Гештальт
Выпуск 19
Продолжение…(описание цикла развития и удовлетворения потребности).
На простом примере это может выглядеть так.
1. Просыпаюсь я утром, и все, вроде, хорошо.
2. Ощущаю некоторый дискомфорт в области желудка (другой части тела, что касается
эмоциональных и ментальных потребностей, телесная их локализация может быть очень
индивидуальной).
3. Прислушиваюсь к себе и конкретизирую это ощущение как голод (интерес к новой
информации о семейной терапии, слышанной на вчерашнем тренинге; желание эмоционального
тепла).
4. Заглядываю в холодильник (иду в книжный магазин на поиски той книги, о которой
говорили на тренинге; прикидываю, с кем бы я хотела пообщаться, чтобы получить
это самое душевное тепло).
5. Ем (читаю книгу; общаюсь с любимым).
6. Перевариваю пищу (обдумываю мысли, изложенные в книге; осознаю свои впечатления
от общения).
7. Чувствую удовлетворение и безмятежность
8. Приходит очередь следующей потребности.
Все очень просто. Однако, в этот процесс могут вмешаться дополнительные факторы.
Например, если я осознаю, что быстрый перекус мне сейчас будет неполезен, то,
находясь на улице, я предпочту отложить удовлетворение своей потребности до прихода
домой. Это будет мое сознательное добровольное действие по прерыванию контакта
и не удовлетворению своей потребности немедленно. А если я таки купила себе пирожок,
но мимо проезжал лихой велосипедист и выбил этот пирожок у меня из рук, лишив
меня возможности удовлетворить мою потребность, она, моя потребность, говоря
психологическим языком, фрустрирована (обломана), и я в связи с этим испытываю
негативную эмоцию по отношению к велосипедисту. И в этой ситуации моей потребностью
становится выразить гнев. Я могу это сделать по-разному: рассказать об этом знакомым,
обозвав велосипедиста всякими неприличными словами; ему самому об этом крикнуть
на всю улицу; отдубасить стул, мысленно «посадив» на него велосипедиста. Короче,
эмоцию нужно отдать обратно в мир. Как продукт жизнедеятельности.
И, если я не сдержана никакими социальными нормами, я ее тут же отдам, публично
покрыв злодея трехэтажным матом. А если я – человек, которому с детства внушены
правила приличия и мысль о том, «ну что ж, он не виноват, это ты раззява», или
«бессмысленно кулаками махать, пирожок не вернешь», то я подавлю ее, эту эмоцию,
оставлю себе, и она меня будет тихо грызть, присоединившись к другим таким же
подавленным собратьям, в виде язвы, мигрени, половых расстройств, ворчливости,
неудачливой судьбы (которая прямо проистекает от, например, ворчливости, или
эффекта пружины, когда долго подавляемые эмоции в стрессовый момент изменяют
человека до неузнаваемости, делая его подлым, агрессивным, или наоборот, жалким
до омерзения). Есть, конечно, и более сложные, но полезные методы реагирования
– как не подавить эмоцию и быть при этом социально приемлемым. Этому и обучают
гештальт-терапевты своих клиентов.
Такое прерывание контакта с окружающим миром (с объектом удовлетворения желания)
с такими последствиями (не-отдаванием эмоции в среду), многократно повторенный,
рождает, как всякое повторение, привычку реагировать так. И тогда вы говорите
о себе: «я такой человек, который…». И эта фраза демонстрирует вашу неизменную
убежденность в ваших автопилотных привычках.
Запись на индивидуальные консультации 908-62-96.
Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылай на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходи на http://rubstein.dancesport.ru" - мой сайт
Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн