Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интерактивный журнал "Разум"

  Все выпуски  

Интерактивный журнал "Разум"


 

Интерактивный журнал "РАЗУМ"

 

Творящему - дорога в Разум

Адрес проекта:

http://www.humans.ru

Ведущие проекта: 

Елена Шугалей, Наталья Петракова

 Выпуск 21  

Интеллект Разумный

Усилитель интеллекта

Разум и Любовь

Содержание

 

Усилитель интеллекта

 

Никто не любит дураков. Быть дураком считается стыдно. И даже сами дураки не любят дураков. Между тем, есть в этом изрядная доля несправедливости, ведь именно они делают наш мир гораздо веселее и интереснее. Не будь на свете этого славного племени, жизнь была бы похожа на скучнейший учебник арифметики, где все разложено по полочкам, где никто не садится в лужу, не делает глупостей и не веселит почтенную публику. А анекдоты? Про кого бы мы сочиняли анекдоты? Нет уж, упаси нас бог жить в мире, где нет дураков. Пусть хоть немножечко, пусть хоть парочка, но они нужны этой планете как воздух. Тогда и все мы, сев в какую-нибудь очередную лужу, не будем чувствовать себя такими одинокими, но будем знать, что есть и у нас братья по разуму. 

Однако, невзирая на очевиднейшие достоинства глупости, интеллект тоже способен приносить немалую пользу. И если, к примеру, наука однажды найдет безопасное средство усилить умственные способности человека, много ли народу откажется им воспользоваться? А ведь такое средство действительно существует в природе. 

Гениями не рождаются

Есть такое правило: умный всегда выйдет из трудного положения, в которое мудрый не попадет. В самом деле, для решения каких-либо житейских задач нужен ум, но для того, чтобы прожить счастливую, полноценную жизнь, одного ума мало. Здесь как в анекдоте, когда москвич, приехав во Львов, спрашивает на улице дорогу до гостиницы. Обращается он к двум львовянам по-русски, но те только непонимающе пожимают плечами. Русский язык во Львове — штука непривычная. Тогда москвич задает им тот же вопрос на английском, затем на французском, на испанском, на китайском, на еврейском, на суахили — результат тот же. Расстроенный, он уходит прочь, и тут один львовянин говорит другому: 
— Ну ты смотри, Иван, до чего умный москаль! Столько разных языков знает. А шо оно ему дало? 
Анекдот анекдотом, но действительно, в мире полным-полно умных, прекрасно эрудированных людей, которые, несмотря на весь свой ум, все равно попадают в какие-то глупые ситуации, совершают нелепые ошибки и порою не могут решить не очень сложные задачи. Причем дело здесь не только в каких-то случайных неурядицах, идущих от усталости или от житейских проблем. Наоборот, очень часто нам встречались люди, которых в обычной жизни вполне можно было назвать здравомыслящими и рассудительными, но едва только речь заходила о предмете, вызывавшем у них раздражение или сильную страсть, они начинали вести себя не хуже полноценного идиота — теряли логику, путали причины и следствия. Одним словом, от всего их здравомыслия не оставалось и следа. Кстати говоря, этим часто пользуются профессиональные картежники, стараясь неприятными разговорами вывести противника из равновесия. 
В то же самое время, даже у самых обычных людей бывают в жизни моменты, когда в голове образуется удивительная ясность. В таком состоянии у человека обостряются память и восприятие, на порядок быстрее решаются сложные задачи, и даже в незнакомых областях человек начинает ориентироваться гораздо лучше. Если в такой момент измерить у него интеллектуальный коэффициент (так называемый IQ), то этот коэффициент будет заметно выше, чем в обычные дни. 
Все это говорит о том, что наши с вами умственные способности — это не что-то данное нам от природы раз и навсегда. Напротив, эти способности напрямую зависят от настроения и состояния, в котором находится человек. А если так, то научившись управлять своим внутренним настроем, человек может научиться усиливать и собственный интеллект. Другой вопрос, как можно привести себя в нужное состояние и какое именно состояние является максимально благоприятным? Ответ на это не так уж сложен. 

Не напрягай извилины!

Простейший вопрос: как вы думаете? Обычно, когда человек решает какую-либо важную, но трудную задачу, он, что называется, напрягает мозги и пытается сконцентрироваться. Часто при таком подходе мысли наоборот начинают разбегаться и путаться, но человек упорно заставляет мозг работать. Иногда кажется, что от напряжения того гляди пар из ушей пойдет. Не правда ли, такая картина знакома каждому? Между тем, подобный подход к делу вполне можно сравнить с поведением троглодита, который с помощью тяжеленной дубины пытается уговорить своего товарища помочь ему в каком-нибудь важном деле. Безусловно, иногда дубина является убедительным аргументом, но гораздо чаще товарищи просто убегают и помогать наотрез отказываются. А то еще и сдачи могут дать. 
Нечто похожее происходит и в голове человека, который заставляет свой мозг решать те или иные задачи. Штука-то в том, что мозг — это не железный и бесчувственный компьютер, а живой организм. К тому же мозг наш отнюдь не монолитен, как это может показаться, если пощупать голову руками, а состоит он из миллиардов отдельных клеточек-нейронов. Заметим — из живых клеточек. С живыми же и общаться надо как с живыми. На насилие живой организм реагирует, прямо скажем, не очень хорошо. 
Конечно, эти слова кому-то могут показаться странными. Многие привыкли воспринимать себя как нечто цельное и неделимое. Мол, мое «Я» — это все мое тело или, по крайней мере, весь мой мозг. Ничего подобного. Еще на заре психоанализа было замечено, что кроме сознания в голове у человека существует еще и обширная область бессознательного, где царствуют инстинкты и скапливаются различные подавленные образы, вытесненные на задворки сознания. Фрейд называл эту часть психики «Оно». 
Причем, неделимым и монолитным наше сознание назвать никак невозможно. Очень часто при мыслительной деятельности в голове возникают различные противоречия и внутренние конфликты. В критических случаях могут даже появиться параноидальные и шизофренические синдромы, когда в мозгу начинают развиваться некие противостоящие друг другу структуры. Сам термин «шизофрения» означает «расщепление сознания», и хотя недуг этот до сих пор еще окончательно не исследован, в жизни это выглядит так, как если бы в недрах человеческого мозга поселилось некое дополнительное «Я». Чаще всего оно проявляется в виде «таинственных голосов», но иногда может  захватывать власть над телом человека. 
Кстати говоря, убедиться, что наш мозг и наше «Я» — это далеко не одно и то же, можно и безо всякой шизофрении. К примеру, когда в душе возникает какое-то сильное чувство, всегда ли вы можете его подавить? Или, скажем, бывает так, что в голове начинает крутиться какой-нибудь навязчивый мотивчик, и как не старается человек его заглушить, он только громче звучит. Согласитесь, если бы мы были полновластными и стопроцентными хозяевами в своей голове, то подобных казусов не могло бы возникнуть. 
Одним словом, каждую часть нашего мозга (а может быть даже каждую клеточку) вполне можно рассматривать как живое существо, обладающее пусть и не абсолютной, но все равно вполне определенной самостоятельностью. Неплохо было бы нам почаще учитывать этот факт, когда мы напрягаем свои головы. Дело в том, что любое живое существо не любит, когда на него оказывают нажим, и начинает сопротивляться. И клеточки нашего мозга — не исключение. 

Волшебная палочка гениев

Естественно, при таком подходе возникает вопрос, а как же тогда заставить свой мозг работать? Ответить на это можно было бы словами одного из булгаковских героев: «Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом». Проще говоря, если вы хотите решить какую-либо сложную задачу, обмозговать трудную ситуацию или что-то в этом роде, мы бы не советовали вам чрезмерно напрягать мозг. Гораздо лучше поискать в том предмете, о котором вы собираетесь размышлять, какие-нибудь симпатичные стороны, полюбить этот предмет, тогда и задача решится на порядок быстрее. В противном случае надо быть готовым к тому, что дело получится не очень хорошо. 
Впрочем, здесь мы хотели бы рассказать о гораздо более эффективном, можно даже сказать об универсальном способе усилить свои умственные способности. И называется этот способ — любовь. Причем, не просто любовь к тому или иному предмету, а умение любить как таковое. Попробуйте ради эксперимента полюбить этот мир вместе со всеми его недостатками, вместе с террористами, приватизаторами, маньяками, подлецами и пройдохами, и если это у вас получится, вы станете гением. Больше того, в этот миг вы узнаете о таких тайнах нашей Вселенной, которые сейчас даже трудно себе представить. А если сможете сохранить в своей душе это состояние... Впрочем, здесь лучше пробовать, а не говорить, потому что не все можно выразить словами. 
Мы нисколько не преувеличиваем. Любовьэто действительно мощнейший и, кстати говоря, единственный усилитель интеллекта. А чтобы понять, как этот усилитель работает, достаточно вспомнить само устройство нашего разума. В самом деле, что такое сознание? В конечном итоге это вся совокупность образов, которые мы видим в данный момент и которые хранятся в памяти. Не так уж важно, как именно эти образы работают и в каких участках мозга записаны, гораздо важнее, что от того, как наше «Я» относится к этим образам, зависит и работа всего разума. 
Допустим, в нашей памяти всплывает какое-то неприятное воспоминание. Пусть это будет образ ненавистного врага. Естественно, он вызывает неприятные эмоции, требующие выхода, и чаще всего люди получают злорадное удовлетворение от того, что мысленно расправляются с этим умозрительным врагом. Знаете, в чем глупость этой ситуации? В первую очередь в том, что этот образ хранится в нашей же голове, и, расправляясь с ним, мы обрушиваем свою ненависть на свой собственный мозг. Мозг же, как мы уже говорили выше, сопротивляется и платит ненавистью за ненависть. Поэтому-то злорадство всегда оставляет на душе неприятный осадок, и образы, обиженные нами в течение дня, всплывают ночью в виде кошмарных сновидений. 
А теперь представьте, что кто-то напротив, с любовью относится если не ко всем, то к большинству образов своего же сознания. Нетрудно догадаться, что именно в таком состоянии в голове возникает удивительная гармония и ясность, которую вполне можно назвать просветлением. В эти мгновения писатели создают свои лучшие произведения, ученые совершают величайшие открытия, и даже самые обычные люди открывают в себе удивительные таланты. Просто в этом случае каждая клеточка нашего мозга входит в резонанс с окружающим миром, наполняя нас живительной энергией и счастьем. 

                             
Дмитрий и Надежда Зима

 

Разум и Любовь

Когда ум использует положительные эмоции, Разум приносит процветание и служит человечеству.

Когда ум действует без влияния положительных эмоций и устремляется на поле битвы, именуемое жизнью, Разум уничтожает человечество,  вызывая конфликты и войны.

Если положительные эмоции могут обуздать ум, возникает Любовь, которая служит другим самоотверженно, как облако проливает жизнетворный дождь на поле всего создания.

Если эти положительные чувства не принимают во внимание Разум (или не могут его использовать), и вырываются на поле битвы в одиночестве, возникает Любовь, которая сжигает всё, чтобы удовлетворить свои эгоистические желания.

Из книги «Разум и любовь» Шейх Наджм ад-дин Рази

 ***

Жизнь есть деятельность животной личности, подчиненной закону разума. Разум есть тот закон, которому для своего блага должна быть подчинена животная личность человека. Любовь есть единственная разумная деятельность человека.

Начало любви, корень ее, не есть порыв чувства, затемняющий разум, как это обыкновенно воображают, но есть самое разумное, светлое и потому спокойное и радостное состояние, свойственное детям и разумным людям.

Истинная жизнь человека, проявляющаяся в отношении его разумного сознания к его животной личности, начинается только тогда, когда начинается отрицание блага животной личности. Отрицание же блага животной личности начинается тогда, когда пробуждается разумное сознание.

Разумный человек не может не видеть, что если допустить мысленно возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, то жизнь его, вместо прежнего неразумия ее и бедственности, становится разумною и благою. Он не может не видеть и того, что, при допущении такого же понимания жизни и в других людях и существах, жизнь всего мира, вместо прежде представлявшихся безумия и жестокости, становится тем высшим разумным благом, которого только может желать человек

 Л.Н. Толстой

 ***
Ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий, то есть разум человечества.

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.

Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслию.

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет

 Белинский  В.Г

 ***

 В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Сэвил Галифакс).

Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов (Федор Тютчев).

Где глупость - образец, там разум – безумие (Иоганн Вольфганг Гете).

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств (Петр Чаадаев).

Наш век таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, которые пытаются проявить ту же способность (Г.Мамфорд Джонс).

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное. (Августин).

Почти всегда мудрость и сила ходят врозь:
человек только тогда обычно начинает знать,
когда перестает мочь.
(Ф. Петрарка).

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа  (М. Монтень).

И напоследок:

Знающие не говорят, говорящие не знают (Лао-Цзы).

 

Содержание предыдущих выпусков

 

 

Дорогие друзья!


Для того, чтобы облегчить процесс поиска нужной информации на страницах нашего журнала, напоминаем содержание предыдущих выпусков:

 ПЕРВЫЙ НОМЕР

Выпуск 1 (6.08.06). Интеллект разумный

  1. Что такое  Разум?
  2. Что такое  Интеллект?
  3. Что такое Здравый смысл?

Выпуск 2 (10.08.06). Новости науки о мышлении    

  1. Мышление может стать хобби
  2. Интернет можно рассматривать как модель искусственного интеллекта
  3. Уровень интеллекта связан с динамикой изменения толщины коры головного мозга

 Выпуск 3 (13.08.06).  Интересное и полезное

  1. Смех может изменить визуальное восприятие человека
  2. Чаты – полигон для искусственного интеллекта
  3. Танцующий робот

 Выпуск 4 (16.08.06). Творчество и гениальность

1. Что такое гениальность?
2. Гениальность – дар небес или диагноз?
3. Некоторые свойства (паттерны) гениев

 Выпуск 5 (19.08.06).Практические упражнения

  1. Тесты на интеллект, и как с ними справляться?
  2. Оценка «чувства языка» и математических способностей
  3. Расширение пространства решений

 Выпуск 6 (24.08.06). Умное детям

Малышам и их родителям

  1. О пользе раннего развития
  2. О методике Н. А. Зайцева
  3. Практические рекомендации

Выпуск 7 (29.08.06). Кино-приложение

  1. Антология кино-мысли
  2. «Пи» - фильм Дарена Ароновского
  3. «Искусственный разум» - фильм Спилберга/ Кубрика

Выпуск 8 (2.09.06). Литературное приложение 

1.Золотая полка
2. Как стать биографом?
3. Умберто Эко «Маятник Фуко»

 Выпуск 9 (5.09.06). Музыкальное приложение

  1. Роль музыки в духовной жизни человека
  2. Музыка Го
  3. Что такое эмбиент?

 Выпуск 10 (8.09.06). Интеллект в коммуникации. Защита от манипуляций

  1. Профилактическая защита. Полезные привычки
  2. Осознание попыток внешнего управления
  3. Эффективные способы защиты

 ВТОРОЙ НОМЕР


Выпуск 11 (12.09.06). Интеллект Разумный

  1. Интеллект, рассудок, разум. Проблема определения
  2. Что такое рациональное мышление?
  3. Коллективный разум – миф или реальность?

 Выпуск 12 (16.09.06). Новости науки о мышлении
1.Мышление с точки зрения физики и микробиологии
2. О мышлении и искусственном интеллекте
3. Мышление с точки зрения психологии

 Выпуск 13 (19.09.06). Умное и интересное

  1. Разум птиц и насекомых
  2. Дельфины – братья по разуму?
  3. О разуме курильщика

 Выпуск 14 (23.09.06). Творчество и гениальность

  1. Одиночество и гениальность
  2. Бессознательные истоки воображения
  3. «Алгоритм» творческого процесса

 Выпуск 15 (27.09.06). Практические упражнения

  1. Можно ли научиться творчеству?
  2. Рефрейминг творчества
  3. Активизация воображения

 Выпуск 16 (1.10.06). Интеллект в коммуникации

  1. Манипуляция. Определение
  2. Сценарии отношений и манипуляций
  3. Манипуляция звуком

 Выпуск 17 (4. 10.06). Умное детям. Домик для дошколят.

  1. Классная комната
  2. Сказочная комната
  3. Комната для взрослых

 Выпуск 18 (9.10.06). Кино-приложение

  1. Дзига Вертов: «Я – Кино-Глаз»
  2. Джим Джармуш: «Кофе и сигареты»
  3. Фдерико Феллини: «8 1/2»

 Выпуск 19 (14.10.06). Музыкальное приложение

  1. Антонио Вивальди «Времена года»
  2. Карл Орф «Кармина Бурана»
  3. Сергей Курехин – «Петербургский Моцарт»

 Выпуск 20 (18.10.06). Литературное приложение

  1. «Я поэт в бунте против правил»
  2. «Рузум» о  з а у м и
  3. Истоки русской звучарной поэзии

 Приятного чтения! :-)

 

Обращение к подписчикам!

 

 

Дорогие Друзья!

 Мы начинаем новый интерактивный проект «Разум», главной целью которого является создание пространства для применения и тренировки человеческого разума как основного инструмента управления собой и происходящими вокруг событиями.
Ваше мнение крайне важно для нас. Мы будем очень благодарны, если Вы ответите на несколько вопросов.

(по желанию)


Интересна ли Вам идея интерактивных тренингов?  Готовы ли Вы приобрести платные обучающие программы  по следующим направлениям: скорочтение, память, защита от манипуляций, НЛП, творчество, системное мышление, детские курсы.


Выберите, какие из предложенных он-лайн тренингов наиболее интересны для Вас:
Скорочтение



Творчество





 

Наши рассылки

Рассылки Subscribe.Ru
"Интеллект" интерактивный журнал


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

 

Елена Шугалей elena@humans.ru

Наталья Петраркова

 

 

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru


В избранное