Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

     Добрый день, уважаемые читатели!

Выпуск 19

Ваши замечания

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

Замечания. 

Сердце заколотилось о ключицу
Это хорошо сказано. Однако, сколь я помню из университетского курса
анатомии, сердце находится значительно ниже, а, при сильном волнении,
стремится убежать в пятки! Из этого я могу сделать однозначный вывод о
том, что сердце если и может стучать по костям, то только по пяточным,
но никак не ключичным!
Зеркальный диск луны побежал серебристой гусеницей к дому.
Этого совершенно не может быть! Все знают, что диск имеет форму
сплющенного шара, а тело гусеницы более походит на колбасу. Создаётся
впечатление странной метаморфозы этой луны. По мере её пробега к дому,
она меняла форму, и из блинчато-дисковой превратилась в
колбасно-циллиндрическую, оставаясь при этом зеркально-серебристой.
Автору, мне кажется, следует серьёзно задуматься о том, что вытворяют
космические тела в его произведении!

Ехидный критик.

Произведение

Без названия

остросатирическое произведение
на тему больной российской действительности :-))

"...Павла приникла к окну:

- Увидь меня! Увидь! Увидь!!."

Этот отрывок какого-то лит. произведения, явно напечатанный на принтере и валявшийся на столике с засаленными игральными картами, произвёл на Павлу неприятное впечатление. Особенно её поразило то, что героиня была её тёзкой! Тьфу ты! Мало ей лужи, так ещё и запертая комната!
Павла подумала, что этот мужик из лодки может оказаться и маньяком и... Нет. Такая перспектива её совершенно не прельщала! Хотя... Павла вспомнила, как иногда волновали её некоторые сцены из из тех кассет, что продавались только на Горбушке... Но пережить такое самой? Нет!

- Интересуетесь?

-А?!

- Правильно. Это столик примечательный, Некрасовский. Вот этими самыми картами проиграл он последнее что у него было, вернулся из
путешествия, и умер. У нас умирать не полагается. Всё можно, но помирать иди домой!

- Значит у вас такого не бывает? Что б путешественники умирали или...
Вроде этого.

- У нас всё бывает. Так прибьют или пытками запытают, без рук - без
ног возвращаются, прочее всё оторвут, но умирать домой везут. У нас
ведь ВЕЧНОСТЬ, мадам.

-А-аа... Некрасов... Он что поставил?

-Жизнь, мадам. Самонадеянный был человек. Орёл, но... Знал, что
Владимир Ильич в карты не игрок, вот и поставил. А тот хоть в этом "ни
уха ни рыла", но передёрнуть умел. Тоже талант в своём роде! А Некрасов - то не ожидал. Здравствуй, говорит, племя младое... Шутил.

-А Владимир Ильич тоже литератор?

- В некотором роде, мадам. Фантазёр и фокусник! Уэлс, великий английский литератор, сказал про него: Кремлёвский Мечтатель! У него,
знаете ли, мечта была. Электрифицировать Россию, потом настроить, sorry!, туалетов из золота, а потом уже свести концы с концами. То есть к
каждому толчку подключить электричество высокого напряжения. Тогда,
говорил, каждый будет знать своё место.

-Да-а...-протянула Павла- мы это в школе проходили.

-Очень приятно, мадам, встретить На Пути такого образованного
человека. Обычно историю плохо помнят, оттого и повторов много. Я уж
и интересоваться ею перестал - каждый век одно и то же.

Павла вдруг отметила, что мужичёк как-то утратил свои швейцарские
манеры, подтянулся, выправился, и стал похожим более на тех лордов, которых часто играл артист Л. Оболенский.

-А вас как зовут?

-I'm sorry, ma'am. Совершенно одичал после того, как перевели на это
направление. Называйте меня Львом Львовичем Львовым!

И прищёлкнул каблуками.

***

Без названия

нечто реально-мистическое

Зеркальный диск луны побежал серебристой дорожкой к дому. Упал на балконную дверь. Павла приникла к окну:

- Увидь меня! Увидь! Увидь!!

- Да вижу, вижу, - пробурчал мужик, и голос его был неправдоподобно близок, словно он был не в лодке, а за спиной Павлы.

- Видишь?! Видишь?!

- Да вижу, вижу. Что с тобой? Ты уснула что ли за компьютером?

Павла смотрела не понимая. Не узнавая комнату, не узнавая мужчину. Память проступала медленно, как изображение на негативе. И черный кадр превратился в цветную картинку.

- Мы обедать сегодня будем? - спросил муж.

Павла вздохнула: "Будем".

Зазвонил телефон.

- Если Вероника, - крикнула Павла из кухни, - скажи, что я ей перезвоню через час.

 

- Сон... нет, ты не представляешь, - говорила Павла, покручивая в руках чашку с остывшим кофе. - Замурована. Одна. Отрезана. Мне и сейчас жутко. Как представлю: через три дня, ну, через неделю - в доме не будет ни крошки. И - что? И... а если схватит... ну, что-то. Что там хватает? Сердце, например. И... И главное - так явственно! Я просто ощущала ступнями ворс ковра! Слушай. Как ты думаешь... Симякин разгадает сон?

- Я разгадаю, - отрезала Вероника, разглядывая пару за соседним столиком.
Глянула на них искоса и Павла, ей было и обидно, и досадно: она чуть не умерла во сне, а подруга...

Пара за соседним столом была небезынтересна. И нестандартна. Ну, в том смысле, что не укладывалась в привычные представления: он, худощавый, тонкокостный брюнет, сидел полусонный; она же, пухлая дебелая блондинка излучала активные флюиды, двигаясь каждой своей клеткой.

- Элементарно, - не отводя взгляда от соседнего столика, сказала Вероника и посмотрела на Павлу. - Э-ле-мен-тар-но. Даже Фрейд не нужен. В твоем случае он бессилен. Как нормальные бабы мечтают о любви, так ты мечтаешь о мировой славе.

- Ну да, - хмыкнула Павла сердито. Она думала, подруга, и правда, сейчас что-то вспомнит из сонников или книг Юнга. А она... - Ну да. Сверкание озера олицетворяло блеск...

- Да ты сейчас дергаешься. Тебе сейчас уже жалко времени на трепотню. Хотя и хотела со мной пообщаться.

Павла промолчала, ей было немного конфузно, она не предполагала, что Вероника чувствует, как через час-полтора общения, которого она, Павла, сама и желала всякий раз, ей становилось скучно и хотелось оказаться наедине со своими фантазиями. Мир, созданный ее фантазией, был ей милее мира истинного. И герои, даже если они питались кровью ее знакомых и приятелей и создавались из их плоти, были ей ближе и дороже своих прототипов... Но... отчего же тогда ей было жутко во сне, когда?..

- Ну вот и получила уединение. По полной программе.

Павла еще не знала, что и ответить, а Вероника вновь смотрела в сторону. И не зря смотрела, потому что к их столику подходил тот самый, тощий и полусонный. А дебелой активистки в зале не было.

***

Пишите продолжение варианта, что кажется Вам интереснее, или предлагайте свой поворот событий, но не торопитесь писать, чем все закончится.

 Какие Вы заметили стилистические ошибки?

***

Начало произведения можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ 

СВОБОДНЫЕ И НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Сравнительно редко бывают предложения, состоящие из одного слова (Светает. Тишина). Чаще всего в состав предложения входит несколько слов. Распространенные предложения с точки зрения синтаксиса не сразу делятся на слова. Между словом и предложением есть промежуточное синтаксическое звено - словосочетание.

Предложение «Высокий юноша быстро шел по ярко освещенному коридору» состоит из словосочетаний, в каждом из которых слова находятся в определенной грамматической связи: юноша шел (согласование), шел по коридору (управление), освещенному коридору (согласование), высокий юноша (согласование), быстро шел (примыкание), ярко освещенному (примыкание).

Есть два типа словосочетаний - свободные и несвободные. В разобранном нами предложении примеры свободных словосочетаний. Свободные, несвязанные словосочетания образуются нами в речи по ходу дела, по мере надобности из отдельных слов.

Несвободные, связанные сочетания слов называются фразеологическими словосочетаниями. (Те фразеологические обороты, которые нельзя дословно, буквально перевести на другие языки, называют обычно идиомами.)

Совокупность фразеологических словосочетаний, имеющихся в языке, называется фразеологией этого языка.

Есть словосочетания, которые бывают только свободными: новое пальто, идти по улице, говорить быстро, очень умный, греться на солнце, белая бумага, читать письмо и т. п. Есть словосочетания, которые всегда выступают в речи как фразеологизмы: бить баклуши, переливать из пустого в порожнее, втирать очки, без году неделя, строить куры, лечь костьми, зарыть талант в землю и др.

Многие словосочетания могут быть и свободными, и связанными в зависимости от контекста и от значения. Так, словосочетание намылить шею в прямом значении свободное: «Он намылил шею и стал ее тщательно мыть». Но это же сочетание слов в значении наказать выступает как фразеологическое: «Вот, погоди, попадешься, намылят тебе шею». Такими же «свободно-несвободным» являются словосочетания махнуть рукой, поднять голову, лед тронулся, узкое место, точить нож, руки чешутся, старая песня.

 

ТИПЫ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Фразеологические словосочетания не одинаковы по степени спаянности, связанности слов, входящих в них, и по степени зависимости смысла всего выражения от значения каждого из составляющих его слов.

Различают три типа устойчивых словосочетаний.

 

1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРАЩЕНИЯ

Общий смысл свободного словосочетания полностью зависит от лексических значений входящих в него слов. Каждое слово имеет свое самостоятельное значение, а смысл всего словосочетания представляет собой как бы сумму значений отдельных слов. Так, общий смысл словосочетания точить бритву полностью зависит от значений слов точить и бритву.

Среди несвободных словосочетаний выделяется прежде всего группа фразеологических сращений. Это выражения, общий смысл которых никак не зависит от лексических значений входящих в них слов. В этом отношении фразеологические сращения являются прямой противоположностью свободным словосочетаниям.

В русском языке нет отдельного слова лясы, и поэтому смысл словосочетания точить лясы не может вытекать из значений слов. Но все выражение точить лясы имеет значение - заниматься пустыми разговорами: «Тебе только все разговаривать, лясы точить» (А. Н. Островский).

По этой же причине (т. е. потому, что в обороте встречается слово, не имеющее отдельного смысла) к фразеологическим сращениям можно отнести такие устойчивые словосочетания, как разводить антимонии, бить баклуши, сбить с панталыку, турусы на колесах, у черта на куличках, дать стречка, дать стрекача (нет отдельных слов антимонии, баклуши, панталык, турусы, кулички, стречок, стрекач).

Фразеологическими сращениями являются также немногочисленные сохранившиеся в языке обороты, содержащие устаревшие грамматические формы: притча во языцех (говорится о ком-то или о чем-то, ставшем предметом общих разговоров), ничтоже сумняшеся (нисколько не сомневаясь, не раздумывая) и некоторые другие.

К фразеологическим сращениям относится немало таких устойчивых словосочетаний, в которых с точки зрения современной лексики и грамматики все обстоит благополучно. В них нет необычных, несвойственных современной речи слов или форм. И все же это именно сращения, потому что общее значение словосочетания не зависит от смысла отдельных слов и не может быть объяснено с помощью их значений. Например, выражение втирать очки. В современном языке есть глагол втирать и существительное очки, но ни одно из значений этих слов не помогает нам при выяснении того, почему словосочетание втирать очки значит обманывать, неправильно информировать кого-то. Еще примеры: ни дать ни взять, как пить дать, то и дело, то ли дело, куда ни шло, остаться с носом, зарубить на носу, съел собаку, прокатить на вороных, губа не дура, сидеть на бобах, (бежать, мчаться) сломя голову, нелегкая дернула, петь Лазаря, как Сидорову козу, (напиться) до положения риз, аредовы веки, куда Макар телят не гонял, верста коломенская, казанский сирота, очертя голову, почем зря, во что бы то ни стало, с какой стати.

2. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА

Сравним два фразеологических словосочетания: точить лясы и язык чесать. Они имеют одинаковое значение: заниматься пустыми разговорами. Но по степени мотивированности, по степени зависимости смысла всего выражения от значений слов эти словосочетания различны. Точить лясы - типичное фразеологическое сращение: мотивировка значения оборота здесь отсутствует. Этого нельзя сказать о выражении язык чесать. Не вдаваясь в этимологию (а она совершенно прозрачна), можно объяснить, почему выражение язык чесать значит болтать, заниматься пустыми, ненужными разговорами. Пользы от таких разговоров столько же, сколько от чесания языка. Да и причина таких разговоров как будто сводится к тому, что человеку просто захотелось почесать язык. Неодинакова мотивированность и таких просторечных словосочетаний, как согнуть в бараний рог и показать кузькину мать. Второе словосочетание кажется полностью немотивированным, тогда как первое - мотивированно     

Связанные словосочетания, смысл которых в большей или меньшей степени мотивирован и обусловлен значениями слов-компонентов, называются фразеологическими единствами.

Фразеологические единства можно рассматривать как своеобразные фразеологические метафоры.

Еще примеры: загребать жар чужими руками, делать из мухи слона, попасться на удочку, гнуть горб, закинуть удочку, смотать удочки, ложка дегтя в бочке меда, дать по рукам, высосать из пальца, брать с потолка, ломиться в открытую дверь, держать камень за пазухой, переливать из пустого в порожнее, делать погоду, первая ласточка, стереть в порошок, со дна моря достать, плясать под чужую дудку, зеленая улица, взять быка за рога, мутить воду, ловить рыбу в мутной воде, шевелить мозгами, валить с больной головы на здоровую, бросать тень, попасть не в бровь, а в глаз.

3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ

Кроме фразеологических сращений и фразеологических единств к устойчивым словосочетаниям относятся и такие, которые на первый взгляд представляются свободными, но при ближайшем рассмотрении оказываются связанными. Возьмем словосочетание негашеная известь. Его связанность, устойчивость определяется не только тем, что оно выступает в речи как составное название определенного вещества, но главным образом тем, что слово негашеная употребляется, сочетается только со словом известь. Прилагательное негашеная «наглухо» прикреплено к слову известь, связано с ним. Поэтому мы и считаем словосочетание негашеная известь связанным, фразеологическим. (В речи филателистов известно еще выражение негашеная марка.)

Фразеологическими сочетаниями называются такие, в которых одно из слов встречается только в данном словосочетании (реже в двух-трех), хотя и имеет самостоятельное значение.

Свободно слово треугольник в фразеологическом сочетании равнобедренный треугольник, а слово равнобедренный - связано: оно сочетается лишь со словом треугольник.

К фразеологическим сочетаниям нужно отнести и такие группы слов, в которых один из компонентов в данном значении встречается только в этом словосочетании. Так, в литературоведческом термине белые стихи оба слова как будто свободны, т. е. могут сочетаться со многими словами, но только в сочетании со словом стихи прилагательное белые имеет значение нерифмованные. По этой же причине можно считать фразеологическими сочетаниями такие сочетания свободных существительных со связанными прилагательными, как черный хлеб, надтреснутый голос, тупой угол, прямой угол.

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное