Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интерактивный журнал "Разум"

  Все выпуски  

Интерактивный журнал "Разум"


 

Интерактивный журнал "РАЗУМ"

 

Творящему - дорога в Разум

Адрес проекта:

http://www.humans.ru

Ведущие проекта: 

Елена Шугалей, Наталья Петракова

 Выпуск 32

 

Новости науки о мышлении

Модель мозга вундеркиндов

Мышление сожаления

Животные мыслят логически

 

 

Модель мозга вундеркиндов

 

 

Ученые описали модель развития мозга вундеркиндов
Уровень умственных способностей детей связан не столько с размером их мозга, сколько с интенсивностью изменений, происходящих с ним по мере взросления. К таким выводам пришли ученые из Национального Института Здоровья в Мериленде (США) в результате изучения особенностей развития коры головного мозга у детей, обладающих необыкновенно развитым интеллектом.
Используя метод магнитно-резонансного сканирования, ученые выявили несколько характерных особенностей развития головного мозга у детей-вундеркиндов.

В раннем возрасте кора головного мозга у таких детей тоньше, чем у их сверстников, однако процессы утолщения коры происходят у них значительно дольше и интенсивнее, достигая пика к 11-12 годам. После этого объем коры начинает быстро сокращаться.

Кора головного мозга у детей со средними способностями изначально обладает большим объемом, ее толщина увеличивается медленнее и быстрее достигает максимума. Последующее сокращение объема коры головного мозга протекает у обычных детей медленнее, чем у вундеркиндов.

По словам координатора исследовательского проекта Филипа Шоу, причины указанных особенностей остаются неизвестными. Неизвестны также и причины изначальных различий в толщине коры головного мозга.

“Способные дети умнее не только потому, что у них больше серого вещества в том или ином возрасте, - заявила соавтор исследования Джудит Рапопорт, - Скорее, уровень IQ связан с особой динамикой развития коры головного мозга”.

В исследовании принимали участие 307 здоровых детей в возрасте от 5 лет. Дети проходили магнитно-резонансное санирование и тесты на IQ раз в два года вплоть до 19-летнего возраста.

Максимальный уровень IQ у детей составлял 121-145 пунктов, тогда как высокому уровню интеллекта соответствует показатель 109-120 пунктов, среднему – 83 - 108 пунктов.

По мнению исследователей, ускоренные процессы изменения коры головного мозга у детей-вундеркиндов связаны с более интенсивными, чем у обычных людей, процессами формирования центров, регулирующих интеллектуальную активность.

Интенсивное истончение коры в подростковом возрасте связано с упрощением ее структуры, в ходе которого отбраковываются “лишние” клетки и связи между ними, что способствует повышению эффективности работы мозга в целом, отмечают исследователи

По материалам сайта "Мednovosti.ru"

 

Дети Нового Времени

 Так называемые Дети Индиго - кто они? Первые представители новой человеческой Расы? Новая ступень эволюции человека? Или же просто - дети Бога?

Впервые термин "Дети Индиго" появился в Америке в 90-х годах прошлого века. В обиход его ввели психологи, изучающие необычных детей, которые стали появляться на свет в тот период. Собственно, дети эти были вполне здоровыми и на вид самыми обычными. Однако, их поведение и не совсем обычный подход ко многим вещам, в том числе к обращению со взрослыми и сверстниками, их умные вопросы и категоричные ответы - вот что делало этих детей "необычными".

Психологи, естественно, начали изучать этих детей, родители которых жаловались на, мягко говоря, "неадекватное" поведение своих отпрысков. В ходе исследований психологи пришли к выводу, что имеют дело с людьми будущего, представителями какой-то новой человеческой расы. Которые, на взгляд психологов (и людей, общающихся с этими детьми), куда более человечны, чем мы с вами.

Приставка "Индиго" появилась благодаря экстрасенсам, которые тоже "осматривали" необычных детей (не все родители верят врачам). "Индиго" - это просто название ярко-синего цвета. Именно такой цвет ауры видят экстрасенсы у необычных детей. Говорят, что такого цвета аура была у Иисуса Христа, и которая к моменту распятия стала золотой (аура святых и пророков).

Таким образом, термин "Дети Индиго" показывает отличие некоторых "необычных" детей от большинства других. Неофициальная статистика говорит о том, что до 95 процентов детей, которые рождаются сейчас в мире - это Дети Индиго. Официальная статистика существует, но она доступна ограниченному кругу лиц. Поэтому трудно сказать, сколько на самом деле сейчас рождается детей с необычными способностями.

Раз уж мы заговорили о способностях, хотелось бы сказать о некоторых из них. Дети Индиго обладают врожденным иммунитетом против многих болезней (включая рак). Они способны лечить людей (например, снимать головную боль прикосновением руки). Они обладают информацией, доступной узкому кругу специалистов. Некоторые из них имеют ярко выраженные экстасенсорные способности (могут взглядом передвигать предметы, читать с закрытыми глазами и проч.). Наконец, они могут диагностировать болезни без использования какой-либо аппаратуры (например, заболевания печени, болезни мозга).

Это, конечно, далеко не полный перечень способностей этих детей. Но не об их способностях мне бы хотелось поговорить.

Дело в том, что многие, кто сталкиваются с этими необычными детьми, вначале просто не знают, как себя с ними вести. У этих детей совершенно другие ценности, другой взгляд на мир. Настолько другой, что порой они кажутся грубыми. Но это только на первый взгляд. Их познания на самом деле гораздо глубже многих "продвинутых" эзотериков и экстрасенсов. Если выразить одним словом, то эти дети просто мудрее всех нас. И та категоричность, с которой сталкиваются прежде всего близкие этих детей, - это лишь одно из свойств этой мудрости. Не более. Поскольку на самом деле эти дети, как я уже говорил, гораздо более человечны, чем многие проповедники. И они любят людей. Но любят не таких, какими их видят сейчас - тупыми, злыми и невежественными. А любят такими, какими мы все, по сути, должны быть.

Мы все живем в эпоху перемен. За последние несколько лет Мир изменился настолько, что многие просто не могут сориентироваться в новой обстановке. Появление Детей Индиго - это новый шаг в эволюции человека. И дело здесь не столько в новых способностях, сколько в принципиально другом уровне мышления. И этот уровень мышления, судя по Детям Индиго, гораздо выше нашего с вами. Это уровень мудрости. Уровень познания Мира. Именно о таких людях писали фантасты прошлого века. Именно такие люди, научившись управлять своим Миром, смогут осваивать и другие Миры. И все эти способности, этот уровень мышления, эти взгляды на жизнь - все это называется одним забытым словом "человечность".

Хочется привести высказывание академика Российской академии наук Юрия Фомина, касающееся темы "новых" людей (Детей Индиго):

"Народная мудрость никогда не считала человека венцом творения. Она учила, что все живет, развивается, иными словами, эволюционирует или же вырождается. В ближайшее столетие человечество без какой-либо работы над собой, пожертвовав своими негативными привычками, приобретет новые качества и свойства, что и приведет к формированию нового биологического вида.

Новый человек будет обладать более развитыми и совершенными органами чувств, причем и теми, которые недостаточно изучены - они дадут возможность восприятия и оценки различного рода космических излучений. Люди будут терять автономию мышления и станут частью единого информационного поля, которое, с одной стороны, позволит им получать любые необходимые знания, а с другой - приобретенные знания и опыт сразу же станут достоянием всего общества. Важнейшим свойством нового человека станет отказ от речевого контакта и переход к телепатическому, дистанционному обмену видеообразами.

...Осознанное воздействие на собственную информационно- энергетическую структуру создаст возможность влияния и на свою нервную систему, а значит, станет реальностью безлекарственное самолечение, зачатки которого мы уже встречали в различных системах йоги.

 Наличие удивительных способностей уже сейчас можно усмотреть у многих людей. Существует даже официальная статистика рождения супердетей, но доступ к ней закрыт."

Видимо, действительно пришло время новых людей. Со свежим взглядом на Мир. С новыми взаимоотношениями, с новыми идеями и возможностями. И это не может не радовать. Ну а как же быть нам - тем людям "старой закалки", которые еще не привыкли жить в новых, постоянно меняющихся условиях?

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, вполне очевиден. Нужно заново учиться. Необходимо стремиться к тому, чтобы быть похожим на Детей Индиго - ведь это наши дети, наше будущее. Они появляются среди нас, учат нас смотреть на этот Мир другими глазами. И все что требуется, по сути, от нас - это лишь поверить в свои силы и принять эту помощь от них. Другими словами, от нас требуется лишь желание меняться. Меняться, несомненно, в лучшую сторону. Вся проблема в том, что некоторые люди не хотят меняться. Они привыкли к своей замкнутой системе ценностей, к своему устоявшемуся мировоззрению. Они живут настоящим, а большинство из них - прошлым. Но время изменилось - теперь необходимо, живя настоящим, думать и о будущем.

Не секрет, что наш Мир сейчас стоит на пороге пропасти. И многие уже это осознали. И уже сами дошли до понимания того, что необходимо меняться самим - менять свое сознание, свое мировоззрение, иначе весь наш Мир может исчезнуть. И Дети Индиго, на мой взгляд, это своеобразная "армия спасения" для современного человечества. Они приходят в наш несовершенный Мир, чтобы помочь нам встать на более высокую ступень, помочь нам осознать свое предназначение, раскрыть свою божественную сущность. Они приходят сюда, чтобы показать нам различие между тем, кем мы сейчас являемся, и кем можем быть. И только нам решать, меняться нам или нет. Продолжать жить в этом безумном Мире или же начать изменять этот Мир к лучшему.

 Сергей Микрюков

 

Мышление сожаления

 

Сожалеть о своих решениях вполне в природе человека. Не так давно ученым удалось установить область мозга, которая является посредником в формировании чувства сожаления. Это оказалась центральная часть орбифронтальной коры головного мозга.

Гиорджио Корицелли (Giorgio Coricelli) с коллегами из Центра когнитивного изучения при Национальном научно-исследовательском центре Франции (Institute of Cognitive Sciences at the National Science Research Center), Брон, проводили сканирование мозга с помощью технологии функционального магниторезонансного отображения (fMRI) и наблюдали, как люди принимают решения, и что они чувствуют. Исследователи предоставили добровольцам двойственный выбор, причем один вариант предусматривал больший риск, чем другой, но и выше вознаграждался. После того, как испытуемые делали выбор, им сообщали результат их решения. В некоторых случаях исследователи показывали добровольцам, что они получили бы, выбрав другое. Случаи, когда доброволец выбирал менее доходный вариант и узнавал, что другой был более выигрышным, хорошо коррелируются с активностью орбифронтальной коры головного мозга, которая располагается над орбитами глаз в передней доле коры головного мозга. Количественный показатель наблюдаемой активности также тесно был связан со степенью сожаления, которая определялась различием между результатами сделанного выбора и альтернативного.

Когда участники эксперимента делали выбор и не знали всех вариантов, такая активность не наблюдалась. Это свидетельствует о том, что помимо чувства сожаления активностью орбифронтальной коры управляет чувство личной ответственности. Результаты этого исследования согласуются с предыдущими. Ранее уже было установлено, что пациенты с поврежденной орбифронтальной корой не испытывают чувства сожаления и не способны изменять поведение, чтобы избегать ситуаций, которые порождают это чувство.

 Сара Грэхем,  «В мире науки»

Животные мыслят логически

 

 

Животные мыслят логически — к такому выводу пришла группа исследователей из разных стран, проведя серию остроумных экспериментов на крысах. Они обнаружили, что крысы способны выделить истинную причину события из ряда ассоциативно связанных явлений. Этот результат меняет наше представление о границах животного интеллекта, так как раньше ученые считали, что мышление животных построено на формировании сети ассоциативных связей, а не на понимании причин и следствий. Главным качественным отличием человеческого разума представлялось умение выделять причинно-следственные связи. Новые данные заставляют рассматривать разум и животного, и человека как смесь логического и ассоциативного, но только в разных пропорциях.

Еще в середине XX века Конрад Лоренц раскрыл многие механизмы животного мышления. Изучая ритуалы у животных и птиц, он описал формирование ассоциативных связей, на которых потом животное строит свое поведение. Если два события происходят одновременно, то у животного формируется связь между этими двумя стимулами, даже если они ничем, кроме хронологического совпадения, не связаны. Таким способом у животных может возникать внешне бессмысленный ритуал, оправданный, однако, случившимися когда-то яркими совпадениями.

Считается, что, в отличие от животного, человеческое мышление основано на формировании причинных связей, а не ассоциативных, то есть человек из множества совпадений способен выделить истинную причину события. Философы и психологи указывали именно на это свойство мышления как на главный барьер между человеческим и животным разумом. Группа исследователей из различных институтов и стран провела эксперимент, доказывающий отсутствие такого непроходимого барьера. Они показали способность животных видеть истинную причину событий.

У исследователей были 32 подопытные крысы, у которых они сформировали модельные ассоциации. Для этого крысам включали свет, а вслед за этим раздавался гудок. На следующем этапе обучения включали свет, а вслед за этим в кормушке появлялся сахарный сиропчик. Предполагалось, что у крыс должна появиться ассоциативная связь между звуком гудка и пищей даже без светового сигнала. Действительно, после подачи гудка крысы демонстрировали поисковое поведение — тыкались носом в кормушку.

Затем задачу усложнили, и крысам предоставили возможность самим заведовать звуком — в клетке появился специальный звуковой рычаг. И что же? Если крысы нажимали на звуковой рычаг самостоятельно, то после этого они не слишком интересовались, появился ли в кормушке сахарок, а если сигнал раздавался без их вмешательства, то их поисковое поведение активизировалось.

Вывод напрашивается сам собой: крысы мыслят не по ассоциации. Если бы работал ассоциативный путь звук—свет—пища, то крысам было бы все равно, каков источник звука. Они бы думали: «Где звук, там и свет (который мы могли и не заметить), где свет, там и пища» — и тыкались носом в кормушку. Но они оказались в состоянии понять, что звук, который они сами вызвали с помощью рычага, не был «следствием» света, так что сиропа не будет.

Более полное представление о формировании причинно-следственных связей дает второй эксперимент. На этот раз у крыс изначально тренировали восприятие цепочки из трех событий: сначала давали звук, затем включали свет, затем в кормушке появлялся сахар. То есть была сформирована модель причинной связи. Когда тренировка закончилась, крыс снова поместили в клетку со звуковым рычагом. Но на этот раз крысы одинаково активно начинали поиски пищи, и в ответ на звук, данный экспериментатором, и в ответ на самостоятельно индуцированный звук. По мнению исследователей, этот результат говорит о том, что в уже сформированной причинно-следственной модели источник причинного события не имеет значения. Звук в данном случае сам был «причиной» появления пищи, а не побочным эффектом, и крысы смогли в этом разобраться.

Такую модель принятия решений, как считают исследователи, никак нельзя интерпретировать с позиций ассоциативного мышления. Зато она укладывается в рамки байесовой логики. (Это понятие означает пошаговую проверку и корректировку исходных гипотез на базе оперативной информации, характерную для человеческого мышления, и лежит в основе конструирования искусственного интеллекта.)

Если ученым удастся подтвердить свои результаты в других экспериментах (в задачах на мышление главное — придумать адекватный сценарий опыта), то сапиенсы вынуждены будут пересмотреть вопрос о собственной интеллектуальной сущности. На сегодняшний день ученые и философы и без того затрудняются дать четкое определение разума, и причинно-следственная логика оставалась последним качественным бастионом разумного. Теперь и этот критерий перейдет с качественного уровня на количественный.

В разуме животных и человека намешано и логического и ассоциативного, и магического и ритуального, только, возможно, в разных пропорциях. Если, конечно, исключить ужасную версию, что крысы быстро эволюционируют в нового верховного властителя планеты и вскоре свергнут с интеллектуального пьедестала зарвавшегося Homo.

 Источник: Aaron P. Blaisdell, Kosuke Sawa, Kenneth J. Leising, Michael R. Waldmann. Causal Reasoning in Rats // Science. 2006. V. 311.

 Елена Наймарк, по материалам сайта «Элементы»

 

Содержание предыдущих выпусков

 

 Дорогие друзья!

Для удобства поиска нужной информации на страницах нашего журнала, напоминаем содержание предыдущих выпусков:

 ТРЕТИЙ НОМЕР

 Выпуск 21 (22.10.06) Интеллект Разумный
1.Усилитель интеллекта
2.Разум и Любовь
3.Содержание первых двух номеров!

 Выпуск 22 (25.10.06) Новости науки о мышлении
1.Другой взгляд на время
2.Математика без слов
3.Тайна Льюиса Кэрролла

 Выпуск 23 (28.10.06) Умное и интересное
l1.Загадка творения Эйнштейна
2.Шероховатости "СТО"
3.Теория Струн

 Выпуск 24 (1.11.06) Творчество и гениальность
1.Тест творчества - "Синяя птица" психологии
2.Творчество как духовная практика
3.Об искусстве

 Выпуск 25 (5.11.06) Практические упражнения
1.Игра в Го - тренажёр для интеллекта
2.Аутотренинг. Развиваем творчество
3.Запоминание чисел

 Выпуск 26 (8.11.06) Интеллект в коммуникации
1.История гипноза
2.Феномены внушения и гипнотического транса
3."Тайна горы Скво"

 Выпуск 27 (12.11.06) Умное детям
1.Прощай двойка
2.Заманить в книгу!
3."Безмозглые ученики"

 Выпуск 28 (15.11.06) Кино-приложение
1.О фильмах, когда-то бывших книгами
2."Парфюмер: История одного убийцы"
3."Заводной апельсин"

 Выпуск 29 (19.11.06) Музыкальное приложение
1."Индустриальная" тема в музыке XX века
2.Альтернатива и эксперименты
3.Жизнь в четыре руки

 Выпуск 30 (22.11.06) Литературное приложение
1.Сергею Довлатову - 65
2.Герой безгеройного времени
3.Ампир на крови

 Содержание первых двух номеров в выпуске №21

Приятного чтения:-)

 

Наши рассылки

Рассылки Subscribe.Ru
"Интеллект" интерактивный журнал


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

 

Елена Шугалей elena@humans.ru

Наталья Петраркова

 

 

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru


В избранное