26.07.2001 08:54 "Шторм" на украинском зерновом рынке: слепая стихия или "рукотворное чудо"?
На внебиржевом рынке отмечено резкое падение цен на зерно, - сообщили корреспонденту УФС операторы, работающие в этом сегменте торговли зерном.
По их информации, в Киевскую обл. стали поступать значительные партии качественного зерна с сельхозпредприятий, начавших уборочную кампанию, а также из хозяйств южных!
и центральных регионов Украины. Это и спровоцировало резкий обвал цен.
Многие трейдеры опасаются санкций со стороны Министерства аграрной политики и отказываются работать по безналичному расчету. В этой связи цена зерна с оплатой по безналичному расчету еще не сложилась. Стоимость зерна озимой пшеницы 3 класса за наличный расчет составляет 550 грн. за тонну, несмотря на то, что отдельные хозяйства пытаются реализовать партии зерна по цене 600 грн. за тонну. Отпуск муки и продуктов переработки зерна от большинства элеваторов приостановлен в связи с не очень ясной ценой относительно будущего урожая.
Ряд хозяйств, занимающихся реализацией семян, заявил о том, что закладывают базовый коэффициент для обмена зерна пшеницы 3 класса на семена на уровне 500 грн. за тонну.
По информации заместителя министра аграрной политики Украины Романа Шмидта, на внебиржевом рынке цены на ячмень держатся на уровне 320-340 грн. за тонну, и Министерство приложит все меры !
к "увеличению прозрачности торгов и проведения их на аккредитованных биржах".
По нашему мнению, резкое падение цен на продовольственное зерно озимой пшеницы в Украине свидетельствует об ошибочности проводимой в этом секторе аграрного рынка государственной политики, направленной на формирование "прозрачного" рынка сельскохозяйственной продукции. Напомним, что весьма специфическая регуляторная политика привела в прошлом году к "закреплению" цен на продовольственное зерно на уровне, значительно выше мирового, следствием чего стали практически полная приостановка экспорта зерна и рост внутренних цен на хлеб, которые государство оказалось уже не в силах сдерживать при помощи субсидий. Отметим, что высокая цена зерна стала результатом не только низкого урожая: не меньшее значение имели еще два фактора, которые иногда при анализе рынка "не замечаются". Прежде всего, это сложившаяся экономическая политика, направленная на своеобразную изоляцию внутреннего зернового!
рынка. Во-вторых, это чрезвычайно неэффективная система хранения, транспортировки и экспорта зерна, закрепляющая и усиливающая негативный эффект первого фактора.
Стоит проанализировать эффект каждого из этих факторов в отдельности. Так, изоляция Украины от мирового рынка зерновых (это при низком-то урожае 1999/2000 маркетингового года) привела к значительному росту внутренних цен на зерно, который не мог быть компенсирован за счет импорта. При этом импорт зерна и муки из России и Казахстана (не облагавшийся пошлинами вследствие действия договоров о свободной торговле) был весьма ограничен из-за достаточно низкого урожая зерновых в указанных странах, высоких цен и сложностей транспортировки. Таким образом, невозможность ценового арбитража за счет притока зерна из Европы и Северной Америки обеспечила высокие цены на внутреннем рынке и создала дефицит зерна. Высокие цены были безропотно оплачены потребителями. При этом отечественные сельхозпроизводители получили недву!
смысленный сигнал о значительной рентабельности рынка зерновых, на что в 2000/2001 маркетинговом году ответили резким увеличением посевных площадей соответствующих культур. Кроме того, агропроизводители инвестировали значительные средства в закупку удобрений и качественных семян. Тем не менее, на наш взгляд, этот "сигнал" был ложным, поскольку не являлся рыночно оправданным. Результатом этого стало значительное увеличение валового сбора зерновых в 2001 г. - в настоящее время результаты уборочной кампании нынешнего года еще не известны, однако упрямо стремящиеся "вниз" ценовые индикаторы упрямо свидетельствуют о неизбежности упомянутого сценария.
Очевидно, что Минагрополитики не смогло адекватно отреагировать на изменения конъюнктуры зернового рынка и попыталась использовать в текущем году те же самые рычаги, которые применяло в минувшем году в условиях "дефицитного" рынка. Напомним в связи с этим, что и сам министр агрополитики, и его заместители много говорили о ра!
зделении внутреннего и внешнего рынков зерна с сохранением на первом уровня цен выше, чем на втором. При этом они так и не смогли объяснить, какие стимулы "заставят" экспортеров закупать в Украине зерно по относительно высоким ценам и вывозить его на более "дешевые" внешние рынки.
С другой стороны, и в прошедшем, и в текущем годах неоднократно приходилось слышать заявления о том, что государство не будет вмешиваться в деятельность рынка, проводя интервенционные закупки или тем или иным способом покрывая убытки экспортеров. Хочется отметить, что это действительно так, но не только потому, что профильное ведомство этого не хочет, а, скорее всего, вследствие того, что позволить себе экспортные субсидии (в размере примерно по $40 за тонну) или интервенционные закупки Украина просто не в состоянии. Очевидно, что ориентация в этом вопросе на состоятельную Европу ошибочна, а провал такой весьма затратной политики представляется неизбежным.
"Свое дело сделала"!
и неэффективная система транспортировки зерна. По сообщениям отечественных зерновых трейдеров, в настоящее время стоимость транспортировки и перевалки зерна в портовом элеваторе составляет около $40 за тонну. Поскольку Украина не является крупной зерноэкспортирующей страной и не может в связи с этим оказывать влияние на процесс формирования мировых цен, то при перепроизводстве зерна внутри страны (текущая ситуация!) цена на зерно будет рассчитываться по правилу: мировая цена минус стоимость транспортировки. При мировой цене в размере $115 за тонну и указанном выше уровне транспортных затрат цена на продовольственную пшеницу внутри Украины составит не более $75 за тонну. Напомним, что именно такая цена устанавливалась на украинскую пшеницу в 1998 г.; такая же цена может сложиться в текущем году, если Министерство агарной политики не предпримет ничего существенного для снижения стоимости транспортировки зерна при его экспорте или для прямого субсидирования эксп!
орта.
Очевидно, что административное давление Минагрополитики на трейдеров с целью удержания относительно высоких цен на зерно лишь "оттолкнет" последних от официальных каналов реализации продукции, но никак не будет способствовать повышению цен. Настолько же бесполезным представляется и оказание давление на аграрные биржи посредством приостановления их права на регистрацию экспортных контрактов. Очевидно, что биржи являются только посредниками в сделках и не несут никакой ответственности за цену, складывающуюся на рынке. Наказывать их за это, по меньшей мере, не корректно.
Существует, правда, и еще один механизм регулирования цен на зерно: введение запретов на движение зерна между регионами, установление жесткого государственного заказа, использование фиксированных цен и жесткий государственный контроль над экспортом - со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде "черного рынка" зерна и роста объема долгов сельхозпроизводителей. Но, кажется, мы все эт!
о уже где-то видели:
Кстати
Во время селекторного совещания по вопросам уборочной кампании, формирования рынка зерна и подготовки к началу осеннего комплекса, министр аграрной политики Украины Иван Кириленко заявил о необходимости обратить внимание на ценовую политику по формированию цен на зерно в регионах, - сообщила УФС пресс-служба Министерства агрополитики.
По мнению министра, цена 1 тонны ячменя не должна опускаться ниже 450-480 грн., пшеницы 4-го класса - 550-600 грн., продовольственной пшеницы - 720 грн.
Ассоциация фермеров и землевладельцев Украины (АФЗУ) призывает фермеров не продавать зерно по цене ниже 700 грн. за тонну, - заявил журналистам председатель АФЗУ Иван Томич.
Это не означает, что зерно не будет продаваться вообще, - отметил он, - но в период, когда цена на него находится на уровне ниже 700 грн. за тонну, оно будет закладываться на хранение.
По его словам, на основании данных, соб!
ранных председателями областных ассоциаций, АФЗУ сделала вывод о том, что, в силу погодных условий, зерна в Украине будет собрано меньше, чем планировалось.
Исходя из этой ситуации, АФЗУ будет поддерживать политику по стабилизации цен на зерно, которая проводится Министерством аграрной политики при поддержке Ассоциации бирж и ряда других общественных организаций.