Вопросы подопечных
Харе Кришна, Ekangini!
Прими, пожалуйста, мой поклон.
Слава Шриле Прабхупаде!
E> них это то, что эти преданные пришли к нам из среды православных
E> христиан. Не абы как, а настоящих христиан, практикующих. На
E> христианство они порядком обозлились, верней не на само христианство,
E> а на систему. Первое время нам довольно часто приходилось выслушивать
E> их рассказы как там все прогнило. Кишори сказала мне, чтоб я просто
E> потерпела, ребята скоро выговорятся и им можно будет что-нибудь и
E> рассказать.
Эта самая Марина рассказала мне удивительную вещь. Валера, муж ее,
хотел стать священником, посвятить себя служению богу. И вот он
подошел к одному дьякону и спросил, что для этого нужно. А тот ему и
говорит: "Забудь и думать об этом. Священником может стать только
РОДСТВЕННИК СВЯЩЕННИКА". Представляете? ПрОклятые брахманы Кали-юги.
Неважно, в какой конфессии. Все прокляты.
У меня тоже есть подопечный из христиан. Он доктор. Ему молодой монах,
исповедовавший его в Дивеево, сказал: "Многого ты, конечно, не
достигнешь в духовной жизни, но все равно делай что-нибудь".
Вдохновил, так сказать. И у этого парня тоже проблемы. С одной
стороны, ему вбили в голову, что единственный путь - это Иисус. С
другой стороны, дали ясно понять, что духовная жизнь не для него.
Кроме того, по воле Кришны, в него в юности был опыт общения с
ответственным "гуру". Это был его тренер по серфингу. Насколько я
поняла по его рассказам, этобыл настоящий учитель. Он всегда
ориентировал своих подопечных не меньше, чем на Олимпийские игры и
тщательно следил за тем, чтобы они работали изо всех сил и
поддерживали личность в равновесии. Он даже заставлял их вести
дневник, в котором они описывали не только технические упражнениея, но
также и свои мысли и чувства. Например, как они переносят поражение,
неудачу. Как хотели бы переносить их и т.д. в том же духе.
И вот представьте теперь этого человека на духовном пути. Он
интуитивно понимает, что позиция тренера была правильная. Но ведь он
не давал духовного знания. А в духовной сфере совсем другая позиция
обнаруживается. Его это напрягало страшно. Даже до курьезного и дикого
с нашей точки зрения.
Я ему дала небольшую практику, чтобы он уже начал что-то делать. Это
было его горячее желание. Он несколкьо раз во время прохождения первой
части говорил мне: "А когда же практика начнется?" И вот я ему дала
такую программу: "не есть мяса, не курить, рано вставать, совершать
омовение и повторять один круг джапы". Даже четки ему подарила по
такому случаю, в честь окончания первой части курса. И он,
представьте, бросил курить, не ест мяса уже два месяца, рано встает и
совершает омовение. А вот джапу читать не может. Что-то мешает ему.
Как он говорит, "я могу повторять слова, но не чувсвтую желания это
делать". Мне, говорит, молитвы привычнее. Так вот, он не звонил и не
приходил несколько недель. оказывается, боялся, что я спрошу, читает
ли он мантру, а он скажет, что не читает, и я тогда его прогоню.
Представляете, какое у него было мнение о духовной жизни? И как его
это мнение напрягало?
Но в минувшее воскресенье мы с ним встретились и обсудили все эти
вопросы. И один из вопросов был такой. "Почему я не могу уложить в
своей голове Сознание Кришны, хотя ясно вижу, что это истина? Почему в
моей голове оно конфликтует с христианством".
Признаться, я призадумалась... Вроде человек все понимает, сознает,
что Бог один, что истинная религия - это состояние души, что СК - это
истинная религия, а мантру повторять не может, что-то держит его.
Ему кажется, что он как бы предает Иисуса. (Кстати, мне уже не первый
раз встречаются преданные с похожими проблемами. Я и сама, кстати,
пришла из христианства.)
Потом пришла мысль: "Это происходит потому, что он принял христианство
из не совсем чистого источника, от каништхи. Отсюда и
противопоставление религий". Спросила его об этом. Он сказал, что
никогда никто ему не проповедовал "против" других. Однако интуитивно
такая мысль у него всегда была: что если примешь одну религию, все
другие надо признать ошибочными. И вот теперь он с этим испытывает
трудности. Он понимает, что СК - это истина. Но теперь ему надо - в
соотвествии с его прежним мировоззрением - отвергнуть христианство и,
что самое ужасное, Самого Христа. А ведь он Его полюбил. Тогда я
подумала, что моя догадка, наверное, верна. Уровень сознания
наставника неизбежно передается подопечному, точнее, удерживает
подопечного, не дает ему подняться выше. И если тот, кто наставлял
моего доктора в христианстве, сам был каништхой, то лишь сознание
каништхи он смог ему передать.
Вивасван Прабху, похоже это рассуждение на правду?
Во всяком случае, здорово и замечательно, что в нашем движении
наставничества все одновременно продвигаются, развиваются, и,
следовательно, каждый наставник, развиваясь, не является препятствием
для своего подопечного, а напротив, каждым своим шагом, направленным
на самосовершенствование, помогает совершенствоваться и своему
подопечному. Как все гармонично!
Попробовала объяснить все это моему другу доктору. Он согласился, даже
с облегчением вздохнул. Повеселел.
Другой крупный вопрос касался семейных взаимоотношений. У нашего
доктора есть жена и маленькая дочка. Жена его - в своем роде
совершенство. Она красива, умна, образованна, необычайно предана
своему мужу, любит его и служит ему всем, чем может. Когда он проявил
интерес к СК, она последовала за ним, ходит с ним вместе на занятия,
даже вопросы задает. Но ее всегда интересует больше аспект
практической жизни в мире, чем аспект ухода за пределы этого мира.
Хотя она все понимает. Просто у нее нет такой жажды духовного знания,
как у него. В принципе ситуация классическая. Потолок женщины -
служить мужу и получить в результате все благословения, не так ли?
Пока женщина не осознает себя как преданная.
Однако наш доктор привык к очень глубокому взаимопониманию с женой.
Ведь раньше она во всех областях была его достойной спутницей, глубоко
и детально разделяла его интересы, понимала его, а ведь именно этого
ищет каждый человек. У него была ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ. И вдруг обнаружилось,
что в области духовной жизни жена, хоть и не препятствует ему, все же
не понимает его так, как раньше в других областях. И его это очень
смутило, испугало. Он оказался как бы перед выбором: она или Кришна.
Хотя на самом деле это иллюзия.
Я объяснила ему, каково положение женщины, описываемое Ведами, и как
здорово, что у него такая превосходная жена. Я сказала, что если он
будет заниматься преданным служением и молиться за нее, то через
некоторое время она, возможно, сможет разделить его восторг по поводу
духовной жизни, а пока что ее не надо никуда толкать и тащить, а надо
быть ей благодарным за то, что она искренне старается быть с ним и в
этой части его жизни. Сейчас не стоит надеяться на то, что она сможет
понимать его в его духовном поиске так же глубоко, как и во всем до
этого. Он опечалился, но как будто бы принял... Пусть Кришна поможет
им обоим! Здесь остается только молиться.
Вообще, в вопросах проповеди женам для меня примером является Артур.
Может быть, он выберет время написать о своем опыте в этом отношении.
А Адумбара Прабху - эксперт в отношениях с родителями. Может быть,
напишешь, дорогой Адумбара?