Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели апреля 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге:
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л: Медицина, 1989. 192 с.
С. 154-155
«В подростковой клинике нами описан ряд «патологизирующих ролей».

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ).

...Этот тип нарушения взаимоотношений с подростком возникает чаще всего, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными...
Нередко при этом мать, реже – отец, сами того чётко не осознавая, хотят, чтобы ребёнок, стал для них чем-то бОльшим, чем просто ребёнком. Родители хотят, чтобы подросток удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично – эротические потребности.

Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать подростку – чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителями – ревность, детская влюблённость.

Когда ребёнок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх (нередко весьма интенсивный) перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его...

Стремление к расширению сферы родительских чувств..., как правило, самими родителями не осознаётся и проявляется лишь косвенно, в частности в высказываниях матери о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном и не удовлетворяющих её отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще проявляют её в виде многочисленных придирок к ним.


Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК)

Предпочтение в подростке детских качеств означает создание роли «маленького ребёнка»... В этом случае наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток всё ещё «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.
Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них в своё время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимается как несчастье) <или с неготовностью родителей принять сексуальную жизнь повзрослевших детей>...


Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК)

...В подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признаёт в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность.

Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. При этом он нередко навязывает подростку роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотёпы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображаемыми качествами подротска помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет.

Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которые в связи с этим применяют. В то же время в высказываниях сквозит уверенность, что всё это не поможет, так как подросток «по натуре» такой. Нередки инквизиторские интонации при разговоре о подростке с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т.е. плохую, причину».



С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психотерапевт, психолог


Наверх

В избранное