22 февраля Госдума приняла в третьем чтении новую редакцию закона "О рекламе", который существенно ужесточает требования к рекламе товаров и услуг, а также способам ее распространения. Депутаты полагают, что новый закон повысит эффективность правового регулирования рекламной деятельности.
Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что новый закон должен защитить общество от агрессивной, недобросовестной и недостоверной рекламы. По оценке спикера, в результате доработки закон стал "более сбалансирован и ориентирован на реально сложившуюся практику".
Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко отметил, что принятие новой редакции закона "О рекламе" приводит российской законодательство в соответствие с европейским и снимает противоречия при присоединении России к Европейской конвенции о трансграничном телевидении.
Новая версия закона направлена на сокращение рекламных пауз на телевидении, ограничение рекламы азартных игр и казино, введение жестких требований к рекламе алкоголя, табака и пива, запрещение спонсорства спортивных мероприятий пивными компаниями, рекламы с помощью "мобильных биллбордов", зонтичных брэндов, а также регламентирует рекламу лекарств и биологически активных добавок (БАД).
Как отмечает "Коммерсант", закон вызвал массу нареканий со стороны крупных рекламодателей. Особенно остро реагировали производители пива, лишившиеся большинства возможностей рекламировать свой товар, чем до сих пор они выгодно отличались от производителей крепкого алкоголя.
"Ведомости" сообщили, что лоббисты не оставляют надежду на смягчение ряда положений нового закона. В первую очередь это относится к сокращению рекламных пауз на телевидении и запрету спонсорства спортивных мероприятий пивными компаниями. Пивовары поняли, что с депутатами бороться бесполезно, и отстаивают свои интересы на уровне Совета Федерации. Представители телеиндустрии решили действовать по-другому, сообщив рекламодателям о приостановке обязательств по действующим контрактам из-за
форс-мажорного обстоятельства – нового закона «О рекламе».
"Бизнес" информирует, что Союз пивоваров направил на имя председателя Совета Федерации Сергея Миронова письмо с просьбой разрешить размещение спонсорских роликов на телевидении в течение всего дня, иначе компании прекратят финансирование спортивных клубов и соревнований, так как это станет чистой благотворительностью. Авторы закона обещают пойти навстречу участникам рынка.
"Мы решили не задерживать закон, поэтому и выпустили его в таком виде. Но, надеюсь, что уже к чемпионату мира по футболу мы подготовим поправку, которая позволит российским компаниям транслировать спонсорские ролики", - обещает председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов.
"Известия" подчеркивают отрицательную сторону рекламных ограничений для пивоваров: "В случае принятия существующей редакции законопроекта российские болельщики вряд ли смогут увидеть любимые соревнования в сегодняшнем объеме".
Представители рекламной и телевизионной отрасли также привлекли внимание СМИ своей реакцией на законодательные изменения. Накануне третьего чтения закона группа компаний "Видео Интернешнл", крупнейший продавец рекламы в федеральном эфире, разослала рекламодателям письмо, в котором объявила, что не сможет выполнять свои обязательства в связи с новым законом "О рекламе", который с 1 июля ограничивает объем рекламного эфира 15% в сутки и 20% в час. Вскоре аналогичные заявления сделали телеканал
MTV Russia и компания "Видео Интернешнл Трэнд", продающая телерекламу в регионах России. По предварительным оценкам экспертов рекламного рынка, объем рекламы на ТВ уже в этом году может сократиться на четверть. Участники телевизионного рынка считают, что сильнее всего сокращение рекламы ударит по региональным телевещателям.
В целом эксперты сходятся во мнении, что федеральные телеканалы переживут вступление в силу поправок без особых проблем. А вот менее крупные (в первую очередь дециметровые и региональные) каналы столкнутся с серьезными проблемами. Такие выводы содержатся в исследовании коммуникационной группы Aegis Media/OKS.
"Труд" акцентирует внимание на негативных последствиях ограничения телерекламы для рядовых потребителей: "Качество программ телеканалов в городах и весях значительно упадет, а некоторые из них вообще прекратят свое существование… Налогоплательщикам придется компенсировать возможные убытки государственных телеканалов… Серьезно пострадает отечественный производитель товаров народного потребления и услуг… Увеличение расходов на рекламу фирмы-рекламодатели компенсируют ростом стоимости своих товаров".
"Новые известия" приводят и пессимистические прогнозы рекламщиков о неизбежном снижении качества телепрограмм из-за сокращения доходов от рекламы, и мнение разработчика нового закона депутата Валерия Драганова об отсутствии прямой связи между качеством телепрограмм и доходами от рекламы. Телепродюсер Михаил Ширвиндт поддерживает эту точку зрения и сообщает, что деньги, которые в конечном итоге доходят до производителя ТВ-продукта, как правило, несопоставимы с теми суммами, которые получают
за размещение рекламы телеканалы.
Журнал "Секрет фирмы" отмечает, что новый закон неизбежно приведет к замедлению роста рекламного рынка. Однако от нововведений неожиданно выиграли производители крепкого алкоголя: им разрешили рекламировать продукцию в прессе. Остальных рекламодателей можно считать проигравшими.