Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

30 ноября - 6 декабря 2006 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В Валдае (Новгородская область) выявлена тайная встреча «Свидетелей Иеговы»

Правоохранительные органы Новгородской области проводят проверку обстоятельств проведения встречи представителей религиозной организации «Свидетели Иеговы» в городе Валдае на территории муниципального унитарного предприятия «Валдайагропромэнерго». Как сообщили сегодня, 30 ноября, корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе УВД Новгородской области, 26 ноября в отдел внутренних дел Валдайского района поступило сообщение от жителей райцентра о том, что в административном здании МУП «Валдайагропромэнерго», несмотря на выходной день, находится довольно много посторонних подозрительных людей. «Прибывшая туда по этому сигналу оперативная группа местного отдела внутренних дел установила, что в здании, принадлежащем сельским энергетикам, проходит собрание представителей религиозной организации «Свидетели Иеговы». Один из участников этого массового мероприятия, житель города Валдая, работающий в МУП «Валдайагропромэнерго», пояснил, что у него был ключ от здания, поэтому он и предложил провести общее собрание «Свидетелей Иеговы» на базе своей организации», — рассказали в УВД.

При проверке документов у собравшихся (их было более 30 человек), милиционеры выяснили, что прибыли они из различных городов и регионов России — Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Особое же внимание валдайские милиционеры обратили на то, что среди участников собрания оказался гражданин Польши. «Он находился на территории Российской Федерации без соответствующей регистрации, поэтому в соответствии с действующим законодательством сотрудниками УФМС в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по статье 18.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации»). Данный административный протокол передан сотрудниками правоохранительных органов на рассмотрение в Валдайский районный суд, Принятие решения по нему запланировано на 6 декабря нынешнего года», — сообщили в пресс-службе УВД Новгородской области.

В УВД также отметили, что правоохранительные органы в настоящее время продолжают проверку обстоятельств проведения в Валдае «не только межрегиональной, но фактически (учитывая участие в ней гражданина Польши) международной встречи «Свидетелей Иеговы»«.

ИА REGNUM, 30.11.2006

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Основатели мормонизма попади в число самых влиятельных американцев

Основатель церкви СПД Иосиф Смит и его преемник Бригам Янг оказались списке 100 самых влиятельных американцев по версии журнала Atlantic Monthly . Имена в списке расположены в порядке убывания авторитета, причем в пятеро из первой десятки — президенты США, начиная с Авраама Линкольна.

Смит занимает 52-е место, после поборницы сексуальной свободы Маргарет Сэнгер и перед судьей Оливером Уэнделлом Холмсом. Далее в списке стоит имя Билла Гейтса, которого журнал называет «Рокфеллером информационной эры».

Янг занимает в списке только 74-е место, между изобретателем механической косилки Сайрусом Маккормиком и бейсбольным вундеркиндом Джорджем Германом Рутом по прозвищу «Бэйб».

Прочие религиозные лидеры, попавшие в список, включают в себя Мартина Лютера Кинга (№8), основательницу Христианской Науки Мэри Бэккер Эдди (№86), христианского проповедника Джонатана Эдвардса (№90) и аболяциониста Лаймана Бичера (№91).

Над списком 10 известных историков, каждый из которых составил свой ранжированный список. Потом эти рейтинги были «усреднены и взвешены с учетом мнения всех — кандидаты получали дополнительные очки, если их имена присутствовали в нескольких списках». Вероятно, самой трудной задачей было оценить степень влияния того или иного человека. Трудно было и сравнивать прошлое с настоящим — куда, например, поставить Джона Рокфеллера относительно Билла Клинтона?

Историки также столкнулись с «проблемой Хью Хефнера»: заслуживает ли места в списке человек, который всю жизнь ходил в купальном халате и зарабатывал деньги на фотографиях обнаженных женщин?

Некоторым образом, почти столь же интересно взглянуть, кого в списке нет. Например, почти полностью отсутствуют имена злодеев — если не считать Ричарда Никсона (№99) и защитника рабовладения Джона Калхауна (№58).

Результат едва ли можно назвать научным, признают составители. Ни один список не может уладить все споры относительно влияния тех или иных людей, но это может стать началом решения.

— The Salt Lake Tribune

к оглавлению

В церкви мормонов нет места многоженству

21 ноября в передовице под названием «Многоженцы борются за право считаться традиционной религий» говорилось, что «политически влиятельная церковь мормонов, официально противящаяся многоженству, не хочет, чтобы жесткие санкции в отношении многоженцев испортили ее репутацию». Это не только не соответствует действительности, но автор статьи даже не сослался на источники, которые подтверждали бы столь смелое заключение. Должны ли мы верить журналисту на слово?

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней поддерживает исполнение законов страны. «Символы веры», составленные основателем нашей веры, гласят: «Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и судебным властям и в соблюдение, почитание и поддержание закона».

Кроме того, называть многоженцев «мормонами-фундаменталистами» — то же самое, что называть лютеран «католиками-фундаменталистами». Уже больше 100 лет церковь мормонов не практикует многоженство. Те, кто практикует многоженство сегодня, — это особая группа, покинувшая церковь в 1890-х годах. Они не имеют никакого отношения к нынешней церкви мормонов. Они могут называться фундаменталистами, если хотят, но они никоим образом не являются мормонами-фундаменталистами.

— The Washington Post , p. A28, 01.12.2006

к оглавлению

Мормоны собираются построить четвертый храм в окрестностях Солт-Лейк Сити

Храм в г. Дрэпер

Место, где будет построен новый храм

Церковь СПД продолжает осуществлять планы по строительству четвертого храма в округе Солт-Лейк — на этот раз на территории строящегося поселка Дэйбрейк. Планировочная комиссия города Саут-Джордан единогласно одобрила место, выделенное для строительства здания площадью в 5574 кв. метра . Напротив, на другой стороне долины, к востоку от города Дрэпер, уже идет строительство третьего храма мормонов в окрестностях Солт-Лейк Сити.

Город Саут-Джордан, где уже есть один, второй по счету, храм СПД, станет первым городом, где разместятся два священных сооружения мормонов. В этом городе, расположенном на юго-западе долины Соленого озера, проживают примерно 40 тыс. человек, и ожидается, что в ближайшие 10 лет это число резко возрастет.

Предполагается, что новый храм будет построен в течение двух лет. Здание будет иметь гранитный фасад и медный шпиль высотой 90 метров , увенчанный фигурой ангела Морония. Крыша, в соответствии с проектом, будет на высоте 20. Фасад храма будет обращен к востоку .

Сегодня в мире существует 124 мормонских храма. Еще 10 находятся в стадии строительства.

— The Salt Lake Tribune , 02.12.2006

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Английский пастор во главе международной нелегальной торговой сети

Кэвин Томпсон

Пастору Церкви объединения грозит тюрьма за организацию международной нелегальной сети по отлову и продаже акул. В результате этой незаконной торговли многих английских любителей экзотических рыб ждет потрясение: рыбка, которую они купили для своего аквариума, может вырасти до 2 метров в длину.

48-летний Кевин Томпсон из г. Ярроу, ныне служащий в Церкви объединения в г. Сан-Леандро, Калифорния, — один из шести человек, арестованных за незаконный отлов и продажу тысяч леопардовых акул, не достигших промыслового возраста. Следователи говорят, что вначале Томпсон на принадлежащем церкви катере вывозил подростков на рыбалку. Потом он узнал, что на живых акул есть спрос, и за десять лет заработал более миллиона долларов.

Он платил рыбакам по 2-3 доллара за детеныша акулы, после чего перепродавал их за 20-35 долларов. Оборот вырос настолько, что ему пришлось хранить часть товара в церкви.

Томпсон признал свою вину по нескольким пунктам обвинения, приговор ему будет вынесен в ближайшие недели. Его ожидает тюремное заключение на срок до 8 лет и штраф размером до миллиона долларов.

Как полагают в ФБР, Томпсон пытался произвести впечатление на своего духовного вождя, Сан Мён Муна, который неоднократно превозносил добродетели рыбацкого ремесла и называет себя Царем Океана. Иисус говорил о «ловле человеков», церковь же Муна стала одним из ведущих поставщиков свежей рыбы, ее услугами пользуются более шести тысяч ресторанов в США.

Томпсон, прослуживший пастором Церкви объединения 14 лет, женат на японке. У них пятеро детей .

— Independent , 03.12.2006

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Рождественский спектакль про саентологию

Иногда самые хорошие рождественские подарки оказываются самыми неожиданными. Именно так обстоит дело с «Очень веселым неавторизованным детским спектаклем о саентологии», одним из самых смешных праздничных розыгрышей за долгие годы. Значительной долей веселья спектакль обязан блестящей режиссуре и хореографии Джейсона Саутерланда и таланту детей-актеров. Когда дети играют слишком манерно или переигрывают, это соответствует общему настрою и лишь усиливает веселье.

Композитор, поэт и писатель Кайл Ярроу задумал рассказать «самую главную историю», главным героем которой является не Иисус, а основатель Саентологии Л. Рон Хаббард. Целый час мы с удовольствием наблюдаем за тем, как дети рассказывают о жизни Хаббарда, разностороннего человека, представлявшего собой венец миллиарда лет эволюции. Из веселого представления вы узнаете, почему это так, и еще многое другое.

Используя намеренно бесхитростные декорации — доску для серфинга, лодку и славную перестрелку из водяных пистолетов — дети поют и танцуют под аккомпанемент совершенно бестолковых ударных, исполняя такие номера, как «Что за славный день!» и «Л. Рон Хаббард».

Джейкоб Розенбаум играет главную роль Хаббарда, а Джанна Бенье, Кайли Кир, Коннор Догерти, Саша Макдональд, Лора Моррелл, Софии Рич и Мэтью Скотт играют множество других ролей . Все участники спектакля обладают чудесными голосами, и когда они изображают известных саентологов, таких как Кирсти Элли, Джон Траволта и Том Круз, в боку начинает колоть от смеха.

Но самой красивой стороной спектакля является то, что Ярроу прямым текстом излагает учение Хаббарда. То, как дети изображают различные моменты Дианетики, лишь подчеркивает абсурд саентологической теории. В эпизоде «Как все это началось» связь между религией Хаббарда и его фантастическими романами изображается совершенно сумасшедшим образом. К концу спектакля вы заново оцените возможности юных исполнителей и узнаете, что жанр розыгрыша им прекрасно удается.

— Boston Herald , 29.11.2006

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Для адвентистов России и СНГ организуют телепроповедь

Артур Штеле

С 10 по 31 марта 2007 г . для последователей Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в России и странах СНГ будет организована телевизионная проповедь. Для передачи сигнала задействуются 3 околоземных спутника, что вызвано огромной территорией вещания. К моменту начала акции предполагается оборудовать молитвенные дома специальными антеннами.

Как сообщил «Благовест-инфо» президент Евро-азиатского дивизиона ЦХАСД (курирующего общины на территории 12 постсоветских государств) Артур Штеле, основу программы составят размышления на тему завершающей книги Нового Завета — Апокалипсиса. Соответственно, и сама программа носит название «Тайны Апокалипсиса».

С проповедью на русском языке, которым владеет подавляющее большинство многонациональной паствы ЦХАСД постсоветских государств, выступит известный в России адвентистский богослов и пастор Пётр Кулаков — организатор радиостанции «Голос Надежды», автор многих телевизионных и видеопрограмм религиозного содержания.

Помимо главной темы во время телепроповедей будут также рассматриваться вопросы здоровья и семейной жизни в их трактовке ЦХАСД.

— Благовест-инфо , 01.12.2006

к оглавлению

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ УИТНЕССА ЛИ

Верховный Суд штата Техас отклоняет просьбу о повторном рассмотрении иска против издательства «Хавест Хаус» и авторов Джона Анкербега и Джона Уэлдона

1 декабря 2006 года Верховный Суд штата Техас отклонил просьбу о повторном рассмотрении иска Поместной Церкви и служения «Живой Поток» против издательства «Харвест Хаус» и авторов Джона Анкерберга и Джона Уэлдона о взыскании с ответчиков 136 млн. долларов по обвинению в клевете. Поводом для иска стал выход в свет «Энциклопедии культов и новых религий», которая, согласно заявлению Поместной Церкви, содержит порочащие данную организацию утверждения.

Поместная Церковь обжаловала постановление Техасского арбитражного суда (Первый округ), в котором говорилось: «Суть претензий церкви заключается в том, что, назвав ее „культом“ и включив в книгу главу о ней, издатели и авторы обвинили ее в каждом „безнравственном, незаконном и низком поступке“, упомянутом в книге. Между тем... Книга никоим образом не утверждает, что церковь совершала [эти поступки]... Простое включение ее в одну группу с теми, кто, возможно, совершал подобные... поступки, не является основанием для обвинений в клевете».

После того, как апелляционный суд отказал Поместной Церкви в повторном рассмотрении дела, истцы обратились с апелляцией в Верховный Суд штата Техас, утверждая, что апелляционный суд допустил ошибку, сгладив разницу между «дающим основание для судебного преследования покушением на честь и достоинство... и правомерными комментариями о вероисповедании» и предложив «некорректные критерии» для определения того, относятся ли утверждения, сделанные в «Энциклопедии», к Поместной Церкви.

Шелби Шарп, адвокат, представляющий интересы издательства «Харвест Хаус» и его авторов, заявил перед Верховным Судом штата Техас, что «апелляционный суд не счел, что утверждения о религиозных организациях не могут считаться клеветой ни в каком случае». Он заявил, что апелляционный суд, более того, рассматривал конституционное право на высказывание религиозных взглядов и право на защиту своей репутации как два отдельных вопроса.

Понимая, что иной исход тяжбы поставит под угрозу право всех издателей и вещателей на свободу слова, Американская ассоциация издателей выступила в суде на стороне «Харвест Хаус», опубликовав заявление, в котором адвокат Джонатан Блум разъяснил, что аргументы Поместной Церкви, если суд согласится с ними, «дадут опасное оружие в руки тем, кто стремится охладить пыл критиков при помощи судебных исков, основанных на вымышленных обвинениях, которые авторы никогда не высказывали в адрес истцов».

Боб Хокинс, президент издательства «Харвест Хаус» говорит: «Мы благодарны Верховному Суду штата Техас за то, что он поддержал здравое решение апелляционного суда. Слова не могут выразить всю нашу благодарность тем, кто оказывал нам помощь и поддержку на протяжении этой судебной тяжбы. Мы постоянно молились о том, чтобы Бог прославился через нашу непреклонность. Мы благодарны Богу за то, что Он открыл нам множество новых возможностей послужить Ему, которые в ином случае не открылись бы, и научил нас тому, что значит полагаться на Него на самом деле».

Текст этого документа на английском языке можно найти по адресу:

www.harvesthousepublishers.com/downloads/HHStatement12012006.pdf

Соответствующее постановление Верховного Суда штата Техас можно найти по адресу:

www.supreme.courts.state.tx.us/opinions/EventInfo.asp?EventID=477161

— Пресс-релиз издательства «Харвест-Хаус» от 01.12.2006

к оглавлению

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ / КРИШНАИТЫ

Московские вайшнавы отметили годовщину кончины Джорджа Харрисона

В московском храме Кришны «Шри Шри Даял-Нитай Шачисута» почтили память гитариста знаменитой группы «Биттлз» Джорджа Харрисона.

В честь «великого молчальника», как называли его еще в апогее славы ливерпульского квартета, перед алтарем храма в ходе традиционного утреннего чтения священного писания Бхагаватам были зачитаны религиозные страницы жизни музыканта. А сегодня, в день явления популярнейшего индуистского писания Бхагавад-гиты, который отмечается 1 декабря, Джорджу Харрисону будет посвящена и часть ведического огненного ритуала Агнихотра, сообщает пресс-служба Движения сознания Кришны в России.

Восточные мотивы угадывались в творчестве Харрисона еще до распада битлов, а после этого философией индуизма были пронизаны практически все его произведения. Своим «обращением» к религии «вечной дхармы» Джордж был во многом обязан известному индийскому проповеднику бенгальского бхакти («традиции преданности и любви» в служении Богу) Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977), который основал на Западе «Международное общество сознания Кришны». Джордж познакомился с ним в Лондоне в конце 60-х гг. Среди тех, кто его познакомил с Прабхупадой, был американец Сэм Спирстра (получивший к тому времени духовное имя Шьямасундара дас). Шьямасундара дас приезжал вместе с Прабхупадой в Москву летом 1971 г . Именно он привел с улицы в гостиницу «Националь», где остановился Прабхупада, молодого москвича Анатолия Пиняева, который стал первым проповедником учения Кришны в бывшем СССР.

Харрисон был далеко не единственным из «Биттлз», кто интересовался у Прабхупады тайнами бытия и духовного мира. С проповедником встречались Леннон с Йоко Оно, Маккартни. Однако Джордж серьезнее других воспринял проповедь Прабхупады. Во многом благодаря музыканту, движение Харе Кришна получило широкую известность во всем мире. В 1970 г . Джордж обработал и записал несколько культовых ведических гимнов, прежде всего, самую древнюю ведийскую молитву Брахмы «Говиндам Ади Пурушам», сделав их шедеврами, доступными современному слушателю. Его «Богиня Удачи» (The Goddess of Fortune) и «Мой сладостный Господь» (My Sweet Lord) стали суперхитами после распада «Биттлз».

В 1973 г . Джордж подарил Прабхупаде свой роскошный особняк в Хертфордшире, приобретенный им в пике славы за 700 тыс. долларов. Поместье быстро превратилось в самый крупный и популярный в Англии индуистский храм. Благодаря спонсорству Харрисона вышла в свет книга Прабхупады «Источник вечного наслаждения» (Krishna Book), и по сей день раскупающаяся в огромных количествах. Все последующие три десятка лет Джордж Харрисон поддерживал тесную дружбу с последователями Прабхупады, считая себя его учеником. По словам Шьямасундары даса, Харрисон незадолго до смерти показывал ему записи своих неопубликованных песен. Практически все они были о Кришне. Музыкант говорил Шьямасундаре: «Я испытал в этой жизни все возможное. Теперь я болен раком. Единственная причина, почему я еще жив, — мои родственники, которые хотят видеть меня живым. Но, по милости Прабхупады, я на самом деле хочу вернуться к Богу. Я полностью готов к уходу».

Джордж Харрисон скончался от рака 29 ноября 2001 г . в Лос-Анджелесе, в доме своего друга Гэвина Де Беккера. По личной просьбе Харрисона у его смертного одра были, помимо жены Оливии и сына Дхани, также Шьямасундара дас и Мукунда Госвами, который также подружился с Джорджем в Лондоне и познакомил его с Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

По свидетельству очевидцев, Харрисон оставил бренный мир под магнитофонную запись пения Прабхупады, широко улыбаясь. Его готовность к уходу не была бравадой. Он, сжигаемый раком, выглядел счастливым, улыбался и не испытывал страха приближающейся смерти.
Музыкант хотел, чтобы его прах был развеян в Индии над священными водами Ганги и Ямуны. Но до сих пор неизвестно, было ли исполнено это желание. Это стало еще одной тайной «великого молчальника», как в шутку называли Харрисона при жизни».

— Мир Религий , 01.12.2006

к оглавлению

ИСЛАМ

Немецкий священник-исследователь рассматривает ислам как христианскую ересь

По информации EAI 21 ноября во влиятельной немецкой газете «Франкфутер Альгемайне» была опубликована статья известного религиоведа и католического священника Карла-Хайнца Олига в которой он призвал отказаться от традиционного представления о Коране как особом откровении, ниспосланном пророку Мухаммаду.

По мнению ученого, мусульмане в первые годы своего существования были всего лишь маргинальной христианской сектой. Профессор Олиг утверждает, что хотя учение Мухаммада было записано через 18-24 года после его смерти, однако эти источники имеют очень слабую степень достоверности. Сформированную мусульманскую доктрину можно обнаружить только в IX-X веках. «Кроме того, христианские источники времен появления ислама, много говорят о догматических спорах разгоревшихся тогда внутри Церкви, но не словом не упоминают об исламе, — пишет Олиг — А св. Иоанн Дамаскин называет ислам прямо христианской ересью».

В своих рассуждениях профессор Олиг ссылается на данные нумизматики. На большинстве арабских монет имеется христианская символика, изображение правителей. На самой старой из них имеется тетраграмма MHMT, который по мнению профессора означает благословленный и относится в тогдашней традиции исключительно к Иисусу Христу.

Имя Мухаммада этимологически связано с христологическим определением Иисуса как посланника, мессии, пророка и слуги Божия. Олиг утверждает, что позднее титул «мухаммад» оторвался от своего первоначального значения и был передан арабскому пророку. Некоторые исследователи доходят даже до утверждения, что Мухаммада не существовало и была только арабизированная версия Иисуса, очищенная от веры в его божественность.»Только в конце VIII и в начале IX века, когда кораническое движение сформировалось в ислам, Мухаммад стал считаться основателем религии. В Коране понятие «мухаммад» появляется четыре раза и только аз без сомнения оно относится к пророку,» — пишет Олиг.

Профессор подчеркивает, что у коранического движения сирийско-арамейские корни, а сам Коран основывается на сирийских источниках, однако об этом до сих пор не говорится ни в католических школах, ни в университетах. «До конца VIII века коранические тексты были своеобразным христианским трактатом, призванным подчеркнуть значение Торы и Евангелия»- пишет профессор Олиг.

— Портал-Credo.Ru , 04.12.2006

к оглавлению

НЕОЯЗЫЧЕСТВО

Волхв Велимир проклял место, на котором располагалось старейшее современное языческое капище России, а сейчас строится дача депутата Госдумы РФ

Один из старейших российских волхвов Велимир («Коляда вятичей», входящая в «Круг языческой традиции» (КЯТ)) наложил проклятие на место строительства депутатом Госдумы дачи в подмосковном селе Петрово-Дальнем, где на протяжении 15 лет существовало одно из самых первых в России современных языческих капищ, сообщает корреспондент «Портала–Credo.Ru».

Именно это капище, как сказал волхв Велимир, «дало начало многим современным языческим общинам». «Не жить на этом месте никому, и не стоять на этом месте ничему, помимо капища», — эти слова волхв Велимир произнес, покидая капище и унося запис (ритуальный столб) в сопровождении волхва Сварга — руководителя «Внуков Даждьбожьих» и Ведослава — руководителя обнинской общины «Велесова тропа».

Имя депутата, захватившего место языческого капища, до сих пор неизвестно. Новое капище российские язычники создали недалеко от старого. Однако его местоположение не разглашается в целях безопасности.

— Портал-Credo.Ru , 01.12.2006

к оглавлению

ЦЕНТР АШТАР

Директор архангельской школы, приютившая сектантов, заплатит штраф

Архангельск потрясла история о том, что в одной из школ города свои занятия проводили представители оккультной секты. Данным фактом заинтересовались следственные органы, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.

В мировой суд Октябрьского округа Архангельска передано дело об административном правонарушении (статья 19.1 КоАП — самоуправство), возбужденное прокуратурой в отношении директора школы N 14. Поводом для проведения прокурорской проверки в школе N 14 стали сюжеты, вышедшие в региональной программе «Вести Поморья», а также в передаче «Вести», в которых рассказывалось о занятиях некой секты «Аштар» в стенах учебного заведения.

Из пояснений директора школы, находящихся в материалах дела, следует, что к ней обратилась мать выпускника школы N 14 с просьбой предоставить зал для проведения лекций «о здоровом образе жизни». Соглашение об аренде помещений было устным и, как утверждает ответчица, безвозмездным. Мэрия г. Архангельска — собственник здания не была поставлена в известность о том, что в помещении, занимаемом МОУ «СОШ N 14» проводятся занятия посторонних лиц.

Из материалов дела следует, что сектанты находились в здании школы по вечерам 16 и 17 ноября. Первый день последователи учения «Аштар» уделили технической подготовке, а второй — непосредственно «лекции».

Директор школы раскаивается в том, что не придала должного значения данной просьбе и не ознакомилась с материалами занятий, а также не заключила соответствующего договора, позволяющего предоставлять помещение в аренду, так как «в это время находилась на курсах повышения квалификации».

В свою очередь, мать выпускника, организовавшая встречу сектантов в школе, утверждает, что предупреждала директора о том, что «занятия пройдут по слову Божьему и спасут людей». За самоуправство директора школы N 14 г . Архангельска ожидает наказание в виде штрафа от 300 до 500 рублей. Рассмотрение дела назначено на 8 декабря 2006 года.

В ходе прокурорской проверки выяснилось также, что помимо семинаров в школе N 14 адепты секты «Центр Аштар», не имеющей юридической регистрации в Архангельской области, проводили платные приемы «лекаря» на одной из частных квартир.

Во время приемов адепт секты определял наличие «порчи или сглаза», взывая к «святым». Как установлено в ходе проверки ни медицинского образования, ни диплома целителя этот «лекарь» не имеет. В связи с этим прокуратурой области в отношении «лекаря» Любови Соболевой возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ (незаконное занятие целительством).

Ведется проверка информации о проведении сектантами семинара в ПТУ N 1 г . Северодвинска.

— Русская линия , 30.11.2006

к оглавлению

РАЗНОЕ

Российские религиоведы объединились в сообщество

Игорь Яблоков

О создании новой профессиональной организации — Российского сообщества преподавателей религиоведения — было заявлено 1 декабря на научно-практической конференции «Религиоведение в системе высшего образования», которая проходила 1-2 декабря на философском факультета МГУ им. Ломоносова. Новое сообщество создано в рамках учебно-методического совета (УМС) по философии, политологии и религиоведению УМО (учебно-методического объединения) по классическому университетскому образованию.

Основными задачами сообщества является разработка предложений по структуре и содержанию образовательных программ по религиоведению, экспертиза учебно-методической документации. Председателем сообщества на конференции был избран зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор Игорь Яблоков

Первый доклад «О месте религиоведения в системе высшего образования России» на конференции был сделан проректором МГУ, деканом философского факультета, председателем УМС по философии, политологии и религиоведению, Владимиром Мироновым. Приводя статистические данные по числу подразделений (кафедр, отделений и т.д), на которых преподается религиоведение, он обратил внимание на очевидную тенденцию роста числа российских вузов, желающих открыть обучение по данной специальности, а также на рост конкурса абитуриентов на эти отделения. На данный момент в Российской Федерации религиоведческое образование лицензировано в 41 вузе, где обучалось более 1800 человек.

Владимир Миронов

Говоря о разных формах обучения религиоведению, В. Миронов упомянул как весьма перспективное начинание Свято-Филаретовского православно-христианского института, который год назад открыл факультет религиоведения как отделение дополнительного образования. Он полагает, что столь сложный учебный план, включающий большие блоки по общей истории, философии, истории религии и массе других дисциплин, лучше воспринимается людьми, уже имеющими высшее образование.

Выпускники кафедр и отделений религиоведения пользуются все большим спросом, отметил В. Миронов; они требуются и в учреждениях образования и науки (куда не идут из-за крайне низких зарплат), в органах местной власти, даже в коммерческих структурах.

В целом, «религиоведение сейчас занимает достойное место в системе высшего образования», сделал вывод профессор, однако «его необходимость и актуальность слабо осознается министерским чиновничеством». Последний тезис связан с попытками очередного реформирования системы научной аттестации: по словам выступавшего, в правительстве задались целью так «укрупнить» номенклатуру научных специальностей, чтобы в перспективе их осталось всего 10, но необходимых «для безопасности страны». Реализуя этот план, чиновники «административно-кулуарным» способом решили вычеркнуть из общего раздела «Философия» специальность «религиоведение», оставив там только теологию, сообщил выступавший. Только «случайно» ему удалось узнать об этом и «отстоять» религиоведение.

О том, как обстоят дела с религиоведением на Украине, рассказал профессор Анатолий Колодный (Институт философии Украинской АН). Объединившись в профессиональную ассоциацию, религиоведы отстояли целое отделение религиоведения при Академии наук, сохранили религиоведение как обязательный предмет во многих вузах. Украинские ученые поделились опытом взаимодействия с конфессиями в научной работе, в написании учебников и пособий, а также в просветительской работе. Так, своеобразные «десанты» религиоведов выезжают в различные области Украины, проводят семинары и круглые столы с представителями различных конфессий и юрисдикций, разъясняя принципы свободы совести и толерантности. А. Колодный и его коллеги считают, что на Украине «должна быть своя поместная православная церковь, а для 20% русских надо устроить экзархат Московского патриархата».

Инициативы властей также представляют проблему для религиоведов на Украине: президент Ющенко сказал о необходимости ввести в учебных заведениях «этику веры», но «он сам не знал, что это такое». Все поняли, что речь идет о христианской этике, рассказал профессор Колодный, и по выбору родителей теперь в школах преподают христианскую или «гуманитарную» этику. Против этого выступают украинские религиоведы, утверждая, что нельзя «делить детей на христиан и нехристиан». Приходится им «воевать» и против капелланства в вузах и в армии.

Марианна Шахнович

Тему «социально-активного религиоведения» продолжила зав. кафедрой религиоведения Тюменского нефтегазового университета Галина Худякова. По ее словам, религиоведение имеет огромный потенциал не только в научном плане, но и как нейтральная площадка, «ничейная земля» для взаимодействия различный религиозных организаций региона с целью поддержания межконфессионального мира, налаживания взаимопонимания и «профилактики религиозного экстремизма». Г. Худякова рассказала об опыте такой работы, которую ведет в Тюмени кафедра религиоведения, активно взаимодействуя с религиозными организациями.

Большой интерес вызвал доклад зав. кафедрой религиоведения Санкт-Петербургского университета Марианны Шахнович. На конкретно-историческом материале она опровергла бытующее мнение о том, что о религиоведении в России можно говорить только в последние постперестроечные годы, а до этого был сплошной «научный атеизм». По ее словам, религиоведение «как академическая наука» существует уже 150-200 лет. Оформившись окончательно в первой половине XIX в. на основе этнографии и антропологии, религиоведение и в советские годы ухитрилось не только не исчезнуть, но и сложиться в начале 20-х гг. ХХ в. как «сильное научное направление». Созданный учеными дореволюционной школы 75 лет назад Музей истории религии в Ленинграде работал как «академический центр по изучению религий», в котором «трудно было найти атеизм». Нельзя сбрасывать со счетов и фундаментальные, «незаслуженно забытые» исследования 60-70-х гг., в которых под обложкой с названием «Реакционная сущность ... (какой-либо религии)» можно было найти глубокие сведения об этой религии, считает М. Шахнович.

Religare, 05.12.2006

к оглавлению

Католический богослов предлагает создать единую европейскую антисектанскую структуру

Католический богослов Фридрих Грис, инженер по первому образованию, уже двадцать лет занимается борьбой с тоталитарными сектами и деструктивными культами. Он входит в правление F Е CRIS — неправительственной организции при Совете Европы, исследующей религиозные культы. Эта организация, созданная в 1994 году в Париже, имеет полномочия рассматривать заявки на регистрацию религиозных организаций и запрещать культы, признанные опасными для личности. F Е CRIS имеет ассоциированных членов не только в Европе, но и в США, Канаде и Южной Америке.

На конференции «Вероисповедания и новые религиозные движения в Болгарии — проблемы и перспективы на пороге ЕС» он, в частности, заявил:

«Существует два определения секты. Первое — любая религиозная группировка, порвавшая с Церковью (от лат. « sectum » — отделенное, отсеченное). Второе, которое обычно и подразумевается в разговорах о сектах — группа, чье учение и практика противоречат общественным представлениям о нравственности, человеческом достоинстве, правах, и свободе, и чья деятельность приводит к психическим, социальным и экономическим конфликтам и угрозам. Такие группы и называют «сектами» или «деструктивными культами».

Конечно, точную границу провести трудно: перед нами широкий спектр религиозных движений, от вполне безопасных до исключительно вредоносных. Важно понять, что религиозная свобода имеет свои границы — там, где под угрозу ставится физическое или психическое здоровье людей или социальная и экономическая жизнь общества.

Вспомните самоубийство членов секты «Храм народа» в ноябре 1978 года, когда погибли 914 человек, в том числе много детей. Вспомните массовое самоубийство сектантов «Ветви Давидовой» в Техасе в 1993 году. Вспомните газовую атаку в Токийском метро, устроенную сектой «Аум Синрике» в марте 1995 года. Вспомните самоубийства 1994-1997 годах сектантов из «Храма Солнца», когда во Франции и в Канаде покончили с собой 74 человека. Ведь это только малая часть списка жертв деструктивных культов.

Признаки деструктивного культа обычно легко различимы. Во-первых, глава секты почитается остальными сектантами как божество — или, по крайней мере, как говорящий от имени Бога. Каждому члену секты непрерывно внушается, что его учение — истина, не подлежащая сомнению, и единственный путь к спасению; всякий, кто его не разделяет, несомненно погибнет.

Такой культ подробно регламентирует повседневную жизнь человека вплоть до самых интимных ее сторон. У членов секты создается ощущение страха и виновности, что облегчает манипуляцию ими. Внушается представление о грани между сектой и всем остальным миром: внутри — истина и спасение, вне — только неверные, приближающие погибель. Член секты уже в силу своего в ней членства лучше остальных. Покинуть секту равнозначно смерти, это навлечет проклятие и бесчисленные беды не только на отступника, но и на всех его близких.

Оставшись в секте, человек всецело попадает под контроль: он не располагает своим временем, у него нет времени на общение вне секты. Если же подобные контакты случаются, рядом всегда оказывается кто-то из сектантов. За ним тщательно следят, ловя любое нарушение запретов, наложенных сектой. Под воздействием мистических практик, «духовных» упражнений и «духовной» литературы меняется язык, на котором он говорит и мыслит. Он переходит на жаргон, который понимают только единоверцы.

В США и Европе представления о религиозной свободе различаются. В Европе ее субъектом выступает личность: всякий волен объявить себя приверженцем какой угодно религии или отрицать учение любой из них. В США же субъектом выступает организация, так что любая секта в принципе имеет право делать со своими приверженцами что угодно, пока это не выходит за рамки уголовного кодекса. Поэтому некоторые секты, легальные в США, запрещены в Европе. Так, например, в исправительном лагере «церкви» сайентологов, который называется «Проект врачующей силы», людей подвергают унижающим человеческое достоинство манипуляциям, и власти в это не вмешиваются. Некоторые группы неохаризматиков в качестве «таинств» практикуют применение ЛСД и других наркотиков. В Европе все это запрещено.

Religare, 30.11.2006

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное