Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ответы на вопросы


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 155

Про Самадхи

Вопрос: О самадхи говорится много. На форуме, да и вообще, в интернете поднимаются темы о пути достижения, о том, как случается это состояние. Но никто не говорит о том, что же дальше. Вот достиг йогин самадхи. Вошел в это состояние, достиг абсолюта, ощутил невероятное блаженство, беспричинная, бесконечная радость заполонила его. И затем вышел йогин из этого состояния. Все вернулось на круги своя. Понял йогин, что такое абсолют. И зажил прежней жизнью. А дальше что с этим делать? Нужно ли стремиться опять войти в самадхи, если - да, то зачем?

Анатолий Пахомов: Насколько я понял, то, что выносит из самадхи человек - очень субъективно. Где то так же как и из состояния ниродха. Кто то ловит удовольствие от того, что остановил мысль и "прется" отказываясь от повседневной деятельности и "зависают" на различных "випасанах-ретритах-медитациях-гималях-индиях-непалах". Другие пожимают плечами и "перегрузив" свой биокомп совершенно прагматично начинают использовать свой разум в качестве более отточеного инструмента (еще бы, освободившись от груза предрассудков разум становится способным несколько по новому взглянуть на обычные вещи, в том числе и на бизнес) правда от этого разум становится холодным и расчетливым. Третьи вообще ничего не замечают по типу "тато, а дэ морэ?" и т.д.

То есть в зависимости от предрасположенности к тому или иному действию и состоянию - человек и будет описывать впоследствии пройденное состояние ниродха или самадхи. В любом случае описывать то приходится после самого состояния. Это значит, что состояние будет описываться субъективно и накладываться на предыдущий опыт индивида, на свойственные ему мыслеобразы, синтаксис и весьма будет зависеть от умения изложить мысль. В моем случае я смог понять единство всех людей на планете, и как бы прочувствовал, что действительно возможно (простите за избитость цитаты) "полюбить ближнего как самого себя". Ибо как иначе? - если смотришь - а вокруг собственно никого и нет, кроме "тебя", но сказать, что вокруг "Анатолий один был" тоже неверно, так как на тот момент никакого Анатолия уже и не существовало, и как мне иногда начинает казаться и не существует на самом деле и никогда и не было. Но это отдельная история...

Я знаю несколько людей, проходящих через самадхи - так вот каждый по своему описывает. Вполне возможно, что и переживает по разному. К примеру обязательно найдутся люди, которые прочитав мой пост - скажут, между затяжками косяка и пением очередной мантры, что то типа "нееее, это еще не самадхи, вот наш гуру говорил..." чем в общем то подтвердят мое предположение, об индивидуальном и несколько отличающемся в описании состоянием. Впрочем, вполне возможно что на то и существует такое разнообразие форм в человеческом облике - дабы во всех плоскостях была познана сама ткань бытия через различные состояния.

Галина: Когда в йоге говорится о самадхи, имеется в виду, что значимой вехой на духовном пути является единичное глубокое переживание самадхи, которое резко меняет человека и его представления о мире, или имеется в виду, что в результате практики человек достигает состояния самадхи многократно — с различной степенью глубины и осознанности, и такие состояния постепенно, шаг за шагом меняют практикующего и его представления о мире. То есть второй вариант — это когда самадхи практикуется, как и любая другая из восьми ступеней Раджа-йоги. И если в трактатах есть разъяснение этого, посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать.

 Анатолий Пахомов: Что касается трактатов, а также любых книг - то все описания самадхи довольно смутны, туманны и вносят скорее больше непонятки и сумятицы. Частое упоминание Бога вносят некий религиозный оттенок, и лично у меня первое время вызывало некий внутренний протест, возможно даже скорее подсознательный, причем настолько, что сразу хотелось закрыть книгу и почитать что то из приключений.
После прочтения описаний самадхи у меня лично возникало ощущение, что самадхи это само что ни на есть "непоймичто". Но это непойми что очень божественно, желаемо и очень важно.
Потому цитировать и жонглировать описаниями из книг не буду. А буду опираться на свой мизерный опыт, впрочем для многих он будет, как я подозреваю столь же бесполезным, как и описание из книг.

Как мне кажется, мое духовное развитие находится еще на самом как говорится старте - ибо я как был махровым эгоистом так и остался. Определенные переживания мира как единого целого, вопреки моим ожиданиям меня не изменили меня. И хотя я понял, что можно любить других как самого себя (а никого другого и нет и т.д. я уже упоминал, история длинная....) после выхода из состояния - в принципе остаешься тем же человеком. Ну ладно, ладно, может немного добрее, впрочем окружающие кажется ничего такого за мной не заметили, потому скорее всего, что это мне кажется:), и можно принять за мою субъективную иллюзию.
Из наблюдений за другими людьми, которые утверждают, что пережили самадхи - я сделал вывод, что они тоже никоим образом не изменились по настоящему. Нет, конечно, есть некоторые, умеющие напустить туману, одеться в красивые одежды и умело жонглировать терминами. Но когда сталкиваешься поближе, то понимаешь, что по какой то досадной причине человек остается таки человеком, а не тонкой духовной субстанцией, любящей всех вокруг до беспамятства.

Короче из всего пережитого, я извлек единственную пользу - как мне кажется я начал лучше понимать других людей и у меня возникло непреодолимое желание кому то безвозмездно помогать. И желание проявляется у меня как бы спонтанно. Рассказывать о добродеяниях некрасиво и не скоромно, потому просто приведу пример, для понятности: я нашел приют бездомных животных, разместил их коробки в наших студиях и при возможности что нибудь туда бросаю. С другой стороны это делают еще сотни людей, потому сказать, что произошло какое то глобальное изменение - нельзя.

Теперь по существу вопроса. В трактатах разъяснений нет вообще как правило. Разъяснения нужно получать от учителя. Мой учитель говорит о том, что как в той притче - вязанку дров бросил - освободился, понял. Потом дальше взял вязанку дров - и пошел. Насколько часто это нужно делать каждому - вопрос индивидуальный и зависит видимо от того, какое понимание человек достигает от состояния единства, ну и соответственно от целей человека. Например, если человек как я, не очень высоко духовно развитый, просто интересовался "а что это". Это одно - мне достаточно было понять, что в общем то так и есть как говорил учитель, что сансара и есть нирвана.
Другому человеку вполне вероятно, что понадобятся более изысканные методы в виде затворничества или более полного погружения.
Поэтому давать какие то общие рекомендации думаю не стоит, тут каждый, кто готов - будет выбирать сам.

Что касается ступеней йоги, то я придерживаюсь мнения, что это не ступени никакие, а как и переводится слово "анга" - части йоги. И вовсе их не восемь (аштанга) а намного больше, но для удобства можно обозначить и восемь, тут все зависит от мышления человека. К счастью на меня не возложены столь высокие миссии, и я просто преподаю йогу, иначе она под моим влиянием слишком бы упростилась:). Но все же, если бы пришлось мне классифицировать йогу, то я бы ее классифицировал вообще двумя частями: внутренняя, подготовительная - умение останавливать мысль. И внешняя, самая сложная - доброе отношение ко всем живым существам, независимо от их отношения к вам лично.
Причем практиковать я бы рекомендовал обе части параллельно, а не последовательно ибо они взаимосвязаны. Но связь их не в том плане - что одна тянет другую, а в том, что нужно развивать обе способности. И вторая является более важной и соответственно более сложной.

 

С уважением, Анатолий Пахомов



ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное