Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаем тему «Психолог в организации», начатую месяц назад. Начали мы с того, что к психологу обращаются с конкретным заказом. Что заказывают психологу на самом деле? Многие студенты-психологи полагают, что люди будут платить им деньги за их знания. Это так лишь отчасти. Помимо экспертных услуг в области человеческой психологии, мы как профессионалы, продаём ещё кое-что. Мы продаём удовлетворение.
Базовый набор необходимых знаний позволяет нам приблизиться к заказчику (потенциальному клиенту). Неважно, продаёте Вы тестирование, терапию или тренинг. Ваша первоочередная задача – удовлетворить запросы клиента, который платит Вам деньги, а затем постараться развить сотрудничество. Ваша задача не «предоставить» знания, услугу, опыт, отчёт, а «удовлетворить».
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Цитируем по книге:
Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта – М: Класс, 2004. – 208 с.
Психологическая проституция
Превращение терапевта в профессионала – это переход от знания о терапии к тому знанию, как проводить терапию (то есть её технической стороны). Тогда в конце концов, если ему повезёт или если пациенты поведут его к большей целостности и большему профессионализму, он станет терапевтом. Терапевт – это кто-то вроде профессиональной психологической проститутки: он открыто предлагает побыть приёмным родителем, принять на себя перенос, исполнить родительскую роль за деньги. Терапевт сталкивается ещё и с проблемой, как не вернуться к состоянию любителя, занимающегося терапией из удовольствия или из-за навязчивой потребности разрешить неразрешимую проблему – вылечить своих родителей.
У профессионала есть своё преимущество. И терапевт, и клиент, заключая контракт, знают о его искусственности – как проститука, предлагающая своё тело, знает, что это не имеет отношения к подлинной любви. Но, хотя обе стороны об этом и догадываются, часто это разделение скрывают: как в сфере сексуального бизнеса, так и в области психологии, при заключении профессионального контракта.
Но профессионализму мешает ещё одна вещь – феномен пустого гнезда. Пациент неизбежно, если терапия помогла ему стать взрослее, покидает дом, покидает психологическую имитацию жизни и отправляется в настоящую жизнь. Терапевт остаётся наедине с пустотой в своём ненастоящем мире. Пустое гнездо можно перенести, помня, что это всего лишь ролевая функция, которую превосходит бытие и собственная личность: настоящая любовь в реальной жизни, жена, родители, дети, друзья. Когда такое разграничение между ролью и жизнью становится чётким, он может всё больше говорить с пациентом о своей профессиональной роли. Они оба понимают, что пространство, время и отношения в терапии – не реальность, а роль терапевта.
Терапевт, как и актёр, имеет свои естественные склонности, и обычно именно они окрашивают те роли, которые он играет в начале психотерапевтической карьеры. Быть психотерапевтом означает уметь играть разнообразные роли в зависимости от ситуаций, открывающихся возможностей и своих задач.
Обычно роль утешающей, поддерживающей приёмной матери играется без особых трудностей. Сложнее не превратиться в сверхопекающую мамашу. Научиться отходить в сторону труднее, чем научиться присоединяться.
Я помню, как сам учился справляться со своей врождённой агрессивностью и соблазном быть слишком опекающим и слишком тёплым. Мне помогали обсуждения конкретных случаев с моими сверстниками. Работа в такой команде позволяет быть творческой личностью и не бояться проявлять свои патологические импульсы, поскольку ко-терапевт защищает пациента. Так можно учиться в самом процессе, а не в теории, что уменьшает страх, будто все увидят твою патологию, узнают твои проблемы: со сверстниками легче вытерпеть это, чем с супервизором.
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Получив заказ (или задание, если Вам приходится работать в штате организации), старается ПОНЯТЬ ЗАПРОС заказчика. Мы говорили в предыдущих выпусках, что профессионал работает одновременно в двух планах. Один из них можно назвать «наблюдательность», другой «проницательность». Психотехники и методики НЛП, упражнения гештальт-терапии и задания на развитие личностного роста, всё это относится к первому плану. Системная и психодинамическая психотерапия это знания, с которыми мы работаем на втором плане. С известной долей юмора работу в двух планах можно назвать «Сеансом магии с её последующим и полным разоблачением». Что нужно клиенту, магия или её разоблачение? Зависит от клиента.
Для значительного числа клиентов, которые ходят к психологам, мифотворчество увлекательно само по себе. Изживание магических представлений о психологе-чудотворце происходит в свой срок, и процесс этот идёт изнутри. Большинство профессионалов приберегают «разоблачения» для узкого круга доверенных коллег или для неформального общения в духе «тест-кафе», о котором мы уже рассказывали. Пример проницательности читатель может найти в цитированном нами эссе С.Н. Паркинсона «Окончательный список, или Принципы отбора кандидатов».
В одном из выпусков мы уже говорили о ситуации, где заказчиком (клиентом) психолога был молодой человек, который заявлял, что ему «интересно, что скажут о нём тесты», то есть Вы как психолог. ЗАКАЗ содержал в себе ЗАПРОС на утвердительный ответ от психолога на подразумеваемый, но не озвученный, вопрос «Нормален ли я»?
В некотором роде это сокровенное желание молодого человека, которое мы можем выполнить, написав психологическое заключение для клиента, где подчеркнём имеющийся у него потенциал и сильные стороны. Другой, раскрывающий уровень работы, мог бы заключаться в том, чтобы поразмышлять вместе с клиентом, почему он это спрашивает или что именно в себе считает ненормальным. Но клиент об этом нас не просил! Ваша проницательность опережает время, и, навязанная клиенту, разрушает чувство взаимопонимания. Когда он захочет, он сам Вас об этом спросит.
Умение шагать в ногу с клиентом – основа профессионализма. Не побоюсь повториться и вновь сформулировать, что нужно говорить работодателю, чтобы продемонстрировать своё мастерство. Принцип здесь тот же самый, что и в консультировании – нужно говорить о том, что волнует заказчика.
У психолога странное положение: он играет роль мудрого человека. Когда психолог приходит со стороны как независимый консультант, в отношениях заказчик-психолог разворачивается динамика ВСТРЕЧИ В ПУТИ со всеми позитивными возможностями, заложенными в такого рода сотрудничестве.
Общий рисунок роли психолога можно обозначить так: он не делится с другими своими личными проблемами, даже когда переполнен эмоциями, потому что чувства психолотерапевта могут лечь тяжким грузом на плечи клиентов, и без того обременённых своими переживаниями. Тогда они «постараются хорошо себя вести при мамочке», потому что мамочка очень расстроена, или – другой вариант – укорят его за разрушенный образ идеального психолога, который давно решил все свои проблемы, словами «Ты же психолог!»
Психолог по своей роли помалкивает о собственных слабостях. Когда скрыть своё состояние невозможно, он дозирует свою откровенность. Важной частью обучения психолога является усвоение расплывчатого, неопределённого языка, чтобы сообщить о своём состоянии, не вдаваясь в подробности. Он может сказать «Извините, мне что-то сегодня не хватает энергии» или «Простите, мне нужен небольшой перерыв, чтобы придти в себя» или «Извините мою рассеянность. Определённые переживания, не связанные с Вами, поглощают часть моего внимания».
Психолог, который работает в штате непсихологической организации, подобными высказываниями поставит себя вне коллектива. Он смешон в своей роли гуру, идеального родителя или идеализируемого образца, в любой момент способного схлопотать нагоняй от начальника. Ему остаётся только наравне с остальным включиться в борьбу за эмоциональное или деловое лидерство в группе.
По отношению к начальнику психолог оказывается просто в абсурдной ситуации. Он берёт на себя смелость заявлять начальнику-родителю, что сам – родитель, ещё и с дипломом образцового психолога-терапевта-родителя. Жизнь подталкивает их к тому, чтобы заключить альянс или, другими словами, психологический брак. Об этой динамике – в следующем выпуске рассылки.
С уважением,
Ольга Бермант-Полякова
Dr Olga

Наверх

В избранное