Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интерактивный журнал "Разум"

  Все выпуски  

Интерактивный журнал "Разум"


 

Интерактивный журнал "РАЗУМ"

 

Творящему - дорога в Разум

Адрес проекта:

http://www.humans.ru

Ведущие проекта: 

Елена Шугалей, Наталья Петракова

 

Выпуск 24  

Творчество и гениальность

Тест творчества - "Синяя птица" психологии

Творчество как духовная практика

Об искусстве

 

 

Тест творчества - "синяя птица" психологии

 

Учительница сказала: «Ребята, через месяц у нас будет карнавал. Подойдите к делу творчески, пусть каждый сделает что-нибудь необычное. Самые оригинальные костюмы отметим призами». Моя дочь занималась этим костюмом целыми днями, и в день карнавала ушла в школу с объемистой коробкой в руках, в приятном возбуждении, под наши искренние одобрительные восклицания. А вернулась обескураженная. Оказалось, что увидев ее, учительница сначала пришла в восторг: «У тебя замечательный наряд! Кого же ты изображаешь?» «Марсианку» — гордо сказала дочь. И услышала в ответ: «Разве ты забыла, чтo мы проходили на прошлой неделе — на Марсе нет жизни!»

Этот случай, произошедший с его дочерью, описывает на своих лекциях американский психолог Роберт Стернберг - один из самых известных ученых в области изучения интеллекта, творчества и проблем обучения. Учительница хотела стимулировать, а затем оценить творчество детей, но с оценкой у нее получилось, мягко говоря, плоховато. И дело здесь не только в особенностях ее стиля мышления, хотя и в них, вероятно, тоже. Дело в самой проблеме - диагностике творчества, в которой не могут разобраться и сами психологи. Проверка, тестирование чужого творчества оказалось внутренне очень противоречивой задачей.

Тесты творчества призваны делать примерно то же, что пыталась сделать та самая учительница. Они должны побудить человека к изобретению новых, разнообразных, оригинальных решений. Например, требуется придумать как можно больше способов необычного употребления самого обыденного, казалось бы, предмета (карандаша, кирпича и т.п.), придумать как можно больше усовершенствований какой-либо игрушки, нарисовать как можно больше разных картинок с заданным исходным элементом и т.д. Это задания на так называемое дивергентное мышление - на способность развертывания мыслительной деятельности по множеству разнообразных путей, что является важнейшей частью творческих способностей. Оценивается общее количество ответов (чем их больше, тем лучше) и их разнообразие. Например, если человек предложил использовать кирпич как подставку для горячей сковороды и как подставку для ног, то это будет оценено как два однотипных ответа, что не очень. А вот если он предложит использовать кирпич как подставку и как груз, то это будет отнесено к разным категориям ответов и повысит балл за разнообразие.

Оценивается и оригинальность каждого ответа. Она рассчитывается механически: как часто встречается ответ в ранее обследованной группе людей. Если человек придумал, как употребить карандаш таким способом, до которого мало кто додумался, он получает высокий балл за оригинальность, а если дал тот же ответ, что давали многие люди до него, - значит его мышление пошло по стандартному, неоригинальному пути. Есть стандартный список ответов разной степени оригинальности; эти списки могут различаться в разных культурах, профессиональных группах и т.д.

На основе рассчитанных таким образом оценок вычисляется общий, суммарный балл за творческие способности. Не правда ли, все это выглядит относительно просто, удобно и надежно?

Поэтому парадоксом прозвучит утверждение, что проблема теста творчества никогда не получит окончательного решения, а любое найденное промежуточное решение будет очень быстро обесцениваться.

Стандарт измерения нестандартности

Е.П. Торранс, автор одного из самых популярных тестов творчества, не побоялся заявить: полноценный тест творческого мышления невозможен в принципе. Потому что сама сущность тестов противоречит сущности творчества. Тест - это стандартная процедура обследования по заданному набору параметров. А сама суть творчества - выход за рамки заданного и известного, прорыв за пределы стандартов. Поэтому комбинация "тест и творчество" представляет собой, метафорически выражаясь, "лед и пламень". Это такая комбинация, в которой и инструмент измерения (тест), и измеряемое качество (творчество) чувствуют себя максимально дискомфортно. Тест творчества должен быть стандартом измерения способности ломать стандарты. А демонстрируемые человеком акты творчества (то есть нестандартности его мышления) должны выглядеть так, чтобы подпадать под этот стандарт.

И это не единственный парадокс. Вот еще парочка.

Из-за длительности применения (тесты разрабатываются на годы или даже десятилетия вперед) любой тест творчества становится не новым и хорошо всем известным способом оценивать новизну.

Из-за массового применения на множестве людей (смысл тестирования - именно в массовом охвате) тест творчества должен стать массовым методом оценки оригинального. Однако массовость противостоит оригинальности. И так далее.

Но не возникает ли ощущение, что оригинальность, улавливаемая стандартным методом, - это какая-то ущербная, не совсем настоящая оригинальность? Что "стандартный список типов оригинальных ответов" - это нонсенс? И что новизна, укладывающаяся в рамки оценок, разработанных десятилетия назад, это тоже не совсем настоящая новизна, хотя и удобная для оценивания? Такая престарелая новизна. Эти неустранимые противоречия заложены в самой идее теста творчества.

Практически из всего этого следует: чем более новым и оригинальным будет ответ, тем меньше вероятность, что экспериментатор его заметит и оценит! Ведь в том списке ответов разной степени оригинальности, с которым сверяется экспериментатор, такого ответа просто нет. По той простой причине, что настоящие оригинальные решения имеют тенденцию не попадать в список уже известных, а расширять его. (Поэтому, в принципе, после обследования каждой истинно творческой личности должна возникать необходимость пересмотреть и расширить набор оцениваемых тестом параметров - ведь эта творческая личность может внести новое измерение, новый параметр.)

Понимая, что его могут не понять, тестируемый, конечно, может - если наберется смелости - спросить экспериментатора: "А вы заметили, что я придумал?" После этого добросовестный экспериментатор, подумав, может быть, отошлет его вариант ответа разработчикам теста. А те решат, как такую новацию оценивать и стандартизировать. Может быть даже этот ответ войдет в общий перечень ответов, удлинив его на единицу (гордись, испытуемый!) Но это абсолютно не гарантирует от того, что на следующее же утро не найдется человек, который изобретет новое оригинальное решение, и его ответ либо вообще не заметят, либо не так интерпретируют.

Тестирование истинно творческой личности требует от психодиагноста не меньшего творческого масштаба - чтобы заметить и оценить предложенную новацию.

Но реальное, практическое взаимодействие двух людей с равным интеллектуальным и творческим потенциалом неизбежно теряет характер одностороннего тестирования, это скорее попытка "вписать" другого в рамки своей модели. В лучшем случае их встреча превратится в равноправное общение, в творческий диалог, обогащающий обоих. Но тогда это очень серьезное отступление от теста - от "стандартной процедуры обследования одного человека другим по заданному набору параметров". Творческое общение - было, тестирование - не состоялось.

В худшем же случае возможен конфликт между тестологом и тестируемым, отказ от общения или же малоуправляемое продолжение в формах, которые опять-таки далеки от стандарта рекомендованных.

А судьи кто?

Рискну высказать еще одно крамольное суждение. Любой тест мышления - это еще и скрытая (хотя, может быть, и не осознаваемая) претензия его авторов на свою практически непревзойденную мудрость. Ведь предполагается, что интеллект любого человека может быть описан в рамках модели, созданной интеллектом автора теста, а значит, более мощным "суперинтеллектом"! Более того, предполагается, что этот барьер никому из тестируемых не удастся перепрыгнуть в течение ближайших десятилетий использования теста.

Здесь неизбежно возникает тот самый вопрос: "А судьи кто?" Нет оснований сомневаться, что авторы и разработчики тестов интеллекта и творчества - это в основном очень умные люди. Но при этом в их собственном мышлении есть определенная специфика, что не может не сказываться на составляемых ими заданиях. Например, основоположники тестовой психодиагностики были очень сильными математиками - достаточно сказать, что часть методов и критериев математической статистики, ныне широко известных и используемых в самых разных областях, была изначально создана тестологами именно для нужд психодиагностики. И психологи (я сам в том числе) этим гордятся. Однако возникает вопрос - как математический склад ума авторов тестов сказался на созданных ими тестовых заданиях? Это никем специально не изучалось, а зря.

И.С. Кострикина, кандидат психологических наук из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, проанализировала содержание заданий тестов "на интеллект" и установила любопытный факт. Чтобы показать средний уровень интеллекта при тестировании, испытуемому достаточно иметь развитые вербальные (речевые) способности. А вот для демонстрации высокого и сверхвысокого интеллекта нужны отлично развитые математические способности, связанные с установлением закономерностей в числовых рядах. Иначе говоря, тестовые задания "на речь" имеют средний уровень сложности и не содержат особо трудных, а вот математические задания представлены очень и очень трудными. Это отражало ценностные ориентации и личные предпочтения разработчиков - самым главным в интеллекте они считали способности к математике. Но не означает ли это, что окажись среди составителей тестов люди с другими мировоззренческими установками, мы бы сейчас имели и другие тесты? Ведь разработчики могли пойти и по противоположному пути - подбирать сверхсложные "филологические" задания, а математические ограничить несложной арифметикой. Или же, решая тесты на интеллект, мы бы сейчас отыскивали закономерности вообще не в математических или "филологических", а в биологических рядах, и т.д.

Тогда сейчас среди тех, кто получает наивысшие баллы за уровень интеллекта, оказались бы совсем другие люди! А страны, где тестовые оценки широко используются для отбора на различные должности, может быть, имели бы иную элиту.

Это очень важный социальный аспект психодиагностики. Ведь те, кто придумывают стандарты оценки чужого интеллекта и творчества, имеют свой собственный, небезграничный интеллект (живые все-таки люди) и отнюдь не безупречные представления о том, что такое творчество и как его измерять (что, собственно, и служит предметом ожесточенных дискуссий между разными школами психодиагностов). Некритическое использование результатов их работы может быть попросту опасно.

"Синяя птица"

Творчество по самой своей сути призвано обходить, нарушать, растворять известные стандарты, в том числе стандарты изучения и измерения самого себя, делая их непригодными - пусть даже и не намеренно. Возможно, именно поэтому выдающийся отечественный психолог Петр Яковлевич Гальперин (столетие со дня рождения которого отмечалось в 2002 году) в конце жизни назвал проблему творчества "синей птицей" психологии. Синюю птицу нельзя поймать - будучи пойманной, она либо умирает, либо перестает быть синей. Так же и творческое мышление - оно тем дальше от настоящего творчества, чем жестче и надежнее "силок" психологического теста, который для творчества приготовили. Изучение творческого, нестандартного мышления требует творческих, нестандартных методов. Тест здесь может быть подпоркой, но никак не основным средством.

Ну и конечно, хорошо бы, чтобы тестолог, психодиагност был не так категоричен в своей оценке чужого творчества, как та дама из начала статьи.

Александр Поддьяков. По материалам журнала «Знание - сила»

Путей получения творческого продукта бесконечно много.  Есть ученые, которые пытаются ввести творчество в систему и сделать из него ремесло. Но по своей сути творчество – процесс внесистемный. Именно поэтому все, кто пытается систематизировать творческие продукты и на их основе создать системы обучения или поиска творчества, не могут добиться появления творческих продуктов. Каждый новый творческий продукт – это выход за рамки существующих систем.
Обучая творчеству, нужно не создавать правила и системы, а учить снисхождению к ним. Необходимо уметь сказать то же, что произнес герой фильма «Легенда о пианисте» Дэнни Будман 1900:
- К черту правила.
(Серавин А.И.)

 

Творчество как САДХАНА

Садхана* - духовная практика – процесс очищения тела, ума и души...
  
 Исследуя психологический механизм духовного развития, Владимир Данченко отметил один неотъемлемый элемент этого процесса, а именно - резкое повышение самооценки (раздутие эго) в результате какого-либо локального успеха в духовной практике. Оказалось, что, благодаря этому эффекту, каждое новое  достижение становится главным препятствием для последующего шага в практике. У практикующего формируются две параллельных мотивации - собственно духовная, т.е. обусловленная самой практикой, и эгоистическая, обусловленная потребностью в самоутверждении. В первом случае садхана выполняется ради ее конкретного продукта, который может дать только она, во втором случае "продукт" никак не обусловлен конкретным типом практики и зависит целиком от самой ее успешности.
   Ярче всего это проявляется в творчестве. Будучи особой разновидностью духовной практики, художественное творчество как бы "озвучивает" эгоистическую мотивацию вслух.
   Продукт художественного творчества изначально предназначается для массового потребления. Часто профессиональные музыканты, художники, писатели настаивают на том, что творчество невозможно для себя и, следовательно, в принципе не может быть бескорыстным. Причем, деньги в данном случае - не основная плата за "труд", на первом месте всегда признание читателя, слушателя, т.е. потребителя. Когда музыкант закончил игру, он еще не закончил - он ждет реакции зала, подтверждающей высокое качество исполнения, хотя как профессионал он может определить это качество лучше и точнее, чем кто-либо другой. Писатель или поэт до конца не поверят в гениальность своего текста, если читатель не воскликнет: "Гениально!"
   Тем не менее, даже тот профессионал в творчестве, который считает все высказывания о бескорыстном, самодостаточном творчестве не более чем лицемерием, не станет спорить с тем, что сама по себе корыстная мотивация не способна спровоцировать полноценный творческий акт. Получается, что бескорыстного творчества не бывает, но то, что обусловлено корыстной мотивацией, не является творчеством как таковым. Причиной этого парадокса является ошибочное отождествление "творца" со своим творчеством. Поэтому больше правды будет в том, что, хотя и не бывает бескорыстных "творцов", с чем еще можно поспорить, не бывает и корыстного творчества, что уже неоспоримо. Четкое разделение этих моментов находим у Пушкина:
  
   Не продается вдохновенье,
   но можно рукопись продать.
  
   Т.е. это настолько несовместимые друг с другом вещи, что одно другому не мешает. Можно получить за свое творчество деньги, можно повышать свою самооценку за счет реакции потребителя, но совершенно невозможно творить ради денег и похвалы. Как признался один известный и высокооплачиваемый фотограф, Бог присутствует только в двух-трех ранних снимках, с которых начиналась его карьера, в остальных же работах присутствует только техника.
   Выходит, секрет творчества заключается в умении не смешивать естественные человеческие потребности в деньгах и признании с божественной потребностью в самовыражении. Главная же проблема в том, что человек может быть подходящим медиумом для творческого потока, благодаря каким-то своим психологическим соответствиям, не будучи при этом заинтересованным в самом творчестве из-за особенностей своего личностного склада. В этом случае творческий поток никак не страдает и находит себе другого медиума, зато личности наносится ущерб - за падением самооценки следует в целом разлагающая психику реакция на творческое голодание. Проще говоря, человек может уйти в запой. Именно поэтому, хоть все деятели искусства - ангелы, в основной своей массе эти ангелы - падшие.
   Столь печальная картина открылась нашему взору благодаря тому, что мы отождествили процесс творчества с процессом садханы. В случае же сознательного духовного развития путем творчества мы можем натолкнуться на не менее печальную, хотя и более светлую, картину, изображающую также распространенный сюжет - мытарства нищего художника. Люди, живущие по сценарию Ван Гога, в социальном и психологическом плане оказываются банкротами, что происходит по все той же причине - от бессознательного смешивания человеческих и творческих потребностей. Если падший ангел творит ради личной выгоды, то нищий художник живет ради творчества, принося т.о. себя в жертву этому ненасытному Богу. Нищий художник не знает, что такое творческое голодание, зато знает, что такое дырявые карманы. Его позиция лучше, чем у падшего ангела, но эта позиция чревата голодной смертью или, что еще хуже, голодной жизнью. В религиозной практике такой вариант - не новость, издревле повелось так, что желающий посвятить себя Богу должен отречься от этого мира. Но существует также и "суфийская" альтернатива, которую вышеупомянутый Владимир Данченко сформулировал как: "Хочешь жить - умей вертеться". В конце концов, это даже более честный вариант, нежели стандартная религиозная торговля: духовные блага взамен на мирские. Жить ради жизни, творить ради творчества - такая позиция представляется наиболее здоровой, и в ней отсутствует малодушное стремление к компромиссу, потому что этот "компромисс" гораздо труднее, нежели однозначное предпочтение между человеческим и творческим.
   Определив, таким образом, иерархию в этой ангельской табели о рангах, следует подчеркнуть, что это не ценностная, а всего лишь силовая иерархия. Что касается художественной (а в случае религии - духовной) оценки, то здесь, похоже, нет никаких правил: нищий художник может быть гениальнее, чем его "суфийский" собрат, но бывает и так, что "падший ангел" переплюнет их обоих, помимо своей воли сотворив, быть может, единственный в своей жизни шедевр. В любом случае, рисунок жизни и путь каждого человека уникален и неповторим, и каждый его штрих, каждая краска протестуют против тесного места в циничных классификациях, каталогах, иерархиях и прочих инквизиторских способах убивать жизнь силой своего разумения.

Сурат. По материалам журнала «Самиздат».

Об искусстве

 

 

Искусство — самое чистое и широкое русло, по которому льется откровение. Духовный поиск личности дает обретение себя в творчестве — трансцендентном прорыве в мир иной.  Цель искусства — «улавливать отблески вечной красоты», которая принадлежит «сверхприродному и сверхчеловеческому миру».

Вл. Соловьев

* * *
Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: «Я не ищу, я нахожу».

Художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически («попробую сделать это, попытаюсь то»). Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Художник должен быть уверен, что он и его творчество соответствуют правде. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства.

Любой поиск в этой области, все, что помпезно именуют «авангардом», — просто ложь.

* * *

Было время, когда я мог назвать людей, влиявших на меня, бывших моими учителями. Но теперь в моем сознании сохраняются лишь «персонажи», наполовину святые, наполовину безумцы. Эти «персонажи», может быть, слегка одержимы, но не дьяволом; это, как бы сказать, «божьи безумцы». Среди живущих я назову Робера Брессона. Среди усопших — Льва Толстого, Баха, Леонардо да Винчи…

В конце концов, все они были безумцами. Потому что они абсолютно ничего не искали в своей голове.

* * *

В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

Андрей Тарковский

 

Обращение к подписчикам!

 

 

Дорогие Друзья!


Мы начинаем новый интерактивный проект «Разум», главной целью которого является создание пространства для применения и тренировки человеческого разума как основного инструмента управления собой и происходящими вокруг событиями.
Ваше мнение крайне важно для нас. Мы будем очень благодарны, если Вы ответите на несколько вопросов.

 

(по желанию)


Интересна ли Вам идея интерактивных тренингов?  Готовы ли Вы приобрести платные обучающие программы  по следующим направлениям: скорочтение, память, защита от манипуляций, НЛП, творчество, системное мышление, детские курсы.



Выберите, какие из предложенных он-лайн тренингов наиболее интересны для Вас:

Скорочтение



Творчество





 

Наши рассылки

Рассылки Subscribe.Ru
"Интеллект" интерактивный журнал


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

 

Елена Шугалей elena@humans.ru

Наталья Петраркова

 

 

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru


В избранное