Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Северсталь OnLine

  Все выпуски  

Северсталь OnLine 5


Служба Рассылок Городского Кота

НИКОЛАЙ НЕНАСТЬЕВ - СУПЕРЗВЕЗДА 2

 

 

Званый гость 

  Простейший первичный анализ в ремонтном комплексе показывает, что там колоссальный потенциал. Я глубокий поклонник российской тяжелой индустрии. Я считаю, что как только она заработает, в России наступит невероятное благосостояние. Потому что на Западе маленький цех производит бог знает сколько продукции. А наше РМЦ-1 ( ремонтно - механический цех Н.Н.) полно станков, людей- производства никакого. Иностранцы два раза испытывают шок, попадая в нашу ремонтную службу: первый раз, когда видят наши масштабы, т.е. они не могут представить, что такого рода огромные производства могут быть при металлургическом комбинате; второй раз когда узнают, сколько это производство делает. У меня есть глубокая уверенность в том, что если все пойдет так, как запланировано, через пару-тройку лет мы просто начнем уничтожать западное тяжелое машиностроение. За счет наших издержек мы их просто уничтожим. Оно будет просто бессмысленным, как стало бессмысленным производство одежды в Западной Европе или микрокалькуляторов. Все это ушло в Малайзию, Китай, Тайвань. Так, я надеюсь, окажется бессмысленным делать станки в Европе. Это будет нонсенс. Это, будем надеяться, наше будущее, которое, кстати, полностью в наших руках

(Из выступления генерального директора ОАО Северсталь А. Мордашова на конференции холдинга

 

 

  Составить конкуренцию Уралмашу

должен ремонтный комплекс ОАО Северстали

 

  Советская экономика, как известно, жила по своим законам, зачастую весьма далеким от экономики как таковой. Главным для металлргов, к примеру, считалось выдать наибольшее количество металопроката, не считая, а во сколько это вообще все обойдется. Более того, порой производство было просто убыточным. О какой либо финансовой стороне дела при разговоре о ремонтном комплексе на любом предприятии не могло заходить даже речи. Ставилась одна-единственная задача поддерживать непрерывность технологического конвейера, опять же без учета затрат. В итоге получался замкнутый круг: одни изготоваливали некачественное оборудование, другие беспрерывно его ремонтировали, десятилетиями не модернизируя.

  Ремонтный комплекс Северстали сегодня это около восьми тысяч человек, 15 цехов и несколько подрядных организаций. Они не слишком эффективны и до сих пор живут по законам советского времени, вне рыночных реформ как таковых. Какие-либо изменения коснулись их в наименьшей степени. Производительность труда по сравнению с западными заводами очень низка, работа идет точно так же, как и 10 - 15 лет назад, причем, показатели производительности год от года имеют тенденцию к ухудшению.

  Ремонтный комплекс находится вне свободного рынка, и потому сегодня можно сказать только очень приблизительно, а сколько вообще стоит та или иная ремонтная услуга, точно также никто не может сказать, а сколько и чего необходимо, чтобы металлургическое производство поддерживалось в рабочем состоянии. И в тоже время свои ремонтники крайне необходимы Северстали , ведь если в случае необходимости обратиться на какой-нибудь машиностроительный завод, там возьмут заказ со сроком выполнения шесть месяцев, а то и восемь. А если попытаться договориться, скажем, со специалистами Мосэнерго , то понадобится минимум несколько недель, да и цена будет немаленькая. А если надо что-то сделать срочно?..

  Кроме того, ремонтный комплекс ОАО Северсталь достаточно уникален. Бывший главный механик металлургического комбината Л. Данилов создал под зонтиком этого комлекса, по сути, несколько машиностроительных заводов и, конечно, грех этим не воспользоваться. Особенно учитывая, что Северсталь как холдинг растет и машиностроение входит в сферу его интересов.

  - Мы хотели бы, - говорит заместитель директора ОАО Северсталь по внешним инвестициям А. Евгеньев, - использовать имеющуюся базу для удовлетворения потребностей холдинга. Мощности, имеющиеся сейчас, очень и очень существенны. Эффективность их использования, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Начальники цехов все время жаловались, что у них не хватает станочников. Когда провели фотографию рабочего времени, выяснилось что потери рабочего времени в ремонтных цехах составляют до двух часов.Есть подозрения, что это только верхушка айсберга и за счет одних только организационных мероприятий без существенных вложений можно значительно повысить эффективность работы ремонтных подразделений.

  А. Евгеньев, жил и учился в США, имеет два высших образования. Первое образование - математик, второе экономическое - Колумбийский университет. До Северстали работал в американской консалтинговой компании МакКинзи. На Северстали занимается реструктуризацией ремонтного комплекса и реализацией проекта по организации совместно с ведущими западными и отечественными металлургическими фирмами Интернет площадки для торговли сталью

  - Главная цель, которая ставится повышение качества и эффективности ремонтных цехов с возможным последующим выделением в отдельные предприятия. Но при этом надо иметь в виду, что некоторые цеха, как, скажем, цех ремонта сталеплавильного оборудования очень плотно интегрированы в основное производство. О выделении ЦРСО в отдельное предприятие и его перепрофилировании речи, конечно, не идет. Здесь скорее можно говорить о большей интеграции в производство. Сейчас вместе с дирекцией по стратегическому планированию в тех цехах, которые интегрированы в основное производство, реализуется программа тотальной оптимизации производства ( ТОП).

- Как это выглядит?

- Не так, как это делается по всему комбинату с акцентом на сокращение затрат. Ведь затраты ремонтного цеха не велики. Час простоя конвертера стоит значительно дороже, чем что бы то ни было в каком-нибудь ремонтном цехе. Потому упор делается на то, что можно сделать в ремонтном цехе, чтобы улучшить что-то в основном цехе. Для нас это существенно дороже.

  С другой стороны, у нас есть программа активизации сбыта, когда мы говорим, что надо ориентироваться на рынок, понимать, что продавать и кому продавать. Сами по себе наши ремонтные цеха могут делать немного. И кузнечно-прессовый и фасонно-литейный цеха изготавливают отдельно друг от друга продукцию низших переделов, цены на которую не очень высоки, да и конкуренция в этих сегментах довольно жe:сткая. Но если эти цеха скооперируются с ремонтно-механическим или котельно-монтажным цехами и поработают в связке с нашим инжиниринговым центром, тогда они смогут изготовить практически любую машину. Можно говорить будет об очень интересных проектах и о реальном создании добавочной стоимости нашим ремонтным комплексом. Сейчас, конечно, можно получать прибыль и на простой продукции, но если посмотреть на три-пять лет вперед, то это малоперспективно. Нужно двигаться дальше

  Мы сейчас создаем инжениринговый центр, на базе проектно-конструкторского центра и управления главного механика, функции которого сейчас полностью изменились. Управление создавалось советской системой, диктовавшей свои задачи, и под нее. Теперь система работы ремонтников изменилась кардинальным образом. Раньше заказ мог прийти из любого основного цеха, от главного механика, от главного энергетика, от директора по производству и УГМ занималось распихиванием этих заказов. Теперь есть четкий механизм прохождения заказа от коммерческой дирекции, она размещает их либо у нас в цехах, либо в целом по стране. Аварийные заказы проходят через планово-аналитическое управление. Других вариантов прихода заказов в ремонтный цех нет. И все делается не по записке, не по звонку, не по крику, а по оформленному заказу.

  Командно-административная, надзорная функция управления главного механика уже не требуется. Сами ремонтные цеха этим довольны, потому что они теперь хозяева, могут планировать свою работу. Есть отдельное положение об аварийных заказах, где тоже все регламентировано. Заказ, кстати, не может прийти в ремонтный цех, если он не обеспечен финансированием.

  На предприятии есть управление главного механика, отдел энергоремонта, проектно-конструкторский центр. Это мозг всего этого комплекса, он пока плохо приживается, еще только-только пытается осознать себя. Тело пока отдельно- мозг отдельно.

  Как мы все это видим? Голова придумывает идею, проектирует ее, координирует ее выполнение. С проектированием проблем меньше всего. У нас есть хорошо зарекомендовавший себя проектно-конструкторский центр, по сути, проектный институт. Выполнение идеи управление главного механика имеет опыт координации работы. Но генерация идеи и предпроектная разработка с этим пока сложности.

  Здесь мы видим несколько путей. Первый - наши специалисты, которые знают хорошо производство, могут прийти и сказать, к примеру, доменщикам: у вас проблема с лотками для доменной печи, мы вам предлагаем такие-то решения. Давайте обсудим. Это будет столько-то стоить, столько-то вы потом сэкономите, столько-то времени все это займет. Мы будем генеральным подрядчиком

  - А какие другие варианты?

  - Сейчас мы ведем переговоры с разными организациями и отечественными, такими как НИИ металлургического машиностроения и с международными, Эти пути для нас не взаимоисключающие, они дополняют друг друга.

  - Конечная цель всей этой реорганизации, оставить за бортом Северстали ремонтные подразделения восемь тысяч человек?

- Такая цель не ставится. Мы меняем систему мотивации. При этом те, кто хорошо работает, будут иметь возможность зарабатывать значительно больше чем сейчас.

- Давайте еще раз уточним: речь не идет о сокращении именно таким путем численности работающих на ОАО Северсталь ?

  - Нет. Это достаточно странный способ сокращения численности работников предприятия. Мы имеем отрицательный опыт Магнитки, где в 1992-1993 годах выделили все ремонтные цеха в отдельные предприятия, которые хорошо жили в течение полугода, пока жили по внутренним ценам. Как только стали давать по настоящей цене электроэнергию, металл - начались проблемы. Кадры были потеряны, как и оборудование. Пришлось внутри комбината ещe: два ремонтных цеха создавать. А сейчас обратно пытаются уже выделенное интегрировать.

  Мы тоже не отказываемся от непопулярных шагов, с 1 июля ремонтные цеха перевели на рыночные цены по электроэнергии, по металлу. Зарплату они получают на Северстали , и пока это отражается только на тех ценах, по которым они продают свою продукцию. В дальнейшем, они начнут конкурировать со сторонними организациями, а я надеюсь, что в будущем году, это начнется, Надеемся разбудить ремонтные цеха, чтобы они начали считать и поняли, что те гайки и болты, которые они делали у себя, выгоднее купить на стороне.

  - Встает вопрос, что могут вообще делать ремонтные цеха Северстали ?

  - Они могут делать все.

  - И автомобили?

  - Нет, автомобили это конвеерное производство. Но если говорить о машиностроении, то мы надеемся, что со временем наши цеха смогут сами изготавливать и вакууматоры и машины неперерывного литья как для Северстали, так и для внешних потребителей.. На известной немецкой фирме SMS Demag работает всего 1300 человек, сравните с нами, а станков у нас, вообще, стоит немереное количество. Сменность у нас низкая, и, кроме того, много оборудования, которое запускается раз в полгода.У SMS Demag годовой оборот 2,6 миллиарда марок (больше 1.2 миллиарда долларов!) только по металлургическому машиностроению, но они торгуют не железом, а мозгами.   И мы это можем делать. Работаем же с немецкой фирмой Лои , крупнейшим производителем металлургических печей для отжига, десять лет для нее делаем печки, сертифицированные по немецким стандартам качества. Был перерыв в несколько лет, но с весны все возобновилось.

  - И все таки, что вы хотите в конечном итоге?

  - Создание прибыльного машиностроительного комплекса, юридическая форма не столь важна, физически он находится внутри Северстали . В будущем году мы хотели бы, чтобы это предприятие составило конкуренцию Уралмашу

- Это не слишком высокая задача?

- А только такие задачи и надо ставить.

Николай Ненастьев.

Обсудить статью можно www.my.km.ru/courieronline

 





RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное