Мы продолжаем
рассматривать вопросы связанные с философией йоги. Андрей Голубев прислал интересные вопросы, которые мы рассмотрим.
1. На каких "китах" (законах)
базируется философия йоги? Являются ли эти законы объективными для каждого
практикующего или нужно рассматривать их для каждого конкретного случая в
отдельности? 2. Какова роль мотивации в практике
йоги? Какая должна быть мотивация у практикующего с точки зрения философии
йоги? Что (какие практики) позволяет поддерживать мотивацию?
Хочу поблагодарить
за вопросы присланные мне. Мы постепенно рассмотрим их все, к некоторым
доберемся в этом году, а к некоторым возможно позже. Спешки нет, перед нами
вечность… Начну отвечать на эти вопросы постепенно раскрывая то, что знаю.
Вопросы объемные, потому осветить в одном выпуске не получится. Начнем все по порядку…
Если рассматривать
философию йоги, то нам придется затронуть некоторые аспекты истории развития
йоги. Сама традиция существует достаточно давно, первые археологические
раскопки, где найдены изображения йогов относят к периоду около 5000 лет назад.
Но данные археологические сведения говорят не о возникновении йоги, а уже о
наличии архетипичного образа йоги. Это значит, что йога возникла задолго до
этого периода. (Архетип – от греческого «первообраз»).
На йогу как на
систему философских воззрений влияли ряд других философий и религий. Из
исторически обозримого прошлого нам видно, что йога развивалась на территории
Индостана и Тибета, Пакистана и других окрестностей, соответственно испытала
наибольшее влияние от двух направлений – Индуизма и Буддизма. И хотя йога в
своем чистом виде не является религией, так как в йоге нет персонифицированного
божества или антропоморфного бога. В этом смысле йога в возможно ближе к
квантовой физике, где к слову сказать, на данный момент объяснения все более
похожи на эзотерику. Взять хотя бы понимание иллюзорности физического тела и
взаимосвязи сознания и материального мира, и сознания, или наблюдателя (наличие
наблюдателя влияет на результат эксперимента, корпускулярно-волновой дуализм).
Впрочем, йога
никогда и не противопоставляла себя ни науке, ни религии, (а скорее дополняла
их) а на вопрос «есть ли Высший разум?» йоги чаще всего отвечают так: не
зависимо от того есть или нету – необходимо практиковать йогу и по-доброму
относится к другим живым существам. Потому ответ остается открытым и на него
уже каждый практикующий отвечает самостоятельно, исходя из своих личных
убеждений и опыта. В этом плане йога не является идеологией в которую надо
верить, а скорее является практическим инструментом, что бы выяснить это
самому. При выяснении вопроса есть ли высший разум йоги опираются на практику
самадхи и нирваны. К этим состояниям практикующий йоги приходит не через концептуальное
понимание, а через остановку внутреннего диалога. Остановка мысли таким образом
является ключевым приемом как для начинающего, так и для опытного практика.
Пустота…
«Нет ничего более богатого по своим возможностям, чем
пустота»
Станислав Лем
Именно потому, что
йога является практическими приемами, нет особой необходимости в идеологическом
обосновании, так как подразумевается, что каждый человек выяснит все или почти
все сам. Впрочем, в помощь начинающему даются и определенные концепции, но в
них не надо верить, скорее их надо ПРОверить. Через состояние безмыслия,
называемую в йоге практикой унмани, а состояние, которое мы достигаем именуют
ниродха (созвучно с не рождением), то есть человек не рождает никаких волнений,
мы познаем истину насчет самих себя. Это интересный и пожалуй переломный
момент, так как мы познаем что личности или «нас, меня, я» как бы и не
существует. Но правильнее об этом моменте говорить, что мы познаем
пустотность.Таким образом важнейшим
китом философии йоги является понятие шунята (пустотность). При этом – шуньята не
является предметом дискуссий: «так это или не так?», или «а как такое может
быть?» - это является непосредственным опытом. При этом следует различать переживание,
опыт и понимание (принятие). Так как не обладая достаточно острым умом и
склонностью к интроспекции, осознанностью – человек переживая остановку мысли
может и не извлечь из этого состояние какой-либо пользы. Такое переживание называют еще «тупой
медитацией», которая может быть достигнута не только йогическими способами но и
простым засыпанием или смотрением телевизора. Да, да, при смотрении телевизора,
человек часто находится в безмыслии, но в полном слиянии с игрой наблюдаемой на
экране. При этом ничего полезного с точки зрения йоги не происходит, но с точки
зрения развития Вселенной – происходит все равно познание. То есть кто то
рождается что бы познавать материальные удовольствия, кто то рождается для
познания боли, кто то рождается для познания философии, а кто то для того что
бы познавать ТВ и другие радости современной цивилизации. И если практикующий
видит в каком то действии что то «лучшее» или «более высокое», то это значит,
что человек либо не достигал самадхи и нирваны либо тщательно это скрывает (а
на то бывают свои причины)…