Продолжаю публикацию статей из нового сборника Российский Гештальт:
Эту и другие статьи в сборнике «Российский Гештальт 6» вы можете приобрести в Московском Институте Гештальта и Психодрамы. Телефон секретаря: 207 11 57
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОТЦА ПАДЧЕРИЦЫ В ЖЕНСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ- продолжение
Исторические корни явления
В.Я.Пропп, рассматривая этот вопрос, ищет ответ «в реальной действительности прошлого», он обращает внимание на то, что в обрядах инициации, из которого выросла волшебная сказка, именно мужчина отводит детей в лес, для женщины такое действие является табуированным и смертельно наказуемым: «Если детей уводили, то это всегда делал отец или брат. Мать этого делать не могла, так как самое место, где производился обряд, было запрещено женщинам. Несоблюдение запрета могло привести к
немедленному убийству женщины» [8, с.175]. И хотя исторически главным инициатором изгнания детей в лес, к яге и т.д. является мачеха, увозит дочь в лес все-таки отец, причем он играет здесь самую жалкую роль: «Думал, думал наш мужик и повез свою дочь в лес»; «Старику жалко было старшей дочери, он любил ее... да не знал старик, чем пособить горю. Сам был хил, старуха ворчунья...»; «Старик затужил, заплакал, однако посадил дочку на сани».
Далее В.Я.Пропп задает неминуемый вопрос: «Спрашивается: почему же мачеха сама не может извести падчерицу или пасынка? Почему, при всей своей лютости и ярости, она сама не уводит детей в лес своей властной рукой? Она вполне могла бы сделать это логически, но она исторически этого не может, так как исторически детей уводит в лес всегда только отец или брат или дядя, но этого никогда не делала женщина» [8, с.177].
Этот ответ убедителен, если рассматривать сказку в историческом подходе. Но каков социально-психологический смысл этого действия? Каковы мотивы отца? Почему он не заступится за родную дочь перед своей женой? И почему дочь не обижается на своего отца за то, что он собственноручно увозит ее из дому на смерть? Чтобы ответить на эти вопросы, взглянем на сказки с точки зрения не содержания, а процесса взаимодействия персонажей. Тогда нас интересует суть конфликта между родным отцом
и дочерью: то, что герои делают друг с другом, а не то, что они при этом декларируют,—и попытаемся понять их мотивы.
Мотивы отца
Х.Дикманн пишет, что «в сказке мы видим две области: обыденную область сознания и магическое царство бессознательного. <... Подобно личным сновидениям, сказка столь же мало заботится об обычных этических нормах, присущих сознанию» [2, с.74]. Хотя нарушена логика, присущая сознанию, но логика бессознательного присутствует. М.-Л. фон Франц [9] говорит поэтому об этосе (обычае, характере) бессознательного, самой природы, когда к счастливому результату приводит
«правильное» поведение, в противоположность «неправильному», ведущему к несчастью. Поведение отца—«правильное» не с точки зрения нравственности, оно «правильно» психологически. Переформулируем свой первоначальный вопрос так: почему «правильное» поведение отца—это быть пассивным и не заступаться за дочь перед своей жестокой и несправедливой женой? Почему «правильно» отправить родную дочь на смерть? Потому, что вместо отца мы должны видеть мужчину, который между двумя женщинами выбирает ту, которая может быть
его партнершей.
В статье «Психологическая инициация женщины» мы писали: «Что такое мачеха? Это злая мать, причем не родная. Что здесь принципиально? Формально она не мать, а жена отца. В обычной семье у женщины две функции: мать и жена. Как мать она любит свою дочь и желает ей добра, а как жена отца она является женщиной и соперницей своей дочери в конкуренции за мужчину. В этом, как известно, суть комплекса Электры.
Когда девочка растет в семье, она входит в ролевой треугольник: отец—мать—ребенок:
Дочь
МатьОтец
Когда она вырастает и перестает быть ребенком, меняются роли людей, входящих в этот треугольник. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец—как мужчина, а дочь—как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий и доступный для дочери мужчина—отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину—отца. И теперь образовался новый ролевой треугольник.
Девушка
ЖенщинаМужчина
Девушка
Женщина
Мужчина
Эти два ролевых треугольника слиты в сознании входящих в них людей и не различимы ими до поры до времени, пока ребенок не вырос. Но вот дочь вырастает, она перестает нуждаться в родителях, и тогда резко и внезапно меняются роли в треугольнике. Женщина больше не востребована как мать, поэтому мать в сказке „за ненадобностью“ умирает. Однако отцу нужна женщина, а дочери, ставшей девушкой, катализатор для отделения в виде „плохой“
матери—отсюда второй брак. Метафорически мать превращается в „мачеху“, то есть женщину, соперничающую с другой взрослой женщиной (своей дочерью) за самца, партнера, мужчину.
Вот откуда в сказке появляется мачеха: ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни» [5].
Теперь акцент с отношений мать-дочь сместим на отношения отец-дочь. Пока дочь была маленьким ребенком, отец выполнял родительскую функцию. Но вот она выросла и не нуждается больше в родителях. Так же как мать превращается в просто женщину, соперницу, «мачеху», отец должен превратиться в мужчину, причем мужчину «чужого», то есть мужа своей жены. Задача повзрослевшей дочери—найти «своего» мужчину. Таким образом, говоря о «правильном» поведении, отцу «правильно» будет иметь одну сексуальную
партнершу, а не двух, в противном случае он будет иметь дело с инцестом, что всегда является табу.
Теперь становится понятным, почему в сказке, будучи поставлен в ситуацию жесткого выбора между дочерью и женой, отец выбирает свою жену. То, что мужчина в сказке женат второй раз, косвенно свидетельствует о том, что однажды он уже оставался без женщины, и, как видим, решил эту проблему повторной женитьбой, не оставшись верным памяти безвременно ушедшей первой супруги и лишь во вторую после себя очередь руководствуясь потребностями родной дочери, которая вместо матери приобрела
в лице его новой жены мачеху. В противном случае ему пришлось бы взглянуть на свою взрослую дочь не как на дочь, а как на женщину, партнершу.
В качестве доказательства правоты нашей точки зрения приведем иллюстрации из двух сказок сборника А.Н.Афанасьева: «Свиной чехол» и «Отец и дочь».