PHI. ИДЕЯ ПОЛИФИЛЕТИЧНОСТИ МИРА
Идея полифилитичности мира (происхождения из многих источников) более интересна, по сравнению с монофилитической еще и с той точки зрения, что позволяет интегрировать в себе фактически неограниченное число возможных базовых категорий. Речь в этом случае, могла бы идти о неограниченном количестве аспектов (представлений), описывающих некий базовый, начальный, безымянный до момента называния феномен, интуитивно (иррационально) связанных между собой и потенциально способных образовать единую теорию как, скажем,
единый рациональный дискурс (по Гидденсу), описывающий весь мир в целом. Этот взгляд близок к идеям Спинозы. Но, конечно, речь идет лишь о потенциальной возможности объединения идей (аспектов), я бы сказал даже «принципиально потенциальной», поскольку в любой момент времени какие-то аспекты могут оставаться неведомыми нам, а какие-то могут быть признаны ложными.
- Например, речь могла бы идти о ряде следующих равно основательных понятий (аспектов): различение, гештальт, процесс, архетип, нарратив, смысл и пр.
F. РОЛЬ "СЕТИ"
Не случайно, что актуализация понятия "сети", а в некотором смысле, появление совершенно нового понятия, которым стало слово "сеть", связано с развитием компьютерных технологий и связи. "Сеть" в этом контексте не та структура, которая была раньше и могла пользоваться максимум что телефоном и факсом - это качественно новое образование (вот где микроэволюция, "видовые изменения", смыкается с макроэволюцией - появлением нового класса явлений). Время и пространство в сети, базирующейся на современных компьютерах
и средствах связи, приблизились по своему качеству к внутриорганизменным характеристикам и "сеть", соответственно, стала по-настоящему целостным объектом. При этом функцию "я" (как центр объединения, рефлексии и управления) в такой структуре выполняет программа и выглядит (в сфере внутренней феноменологии участников сети) как степень удобства программы для пользователя. Людям больше не надо выстраивать управленческую иерархию – она создается сама как единые для всех правила пользования коммуникативной программой
(включающей в себя как непосредственно связь, так и формы коммуникации и памяти). В заключение, следует заметить, что развитие локальных (специализированных по теме или форме) сетей происходит в сопряжении с развитием единой мегасети – глобального интернета. Так же точно, как развитие отдельных социальных структур сопряжено с развитием человеческого общества в целом.
PSY. К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП
К вопросу о роли социологического знания для внутренней феноменологии. От того, что я узнал о существовании такого социального феномена как патриархат, мое влечение к женщинам не ослабело. Однако, что-то изменилось – в том смысле, что я не чувствую себя должным влечься к прекрасному полу; в смысле, что если это и должно быть по каким-то там социологическим закономерностям, формирующим меня таким, каков я есть, то ведь я обладаю и другим качеством – способностью принимать самостоятельные решения. Лишний повод
поразмышлять о своей свободе.
PSY. MED. В УСЛУЖЕНИИ У ЗДОРОВЬЯ
Очень трудно примириться с мыслью, что автомобиль так же, как и здоровье, требует моего времени, поскольку более естественной кажется другая, прямо противоположная точка зрения, - что здоровье (автомобиль и проч.) должно служить мне, а не я ему. Меня это угнетает с детства, с тех пор еще, как меня приучали чистить зубы по утрам.
- Вывод: покупайте роллс-ройсы, которые, как говорят, никогда не ломаются. Или ходите пешком. Я думаю, что, в конце концов, каждый человек приходит к одному из этих двух сценариев.