Назад в Будущее

  Все выпуски  

Назад в Будущее


Информационный Канал Subscribe.Ru


Назад в Будущее (Back to the Future): восстановление утраченных способностей!
Назад в Будущее. №04
У Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА)

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ...

Прежде чем говорить, - да, верно, - нужно разобраться в том, КАК и ЧЕМ мы говорим и думаем. Потому что 99% недоразумений происходит именно из-за различий и непонимания этого различия в этой сфере.

Понятное дело, нас в данном случае меньше волнует внешняя сторона дела, типа: нос, глаза, уши, рот, мимика и артикуляционный аппарат. Конечно, они имеют немаловажное значение в обмене информацией, связях и взаимодействии между людьми. Нам всем известно, КАК МНОГО ИНФОРМАЦИИ ПЕРЕДАЕТСЯ НЕВЕРБАЛЬНЫМ ПУТЕМ. Однако мы к этому вопросу позднее еще вернемся. А пока же необходимо рассмотреть наш вербальный (посредством слов) канал информации: ЯЗЫК, РЕЧЬ и ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

* * *

Язык. Сколько же на Земле языков, как средств общения и культурного взаимодействия? Живых и мертвых, действующих и забытых, развивающихся и растворяющихся в других культурах?.. Много. Тысячи.

А каждый язык - это особая культура, особый тип мышления, можно сказать, уникальный. Хотя, конечно же, при всем своеобразии, у каждого языка есть немного, но что-то общее со всеми другими языками других народов и культур. Ведь все они корнями уходят в глубокую древность, к одному единому источнику, к какому-то неизвестному праязыку… Но пока об этом тоже не будем. Заметим только, что языки взаимодействуют, обмениваются - какими-то там правилами, способами, или хотя бы словечками. Отсюда у нас понятие "заимствованное слово" в нашей грамматике. И все же…

Вот мы говорим. Издаем звуки речи посредством артикуляционного аппарата, добавляя, для пущей выразительности, другие средства коммуникации (типа, жестов и т.п.). Говорим и слушаем, говорим и слушаем…

И ведь все знаем, КАК РАЗЛИЧНО друг от друга мы говорим и слушаем, если даже этот процесс происходит на одном языке.

Это затрудняет диалог и понимание? Да. Следовательно, этим ограничивается и мышление.
Устанавливается предел передачи мыслей посредством слов. Но, заметьте, не исчерпывается содержание мысли!

Хотя бы надо понять, что даже на уровне владения языком и речью ЛЮДИ РАЗНЫЕ.

* * *

Отсюда понятно, что разные люди мыслят по-разному, даже на одном и том же языке. Потому что люди - не компьютеры, сошедшие с одного конвейера, со стандартным программным обеспечением. Одни люди сложнее, другие проще. В речи одного преобладает высшая (литературная) форма языка, в речи другого - просторечная или диалектная, разбавленная матом и жаргонными словечками отдельных групп людей или профессий. И всегда эта РАЗНОСТЬ предполагает РАЗЛИЧИЯ в мышлении, в выражении, оформлении мыслей.

Различие бывает даже когда встречаются люди одного уровня, социального положения и происхождения. Потому что встретившиеся воспитывались в разных местах, разной среде и разных семьях. Более того, различие в мышлении наблюдается даже в одной и той же семье. А ведь говорят на одном языке!

Вот почему вопрос ГОВОРЕНИЯ включает вопрос ВОСПРИЯТИЯ, а следовательно, и вопрос ПОНИМАНИЯ. Даже в одной семье. Потому что семью эту образовали люди, воспитанные и обученные в разных местах и разных условиях.

В примитивной среде, где всегда одни самоутверждаются за счет подавления и унижения других, вопрос решается неправомерно просто: сильный или агрессивный обвиняет партнера или любого другого в интеллектуальной недостаточности, якобы поэтому "не понимает". На исследования и выявление подлинных причин недоразумений в примитивной среде общения действительно недостает интеллекта, при чем у всех сторон речевого взаимодействия: и сильных, и слабых. И относительность (якобы одни умнее, другие глупее) не оправдывает непонимания, если нет явного стремления добиваться понимания и совершенства адекватными средствами…

Усвоение языка и развитие индивидуального мышления у каждого человека происходит уникальным образом и различно даже в одной семье, в зависимости от многих, не учитываемых или слабо учитываемых системой воспитания и образования, факторов, в том числе индивидуальных особенностей личности: физических, физиологических, психофизиологических, психических, психологических, социальных и т.д. И поэтому между людьми всегда остается актуальным вопрос:
- Ты меня понимаешь?

* * *

Итак, с одной стороны, мы имеем средство общения и вербализации мысли - это ЯЗЫК, например, русский. Язык, который системно-структурно приведен за долгое время его развития и изменения к определенной нормативности. С другой стороны, практически нет двух одинаковых людей, которые бы одинаково усвоили этот нормативный язык и мыслили бы одинаково.

Следовательно, прежде чем о чем-либо говорить, НАДО УЧИТЫВАТЬ РАЗНИЦУ В МЫШЛЕНИИ между говорящими?

Скажут: "естественно", "конечно", "это так же нормально, как снег и дождь, как смена дня и ночи" и т.д.

Мы тоже согласны: РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В МЫШЛЕНИИ И УЧЕТ КАЖДЫМ ЭТОЙ РАЗНИЦЫ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННО!

Тогда скажите, пожалуйста, ПОЧЕМУ люди - и необразованные, и даже образованные, будто зараженные недугом, - сейчас очень часто НЕРВНИЧАЮТ, выходят из себя, ведут себя неадекватно и конфликтуют на почве разности мышления и непонимания? Ведь на снег и дождь, на день и ночь, на солнышко и луну они так эмоционально не реагируют? (ЦСкА. 12.01.2003г.)

До следующих встреч! Пишите нам: zovu@baza-r.ru . Сайт рассылки "Назад в Будущее" (Back to the Future) будет формироваться по адресу: http://www.zovu.ru/1b .

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное