PHI. К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ТЕОРИИ
Проблема выбора теории, которой я мог бы руководствоваться в своей практической деятельности, либо ее оценки в ряду уже имеющихся теорий, если речь идет о вновь созданной теории, заключается в уверенности в ее эффективности с точки зрения результатов моих возможных действий. В том числе, речь идет и о простоте или очевидности применения логики той или иной теории для разработки этих действий. Между тем, уверенность и сопутствующая ей социологическая очевидность суть субъективные, иррациональные факторы. Логическая
очевидность в социологии лишь тогда состоятельна (действительно очевидна), когда узко ограничена, а подавляюще большая часть данных остается за границей внимания социолога. Поэтому действия харизматического политика зачастую эффективны, но нелогичны или необъяснимы с точки зрения теории. Практика и теория, таким образом, разные вещи – не следует ждать от социолога рекомендаций по практическим действиям, можно рассчитывать лишь грамотный социологический анализ де-факто (уже сделанного).
- Выбор теории - иррациональное действие, которое может быть объяснено лишь постфактум.
PSY-PHI. СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ
Я знаю лишь три стратегических варианта решения проблем: уйти, бороться или снять проблему, т.е. перейти на более высокий системный уровень. Первый вариант – «уйти» – вариант ограничения воздействий на меня внешнего мира с тем, чтобы не было причин, вызывающих проблему, я называю «монастырем». Это достойный путь. Внешняя проблема, таким образом, переводится во внутреннюю, и далее я решаю ее, разбираясь сам с собой, при поддержке внешнего монастырского ограничения. Третий вариант – «снять проблему» или достичь
«просветления» – наиболее труден, ибо нет никаких вариантов понять, что надо сделать, чтобы перейти на высший уровень, кроме как, как говорят американцы, «просто сделать это». В функционировании высшего уровня сохраняется и низший, т.е. высший уровень как бы позволяет мне вести себя на низшем уровне и так и эдак, но все-равно мое поведение остается поведением на высшем уровне. По сути, эту эволюцию человека от борьбы через монастырь к просветлению и жизни «обычной» жизнью на высшем уровне описал Лев Толстой
в жизни отца Сергия. Сценарий жизни обычного человека, как правило, ограничивается лишь первым шагом – борьбой. Причем, ведь борьба продолжается и в монастыре. И все же монастырь выглядит более продвинутым вариантом жизни, чем та же самая борьба, но в миру.
PSY. СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ
Из двух вариантов, я предпочитаю чувствовать, что «мне и миллиона лет мало» для жизни, чем «лучше бы, чтобы все это поскорее закончилось». Но имеется, конечно, и более взвешенная позиция, что "все хорошо в меру".
PHI. ПРЕДМЕТ И ПОЛЕ
Я не могу себе представить поле в форме некоторой сплошной длительности (как я понимаю, физики называют это качество «гладкостью»), например, представить двумерное поле в форме растянутой резиновой пленки или куска материи, или поверхности пруда. Для меня все эти представления будут отдельными предметами – куском резины, куском материи, объемом воды в пруде. Поле, для меня, – это объединение (некий объем, пространство) маленьких, пусть даже бесконечно маленьких, благодаря чему образующих «гладкость», элементов
– отдельных объектов с единообразными характеристиками, изменяющимися лишь по интенсивности (степени выраженности). Поле, таким образом, это распределение отдельностей. Поле – это отдельность, помноженная на случайность. Поле создается благодаря процессу, а процесс – это многократное повторение операции по созданию, репродуцированию отдельностей. В силу различного рода случайностей, вмешивающихся в многократное повторение одной и той же операции (в крайнем случае, в силу флуктуаций), отдельности никогда не воспроизводятся
стопроцентно одинаковыми – всегда есть вариации их характеристик от минимальных до максимальных. И эти вариации отдельностей подчиняется кривой случайного распределения. Если только нет какого-либо упорядочивающего – отбирающего – фактора.
- Если считать «пространство-время» нашей Вселенной совершенно гладким, то его нельзя рассматривать как поле, но лишь как один большой предмет, отдельность – «пространство-время».