человека это индивидуально.

Согласно древнему трактату Шива Самхита есть четыре типа садхак (учеников): слабые, умеренные, горячие и очень горячие. Люди не предприимчивые, забывчивые, слабые, ищущие ошибки в учителях, жадные, порочные, любящие сладкое, привязанные к своим женам или мужьям, робкие, непостоянные, болезненные, несвободные, жестокие - это слабые садхаки. С трудом достигают они успеха даже за 20 лет. Они подходят лишь для Мантра-Йоги.

Умеренные садхаки имеют право на Лайя-Йогу: думающие, милосердные, желающие добродетелей, с приятной речью, избегающие крайностей.

Горячие имеют право на Хатха-Йогу: с постоянным умом, знающие Лайя-Йогу, независимые, полные энергии, великодушные, преисполненные симпатии, прощающие, справедливые, смелые, полные веры, поклоняющиеся своим Гуру, всегда практикующие Йогу - это Адхиматры, они достигают успеха за шесть лет.

Очень горячие, имеющие право на все виды йоги: это те, кто имеет огромный запас энергии, предприимчив, знает Шастры, настойчив, свободен от влияния эмоций, кого не легко смутить, кто с ранней юности умерен в еде, управляющий своими чувствами, бесстрашный, чистый, искусный, милосердный, помогающий всем, знающий, способный, устойчивый, удовлетворенный, прощающий, с хорошим характером, религиозный, умеющий хранить тайну, с кроткой речью, миролюбивый, имеющий веру в Писания, полный почтения к Богу и к Гуру, кто не тратит свое время в обществе; свободный от гнетущей болезни, знакомый с обязанностями Адхиматры, практикующий все виды Йоги - он достигнет успеха за три года.

Отсюда Вы можете заключить, что для успеха в йоге требуется вопрос не "сколько?" а "как?"

Насколько мне не изменяет память, впервые состояния УНМАНИ мне удалось достичь после четырех лет упорной практики, это где то был 93-94 год. Этот этап у меня ознаменовался как раз и первыми успехами в изучении йоганидры. На то время у меня не было знающего учителя, и я занимался в основном, следуя древним трактатам, и общаясь с такими же практикующими. В то время я выполнял в обязательном порядке в день все шесть шаткарм, 2 часа практиковал асаны, 4 часа пранаямы и до 2 часов созерцательных практик. Изредка созерцания занимали больше времени - до 4 часов. Бывали дни когда практика пранаямы составляла до 6-7 часов. На то время можно сказать мои занятия проходили "и днем и ночью", так как среди ночи меня начинало "выбрасывать" из сна. Я садился, записывал сон или сновидение, и созерцал пустоту, затем через некоторое время я вновь засыпал. Потом вновь следовал цикл созерцания еще несколько раз за ночь. Помню что тогда ночные созерцания составляли самую интересную, и как мне тогда казалось самую важную часть моей жизни. На то время у меня была мания вести дневники , в которые я записывал ВСЕ :), начиная от размышлений над йогой заканчивая 5-15 сновидениями за ночь. И я все очень хорошо помню. Кстати, через лет восемь практики дневников набралась такое множество, что они стали мне мешать, вызывать Вритти, я прям не знал что с ними делать. Мне даже начали снится кошмары, в которых у меня кто то похищал дневники :). Потом в один прекрасный летний день, я пошел далеко в горы с полным рюкзаком дневников и все сжег :). Тогда помню, кроме дневников в большой "Ермак" (такой рюкзак с рамой, если кто помнит) больше ничего не влезло . Ночевать пришлось сидя у костра, благо разжигать в тот раз было чем :).

 И хотя практикую йогу с 89 года, как ни странно, состояния Читта Вритти Ниродхах (ЧВН) мне осознанно удалось достичь только в последние годы (видимо я отношусь к категории "слабых" или "умеренных" садхак :). Помню, что у меня как раз сильно изменилась практика асан, я совершенно забросил пранаяму, переехал с гор, где жил долгое время - в Киев. И как раз проходил обучение у Андрея Лаппы, одного из своих учителей, которому я очень благодарен. Он меня научил многому, особенно правилам выполнения асан, и как асаны делать нельзя. Параллельно я изучал Аштанга-виняса йогу. В Индию поехать никакой возможности не было, благо плоды цивилизации и не требовали теперь этого - были учебные фильмы. Я сосредоточился на практике асан - и выполнял классы Аштанга-виньяссы по 6 часов в день, под видео (руководство Поттабхи Джойса и Девида Свенсона). Может повлияло изменение стиля практики асан, усиленное воздействие на мармы, может другой какой то фактор, может просто пришло время. В любом случае так как тогда практиковались асаны, я уже не практикую и считаю даже, что так даже делать нельзя , но это уже другая история.

И вот однажды, когда я заканчивал занятие, все и произошло. Хочу сразу успокоить жаждущих - Читта Вритти Ниродхах - является всего лишь базовым состоянием Хатха йоги, искры с глаз не идут :), и никакие сиддхи не наступают. ЧВН просто является неким критерием готовности человека к Раджа йоге. Вы просто, наконец, то СТАНОВИТЕСЬ САМИ СОБОЙ! Когда обуздываются вритти, вы просто сосредотачиваетесь на собственной природе. До этого наша природа имеет форму этих вритти, и мы как бы не являемся сами собой. Обычные люди иногда так проживают всю жизнь... После Читта Вритти Ниродхах приходит БЕССТРАСТИЕ. То есть полное отсутствие желаний обладать чем бы то ни было, и вообще полное ОТСУТСТВИЕ желаний. Правда приходит еще и ЯСНОСТЬ. На чем бы вы не сосредоточились - все становится ясным и понятным, вы как бы зрите в сущность вещей. Длится это правда не долго.

С практической точки зрения после осознанного опыта Читта Вритти Ниродхах становится проще оперировать обычными человеческими мотивациями (своими) и целыми блоками явлений в своей жизни. Но думаю, это, скорее всего лишь следствие более оптимального использования Центральной нервной системы, вследствие некой "перезагрузки" (matrix reloaded) биокомпьютера. Еще можно сравнить с установкой более продуктивной версии оперативной системы. То, что у обычного человека может занимать всю жизнь, быть далекой целью на многие годы, вы способны сделать за считанные месяцы. Единственное что... вам становится это НЕИНТЕРЕСНЫМ... А еще один нюанс, то, что еще удерживает вас на этой планете - это практика йоги, только это хоть в какой то мере еще интересно. Впрочем, дальше вы просто в принципе делаете то же что и обычные люди, но уже как бы играясь в это, иногда даже вовлекаетесь в события, но уже никогда так глубоко как раньше. Приходит осознанность…

Единственное, что следует понять начинающему - что нет никаких одинаковых ступеней в достижении состояния ЙОГИ. Все мы немного отличаемся и у всех нас различный ПУТЬ. Единственное что нас объединяет - это постоянство и упорство в практике йоги, и тогда каждый человек достигнет успеха в йоге, в этом нет сомнений. 

С уважением, Анатолий Пахомов


ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное