Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В Армении перед выборами активизировались сектанты



В Армении перед выборами активизировались сектанты
2012-02-09 21:58

 Сектантские организации в Армении перед парламентскими выборами проявляют активность.  Об этом на пресс-конференции 9 февраля заявил глава Центра реабилитации и помощи жертвам деструктивных культов Александр Амарян.
По его словам, среди этих сект находится "Слово жизни" - харизматическое движение, руководящее всеми  харизматическими церквями в стране, и некое "Посольство господа", членами которых являются многие высокопоставленные лица среди политических и военных деятелей Армении, при этом. руководитель центра отказался назвать конкретные имена.
По мнению Амаряна, истинная цель данных организаций - не стремление к духовному, а политическая власть и место в парламенте. Чтобы достичь своих амбиций сектантские структуры активно занимаются прозелитизмом, подчиняя себе волю людей путем зомбирования, особенно тех, кто психологически уязвим.
"Уголовным кодексом РА предусмотрено наказание за прозелитизм. но его определение как юридического термина, отсутствует в армянской юриспруденции. Это часто дает возможность избежать уголовной ответственности членам и руководителей религиозных сект, которые путем психологического воздействия  парализуют волю людей, превращая их в ходящие трупы или зомби и заставляя совершать преступления,- отметил Амарян. Он добавил, что число сектантских организаций в Армении увеличилось после Спитакского землетрясения. в 1988 году.
"До этого в нашей стране насчитывалось всего несколько религиозных сект, теперь их количество достигает 70, а число людей, вовлеченных в эти секты достигает около 350 тыс",-отметил Амарян. Он сказал, что данные организации представляют собой закрытые структуры, и, поскольку их деятельность четко не регулируется законодательством, контроль над ними сильно осложняется, их часто попросту невозможно прилечь к ответственности.
"Для борьбы против незаконных действий религиозных сект в Армении нужны религиоведы, то есть специалисты по религии, психологи, юристы, журналисты, имеющие глубокие религиозные знания. Это необходимо для правильного квалифицирования их деятельности, а также для исключения случаев незаконного воздействия и ущемления свободы вероисповедания", - сказал Амарян.



Коммунальные службы Еревана по-прежнему не справляются с расчисткой автодорог
2012-02-10 14:53

Сильные снегопады, обрушившиеся на столицу в течение последних трех дней, преподнесли неприятные сюрпризы автовладельцам.
Сегодня утром плохая погода привела к образованию двухсторонней пробки на улице Мясникяна. Из-за сильного снегопада и плохо расчищенной дороги автомашины вынуждены двигаться с минимальной скоростью. Улица Мясникяна известна своим крутым спуском. Особенности дороги привели к тому, что некоторые водители были вынуждены оставить своих железных коней у обочины.
Как показывают утренние события, коммунальные службы столицы попрежнему не справляются с расчисткой дорог. Уроком для них не послужила даже тяжелая ситуация, сложившаяся накануне вечером все на той же улице Мясникяна, где практически одновременно произошло несколько ДТП.
На данный момент даже на центральных улицах Еревана - Абовяна, Теряна и Исаакяна, из-за плохо расчищенных дорог машины двигаются с небольшой скоростью. Несмотря на это, по официальным сообщениям мэрии Еревана, расчистка мостовых и тротуаров проводится регулярно.
Отметим, что снегопады в Армении не прекращаются уже третий день подряд. Зиму 2012 года можно с уверенностью записать в самую снежную за последние несколько лет. Как ранее прогнозировали синоптики, в феврале в столице осадки ожидаются выше нормы.



Дороги в Армении проходимы, но опасны для жизни
2012-02-10 14:55

 Несмотря на сильный снегопад по положению на 8 часов утра 10 февраля в Армении нет закрытых дорог межгосударственного и республиканского значения. Для обеспечения безопасности движения и очистки дорог мобилизованы все средства. Об этом АрмИнфо сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и связи Армении.
Меж тем, для того, чтобы понять всю сложность ситуации на дорогах республики и улицах Еревана ответственных или скорее безответственных чинов из столичной мэрии и Минтранса следовало бы ссадить с купленных на деньги налогоплательщиков внедорожников, оснащенных новой зимней "резиной", и заставить пройтись по улицам Еревана или проехаться по "проходимым" дорогам республики.
Корреспондент АрмИнфо, которому каким-то чудом все-таки удалось добраться до центра города из Арарата, на всем протяжении межгосударственной автотрассы Ереван-Ерасх не заметил даже следов какой-либо снегоуборочной техники. Дорожное полотно плотно покрыто снегом, по которому автотранспортные средства скользят со скоростью не превышающей 40 км в час. При этом, даже в этом случае несколько автомобилей вылетели за пределы проезжей части, скатившись в поля. К, счастью, обошлось без жертв.  Судя по состоянию межгосударственной трассы, находящейся на равнинной части республики не трудно представить себе ситуацию на горных дорогах Армении.
Меж тем, по словам руководителя Управления информации и по связям с общественностью мэрии Еревана Артура Геворкяна, мэрия Еревана задействовала всю имеющуюся технику для очистки столичных улиц от снега. Чиновник даже заявил, что "задействована не только имеющаяся в распоряжении муниципалитета и коммунальных служб техника, но и техника строительных компаний.
Меж тем все тот же корреспондент АрмИнфо, проехавшийся по общинам Шенгавит, Эребуни и Центр очевидно в силу какого-то недоразумения так и не увидел не только бурной деятельности ответственных за снегоочистку работников столичного муниципалитета, но и их следов. На всем протяжении пути, им не было замечено ни одной снегоочистительной машины.
Однако, это не мешает отечественным телеканалам, не желающим портить отношения с мэрией Еревана, гордо рапортовать о снегоуборочных работах, демонстрируя архивные кадры с воюющей со снегом техникой. В реальности же Ереван и республика в целом остаются одетыми в плотный гололед и снег. Новой техники практически нет, а имеющаяся в наличии используется с брежневских времен и портится на ходу. Так что любым другим властям города и республики в целом давно следовало бы честно признаться в том, что Армения и Ереван, в частности, не готовы к борьбе с февральским снегом. Но честность и чиновничество, к сожалению, понятия несовместимые.



В Армении произошло землетрясение
2012-02-10 14:59

10 февраля в 08:13 в 11 километрах к северо-востоку от Апарана (Арагацотнская область) произошло землетрясение магнитудой 2,7. Об этом АрмИнфо сообщили в пресс-службе МЧС.
Сила подземных толчков в эпицентре составила 3-4 балла.



Обменный курс драма к доллару США и евро
2012-02-10 15:01

По данным полученным агентством АрмИнфо из комбанков Еревана, в банковских обменных пунктах сегодня максимальный курс покупки доллара США составил 387 драмов $1, евро - 512 драмов за евро, российского рубля (за 1 RUR) - 12,9 драма.  Минимальный курс продажи доллара США составил 389 драмов $1, евро - 517 драмов евро, российского рубля (за 1 RUR) - 13 драмов.



Армянские аэропорты отменили все рейсы
2012-02-10 15:24

По причине сильного снегопада и метели Ереванский международной аэропорт "Звартноц" и второй аэропорт республики в Гюмри отменили все рейсы. Об этом АрмИнфо сообщили в Главном управлении гражданской авиации Армении.
Учитывая, что служба аэропорта "Звартноц" не успевает осуществлять очистительные работы взлетно-посадочных полос из-за сильного снегопада, с утра 10 февраля отменены все вылеты и прилеты. Пилоты всех прибывающих рейсов предупреждены, что ереванский аэропорт не принимает. Рейсы возобновятся через 40 минут после прекращения снегопада.
Отметим, что снегопады в Армении не прекращаются уже третий день подряд. Как ранее прогнозировали синоптики, в феврале в столице осадки ожидаются выше нормы.  Температура воздуха в Ереване достигает минус 2 градусов.



Гаянэ Новикова: Армения пытается вписаться в формирующуюся в расширенном регионе среду безопасности
2012-02-10 20:16

Существует ли, по Вашему мнению, общая система коллективной безопасности Южного Кавказа? Назовите, пожалуйста, основные угрозы безопасности Армении в контексте существующих сегодня региональных и глобальных угроз и вызовов.

 

К сожалению, такой системы на Южном Кавказе нет, и в обозримом будущем не может быть, в силу того, что шкала угроз у трех государств региона совершенно разная. Разные и степень заинтересованности друг в друге, и восприятие друг друга – спектр широк от «стратегического партнера» до «основного врага». Соответственно, выстраивание отношений формируется на основе совпадения, в первую очередь, политических интересов и на исключении «неудобных» партнеров. Если государства не в состоянии создать единую региональную экономическую систему, они не могут создать систему коллективной безопасности. Что же касается основных угроз безопасности Армении, то они определяются во многом военно-политическим балансом, в первую очередь, на региональном уровне. Это, во-первых, потенциальная угроза возобновления «горячей» стадии Нагорно-Карабахского конфликта. Во-вторых, это наличие двух закрытых границ, которые снижают экономические возможности Армении и способствуют ее искусственной изоляции. При этом, если закрытие границы с Азербайджаном – логическое последствие войны, то закрытая граница с Турцией – это результат политического решения руководства Турции 1993 года, несущий, к тому же, большую эмоциональную нагрузку; следовательно, подобное решение нужно относить к категории иррациональных. Есть глубинные проблемы с Грузией, которые, к сожалению, не находят пока разрешения на уровне двусторонних отношений. Наиболее остро это проявляется в ситуации в Самцхе-Джавахети - Джавахке. Если добавить еще и интенсивность развития трехстороннего сотрудничества Турция – Азербайджан – Грузия, можно говорить о том, что стратегические интересы Грузии и стратегические интересы Армении сложно совместимы. В условиях отсутствия добрососедских отношений с Турцией и продолжения состояния «ни войны, ни мира» с Азербайджаном, нестабильность в Грузии несет в себе угрозу безопасности Армении. Фактор усиления российского присутствия в регионе также неоднозначен. Для Армении сохранение и наращивание имеющегося уровня отношений с Россией имеет жизненное значение. При этом необходимо интенсифицировать сотрудничество по всем направлениям с Европейским Союзом и США, поскольку, помимо прочего, при любой эскалации конфликта между Россией и Грузией может также возникнуть опосредованная угроза безопасности нашей страны. На южном направлении любая эскалация ситуации вокруг Ирана и в самом Иране будет иметь серьезные негативные последствия для Армении.

На глобальном уровне в качестве основной угрозы безопасности страны я бы назвала возможную новую волну мирового экономического кризиса, которая, как и первая, неизбежно отразится на экономическом состоянии Армении. Миграция, являющаяся одним из индикаторов экономического развития, для таких государств как Армения – с ограниченными ресурсами и ограниченными возможностями интеграции в мировое экономическое пространство – уже стала источником угрозы национальной безопасности.   

 

Вы затронули ситуацию вокруг Ирана. Как может отразиться ее переход в военную фазу на Армении? Какие шаги Ереван может предпринять, чтобы хотя бы частично оградить себя от последствий военного вторжения в Исламскую Республику?

 

Я не специалист по Ирану и не специалист в области военного планирования, поэтому не могу позволить себе спекуляций на данную тему. Однако очевидно, что война для Армении будет означать как минимум временное перекрытие еще одной границы, прекращение всех имеющихся экономических проектов с Ираном и прекращение транзита иранских товаров через территорию Армении. Она повлечет за собой и поток беженцев из Ирана в Армению (а также в Азербайджан). Маловероятно, что это будут представители обеспеченных слоев населения Ирана, а это значит, что на Армению ляжет бремя обеспечения этих людей жильем, пропитанием, медицинским обслуживанием. Ереван кровно заинтересован в предотвращении эскалации конфликта, однако, к сожалению, я не вижу механизмов, которые могли бы оградить Армению от данного далеко не полного перечня проблем.

 

Является ли ситуация в Сирии частью общего глобального процесса? Способна ли она каким-то образом воздействовать, на Ваш взгляд, на развитие ситуации на Южном Кавказе?

 

Конечно, является, если под «глобальным процессом» Вы имеете в виду те изменения, которые начались в конце зимы 2011 года на Арабском Востоке. Ровно год назад развитые государства мира приветствовали с энтузиазмом «первых ласточек» той самой арабской весны, которая обернулась гражданской войной в Ливии и в Сирии, и приходом умеренных исламистов к власти в Египте и Тунисе. Обсуждение путей демократизации арабского мира почти исчезло со страниц зарубежной прессы, да и политические деятели стараются избегать публичных рассуждений на эту тему. Однако собирательно Запад понимает, что для предотвращения обвальных процессов, в том числе и радикальной исламизации арабских государств и неконтролируемой миграции из этих стран, необходимо оказывать им серьезную экономическую помощь. Вероятнее всего, экономическая помощь относительно более – на этом фоне – благополучным государствам, включая и Армению, Азербайджан и Грузию, будет уменьшаться. Ситуация в Сирии, как и ситуация вокруг Ирана, повышает уровень нестабильности в непосредственной близости от Южного Кавказа. Опасность состоит и в том, что Турция в статусе региональной державы, все больше и больше оказывается втянутой в конфликты с соседями на фоне роста напряженности в самой Турции.

 

Можно ли сегодня спрогнозировать дальнейший ход отношений между Арменией и Турцией, исходя из существующих исторических, политических и военных реалий нашего региона?

 

Помимо объективно существующих процессов в регионе, я бы обратила внимание на разный уровень заинтересованности Армении и Турции в налаживании отношений. Для Турции абсолютным внешнеполитическим приоритетом становится ситуация на Ближнем Востоке. Все проблемы взаимоотношений с Арменией отходят на второй план. Не исключено, что их дальнейшее развитие в некоторой степени  будет зависеть от результатов президентских выборов в Турции и парламентских в Армении. Однако ожидать серьезных сдвигов в армянском «векторе» турецкой политики не следует, даже при давлении на Турцию со стороны, в первую очередь, США и Франции.

 

Учитываются ли руководством Армении долгосрочные геополитические перспективы в новых реалиях среды безопасности XXI века? И насколько уверенно вписывается Армения в эту среду?

 

Думаю, да. Основная задача состоит в том, чтобы сохранить военно-политический баланс сил, не допустить политического крена в сторону одного из внерегиональных акторов, будь то Россия, США или Европейский Союз, не допустить возобновления вооруженной стадии Нагорно-Карабахского конфликта, а также обезопасить страну от сползания в глубокий экономический кризис. Перечисленные факторы могут быть отнесены, скорее, к среднесрочным перспективам, однако, без них говорить о долгосрочных перспективах не приходится. Армения пытается вписаться в формирующуюся в расширенном регионе среду безопасности. Наша страна в определенной степени справилась с задачей стать субъектом региональных политических процессов, и это является основным достижением на настоящий момент.

 

К чему может привести Армению и Азербайджан прогрессирующая гонка вооружений, учитывая, что обе страны в той или иной степени жертвуют возможностями социально-экономического развития и укрепления своих обществ? 

 

Гонка вооружений не приводит ни к чему хорошему, особенно в контексте социально-экономического развития втянутых в нее государств. У Азербайджана сегодня больше экономических возможностей за счет добычи и поставок энергоресурсов. В то же время, большие расходы на вооружение при незначительном улучшении уровня жизни подавляющего большинства населения и на фоне роста исламистских настроений в обществе создают благодатную почву для общественного недовольства. В Армении же есть осознание того, что гонка вооружений навязана нам Азербайджаном, следовательно, есть и понимание необходимости усиления армии и укрепления оборонных возможностей страны.

 

Среда безопасности Армении включает не только внешние, но внутренние аспекты и процессы, которые, в отличие от внешних аспектов, поддаются контролю изнутри. Контролируют ли сегодня власти Армении внутреннюю безопасность, на Ваш взгляд?

 

Приближающиеся парламентские выборы станут ответом на Ваш вопрос. Я бы назвала в качестве основной составляющей внутренней безопасности страны способность власти и оппозиции вести цивилизованный политический диалог, направленный на достижение реальных результатов, а не выглядящий как диалог ради диалога. В конечном итоге, уровень внутренней безопасности и стабильности во многом определяет уровень внешней безопасности.



Татул Манасерян:Мы стоим на правильном пути, но почему-то в пробке…
2012-02-10 20:32

“Трансфертная экономика будет угасать и это необратимая тенденция”. С такими мало утешающими прогнозами  поделился в интервью АрмИнфо известный армянский экономист, основатель исследовательского Центра “Альтернатива”, профессор Татул Манасерян. Эксперт призывает к построению самодостаточной экономики, но не к автократичным тенденциям, к модели конкурентного рынка, но не ведущего к деформации. На пути к такой экономике эксперт рекомендует разобраться сначала с понятийным аппаратом и только затем ставить самые долгосрочные и смелые цели.      

 

В прошлом году заявленный экономический рост составил 6,1%. Но вопрос в том, создаем ли мы при таком немалом росте новую стоимость? Наверное, нет, если у нас высокая инфляция, вновь постепенно восстанавливающаяся трансфертная экономика и растущие цены на горнорудную промышленность. Ведь все эти факторы почти наполовину “съедают” реальный показатель роста ВВП, хотя нас все время заверяют совершенно в ином. Происходят какие-то хрестоматийные “несуразицы” с цифрами. Хотелось бы услышать Вашу позицию по этому вопросу.

 

Рост экономики в 6,1% носит скорее восстановительный характер, при этом восстанавливается экономика очень медленно, особенно если вспомнить резкий спад 2009 года. Теперь, что лежит в основе этого роста? То, чем Армения в кавычках может сегодня гордиться. Это горнорудная промышленность. В Армении мы ее называем перерабатывающей промышленностью. Вы, наверное, спросите можно ли называть переработкой то, что мы извлекаем из недр, немного очищаем и экспортируем? Причем под эту статью мы сегодня включаем даже то, что просто добывается из недр – без какого-либо очищения. Но не будем останавливаться на этом вопросе, примем это как частично перерабатывающую промышленность.

 

Теперь, поговорим о сельскохозяйственной отрасли. Прошлогодний рост этой сферы очень приветствуется, но нельзя не отметить то, что состояние отрасли в большей степени определяют погодные условия и сельский житель не имеет никаких гарантий и уверенности в завтрашнем дне. Это психологический фактор, который, тем не менее, имеет очень серьезный экономический эффект. Некоторая активность была отмечена и в сфере IT, в туристической индустрии, где у нас опять-таки своя специфика, и здесь мы не можем сравнивать свои достижения хотя бы с двумя соседними странами постсоветского пространства. Даже в Иране давно есть свободная туристическая зона – Киш.

 

Возвращаясь к структуре ВВП, отмечу, она не только не сформировалась, более того, мы сегодня не имеем представления о том, какой должна быть структура внутреннего продукта. Потому думать о том, что же лежит в основе экономического роста, нам пока не приходится. Рост у нас пока эпизодический, и зависит от нескольких факторов. Мы не определились с локомотивными отраслями, не представляем себе, по каким закономерностям мы должны определять конкурентные преимущества.

 

На конференции правящей партии были представлены несколько таких сфер – это огранка, фармацевтика, коньячное дело и  точное машиностроение ...

 

Очень хорошо, очень радует, что правительство устанавливает приоритеты. Правда, я скептически отношусь к развитию машиностроения, хотя это то, чем мы когда-то гордились. Если, например, мы успешно объединяли в себе традиции фармацевтической науки и практики и сумели продолжить их усилиями частного сектора, то машиностроение мы убили в течение 20 лет. Были даже попытки возродить станкостроительные заводы, но все они столкнулись далеко не с проблемой отсутствия денег или интеллекта, а с элементарным отсутствием таких специальностей как фрезеровщик. Мы не оценили наши возможности в этой области, не запускали пробного шара. Поэтому, прежде чем устанавливать какие-либо приоритеты, нужно выяснить конкурентные преимущества, и мы не продвинемся вперед, пока не решим эту фундаментальную задачу. Это первое, что нам мешает развиваться.

 

Второе - низкая узнаваемость. Мало кто знает о сырьевом потенциале нашей экономики. Мы и сами этого не знаем. Между тем, количественное и качественное определение величины национального богатства, заключенного в природных ресурсах, стратегически важный для каждого государства вопрос. Кстати, в годы Советского Союза постоянно проводилась оценка природных ресурсов. Сегодня это труднодостижимая для нас задача и прежде всего потому, что в стране не осталось соответствующих специалистов.

 

Возвращаясь к ресурсам, хотел бы заметить, что в новом обществе в условиях развития наукоемкой экономики, знания должны не только создаваться, но и эффективно и продуктивно использоваться. И главным фактором формирования такой новой экономики должно стать развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого ресурса. Для этого, в первую очередь требуется четкое понимание того, какие специалисты живут в стране. Мы, например, провозглашаем сферу IT приоритетной, между тем, не знаем, сколько у нас специалистов в этой области и какими они навыками обладают. Это лишь один небольшой пример. А таких примеров на самом деле немало. Сколько у нас экономистов и юристов? Я пока не говорю о качественной составляющей, я говорю о том, сколько безработных мы плодим ежегодно, притом, что часть из них “заказывает” само государство. Не говорю уже о том, что мы иногда даже “дарим” хороших специалистов развитым странам.

 

Много сейчас говорится о диверсификации экономики, не только индустриального сектора, но всей общеэкономической системы, это должно помочь нам не хромать даже при неблагоприятной внешней конъюнктуре, не впадать в “кризисные крайностиt”, как то было в 2009 году, когда  мы просто рухнули. Есть сегодня такое понимание со стороны экономических и политических властей?

 

Здесь нам повезло в двух аспектах. Во-первых, сегодняшнее правительство действительно хочет положительных перемен, что очень важно. Есть вера, что если когда-то страна считалась промышленно развитой, правда это было в других условиях и в другом формате, значит тоже самого возможно достичь и сегодня, тем более что для этого есть потенциал. Второй аспект заключается в том, что правительство, в конце концов, начало говорить о национальной модели развития экономики, то о чем я говорил много лет назад. И хорошо, что данная инициатива и убежденность в нужности такой модели идет с самого верха. И неважно, что данная инициатива вызвала не совсем положительный отклик среди международных структур.

 

Есть сегодня еще одно положительное решение правительства, которое предполагает финансовое содействие студентам, обучающимся за рубежом. Программа не дает ощутимого эффекта сегодня, но обязательно даст в перспективе.

 

Здесь нельзя не отметить проблему отсутствия системы выявления и селекции способных и талантливых кадров, что не может не влиять на социально-экономическое и политические развитие страны…

 

Согласен. Есть немало способных и талантливых людей, которые остаются сегодня “за бортом”. Это задача требует обстоятельного решения.

 

Фундаментальные решения нужны, наверное, и в сфере развития малого и среднего бизнеса. Тут, как и несколько лет назад, предстоит сделать очень многое…   

 

И здесь, кстати, есть задача понятийного аппарата. Что мы понимаем под малым и средним бизнесом? К сожалению, есть преобладающее мнение о том, что малый и средний бизнес это, прежде всего, торговля. В данном контексте очень актуален опыт России по созданию собственной “Силиконовой долины”, то есть системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса.

 

То есть создавать какие-то небольшие проекты, и находить финансирование для их реализации?

 

Вот именно, и для этого обязательно нужна господдержка. Возвращаясь к отечественной экономике, повторю, что сначала мы должны определиться с понятийным аппаратом, понять собственные преимущества, определить приоритеты, поверить в их реалистичность и быть последовательными. В стране с маленькой и компактной экономикой, какой является Армения, этого можно достичь за очень небольшой промежуток времени.

 

А как же быть с монополиями? Этот вопрос не находит своего решения, между тем, если он не будет решен вряд ли возможны какие-то ощутимые перемены в этой сфере экономики. Не согласны?

 

С монополиями у нас две серьезные проблемы. Первая проблема – монополии, а точнее олигополии, напрочь убивающие малый и средний бизнес. Вторая задача упирается в отток капитала. Каким образом? Дело в том, что даже монополии в какой-то момент начинают задыхаться внутри нашего малоемкого рынка, потому постепенно начинают вытекать из страны в виде капитала, конечно.

 

Как раз о бегстве капитала я и хотел спросить, каковы по Вашим оценкам годичные объемы “сбежавших” капиталов?

 

Бегство капитала, по моим оценкам, гораздо более серьезная угроза для экономики, чем проблема малого и среднего бизнеса. Что касается объемов уже утекшего капитала, то в расчете этого показателя есть определенные трудности. Мы не знаем, куда и в каких целях капитал уходит из страны. Например, часть этого капитала вкладывалась нашими соотечественниками в зарубежную недвижимость, что, кстати, не оправдало себя, и они понесли огромные потери из-за кризиса. Между тем, этот капитал мог бы работать на благо нашей экономики в виде реализации различных совместных, например армяно-российских, проектов и в промышленном производстве и в сфере сельского хозяйства.

 

Все-таки, при каких обстоятельствах проблема монополий может найти свое решение?

 

Общеизвестна история о том, что когда встречаются два предпринимателя даже за чашкой кофе, то одна из первых идей, которые они рассматривают, это возможности объединения сил и создания монополии.  Очевидно, что частный сектор не может бороться против образования монополий, т.е. сдерживать свой аппетит.  Это скорее политическая задача, но она имеет свои законодательные и экономические решения. Есть закон о защите экономической конкуренции, создана также комиссия по защите экономической конкуренции, которую принято у нас называть антимонопольной. Но это два разных понятия. Защита экономической конкуренции еще не означает борьбу с монополиями. Чтобы данный закон работал более эффективно нужные четкие и жесткие механизмы наказания и должна быть политическая воля в их реализации.

 

Вторая задача заключается в отсутствии человеческих ресурсов в структуре комиссии по защите экономической конкуренции. У комиссии сегодня нет достаточных человеческих ресурсов чтобы, во-первых, исследовать все сферы отечественной экономики, после чего развернуть настоящую борьбу с монополистами. Монополии сами по себе не рождаются, но в такой маленькой экономике они формируются очень естественным образом. И если мы не решим эту задачу, мы не сможем построить здоровую экономику, экономику с конкурентным рынком.

 

Хотел бы вернуться к вопросу оттока капитала. Есть хотя бы примерные расчеты, сколько капитала утекает в последние несколько лет? Например, в России ведь этот показатель рассчитывают, и каждый год обнародуют его на самом высоком уровне, дают оценку. У нас молчат, как будто ничего не происходит.

 

Мы можем взять на вооружение два метода расчета этого показателя, но и здесь мы получим только приблизительные цифры. Первый предполагает его расчет по платежному балансу, второй по объему имеющихся ресурсов и третий по объему теневой экономики.

 

Кстати, Вы не раз озвучивали реальные объемы теневой экономики…

 

Еще несколько лет назад я озвучивал показатель на уровне 75%, и это никогда не принималось властями. Сейчас об этом уровне говорят уже официальные лица. Но сейчас объем теневой экономики превысил даже эту итак критичную для нас планку. Почему? Ведь налогооблагаемая экономика растет, значить втрое больше растет и теневая, она не может оставаться на одном уровне много лет подряд.

 

Возвращаясь к оттоку капитала, отмечу, что эта цифра по моим подсчетам близка к объему трансфертов, то есть к 1 млрд. долларов США. А трансферты это еще одна серьезная проблема нашей экономики - это феномен, который позволяет держать покупательный спрос на высоком уровне. Но это явление имеет тенденцию к ограничению в глобальном смысле. Мы уже не имеем права возлагать все свои надежды на диаспоральные ресурсы. Меняется и психология Диаспоры. В новом мире каждый в первую очередь думает и заботится о себе.

 

То есть трансфертная экономика будет угасать?

 

Обязательно, и это необратимая тенденция.  Также неизбежно то, что со временем может набирать темпы предлагаемая мною социальная рыночная экономика – экономика будущей Армении.  А начнется этот процесс тогда, когда будет востребована экономическая мысль и экономическая наука. Я уверен, что при нашей с Вами жизни мы увидим плоды этих перемен.

Спасибо за беседу.



В Ереване высота сугробов достигла 30 сантиметров
2012-02-10 20:41

 Из-за сильных снегопадов, в течение последних 3 дней в Ереване снежный покров достиг 30 см. Об этом корреспонденту АрмИнфо сообщили в Армгосгидрометцентре.
Согласно источнику, самый большой снежный покров наблюдается в Джермуке - 133 см, и Раздане - 126 см. Всего в горных районах из- за сильных осадков сугробы выросли до 30-100 см. Что касается Араратской долины, то здесь толща снега достигает 25-30 см. С февральской погодой повезло только жителям Юга Армении.  Например, в Капане снежный покров составляет лишь 10 см.
Снегопады в Армении не прекращаются уже третий день подряд.  Итогом плохой погоды стали пробки на автодорогах по всей республике. Не лучшим образом обстоит дело и в Ереване, где коммунальные службы по-прежнему не справляются с расчисткой мостовых и тротуаров.
По прогнозам, осадки продолжатся до 11 февраля, а уже на следующий день, 12-го числа, температура воздуха понизится на 7-9 градусов.



В Армении перед выборами активизировались сектанты
2012-02-09 21:58

 Сектантские организации в Армении перед парламентскими выборами проявляют активность.  Об этом на пресс-конференции 9 февраля заявил глава Центра реабилитации и помощи жертвам деструктивных культов Александр Амарян.
По его словам, среди этих сект находится "Слово жизни" - харизматическое движение, руководящее всеми  харизматическими церквями в стране, и некое "Посольство господа", членами которых являются многие высокопоставленные лица среди политических и военных деятелей Армении, при этом. руководитель центра отказался назвать конкретные имена.
По мнению Амаряна, истинная цель данных организаций - не стремление к духовному, а политическая власть и место в парламенте. Чтобы достичь своих амбиций сектантские структуры активно занимаются прозелитизмом, подчиняя себе волю людей путем зомбирования, особенно тех, кто психологически уязвим.
"Уголовным кодексом РА предусмотрено наказание за прозелитизм. но его определение как юридического термина, отсутствует в армянской юриспруденции. Это часто дает возможность избежать уголовной ответственности членам и руководителей религиозных сект, которые путем психологического воздействия  парализуют волю людей, превращая их в ходящие трупы или зомби и заставляя совершать преступления,- отметил Амарян. Он добавил, что число сектантских организаций в Армении увеличилось после Спитакского землетрясения. в 1988 году.
"До этого в нашей стране насчитывалось всего несколько религиозных сект, теперь их количество достигает 70, а число людей, вовлеченных в эти секты достигает около 350 тыс",-отметил Амарян. Он сказал, что данные организации представляют собой закрытые структуры, и, поскольку их деятельность четко не регулируется законодательством, контроль над ними сильно осложняется, их часто попросту невозможно прилечь к ответственности.
"Для борьбы против незаконных действий религиозных сект в Армении нужны религиоведы, то есть специалисты по религии, психологи, юристы, журналисты, имеющие глубокие религиозные знания. Это необходимо для правильного квалифицирования их деятельности, а также для исключения случаев незаконного воздействия и ущемления свободы вероисповедания", - сказал Амарян.



Коммунальные службы Еревана по-прежнему не справляются с расчисткой автодорог
2012-02-10 14:53

Сильные снегопады, обрушившиеся на столицу в течение последних трех дней, преподнесли неприятные сюрпризы автовладельцам.
Сегодня утром плохая погода привела к образованию двухсторонней пробки на улице Мясникяна. Из-за сильного снегопада и плохо расчищенной дороги автомашины вынуждены двигаться с минимальной скоростью. Улица Мясникяна известна своим крутым спуском. Особенности дороги привели к тому, что некоторые водители были вынуждены оставить своих железных коней у обочины.
Как показывают утренние события, коммунальные службы столицы попрежнему не справляются с расчисткой дорог. Уроком для них не послужила даже тяжелая ситуация, сложившаяся накануне вечером все на той же улице Мясникяна, где практически одновременно произошло несколько ДТП.
На данный момент даже на центральных улицах Еревана - Абовяна, Теряна и Исаакяна, из-за плохо расчищенных дорог машины двигаются с небольшой скоростью. Несмотря на это, по официальным сообщениям мэрии Еревана, расчистка мостовых и тротуаров проводится регулярно.
Отметим, что снегопады в Армении не прекращаются уже третий день подряд. Зиму 2012 года можно с уверенностью записать в самую снежную за последние несколько лет. Как ранее прогнозировали синоптики, в феврале в столице осадки ожидаются выше нормы.



Дороги в Армении проходимы, но опасны для жизни
2012-02-10 14:55

 Несмотря на сильный снегопад по положению на 8 часов утра 10 февраля в Армении нет закрытых дорог межгосударственного и республиканского значения. Для обеспечения безопасности движения и очистки дорог мобилизованы все средства. Об этом АрмИнфо сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и связи Армении.
Меж тем, для того, чтобы понять всю сложность ситуации на дорогах республики и улицах Еревана ответственных или скорее безответственных чинов из столичной мэрии и Минтранса следовало бы ссадить с купленных на деньги налогоплательщиков внедорожников, оснащенных новой зимней "резиной", и заставить пройтись по улицам Еревана или проехаться по "проходимым" дорогам республики.
Корреспондент АрмИнфо, которому каким-то чудом все-таки удалось добраться до центра города из Арарата, на всем протяжении межгосударственной автотрассы Ереван-Ерасх не заметил даже следов какой-либо снегоуборочной техники. Дорожное полотно плотно покрыто снегом, по которому автотранспортные средства скользят со скоростью не превышающей 40 км в час. При этом, даже в этом случае несколько автомобилей вылетели за пределы проезжей части, скатившись в поля. К, счастью, обошлось без жертв.  Судя по состоянию межгосударственной трассы, находящейся на равнинной части республики не трудно представить себе ситуацию на горных дорогах Армении.
Меж тем, по словам руководителя Управления информации и по связям с общественностью мэрии Еревана Артура Геворкяна, мэрия Еревана задействовала всю имеющуюся технику для очистки столичных улиц от снега. Чиновник даже заявил, что "задействована не только имеющаяся в распоряжении муниципалитета и коммунальных служб техника, но и техника строительных компаний.
Меж тем все тот же корреспондент АрмИнфо, проехавшийся по общинам Шенгавит, Эребуни и Центр очевидно в силу какого-то недоразумения так и не увидел не только бурной деятельности ответственных за снегоочистку работников столичного муниципалитета, но и их следов. На всем протяжении пути, им не было замечено ни одной снегоочистительной машины.
Однако, это не мешает отечественным телеканалам, не желающим портить отношения с мэрией Еревана, гордо рапортовать о снегоуборочных работах, демонстрируя архивные кадры с воюющей со снегом техникой. В реальности же Ереван и республика в целом остаются одетыми в плотный гололед и снег. Новой техники практически нет, а имеющаяся в наличии используется с брежневских времен и портится на ходу. Так что любым другим властям города и республики в целом давно следовало бы честно признаться в том, что Армения и Ереван, в частности, не готовы к борьбе с февральским снегом. Но честность и чиновничество, к сожалению, понятия несовместимые.



В Армении произошло землетрясение
2012-02-10 14:59

10 февраля в 08:13 в 11 километрах к северо-востоку от Апарана (Арагацотнская область) произошло землетрясение магнитудой 2,7. Об этом АрмИнфо сообщили в пресс-службе МЧС.
Сила подземных толчков в эпицентре составила 3-4 балла.



Обменный курс драма к доллару США и евро
2012-02-10 15:01

По данным полученным агентством АрмИнфо из комбанков Еревана, в банковских обменных пунктах сегодня максимальный курс покупки доллара США составил 387 драмов $1, евро - 512 драмов за евро, российского рубля (за 1 RUR) - 12,9 драма.  Минимальный курс продажи доллара США составил 389 драмов $1, евро - 517 драмов евро, российского рубля (за 1 RUR) - 13 драмов.



Армянские аэропорты отменили все рейсы
2012-02-10 15:24

По причине сильного снегопада и метели Ереванский международной аэропорт "Звартноц" и второй аэропорт республики в Гюмри отменили все рейсы. Об этом АрмИнфо сообщили в Главном управлении гражданской авиации Армении.
Учитывая, что служба аэропорта "Звартноц" не успевает осуществлять очистительные работы взлетно-посадочных полос из-за сильного снегопада, с утра 10 февраля отменены все вылеты и прилеты. Пилоты всех прибывающих рейсов предупреждены, что ереванский аэропорт не принимает. Рейсы возобновятся через 40 минут после прекращения снегопада.
Отметим, что снегопады в Армении не прекращаются уже третий день подряд. Как ранее прогнозировали синоптики, в феврале в столице осадки ожидаются выше нормы.  Температура воздуха в Ереване достигает минус 2 градусов.



Гаянэ Новикова: Армения пытается вписаться в формирующуюся в расширенном регионе среду безопасности
2012-02-10 20:16

Существует ли, по Вашему мнению, общая система коллективной безопасности Южного Кавказа? Назовите, пожалуйста, основные угрозы безопасности Армении в контексте существующих сегодня региональных и глобальных угроз и вызовов.

 

К сожалению, такой системы на Южном Кавказе нет, и в обозримом будущем не может быть, в силу того, что шкала угроз у трех государств региона совершенно разная. Разные и степень заинтересованности друг в друге, и восприятие друг друга – спектр широк от «стратегического партнера» до «основного врага». Соответственно, выстраивание отношений формируется на основе совпадения, в первую очередь, политических интересов и на исключении «неудобных» партнеров. Если государства не в состоянии создать единую региональную экономическую систему, они не могут создать систему коллективной безопасности. Что же касается основных угроз безопасности Армении, то они определяются во многом военно-политическим балансом, в первую очередь, на региональном уровне. Это, во-первых, потенциальная угроза возобновления «горячей» стадии Нагорно-Карабахского конфликта. Во-вторых, это наличие двух закрытых границ, которые снижают экономические возможности Армении и способствуют ее искусственной изоляции. При этом, если закрытие границы с Азербайджаном – логическое последствие войны, то закрытая граница с Турцией – это результат политического решения руководства Турции 1993 года, несущий, к тому же, большую эмоциональную нагрузку; следовательно, подобное решение нужно относить к категории иррациональных. Есть глубинные проблемы с Грузией, которые, к сожалению, не находят пока разрешения на уровне двусторонних отношений. Наиболее остро это проявляется в ситуации в Самцхе-Джавахети - Джавахке. Если добавить еще и интенсивность развития трехстороннего сотрудничества Турция – Азербайджан – Грузия, можно говорить о том, что стратегические интересы Грузии и стратегические интересы Армении сложно совместимы. В условиях отсутствия добрососедских отношений с Турцией и продолжения состояния «ни войны, ни мира» с Азербайджаном, нестабильность в Грузии несет в себе угрозу безопасности Армении. Фактор усиления российского присутствия в регионе также неоднозначен. Для Армении сохранение и наращивание имеющегося уровня отношений с Россией имеет жизненное значение. При этом необходимо интенсифицировать сотрудничество по всем направлениям с Европейским Союзом и США, поскольку, помимо прочего, при любой эскалации конфликта между Россией и Грузией может также возникнуть опосредованная угроза безопасности нашей страны. На южном направлении любая эскалация ситуации вокруг Ирана и в самом Иране будет иметь серьезные негативные последствия для Армении.

На глобальном уровне в качестве основной угрозы безопасности страны я бы назвала возможную новую волну мирового экономического кризиса, которая, как и первая, неизбежно отразится на экономическом состоянии Армении. Миграция, являющаяся одним из индикаторов экономического развития, для таких государств как Армения – с ограниченными ресурсами и ограниченными возможностями интеграции в мировое экономическое пространство – уже стала источником угрозы национальной безопасности.   

 

Вы затронули ситуацию вокруг Ирана. Как может отразиться ее переход в военную фазу на Армении? Какие шаги Ереван может предпринять, чтобы хотя бы частично оградить себя от последствий военного вторжения в Исламскую Республику?

 

Я не специалист по Ирану и не специалист в области военного планирования, поэтому не могу позволить себе спекуляций на данную тему. Однако очевидно, что война для Армении будет означать как минимум временное перекрытие еще одной границы, прекращение всех имеющихся экономических проектов с Ираном и прекращение транзита иранских товаров через территорию Армении. Она повлечет за собой и поток беженцев из Ирана в Армению (а также в Азербайджан). Маловероятно, что это будут представители обеспеченных слоев населения Ирана, а это значит, что на Армению ляжет бремя обеспечения этих людей жильем, пропитанием, медицинским обслуживанием. Ереван кровно заинтересован в предотвращении эскалации конфликта, однако, к сожалению, я не вижу механизмов, которые могли бы оградить Армению от данного далеко не полного перечня проблем.

 

Является ли ситуация в Сирии частью общего глобального процесса? Способна ли она каким-то образом воздействовать, на Ваш взгляд, на развитие ситуации на Южном Кавказе?

 

Конечно, является, если под «глобальным процессом» Вы имеете в виду те изменения, которые начались в конце зимы 2011 года на Арабском Востоке. Ровно год назад развитые государства мира приветствовали с энтузиазмом «первых ласточек» той самой арабской весны, которая обернулась гражданской войной в Ливии и в Сирии, и приходом умеренных исламистов к власти в Египте и Тунисе. Обсуждение путей демократизации арабского мира почти исчезло со страниц зарубежной прессы, да и политические деятели стараются избегать публичных рассуждений на эту тему. Однако собирательно Запад понимает, что для предотвращения обвальных процессов, в том числе и радикальной исламизации арабских государств и неконтролируемой миграции из этих стран, необходимо оказывать им серьезную экономическую помощь. Вероятнее всего, экономическая помощь относительно более – на этом фоне – благополучным государствам, включая и Армению, Азербайджан и Грузию, будет уменьшаться. Ситуация в Сирии, как и ситуация вокруг Ирана, повышает уровень нестабильности в непосредственной близости от Южного Кавказа. Опасность состоит и в том, что Турция в статусе региональной державы, все больше и больше оказывается втянутой в конфликты с соседями на фоне роста напряженности в самой Турции.

 

Можно ли сегодня спрогнозировать дальнейший ход отношений между Арменией и Турцией, исходя из существующих исторических, политических и военных реалий нашего региона?

 

Помимо объективно существующих процессов в регионе, я бы обратила внимание на разный уровень заинтересованности Армении и Турции в налаживании отношений. Для Турции абсолютным внешнеполитическим приоритетом становится ситуация на Ближнем Востоке. Все проблемы взаимоотношений с Арменией отходят на второй план. Не исключено, что их дальнейшее развитие в некоторой степени  будет зависеть от результатов президентских выборов в Турции и парламентских в Армении. Однако ожидать серьезных сдвигов в армянском «векторе» турецкой политики не следует, даже при давлении на Турцию со стороны, в первую очередь, США и Франции.

 

Учитываются ли руководством Армении долгосрочные геополитические перспективы в новых реалиях среды безопасности XXI века? И насколько уверенно вписывается Армения в эту среду?

 

Думаю, да. Основная задача состоит в том, чтобы сохранить военно-политический баланс сил, не допустить политического крена в сторону одного из внерегиональных акторов, будь то Россия, США или Европейский Союз, не допустить возобновления вооруженной стадии Нагорно-Карабахского конфликта, а также обезопасить страну от сползания в глубокий экономический кризис. Перечисленные факторы могут быть отнесены, скорее, к среднесрочным перспективам, однако, без них говорить о долгосрочных перспективах не приходится. Армения пытается вписаться в формирующуюся в расширенном регионе среду безопасности. Наша страна в определенной степени справилась с задачей стать субъектом региональных политических процессов, и это является основным достижением на настоящий момент.

 

К чему может привести Армению и Азербайджан прогрессирующая гонка вооружений, учитывая, что обе страны в той или иной степени жертвуют возможностями социально-экономического развития и укрепления своих обществ? 

 

Гонка вооружений не приводит ни к чему хорошему, особенно в контексте социально-экономического развития втянутых в нее государств. У Азербайджана сегодня больше экономических возможностей за счет добычи и поставок энергоресурсов. В то же время, большие расходы на вооружение при незначительном улучшении уровня жизни подавляющего большинства населения и на фоне роста исламистских настроений в обществе создают благодатную почву для общественного недовольства. В Армении же есть осознание того, что гонка вооружений навязана нам Азербайджаном, следовательно, есть и понимание необходимости усиления армии и укрепления оборонных возможностей страны.

 

Среда безопасности Армении включает не только внешние, но внутренние аспекты и процессы, которые, в отличие от внешних аспектов, поддаются контролю изнутри. Контролируют ли сегодня власти Армении внутреннюю безопасность, на Ваш взгляд?

 

Приближающиеся парламентские выборы станут ответом на Ваш вопрос. Я бы назвала в качестве основной составляющей внутренней безопасности страны способность власти и оппозиции вести цивилизованный политический диалог, направленный на достижение реальных результатов, а не выглядящий как диалог ради диалога. В конечном итоге, уровень внутренней безопасности и стабильности во многом определяет уровень внешней безопасности.



Татул Манасерян:Мы стоим на правильном пути, но почему-то в пробке…
2012-02-10 20:32

“Трансфертная экономика будет угасать и это необратимая тенденция”. С такими мало утешающими прогнозами  поделился в интервью АрмИнфо известный армянский экономист, основатель исследовательского Центра “Альтернатива”, профессор Татул Манасерян. Эксперт призывает к построению самодостаточной экономики, но не к автократичным тенденциям, к модели конкурентного рынка, но не ведущего к деформации. На пути к такой экономике эксперт рекомендует разобраться сначала с понятийным аппаратом и только затем ставить самые долгосрочные и смелые цели.      

 

В прошлом году заявленный экономический рост составил 6,1%. Но вопрос в том, создаем ли мы при таком немалом росте новую стоимость? Наверное, нет, если у нас высокая инфляция, вновь постепенно восстанавливающаяся трансфертная экономика и растущие цены на горнорудную промышленность. Ведь все эти факторы почти наполовину “съедают” реальный показатель роста ВВП, хотя нас все время заверяют совершенно в ином. Происходят какие-то хрестоматийные “несуразицы” с цифрами. Хотелось бы услышать Вашу позицию по этому вопросу.

 

Рост экономики в 6,1% носит скорее восстановительный характер, при этом восстанавливается экономика очень медленно, особенно если вспомнить резкий спад 2009 года. Теперь, что лежит в основе этого роста? То, чем Армения в кавычках может сегодня гордиться. Это горнорудная промышленность. В Армении мы ее называем перерабатывающей промышленностью. Вы, наверное, спросите можно ли называть переработкой то, что мы извлекаем из недр, немного очищаем и экспортируем? Причем под эту статью мы сегодня включаем даже то, что просто добывается из недр – без какого-либо очищения. Но не будем останавливаться на этом вопросе, примем это как частично перерабатывающую промышленность.

 

Теперь, поговорим о сельскохозяйственной отрасли. Прошлогодний рост этой сферы очень приветствуется, но нельзя не отметить то, что состояние отрасли в большей степени определяют погодные условия и сельский житель не имеет никаких гарантий и уверенности в завтрашнем дне. Это психологический фактор, который, тем не менее, имеет очень серьезный экономический эффект. Некоторая активность была отмечена и в сфере IT, в туристической индустрии, где у нас опять-таки своя специфика, и здесь мы не можем сравнивать свои достижения хотя бы с двумя соседними странами постсоветского пространства. Даже в Иране давно есть свободная туристическая зона – Киш.

 

Возвращаясь к структуре ВВП, отмечу, она не только не сформировалась, более того, мы сегодня не имеем представления о том, какой должна быть структура внутреннего продукта. Потому думать о том, что же лежит в основе экономического роста, нам пока не приходится. Рост у нас пока эпизодический, и зависит от нескольких факторов. Мы не определились с локомотивными отраслями, не представляем себе, по каким закономерностям мы должны определять конкурентные преимущества.

 

На конференции правящей партии были представлены несколько таких сфер – это огранка, фармацевтика, коньячное дело и  точное машиностроение ...

 

Очень хорошо, очень радует, что правительство устанавливает приоритеты. Правда, я скептически отношусь к развитию машиностроения, хотя это то, чем мы когда-то гордились. Если, например, мы успешно объединяли в себе традиции фармацевтической науки и практики и сумели продолжить их усилиями частного сектора, то машиностроение мы убили в течение 20 лет. Были даже попытки возродить станкостроительные заводы, но все они столкнулись далеко не с проблемой отсутствия денег или интеллекта, а с элементарным отсутствием таких специальностей как фрезеровщик. Мы не оценили наши возможности в этой области, не запускали пробного шара. Поэтому, прежде чем устанавливать какие-либо приоритеты, нужно выяснить конкурентные преимущества, и мы не продвинемся вперед, пока не решим эту фундаментальную задачу. Это первое, что нам мешает развиваться.

 

Второе - низкая узнаваемость. Мало кто знает о сырьевом потенциале нашей экономики. Мы и сами этого не знаем. Между тем, количественное и качественное определение величины национального богатства, заключенного в природных ресурсах, стратегически важный для каждого государства вопрос. Кстати, в годы Советского Союза постоянно проводилась оценка природных ресурсов. Сегодня это труднодостижимая для нас задача и прежде всего потому, что в стране не осталось соответствующих специалистов.

 

Возвращаясь к ресурсам, хотел бы заметить, что в новом обществе в условиях развития наукоемкой экономики, знания должны не только создаваться, но и эффективно и продуктивно использоваться. И главным фактором формирования такой новой экономики должно стать развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого ресурса. Для этого, в первую очередь требуется четкое понимание того, какие специалисты живут в стране. Мы, например, провозглашаем сферу IT приоритетной, между тем, не знаем, сколько у нас специалистов в этой области и какими они навыками обладают. Это лишь один небольшой пример. А таких примеров на самом деле немало. Сколько у нас экономистов и юристов? Я пока не говорю о качественной составляющей, я говорю о том, сколько безработных мы плодим ежегодно, притом, что часть из них “заказывает” само государство. Не говорю уже о том, что мы иногда даже “дарим” хороших специалистов развитым странам.

 

Много сейчас говорится о диверсификации экономики, не только индустриального сектора, но всей общеэкономической системы, это должно помочь нам не хромать даже при неблагоприятной внешней конъюнктуре, не впадать в “кризисные крайностиt”, как то было в 2009 году, когда  мы просто рухнули. Есть сегодня такое понимание со стороны экономических и политических властей?

 

Здесь нам повезло в двух аспектах. Во-первых, сегодняшнее правительство действительно хочет положительных перемен, что очень важно. Есть вера, что если когда-то страна считалась промышленно развитой, правда это было в других условиях и в другом формате, значит тоже самого возможно достичь и сегодня, тем более что для этого есть потенциал. Второй аспект заключается в том, что правительство, в конце концов, начало говорить о национальной модели развития экономики, то о чем я говорил много лет назад. И хорошо, что данная инициатива и убежденность в нужности такой модели идет с самого верха. И неважно, что данная инициатива вызвала не совсем положительный отклик среди международных структур.

 

Есть сегодня еще одно положительное решение правительства, которое предполагает финансовое содействие студентам, обучающимся за рубежом. Программа не дает ощутимого эффекта сегодня, но обязательно даст в перспективе.

 

Здесь нельзя не отметить проблему отсутствия системы выявления и селекции способных и талантливых кадров, что не может не влиять на социально-экономическое и политические развитие страны…

 

Согласен. Есть немало способных и талантливых людей, которые остаются сегодня “за бортом”. Это задача требует обстоятельного решения.

 

Фундаментальные решения нужны, наверное, и в сфере развития малого и среднего бизнеса. Тут, как и несколько лет назад, предстоит сделать очень многое…   

 

И здесь, кстати, есть задача понятийного аппарата. Что мы понимаем под малым и средним бизнесом? К сожалению, есть преобладающее мнение о том, что малый и средний бизнес это, прежде всего, торговля. В данном контексте очень актуален опыт России по созданию собственной “Силиконовой долины”, то есть системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса.

 

То есть создавать какие-то небольшие проекты, и находить финансирование для их реализации?

 

Вот именно, и для этого обязательно нужна господдержка. Возвращаясь к отечественной экономике, повторю, что сначала мы должны определиться с понятийным аппаратом, понять собственные преимущества, определить приоритеты, поверить в их реалистичность и быть последовательными. В стране с маленькой и компактной экономикой, какой является Армения, этого можно достичь за очень небольшой промежуток времени.

 

А как же быть с монополиями? Этот вопрос не находит своего решения, между тем, если он не будет решен вряд ли возможны какие-то ощутимые перемены в этой сфере экономики. Не согласны?

 

С монополиями у нас две серьезные проблемы. Первая проблема – монополии, а точнее олигополии, напрочь убивающие малый и средний бизнес. Вторая задача упирается в отток капитала. Каким образом? Дело в том, что даже монополии в какой-то момент начинают задыхаться внутри нашего малоемкого рынка, потому постепенно начинают вытекать из страны в виде капитала, конечно.

 

Как раз о бегстве капитала я и хотел спросить, каковы по Вашим оценкам годичные объемы “сбежавших” капиталов?

 

Бегство капитала, по моим оценкам, гораздо более серьезная угроза для экономики, чем проблема малого и среднего бизнеса. Что касается объемов уже утекшего капитала, то в расчете этого показателя есть определенные трудности. Мы не знаем, куда и в каких целях капитал уходит из страны. Например, часть этого капитала вкладывалась нашими соотечественниками в зарубежную недвижимость, что, кстати, не оправдало себя, и они понесли огромные потери из-за кризиса. Между тем, этот капитал мог бы работать на благо нашей экономики в виде реализации различных совместных, например армяно-российских, проектов и в промышленном производстве и в сфере сельского хозяйства.

 

Все-таки, при каких обстоятельствах проблема монополий может найти свое решение?

 

Общеизвестна история о том, что когда встречаются два предпринимателя даже за чашкой кофе, то одна из первых идей, которые они рассматривают, это возможности объединения сил и создания монополии.  Очевидно, что частный сектор не может бороться против образования монополий, т.е. сдерживать свой аппетит.  Это скорее политическая задача, но она имеет свои законодательные и экономические решения. Есть закон о защите экономической конкуренции, создана также комиссия по защите экономической конкуренции, которую принято у нас называть антимонопольной. Но это два разных понятия. Защита экономической конкуренции еще не означает борьбу с монополиями. Чтобы данный закон работал более эффективно нужные четкие и жесткие механизмы наказания и должна быть политическая воля в их реализации.

 

Вторая задача заключается в отсутствии человеческих ресурсов в структуре комиссии по защите экономической конкуренции. У комиссии сегодня нет достаточных человеческих ресурсов чтобы, во-первых, исследовать все сферы отечественной экономики, после чего развернуть настоящую борьбу с монополистами. Монополии сами по себе не рождаются, но в такой маленькой экономике они формируются очень естественным образом. И если мы не решим эту задачу, мы не сможем построить здоровую экономику, экономику с конкурентным рынком.

 

Хотел бы вернуться к вопросу оттока капитала. Есть хотя бы примерные расчеты, сколько капитала утекает в последние несколько лет? Например, в России ведь этот показатель рассчитывают, и каждый год обнародуют его на самом высоком уровне, дают оценку. У нас молчат, как будто ничего не происходит.

 

Мы можем взять на вооружение два метода расчета этого показателя, но и здесь мы получим только приблизительные цифры. Первый предполагает его расчет по платежному балансу, второй по объему имеющихся ресурсов и третий по объему теневой экономики.

 

Кстати, Вы не раз озвучивали реальные объемы теневой экономики…

 

Еще несколько лет назад я озвучивал показатель на уровне 75%, и это никогда не принималось властями. Сейчас об этом уровне говорят уже официальные лица. Но сейчас объем теневой экономики превысил даже эту итак критичную для нас планку. Почему? Ведь налогооблагаемая экономика растет, значить втрое больше растет и теневая, она не может оставаться на одном уровне много лет подряд.

 

Возвращаясь к оттоку капитала, отмечу, что эта цифра по моим подсчетам близка к объему трансфертов, то есть к 1 млрд. долларов США. А трансферты это еще одна серьезная проблема нашей экономики - это феномен, который позволяет держать покупательный спрос на высоком уровне. Но это явление имеет тенденцию к ограничению в глобальном смысле. Мы уже не имеем права возлагать все свои надежды на диаспоральные ресурсы. Меняется и психология Диаспоры. В новом мире каждый в первую очередь думает и заботится о себе.

 

То есть трансфертная экономика будет угасать?

 

Обязательно, и это необратимая тенденция.  Также неизбежно то, что со временем может набирать темпы предлагаемая мною социальная рыночная экономика – экономика будущей Армении.  А начнется этот процесс тогда, когда будет востребована экономическая мысль и экономическая наука. Я уверен, что при нашей с Вами жизни мы увидим плоды этих перемен.

Спасибо за беседу.



В Ереване высота сугробов достигла 30 сантиметров
2012-02-10 20:41

 Из-за сильных снегопадов, в течение последних 3 дней в Ереване снежный покров достиг 30 см. Об этом корреспонденту АрмИнфо сообщили в Армгосгидрометцентре.
Согласно источнику, самый большой снежный покров наблюдается в Джермуке - 133 см, и Раздане - 126 см. Всего в горных районах из- за сильных осадков сугробы выросли до 30-100 см. Что касается Араратской долины, то здесь толща снега достигает 25-30 см. С февральской погодой повезло только жителям Юга Армении.  Например, в Капане снежный покров составляет лишь 10 см.
Снегопады в Армении не прекращаются уже третий день подряд.  Итогом плохой погоды стали пробки на автодорогах по всей республике. Не лучшим образом обстоит дело и в Ереване, где коммунальные службы по-прежнему не справляются с расчисткой мостовых и тротуаров.
По прогнозам, осадки продолжатся до 11 февраля, а уже на следующий день, 12-го числа, температура воздуха понизится на 7-9 градусов.



В избранное