Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знакомство с гештальтом выпуск 22


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гештальт
Выпуск 22

Отравляющая педагогика

Вот тот список представлений и действий, которыми руководствуются родители при
воспитании детей, обучая их прерывать себя. Этот перечень составила известный
психолог Алиса Миллер и назвала его «отравляющей педагогикой».
Цитирую:
1. Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. 
 2. Они определяют, что хорошо и что плохо.
 3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват он.
4. Родители всегда должны быть защищены
5. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, чтобы он " не
заметил" этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.
Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими:
психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции,
тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание
ребенка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания
Основываясь на этих "правилах", "отравляющая педагогика" выдвигает следующие
установки:
 любовь - это обязанность;
 родители заслуживают уважения только потому, что они - родители;
 дети не заслуживают уважения просто потому, что они - дети;
 высокая самооценка вредна;
 низкая самооценка делает людей альтруистами;
 нежность (сильная любовь) - вредна;
 удовлетворять детские желания - неправильно;
 суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни;
 притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;
 то, как вы себя ведете, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;
 родители не переживут, если их обидеть;
 родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
* родители всегда правы.
Причины такого "воспитания" не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать
злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно
искренне убеждены, что делают все для блага ребенка. "Для твоего собственного
добра", - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребенка.
Среди родительских мотивов могут быть:
1. Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались
когда-то сами.
2. Потребность найти выход для подавленных чувств.
3. Потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект
для манипулирования.
4. Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных
родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов
на своего собственного ребенка
5. Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих
собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.
6. Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
В каких случаях родители и педагоги не могут быть свободными от того влияния,
которое было оказано на них их собственным воспитанием?
1. Если взрослые рано научились игнорировать свои чувства, не принимать их всерьез,
 испытывают дефицит чувствительности, необходимой для успешного воспитания ребенка,
они будут стараться применять готовые педагогические принципы как подпорку (костыль).
Поэтому при определенных обстоятельствах они не проявят нежности из-за страха
избаловать ребенка, в других случаях скроют обиду, потому что это противоречит
психологическим принципам воспитания.
2. Если взрослые, будучи детьми, научились никогда не осознавать своих собственных
чувств или не иметь своих собственных интересов, так как это право никогда не
давалось им, они будут чувствовать себя неуверенно и зависимо от "фирменных"
педагогических правил.
Пример: человек в воспитании сына старался руководствоваться принципом, что ребенка
нужно воспитывать "в строгости" ради его же блага и не считаться с его желаниями
и обидами ("чтобы не избаловать"). Естественно, что выбор этого принципа был
связан с его личной семейной историей. В итоге отец, который в детстве часто
был обижен, предпринимает жесткие и даже насильственные меры, заставляя своего
ребенка обидеться, для того, чтобы, может быть, в первый раз в жизни удовлетворить
свою собственную потребность в уважении.
Но такое поведение не исключает периоды мазохистского поведения, когда тот же
самый отец мирится с любым поведением сына, так как он никогда не учился обозначать
границы своей терпимости (не умеет сказать "нет"). Это чувство вины, предшествующее
несправедливому наказанию, ведет к необычному попустительству, вызывающему резкое
возрастание чувства тревоги у сына, который не мог понять, каков же отец на самом
деле. Усиливающаяся агрессивность ребенка в конце концов провоцирует отца сменить
установку. В завершение ребенок начинает играть садистическую роль по отношению,
например, к бабушке и дедушке, а отец " с чистой совестью" позволяет себе рукоприкладство.
В противоположность "отравляющей педагогике", гораздо труднее определить черты
позитивной педагогики. Тем не менее, можно сформулировать некую декларацию, на
которой должна базироваться любая позитивная педагогика:
1. уважение к ребенку
2. уважение к его правам
3. терпимость к его чувствам
4. желание узнавать из его поведения:
а) о естественной индивидуальности ребенка;
б) о ребенке в самом родителе;
в) об эмоциональной жизни ребенка.

Представляю переживания родителей, осознавших, что они делают со своими детьми
своим воспитанием. Представляю гнев детей на своих родителей за то, что их так
воспитали. Сама все это пережила. И успокоилась. Нет смысла винить себя или родителей.
Это данность, эта та реальность, в которой мы сейчас живем, обусловленная двумя
противоречивыми факторами: природными законами развития и жизнедеятельности с
одной стороны, и социальными нормами, сформированными с целью выживания в коллективе,
с другой стороны, где социальные нормы играют самую что ни на есть подавляющую
роль. На самом деле, второй фактор сильно видоизменился и прогрессировал за последние
несколько веков в связи с тем, что изменились условия выживания, качества, необходимые
для этого и социальные роли, и это уже здорово. 

Упражнения на вспоминание

1.      Выберите недавнюю ситуацию, например, когда вы были в последний раз в гостях
у ваших хороших знакомых, друзей. Отправьтесь туда мысленно, закрыв глаза, и
посмотрите, что вы видите: предметы, обстановку, других людей. Не пытайтесь искать
что-то, просто смотрите, что появится. Рассматривайте образы так, будто они находятся
перед вами.
2.      Такое же упражнение проделайте со звуковыми воспоминаниями. Что вы слышите
в этой картине, в этом месте, куда вы мысленно отправились? Попытайтесь включать
и другие чувства: запахи, вкус (что вы пробовали или нюхали), осязание, как вы
переживали собственные движения, каков был ваш эмоциональный тон. Что вы заметили
в своем процессе вспоминания?

Запись на индивидуальные консультации 908-62-96. 

Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылай на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходи на http://rubstein.dancesport.ru"; - мой сайт 
Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное