Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знакомство с гештальтом выпуск 21


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гештальт
Выпуск 21

Продолжение…
Схема телесно-эмоционального реагирования организма на возникновение какой-либо
потребности, выглядит так:

1.      Чувствую дефицит (или переизбыток) чего-то
2.      Возникает эмоциональная реакция на этот недостаток чего-то (или переизбыток
чего-то), дающая энергию для добычи из окружающего мира объектов, удовлетворяющих
потребности
3.      Совершаю действие, адекватное этой эмоциональной реакции, направленное на
избавление от переизбытка или добычу того, чего мне не хватает
4.      Обдумываю (перевариваю) то, что получил.

Для человека, конечно же, важно, обдумывать не только результат, но и действие,
перед тем, как его совершить, с целью выбрать из всех возможных, наиболее оптимальное,
учитывающее сопротивление окружающего мира и наиболее продуктивное приложение
собственных сил. На то мы и человеки.
На деле же у современного человека, испорченного воспитательными «вирусами»,
получается, примерно так:

1.      Чувствую дефицит (или переизбыток), непонятно чего. Ищу для этого ПРИЧИНУ.
2.      Пытаюсь избавиться от этого неприятного чувства, размышляя, откуда оно взялось
и кто в этом ВИНОВАТ. Если есть таблетка от этого – прекрасно, пью таблетку.
3.      Обдумываю, как насолить тому, кто в этом виноват (если это я сама – как себя
ПЕРЕВОСПИТАТЬ, ПЕРЕИНАЧИТЬ).
4.      Обдумываю, какие могут быть от этого последствия.
5.      Может быть, предпринимаю какое-нибудь, «разумное» действие, обусловленное
тем, что, КАК БЫ здесь КАК БЫ надо КАК БЫ так поступать.
6.      Долго пилю себя или других за то, что действие не достигло цели.
7.      Ощущаю неудовлетворенность собой и миром.

Если вы уже убедились, что примерно так это происходит у вас, то можете заметить,
что возникает, как минимум, четыре-пять препятствий для удовлетворения потребности:

1.      Не знаю, что за потребность
2.      Даже если знаю, не знаю, чем ее удовлетворить
3.      Даже если знаю, чем удволетворить, не нахожу это нигде вокруг.
4.      А если нахожу, то это мне недоступно или по тем или иным причинам, я не имею
на это права (сил, возможностей, денег и т.д.)
5.      Ну, получил я то, что хотел, а оно не дало мне того, чего я ожидал.

Не так ли это происходит часто с вами?

Важно, что решение всех этих вопросов никак не зависит от окружающего мира. В
нем есть все, что нам необходимо для удовлетворяющей (не удовлетворительной,
а именно удовлетворяющей) жизни. Важно, что эти препятствия – целиком и полностью
произведение своей собственной психики. Понимание этого есть поворотный пункт
на пути изменения вашей жизни. Как только вы принимаете авторство за свою жизнь
и свои реакции на себя, вы принимаете и руководство своей жизнью. Стоит хоть
мелочь списать на внешний мир – и вы отказываетесь управлять своей жизнью. Что
вам больше нравится?
Важно, что при этом не стоит задача ПЕРЕДЕЛАТЬ ИЛИ ПЕРЕВОСПИТАТЬ СЕБЯ. Мы, такие,
какие есть, уже не можем измениться, не можем стать на 25 лет моложе, или другого
пола, или другого цвета, или начать любить другое и пр. но мы можем научиться
обходиться с миром так, чтобы получать то, что мы хотим. Мы можем научиться видеть
наши привычные неэффективные действия. Речь не идет о перевоплощении, речь идет
о совершенствовании нашего жизненного инструментария, нашего умения жить.

Нет  ничего  легче,  чем  бросить курить,
 - я уже тридцать раз бросал.
Марк Твен

Все эти «не знаю», «не могу», «не дадут», «не получится» являются нашими привычками,
которые мы принесли в свою жизнь из детства.
Привычка №1 (не знаю, чего хочу, делаю то, что хочет другой) формируется при
частом использовании в процессе воспитания слов «нельзя» и «делай, как я говорю».
И жестов, их подтверждающих.
Привычка №2 (не знаю, что может удовлетворить мое желание) формируется тогда,
когда за ребенка решают, что ему подходит, а что нет, заменяя его актуальные
представления своими идеями («мне виднее, что тебе полезно»), тогда, когда ему
уже запретили хотеть (смотри выше).
Привычка №3 (не знаю, где мне это взять) так же формируется, когда ребенку внушают,
что он – то-то, и ему подходит то-то, а не подходит то-то. Привычка 3 формируется
как последствие привычки 2.
 Привычка №4  (не могу это взять, мне это не дадут, видит око, да зуб неймет,
для меня это недоступно по таким-то причинам, я это не получаю в связи с тем-то
и тем-то и т.д.) формируется тогда, когда ребенку не дают самостоятельно находить
выход из сложной ситуации, делая все за него, или, например, когда запрещают
реагировать так, как реагируется, награждая социальными нормами (так хорошие
девочки и мальчики не делают), когда ребенку внушается, что по каким-то причинам
он чего-то не может делать, получать, иметь. И эта привычка прямо взаимосвязана
со всеми предыдущими.
Привычка №5 является следствием нарушений в предыдущих стадиях. Где-то вы были
не честны с собой или по причине привычной невнимательности к себе, или по каким-то
другим причинам, вызванным социальными пристрастиями,  такими, как: власть, положение,
деньги, имидж и т.д. А потому или удовлетворяли мнимую, а не истинную потребность
или не теми средствами (объектами). 
Вообще механизмы прерывания себя в процессе удовлетворения потребности, прочно
взаимосвязаны между собой. Второй механизм может существовать только при условии
работы первого (не знания, чего хочу); третий – на основе второго (перекладывания
на других знаний о собственной потребности); четвертый на основе третьего (представления
о том, что все приятности и неприятности исходят из окружающего мира), где четвертый
является кульминацией всего этого сложного процесса, когда человек боится сделать
что-то, что хочет и не делает этого, предпочитая остаться неудовлетворенным.
Повторюсь: вполне определенные методы воспитания формируют привычку человека
всегда по жизни себе перекрывать кислород, не давать себе развиваться, и для
этого такой человек всегда находит причины. Он привык их находить. Его научили.

Некоторые дети имеют привычку мыслить –
 одна из целей образования состоит в том, 
чтобы избавить их от нее. 
Бертран Рассел

Упражнения на анализ и объединение (продолжение)
3.      Обратите внимание на чей-нибудь голос: как он звучит? Монотонно или изменчиво?
Резко? Скрипуче? Мелодично? Слишком тихо? Какова артикуляция, легко ли понять
произносимое? Течет ли речь свободно или в ней есть паузы, колебания, остановки?
Форсированно? Легко? Какова ваша реакция, ваши эмоции на определенные качества
этого голоса? Каково, по вашему мнению, эмоциональное состояние говорящего? Что
стоит за каждым из замеченных вами свойств голоса? Соответствует ли тон тому,
что говорится? Послушайте таким же образом свой голос, в записи, например.
4.      Все тоже, что вы проделали со своим слухом, зрением, голосом, проделайте со
своим обонянием, осязанием, вкусом, чувствительностью мышечных реакций. Если
возникают эмоциональные факторы и сопротивления – не принуждайте себя продолжать.
5.      Просмотрите свои привычки к еде. На чем вы обычно сосредотачиваетесь во время
еды: на пище, разговоре, мыслях? Чувствуете ли вы вкус только сначала или до
конца еды? Тщательно ли жуете? Что вы любите или не любите? Как откусываете?
Заставляете ли вы себя есть то, что вам не нравится? Экспериментируете ли с новыми
блюдами? Влияет ли на ваш аппетит присутствие определенных людей? Обратите внимание
на связь между вкусом пищи и «вкусом мира». Не пытайтесь что-либо изменить в
своих привычках, разве что откажитесь от чтения. Читать во время еды может лишь
тот, кто рассматривает еду как неизбежное зло или периодическую заправку топливом.
Еда, сексуальность и дыхание – решающие факторы в деятельности организма.

Многие упражнения, если вы их честно проделываете, могут вызывать в вас самую
различную реакцию. От восторга до шока, от радости узнавания до урона собственного
достоинства в ваших собственных глазах. Позвольте себе замечать, что именно вас
шокирует или унижает. И по сравнению с чем.

Запись на индивидуальные консультации 908-62-96. 

Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылай на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходи на http://rubstein.dancesport.ru"; - мой сайт 
Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное