Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 07/06/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 07/06/2019
============================================================
В Кувейте нашли драгоценности ранних христиан

07.06.2019 17:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83080
------------------------------------------------------------




Уникальные фрагменты стекла, найденные при раскопках. Фото: The Slovak Spectator / M. Ruttkay



Эль-Кувейт, 7 июня. Словацкие археологи при раскопках в Кувейте на территории древнехристианской общины обнаружили ювелирную мастерскую с большим количеством полуфабрикатов для изготовления драгоценностей. Об открытии сообщает «Российская газета» со ссылкой на The Slovak Spectator. Исследовательская миссия из Словакии, работающая на территории Кувейта, обнаружила объект возрастом около 1200 лет. Вероятно, это была ювелирная мастерская. На это указывают находки: полудрагоценные камни, готовые
ювелирные изделия, а также изготовленные из «редкого стекла» шкатулки.



Находки были сделаны при раскопках на современном острове Файлака в Персидском заливе. В VII-VIII веках там располагалась христианская община несториан. Она была довольно крупной. На сегодняшний день обнаружены руины примерно 140 жилых зданий и хозяйственных построек.







Находки были сделаны при раскопках на современном острове Файлака в Персидском заливе. Фото: The Slovak Spectator / M. Ruttkay



Ранее археологи установили, что члены этой общины разводили скот, сеяли и собирали злаки, а также активно занимались ремеслами. Новое исследование показало, что одним из этих ремесел было ювелирное дело.



Например, в мастерской были найдены аметисты. Ученые считают, что они были привезены с территории современной Шри-Ланки. Это является свидетельством весьма дальних торговых связей древнехристианской несторианской общины.



«Это соответствует современному понимаю жизни общины несторианских христиан, – говорит руководитель исследования Кароль Пьета. – Они были миссионерами и распространяли христианскую веру дальше на восток, в Индию и Китай. Но в то же время они были торговцами и искусными мастерами».



Всего в мастерской было обнаружено около пяти килограммов полудрагоценных камней, служивших сырьем для изготовления украшений.


============================================================


В Афинах построили первую мечеть

07.06.2019 16:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83079
------------------------------------------------------------




Фото: islam.ru



Афины, 7 июня. В Афинах завершено строительство первой после провозглашения независимости страны мечети. Сегодня министр образования и по делам религий Греции Костас Гавроглу посетил ее, чтобы получить информацию о ходе работ, сообщили РИА Новости в Минобразования.



«Это чрезвычайно важный день для нашей страны, когда после многих противодействий и препятствий нам удалось построить мечеть и окрестное пространство для наших граждан-мусульман, для тех, кто оказался в стране либо в качестве иммигрантов, либо в качестве беженцев, либо посещает ее», – сказал Гавроглу.



На вопрос, когда состоится первая молитва в мечети, Гавроглу ответил, что это произойдет в сентябре, хотя он не исключил возможности, что это будет 16 августа.



«Мы бы хотели, чтобы 16 августа была первая молитва», – сказал министр, добавив, что не может гарантировать это с абсолютной уверенностью, поскольку «бюрократия имеет свой собственный темп». Организация по управлению мечетью была зарегистрирована всего несколько дней назад. Министр также сказал, что президентский указ об имаме уже опубликован.



По оценкам Гавроглу, число мусульман в стране составляет от 150 тысяч до 200 тысяч человек, включая «греческих граждан, мигрантов, беженцев и людей, посещающих Грецию в туристических или деловых целях».



Член управляющего совета мечети Асер Хайдер сообщил РИА Новости, что одновременно в ней могут молиться 369 верующих.



«Сегодня сбылась мечта. Мечеть греческое мусульманское общество ждет несколько лет. Мы рады, что у мусульман наконец-то появится достойное место для поклонения, и это вопрос времени, когда оно вступит в строй», – добавил он.



В области безопасности, по его словам, «нет ни малейшей проблемы».



«Греческое общество очень терпимо к религиям. Неправильно думать о реакции или страхе перед чем-то», – сказал он.



Афинская мечеть ничем не напоминает османские мечети. В частности, у нее нет минарета, поскольку он не гармонирует с окружающей средой. Над входом на греческом и английском языках расположена большая надпись – «Греческое государство. Министерство образования, науки и по делам религий. Исламская мечеть Афин».



Афины до сих пор оставались последней европейской столицей, где нет мечети. После провозглашения независимости от Османской империи в 1832 году ни одно правительство Греции не разрешало строить мечеть в городе. Однако в 2013 году правительство одобрило выделение 946 тысяч евро на строительство мечети в районе Вотаникос. Ее строительство шло, несмотря на протесты местных жителей.


============================================================


В Казани проведут капремонт лютеранской кирхи

07.06.2019 16:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83078
------------------------------------------------------------




Фото: tatarstan24.tv



Казань, 7 июня. В Казани до конца года проведут капитальный ремонт церкви Святой Екатерины – лютеранской кирхи XIX века. Как сказано в документации тендера, реконструкция здания оценена на 107,4 млн руб., источник финансирования — бюджет республики, сообщает «КоммерсантЪ».



Подрядчика определят 24 июня. Ему предстоит отреставрировать фасад, заменить кровлю и инженерные коммуникации, а также благоустроить прилегающую территорию.



Объект наделен статусом памятника архитектуры. Церковь построена в 1865 году по проекту архитектора Льва Хрщоновича на месте кирхи, сгоревшей в 1774 году. Большинство прихожан составляли немцы. Сейчас в здании по ул. Карла Маркса, 26 находится действующий немецкий приход лютеран, входящий в союз Евангелическо-лютеранских церквей.


============================================================


Собор Саграда Фамилия через 137 лет получил лицензию на строительство

07.06.2019 14:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83077
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Алексей Куденко



Барселона, 7 июня. Мэрия Барселоны одобрила разрешение на ведение строительных работ в соборе Святого Семейства (la Sagrada Família). Об этом говорится опубликованном на сайте храма в сообщении, которое цитирует РИА Новости.



«Вчера мэрия Барселоны одобрила лицензию на строительство, которая позволит... продолжать строительство проекта Антонио Гауди», – говорится в пресс-релизе.



Как отмечается в заявлении, урегулирование ситуации с лицензией на строительство стало «результатом совместной работы мэрии Барселоны и [руководства] храма, которые тесно сотрудничали на протяжении последних двух лет».



«Теперь это свершилось: спустя 137 лет у Саграды Фамилии есть необходимая лицензия на строительство», – отмечается в сообщении.



Как сообщалось ранее, в октябре 2018 года руководство собора Святого Семейства договорилось выплатить мэрии Барселоны 36 миллионов евро в пользу города из-за того, что у собора не было разрешения на строительство более 130 лет. Стороны договорились, что собор выплатит всю сумму в течение 10 лет. Деньги пойдут на улучшение транспортной инфраструктуры вокруг собора, организацию прямого доступа из метро и благоустройство прилегающих к собору улиц. Кроме того, был согласован специальный план, который упорядочит
процесс строительства, чтобы собор мог оформить разрешение на строительство и оплачивать его ежегодно.



Церковь начали возводить в 1882 году по проекту знаменитого архитектора Антонио Гауди. Все это время храм остается недостроенным, строительство планируют завершить лишь в 2030 году.


============================================================


Первую литургию в соборе святой Нино в Бодбе совершит Илия II

07.06.2019 14:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83076
------------------------------------------------------------




Собор святой Нино в Бодбе. Фото: TripAdvisor



Тбилиси, 7 июня. Первую Литургию в новом соборе святой Нино в Бодбе (Кахетия) совершит Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ΙΙ. Об этом его местоблюститель митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио сказал в кафедральном соборе Пресвятой Троицы в Тбилиси после богослужения в праздник Вознесения Господня. Новый собор в честь святой Нино в Бодбе освятят 9 июня, сообщает Грузия Онлайн.



По преданию, именно в Бодбе в 335 году скончалась святая Нина в возрасте 60 лет, пройдя через всю страну, исцеляя больных и обращая народ ко Христу. Святая Нина завещала похоронить ее на этой земле. И когда, спустя время, царь Мириан хотел перенести ее тело в Мцхету, никакие усилия не могли сдвинуть ковчег с мощами Нины с места. Первоначально на месте захоронения был сооружен небольшой храм, освященный в честь великомученика святого Георгия. Но этот храм не удалось сохранить. Он был полностью разрушен. И в
850 году на месте старого храма был воздвигнут новый Кафедральный собор – основное здание комплекса. Он представляет собой классическую храмовую постройку в лучших традициях грузинской архитектуры. Внутрихрамовое пространство украшено росписями IX века и фрагментами картин XII-XVII столетий.



Культовый комплекс в Бодбе неоднократно подвергался ремонту и реставрации. В XVI-XVI веках Бодбе был важным просветительским центром. В 1837 году монастырь был упразднен. В 1889 году здесь был открыт женский монастырь Святой равноапостольной Нино, действующий до сих пор.


============================================================


"Настоящие верующие": кто они и сколько их

07.06.2019 13:50 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=83075
------------------------------------------------------------

============================================================


В Петербурге обсудили развитие религиозного и паломнического туризма

07.06.2019 12:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83073
------------------------------------------------------------




Фото: Федеральное агентство новостей



Санкт-Петербург, 7 июня. В Невской Ратуше 5 июня прошла рабочая встреча на тему развития и продвижения религиозного и паломнического туризма в Петербурге и Ленинградской области. Об этом сообщают «Невские новости» со ссылкой на пресс-службу Администрации города.



Как отмечалось на встрече, тема религиозного туризма является одним из приоритетных направлений в российской программе «Развитие культуры и туризма».



Одним из обсуждаемых вопросов стала подготовка и аккредитация гидов-экскурсоводов для религиозного и паломнического туризма, поскольку не все гиды имеют познания в религиозной области. Решением этого вопроса стали мастер-классы для экскурсоводов и гидов-переводчиков на тему «Методика и подготовка экскурсоводов по православной тематике. Северное направление», организованные при поддержке «Городского туристско-информационного бюро». Мастер-классы уже запущены и ждут всех желающих.



Также на встрече обсуждались вопросы подготовки к празднованию 800-летия святого благоверного князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2021 году. Центрами празднований станут Москва, Санкт-Петербург, а также Московская, Псковская, Новгородская, Владимирская и Ярославская области.


============================================================


В РПЦ пока не поступало обращение о снятии запрета с монахов в Абхазии
Об этом заявил зампредседателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов

07.06.2019 12:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83072
------------------------------------------------------------




Православный монастырь в поселке Новый Афон. Фото: РИА Новости / Ирина Каледина



Москва, 7 июня. Русская Православная Церковь пока не получала обращение от главы непризнанной в мировом православии «Абхазской православной церкви» иерея Виссариона о снятии запрета на служение иеромонахам Дорофею и Андрею без их покаяния, заявил РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.



Иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) запрещены в служении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном еще в 2011 году «за самочинные раскольнические действия и неповиновение своему каноническому священноначалию».



«Пока это обращение к нам не поступало. Когда поступит, оно будет изучено», – сказал РИА Новости зампредседателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Ранее сообщалось, что глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион просит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла снять запрет на служение иеромонахам Дорофею и Андрею без их покаяния, обращение поддержал глава республики Рауль Хаджимба.



В 2011 году в монастыре в Новом Афоне состоялось собрание, назвавшее себя «церковно-народным». В нем участвовали представители молодого поколения абхазского духовенства, миряне, парламентарии, общественные деятели (зарегистрировались более тысячи человек). Открытым голосованием собравшиеся создали «Совет Абхазской митрополии», который призван быть действующим органом управления «Священной митрополии Абхазии» (с кафедрой в Новом Афоне) до решения вопроса о каноническом
статусе православной церкви в Абхазии и образования полноценных институтов ее управления. В РПЦ тогда заявили, что каноническая традиция Русской Православной Церкви не знает такого органа как «церковно-народное собрание». Более того, церковные каноны запрещают «сборищу народа» избирать кандидатов в епископы.



Территория Абхазии де-юре остается в духовной юрисдикции Грузинской православной церкви (ГПЦ), которую та получила в период советской власти после восстановления Грузинского католикосата. Однако де-факто с начала 1990-х годов Грузинская Церковь почти утратила контроль над регионом и верующими. Сейчас в Абхазии почти нет грузинских священников, а окормлением верующих занимается духовенство Русской Церкви, которая признает Абхазию канонической территорией ГПЦ.


============================================================


Папа Римский Франциск утвердил изменения в молитве "Отче наш"

07.06.2019 12:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83071
------------------------------------------------------------




Фото: reenablack/pixabay.com



Ватикан, 7 июня. В главной христианской молитве «Отче наш» католики теперь будут произносить вместо «не введи нас во искушение» слова «не дай нам поддаться искушению», – такое изменение утвердил Папа Римский Франциск.



Ряд изменений внесены в итальянский текст молитвы в третьем издании богослужебной книги «Римский миссал», передает РБК со ссылкой на итальянское католическое издание «Avvenir».



Отмечается, что новый перевод, о котором сообщил кардинал Гуалтьерро Бассетти, вступит в силу в течение нескольких месяцев. Над изменением текста католические епископы и эксперты работали более 16 лет.



Папа Римский Франциск впервые сказал о необходимости внести изменения в текст «Отче наш» в 2017 году. Понтифик, в частности, отметил, что фраза «не введи нас во искушение» неточна, т.к. Бог не искушает людей к совершению греха. «Это не Бог бросает меня в искушение и смотрит, как я падаю. Он не делает этого, а помогает немедленно подняться», – сказал тогда глава Римско-Католической Церкви.



В Русской Православной Церкви не видят смысла менять текст молитвы «Отче наш» по примеру Папы Франциска, хотя ничего плохого в его решении нет, заявил РИА Новости священнослужитель Русской Православной Церкви.



Экс-глава Патриаршей пресс-службы, настоятель Татьянинского храма при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что в церковнославянском языке, на котором проводятся богослужения, подразумевается схожее с новой правкой значение. «Насколько я знаю, в других языках, используемых православными, есть оттенок того значения, которое утвердил Папа Франциск», – пояснил он.



Кроме того, как подчеркнул протоиерей, правка в текст православного богослужения «идет на протяжении всех веков», при этом смысл не теряется.



«Если не меняется кардинально смысл, язык не опошляется, то в этом ничего плохого нет. В данном случае в нашей версии "не введи нас во искушение" и в новой версии католической молитвы смысл один: чтобы Господь помог нам преодолеть искушения. Лично я вижу это так», – заключил священнослужитель.



По словам проректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, зав. кафедрой Священного Писания протоиерея Алексия Емельянова, предложение Папы Римского восходит к толкованию молитвы «Отче наш» церковным автором III века Оригеном, который объяснял этот отрывок как «не дай нам поддаться искушению».



В то же время, существует старолатинский перевод этого места в некоторых рукописях Нового Завета, которого придерживались такие церковные авторы III века, как Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский: «не дай нам быть веденными в искушение». В данном случае имеется в виду не быть введенными в искушение диаволом. Таким образом, существует вариативность толкования (но не самого текста) данного стиха молитвы.



Напомним, что молитва «Отче наш» была дана Иисусом Христом во время Нагорной проповеди в ответ на просьбу Его учеников научить их молиться (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4).


============================================================


Под полом собора в Майнце найден 1000-летний саркофаг
Возможно, в нем находятся останки местного архиепископа

07.06.2019 12:08
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83070
------------------------------------------------------------




Фото: Deutsche Welle



Майнц, 7 июня. Группа исследователей вскрыла тысячелетний саркофаг, найденный под полом церкви святого Иоанна в немецком Майнце. В нем найдены останки, которые, возможно, принадлежат архиепископу Майнца в 1011-1021 годах Эрканбальду, сообщает «Фома» со ссылкой на Deutsche Welle.



Подготовка к поднятию 700-килограммового саркофага продолжалась несколько месяцев. В итоге находку удалось поднять, используя систему шкивов – специальных приводных колес.



В саркофаге исследователи обнаружили останки человека, правда, не в очень хорошем состоянии, т.к. при захоронении тело покрыли негашеной известью, что ускорило его распад.



Тем не менее, по косвенным признакам ученые надеются подтвердить версию о том, что в саркофаге находятся останки архиепископа Эрканбальда. В частности, об этом могут свидетельствовать также найденные внутри кусочки ткани и туфель, а также остатки того, что могло быть шляпой архиепископа.



Расположение саркофага в центральном нефе церкви и тот факт, что он был направлен к алтарю, также указывают на то, что похороненный человек был священнослужителем в высоком сане.



Для подтверждения основной версии ученые намерены детально исследовать останки и образцы ткани. Сам саркофаг пока выставили на обозрение публики.



Отмечается, что если окажется, что в саркофаге действительно находятся останки архиепископа Эрканбальда, то это докажет, что церковь святого Иоанна некогда была первым кафедральным собором Майнца.


============================================================


В Петербурге освятили храм блаженной Ксении на Петроградской стороне

07.06.2019 11:34
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83069
------------------------------------------------------------




Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»



Санкт-Петербург, 7 июня. В день прославления святой блаженной Ксении Петербургской 6 июня в Санкт-Петербурге состоялось великое освящение храма в честь этой святой. Церковь, расположенная на Лахтинской улице в Петроградском районе города, способна вместить порядка 500 человек, сообщает «Петербургский дневник».



Божественную литургию и чин освящения 6 июня совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По окончании богослужения был освящен поклонный крест на территории храма. На церемонии присутствовал спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров.



Председатель городского парламента отметил, что Блаженная Ксения Петербургская – великая русская святая, которую почитают в Петербурге и далеко за его пределами. «В сердцах жителей нашего города всегда будет храниться память о ее подвижнической жизни, благородстве и милосердии. Глубоко символично, что храм возведен на фундаменте дома, где она когда-то жила. Вот почему с первых минут храм наполнился особой молитвенной атмосферой и добродетелью. Его возводили всем миром», – отметил
Вячеслав Макаров.



Он также добавил, что строительство новых и возрождение старых храмов, их освящение – это возвращение души, сердца России. «Если этого не делать, наша страна будет обречена на запустение и осиротение. Обрести сегодня дом духовный – это великая радость, это торжество православной веры. Именно вера, сплоченность и единение делают нас сильным народом, способным противостоять любым испытаниям, любым угрозам. Санкт-Петербург – это великий православный город, и именно таким мы должны
передать его потомкам», – сказал спикер ЗакСа.



Храм блаженной Ксении Петербургской построен на улице, которая носила имя ее мужа, полковника Андрея Петрова, и где стоял их дом. Сюжеты росписи отражают основные события жизни блаженной. Это единственный в мире храм с новаторскими фресками, написанными художником Александром Простевым по церковным канонам.


============================================================


Митрофанов: решение Сейма является вмешательством в дела Церкви

07.06.2019 11:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83068
------------------------------------------------------------




Фото: Sputnik / Vadim Korolev



Рига, 7 июня. Принятый Сеймом запрет занимать руководящие посты в Латвийской Православной Церкви иностранцам является вмешательством в ее внутренние дела, заявил евродепутат Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии), сообщает Sputnik Латвия.



Вчера Сейм в окончательном чтении в срочном порядке одобрил поправки к закону о Латвийской Православной Церкви, согласно которым ее глава, митрополиты, епископы и кандидаты на эти должности должны быть священниками и гражданами страны и постоянно проживать в Латвии не менее десяти последних лет. Закон вступит в силу после одобрения президентом.



Действующий глава Латвийской Православной Церкви митрополит Рижский и всея Латвии Александр соответствует новым требованиям — он родился в Латвии до 1940 года, что дало ему право автоматически получить гражданство, и живет в стране гораздо более десяти лет.



У Латвии уже есть договор с Ватиканом о том, что титул епископа Латвийской Католической Церкви могут получать только граждане Латвийской Республики.



«Дело в том, что в последнее время обсуждаются кандидатуры преемника митрополита Александра. Возраст, состояние здоровья действующего руководителя Латвийской Православной Церкви заставляют заблаговременно заботиться о возможных кандидатах на должность нового руководителя. Это естественно для каждой организации, будь она церковная, общественная или коммерческая. В этой связи звучат предположения, что одним из вариантов дальнейших действий может быть делегирование нового руководителя из Московского
Патриархата, по отношению к которому Латвийская Православная Церковь является автономной. В этом случае местной церковью станет руководить гражданин России», — заявил Митрофанов.



Латвийская Церковь является частью Русской Православной Церкви, и любые назначения в ней утверждает Священный Синод РПЦ.



По словам Митрофанова, решение Сейма является вмешательством в дела Церкви, что недопустимо.



«С моей точки зрения, это внутреннее дело православной церкви, миряне не должны в эти дела вмешиваться. Я бы не стал связывать ни особых надежд, ни особых опасений с приходом российского руководителя... С точки зрения интересов латышской правящей элиты, Латвийская Православная Церковь должна быть лояльной власти и отсутствовать как фактор в политической жизни страны», — добавил Митрофанов.



Юридическое бюро Сейма, которое проверяет законопроекты на соответствие другим нормам, ранее дало отрицательный отзыв на поправки к закону о ЛПЦ, отметив, что они вступают в противоречие с международными положениями о религиозной свободе и автономии церковных учреждений, — и советовало не давать им ход.


============================================================


В Москве фестиваль "Весна духовная. На пути к Пасхе" посетило более 5 тысяч человек

07.06.2019 11:03
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83067
------------------------------------------------------------




Москва, 7 июня. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве 6 июня завершил свою работу III Ежегодный международный фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе», сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе фестиваля.



В этом году в программу фестиваля, помимо концертов духовной музыки, были включены встречи с священнослужителями, лекции по истории церковной культуры, экскурсии по Музею памяти новомучеников и исповедников Российских, а также две выставки – о современном служении священников в малых городах «Жизнь жительствует» и «Памятники материальной культуры христианской Эфиопии». Фестиваль посетило более пяти с половиной тысяч москвичей и гостей города.



В рамках фестиваля состоялось пяти концертов, в которых приняли участие известные исполнители и коллективы: Александра Довгань, Александр Малофеев, камерная капелла «Русская консерватория», Государственная академическая симфоническая капелла России, солисты Мариинского театра и Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Московский камерный оркестр центра П. Слободкина и барочный консорт Tempo Restauro.



В формате музыкального лектория прошло пять концертов-лекций. Три из них составили цикл «На небе или на земле», посвященный византийской певческой традиции. Также были прочитаны и исполнены музыкальные лекции о творчестве Баха и Моцарта.



По словам руководителя Историко-культурного и просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата» Елизаветы Фигурковой, очень востребованным у аудитории оказался цикл «Беседы о христианской жизни» – встречи с известными православными священнослужителями. В рамках цикла состоялось три встречи: с наместником Новоспасского мужского монастыря епископом Воскресенским Дионисием, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово протоиереем Валерианом Кречетовым и ректором
ПСТГУ, настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы протоиереем Владимиром Воробьевым. Кроме того, в рамках цикла «Второе обретение. История русской духовной культуры XIX века», наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид прочел лекцию «Оптина пустынь и оптинское старчество».



«Мы надеемся, что несмотря на множество культурных событий, которые проходят в Москве, наша аудитория будет расти и расширяться, – отметила Елизавета Фигуркова. – Ведь основная цель наших мероприятий – восстановление той преемственности, той связи времен, которая многими в XX веке была утеряна. Мы верим, что возвращение к нравственным и духовным основам, стремление к обретению своих корней способно объединять очень многих, и "Соборная палата" – уникальная культурная
площадка, которая призвана этому содействовать».


============================================================


"Церковь-склад, церковь-клуб, церковь-общежитие"
О судьбе московских храмов в 1920-1930-е годы рассказала сотрудник "Мемориала"

07.06.2019 10:42 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=83066
------------------------------------------------------------
Москва, 7 июня, Благовест-инфо. О том, что в 1920-30-е годы в Советском Союзе из церквей и других культовых зданий выгоняли верующих и приспосабливали помещения под разные нужды, знают все. А вот о том, как именно это происходило, по чьей инициативе, сопротивлялись ли этому верующие, могли ли спасти уникальные сооружения учреждения культуры, которые в них размещались, – обо всем этом подробно рассказала Анна Марголис, сотрудник проекта «Это прямо здесь» Международного Мемориала. Она
выступила 5 июня в Культурном центре «Покровские ворота» с лекцией «Церковь-склад, церковь-клуб, церковь-общежитие: московские храмы в 1920-1930-е годы».







Анна Марголис



В начале лекции А. Марголис напомнила, что последовательная антирелигиозная политика появилась у большевистской власти не сразу. Начавшись с «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1918 году, эта политика постепенно наращивала обороты и в начале 30-х годов привела к «жесточайшему закручиванию гаек». Этому во многом способствовало постановление ВЦИК и СНК от 1929 года «О религиозных объединениях», которое значительно ограничило права верующих и
развязало руки тем, кто активно боролся с «религиозным дурманом». Показательно, что Союз безбожников превратился в это время в Союз воинствующих безбожников, а судьбы религиозных общин и культовых зданий решала Культкомиссия ВЦИК (Комиссия по культам). Несмотря на то, что по закону религиозные общины имели право использовать здания церквей для богослужений, власти под разными предлогами начали разрушать храмы или же переоборудовать их под склады, мастерские, клубы,
цеха, общежития и различные учреждения, отметила исследовательница.



Она сосредоточилась на изучении истории православных храмов в Москве. Какая же судьба их ожидала? Вариантов было не так много. В редких случаях храм оставляли общине. Иные музеефицировали и даже реставрировали за государственный счет, что не мешало через несколько лет их снести. Другие изымали в пользу учреждений культуры (библиотек, музеев, реставрационных мастерских), что, впрочем, тоже не гарантировало их сохранности. Большинство храмов приспосабливали под жилища, хозяйственные и производственные нужды.
Как отметила лектор, ни один из вариантов не давал «охранной грамоты» историческим зданиям, не говоря уже о тех, которые сразу разбирали или взрывали (Метрострою нужно было много щебня).



Вот цифры: до 1917 года в Москве было 848 храма (не только православных). В советские годы было уничтожено 433, закрыто 343. В 1935 году в столице оставалось 46 действующих храма, а перед войной – и того меньше, около 40.







Страстной монастырь. Фото: pastvu.com



Что стало главной причиной массовых репрессий против храмов: «воинствующее безбожие» или хозяйственная необходимость, поставила вопрос А. Марголис. Судя по всему, и то, и другое. Процедура ликвидации храмов была проста: предприятие, которому приглянулось здание, направляло в органы власти ходатайство; по мере продвижения наверх бумага собирала одобрительные, как правило, резолюции, и ВЦИК принимал решение. Номинально оно не было окончательным, потому что у прихожан было две недели на
обжалование, но фактически это был приговор храму. Таким образом в церкви Троицы в Серебрениках расположилась школа шоферов, в Никольском храме на Щепах – Институт твердых сплавов, в храме архангела Гавриила в Телеграфном переулке – клуб работников почтамта, в Троицком храме в Сыромятниках – общежитие фабрики им. Клары Цеткин, храм Климента в Климентовском переулке передали рабочему ЖСК, лютеранский кафедральный собор Петра и Павла занял кинотеатр «Арктика&raqu
o;, а храм святителя Алексия в Рогожской слободе приспособили под склад чая.



Если организациям и предприятиям нужно было как-то обосновывать свои претензии на тот или иной храм (разве не логично было бы, например, устроить в Страстном монастыре, в самом центре Москвы, такое «учреждение культуры», как антирелигиозный музей союза безбожников СССР), то ОГПУ/НКВД не утруждали себя обоснованиями, они просто захватывали храм «для спецнужд». Так храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках стал общежитием НКВД, это же ведомство прибрало к рукам храм св. Владимира в
Старых садах, Николы в Звонарях и другие.



Анна Марголис много работала в архивах, чтобы проследить судьбу храмов по документам. Иногда среди них попадались и вовсе удивительные – например, в жанре «замкнутый круг»: Третьяковская галерея жалуется властям, что в ее фонды поступило так много икон и других произведений искусства из закрытых храмов, что она просит закрыть еще один храм, чтобы приспособить его под хранилище.







Храм Христа Спасителя в 1931 году. Фото: pinterest.ru



Предмет особого анализа исследовательницы – жалобы прихожан, которые пытались отстоять свои храмы. «Язык права» и «язык обреченности» – так охарактеризовала она тон этих обращений к власти. Первые упоминают свое конституционное право на свободу совести, ссылаются на правовые акты. Вторые заискивают, почти молят, прибегают к разным дипломатическим приемам, «разыгрывают пролетарский козырь» (мол, все прихожане – пролетарии и т.д.). Аргументы жалобщиков
предсказуемы: они подчеркивают историческую и художественную ценность храма как памятника архитектуры; объясняют, что помещение непригодно для жилья или предприятия («тут темно и сыро…»); упоминают права верующих. В большинстве случаев все это было тщетно.



Но были и исключения: храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке отстояли его соседи (многие из них были и прихожанами) – жители дома творческой интеллигенции, известные артисты МХАТА Качалов, Москвин, сам Станиславский и Щусев, который этот дом и построил, просили обеспечить им тишину для отдыха и творческого процесса. Именно церковь за окном как раз и обеспечивала, как писали они властям, необходимую тишину, а звоном она «не злоупотребляла».



Соседи другого храма – свт. Филарета в Тестовском поселке – наоборот, добивались его закрытия. Его особенность – в том, что скромное здание было построено в 1924 году на пожертвования жителей поселка – тружеников и пролетариев на месте снесенного в 1922 году домового больничного храма. «Пролетарский козырь» не помог, жилищная контора победила, но не сразу – «очаг дурмана» снесли в 1933 году.



Как сегодня сохраняется память о снесенных храмах? Анна Марголис просмотрела сайты московских храмов и лишь на немногих из них обнаружила сведения о том, что происходило с церковным зданием в советское время. На месте некоторых снесенных храмов иногда ставят памятные знаки. Она смогла назвать только один пример – храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, где на стене храма висит табличка о том, что в нем размещались фонды библиотеки и типография и когда он был передан верующим. Есть еще питерский
пример: в отреставрированной лютеранской кирхе сохраняется память об устроенном здесь бассейне с вышками для прыжков. В целом же интерес к этому периоду церковной истории мог бы быть и большим.



В советские годы были исследователи, которые занимались этой темой. Лектор представила восьмитомный самиздатовский справочник московских храмов, составленный Михаилом Богоявленским в 1960-1970-х годах. Текст отпечатан на машинке, снабжен вклеенными фотографиями, составлен на основе дореволюционных изданий, опросов местных жителей и т.д. Этот бесценный труд недавно поступил в архив «Мемориала», сообщила историк.



В заключение она продемонстрировала фрагмент видеоинтервью с режиссером Георгием Ансимовым, сыном священномученика Павла Ансимова, расстрелянного на Бутовском полигоне. Сын вспоминал, как в конце 20-х- 30-е годы его отец в Москве кочевал из храма в храм: не успевал он устроиться регентом, певчим или служащим священником, как храм тут же закрывали, приходилось искать другой. Г. Ансимов навсегда запомнил, как в 1937 году отец долго готовил его к поездке в центр столицы, чтобы посмотреть на «церковные
сокровища». Они оказались около Страстного монастыря как раз в тот момент, когда его начали разрушать…



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное