Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

     Добрый день, уважаемые читатели!

Выпуск 18

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

 Произведение

Без названия

остросатирическое произведение
на тему больной российской действительности :-))

...Рельефные следы босых мужских ног. Черные сосны. Белое платье...
"Мечты, мечты...", - как говорил столь почитаемый нашим народом
А.С. Пушкин.

Ни сосен, ни белого платья. Следы босых ног, правда, были.
"Влетевшая" в закусочную Павла именно в них бы и ткнулась носом, если
бы возникший рядом Виолетов не остановил бы её "полёт", подхватив за
талию. Следы эти принадлежали низкорослому мужичку в неопределённого
цвета подштанниках, который такой же неопределённой тряпкой размазывал
по полу грязь, имитируя мытьё полов.

-Куда?! - заорал мужичёк с интонациями советского швейцара. - Куда
прёте?! Не видите, сан. день у нас! Переучёт! И заведующая на базе!!!
Пива нету! Из горячего - только спички!

-Шведские, что ль? Которые Чехов забыл?

-Точно! А-аа... О! Виолетов!!! - тон мужичка мгновенно изменился.
-Прррашу!

И вдруг дико заорал:

-Зина!!!!

Из подсобки выглянул огромный бюст, вслед за которым появилось
остальное.

- Пиво давай. - успокоился мужичек - Вишь, Виолетов пришёл.

-Виолетоов... - томно сказал бюст - Виолетов... Где ж вы пропадали? И
кто это с вами? Неужели литератор? И... Как она?

-Без намёков, мадам, что, в самом деле? И не пропадал я, а переброшен
был на другое направление.

-Ориентацию, значит, поменял? Изменщик!

-Зина!!! - подал голос мужичёк - Пиво давай.

Бюст обиженно уплыл в подсобку, Виолетов крикнул: "Покажи ей..." - и
рванул за бюстом.

***

Без названия

нечто реально-мистическое

Нос темной лодки разрезает черный грунт. Рельефные следы босых мужских ног. Черные сосны. Белое платье.

 

Павла потянулась, прогибая спину. Улыбнулась. Раскинула руки: все! Никто не помешал: ни звонков, ни визитов.  Роман написан. Теперь - пару дней отдыха и встреч.

Телефонная трубка была нема. Павла с досадой оставила телефон. Оделась, взбила волосы, тронула помадой губы, набросила на плечо ремень сумки, с удовольствием осмотрела себя в зеркале и шагнула к двери.

Дверь не поддавалась: замок заклинило.

Сердце заколотилось о ключицу. Виски заломило.

"Спокойно, - сказала Павла себе, - спокойно. Инсульт - не выход. Выход в другом, и я его найду".

Она прошла в комнату, к балконной двери.

Балконная дверь не открывалась. Не открывалось и окно.

Павла прошла на кухню, но и там окно было закрыто наглухо.

Павла вернулась в комнату.

За стеклом сверкало драгоценным камнем озеро. Вкруг него высились мрачные скалистые горы. Ни слева, ни справа не было просвета: горы окаймляли и озеро, и дом.

Павла с отчаянием подергала дверную ручку. И упала на пол с ручкой в руке.

Потирая ушибленное бедро, сквозь бессильные слезы смотрела в окно, где медленно тускнело небо.

Не в силах подняться, на коленях вновь вплотную приблизилась к балконной двери и так стояла, стояла долго...

Озеро за стеклом гасло. На землю опускалась ночь.

Павла, недвижная, смотрела, как гаснет озеро. Гаснет надежда. Гаснет жизнь.

Беззвучные рыдания оживили застывшую фигуру.

Вдруг Павле показалось, что на темной поверхности воды чернеет лодка.
Затаив дыхание, женщина прижалась горячим лицом к холодному стеклу.

Очертания мужской фигуры. Взмах весла.

Судорожно глотнув воздух, Павла заколотила кулаками по стеклу, запоздало подумав, что она могла еще днем его разбить и крикнуть соседей.

Стекло осталось немо и недвижно.

Нет! Не может быть!

Зеркальный диск луны побежал серебристой гусеницей к дому. Упал на балконную дверь. Павла приникла к окну:

- Увидь меня! Увидь! Увидь!!

***

Пишите продолжение варианта, что кажется Вам интереснее, или предлагайте свой поворот событий, но не торопитесь писать, чем все закончится.

 Какие Вы заметили стилистические ошибки?

***

Начало произведения можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

Лексика разных стилистических пластов в современных текстах

Нейтральная (межстилевая) лексика употребляется во всех стилях речи, во всех жанрах. Всюду она на месте, и нигде без нее не обойтись.
Что касается лексики письменной речи и лексики устной речи, то эти пласты русского словаря заслуживают более подробного рассмотрения.

 Использование лексики письменной речи

Книжная лексика на месте во всех письменных разновидностях речи: в публицистике, в научных работах и т.п. Но в художественной литературе книжные слова могут придать повествованию или описанию несколько суховатое, даже официальное звучание. (У В. Солоухина. «Печень в ящиках увозили в цех, дабы топить из нее рыбий жир»; «Нам пришлось лавировать, местами спускаться лесенкой, ибо не было простора пустить лыжи прямо с горы».

Лексика высокая придает речи торжественность или поэтичность звучания. Если речь идет о значительных, эпохальных событиях в жизни страны, народа, если автор хочет подчеркнуть важность темы, высокие слова уместны в тексте. 
"Ты здесь - венец красы земной,
Моя опора и защита
И песнь моя — народ родной" (Твардовский).

У одних высоких слов сильнее чувствуется оттенок торжественности, патетичности (свершение, предначертание, несокрушимый, непоколебимый и др.), у других явственнее ощущается лиричность, поэтичность:
"Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера" (Тютчев).

Поэтически-высокая лексика поэтизирует и прозу: «Быстро пролетело то незабвенное легкое время, когда они только что встретились» (И. Бунин).

Но здесь, как и везде, писателю необходимо чувство меры, вкус. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» мы видим пародию на авторов, слишком увлекающихся лексикой высокого звучания. Это «Торжественный комплект», который Остап Бендер продал бездарному журналисту Ухудшанскому. В этом «комплекте» есть «сверяющие стилистические высоты»: «Невзирая на ошибки, пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под пение сердец выявляется заря новой жизни: вперед!»; «Вершится историческая поступь. Пески прошлого взметаются скоком стали» и т. п.

Использование лексики устной речи

В языке художественных произведений часто встречаются просторечные слова. И не только в качестве средства речевой характеристики простонародных персонажей: собственно просторечные слова есть и в авторской речи многих писателей.

"И все небо, грозой озаренное, -

Ты его застишь!" (Антокольский)

В словарь многих писателей и поэтов входят слова разговорные, грубовато-экспрессивные и грубые. Употребление низких слов - один из приемов речевой характеристики персонажей. Часто такие слова употребляются в художественной литературе для осуждения, для выражения резко отрицательного отношения автора, персонажа к изображаемым людям, явлениям: «И из всех витрин смотрит на вас страшная, дегенеративная харя с маленькими подстриженными усиками, бледным, острым носом и глазами сумасшедшего. Это Гитлер» (Е. Петров).

Использование русской разговорной и просторечной лексики может быть приемом, создающим комический эффект, если такие слова автор вкладывает в уста нерусских персонажей.

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное