Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 10/06/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 10/06/2019
============================================================
В штате Флорида подожгли католический собор
От пожара пострадал собор святого Томаса Мора епархии Пенсакола-Таллахасси

10.06.2019 17:28
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83100
------------------------------------------------------------




Фото: catholicherald.co.uk



Вашингтон, 10 июня. Кафедральный собор святого Томаса Мора католической епархии Пенсакола-Таллахасси (Pensacola-Tallahassee) во Флориде (США) был поврежден в результате пожара 5 июня. При этом несколько стульев в святилище были подожжены с помощью вещества, ускоряющего розжиг. Настоятель церкви сказал, что подозревает поджог, передает «Седмица.ru» со ссылкой на Сatholic Нerald.



Согласно данным епархии, епископские кафедра и алтарное кресло были подожжены и уничтожены огнем, в то время как от пламени обгорели стены святилища, и все здание в целом сильно повреждено из-за дыма. По словам представителей епархии, никто из духовенства и верующих не пострадал, расследование продолжается.



Священник Джон Кайер (John Cayer), настоятель собора святого Томаса Мора, рассказал в интервью WCTV, что студент из Университета штата Флорида первым заметил дым и позвонил властям, так как в соборе также находится Католический студенческий центр Университета штата Флорида. «Мы понятия не имеем, кто это сделал, — сказал Кайер. — Это очевидный случай поджога. Мы очень расстроены».



«Я был опечален, узнав о вчерашнем преднамеренном поджоге в соборе святого Томаса Мора в Таллахасси», — заявил государственный пожарный маршал Джимми Патронис. «Мои пожарные немедленно отреагировали, чтобы помочь местным властям определить причину. Поджог является дорогостоящим и опасным преступлением, и мои пожарные детективы будут и впредь помогать властям в привлечении виновных к ответственности», — сказал Патронис.



В местной епархии заявили, что надеются, что в пострадавшей церкви вновь будут служить мессы уже в ближайшие выходные. «Мы обижены, расстроены и глубоко опечалены, но мы продолжаем возлагать нашу надежду на Христа во время этого пасхального периода, когда мы празднуем Его воскресение», — говорится в заявлении диоцеза по поводу поджога кафедрального собора.


============================================================


В Павловске открылся детский хоспис

10.06.2019 17:17 | Вечерний Санкт-Петербург
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=83101
------------------------------------------------------------

============================================================


В Москве ежегодно строят по одному храму

10.06.2019 15:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83097
------------------------------------------------------------




Фото: ТАСС / Дмитрий Рогулин



Москва, 10 июня. Каждый год в административных округах Москвы открывается по одному новому православному храму и еще на двух новых площадках строительство только разворачивается. Об этом INTERFAX сообщил куратор программы строительства церквей в столице, депутат Госдумы Владимир Ресин.



«Эта задача, поставленная Патриархом Кириллом, выполняется из года в год. Каждая площадка, выбранная под строительство, детально прорабатывается, по каждой проводятся общественные слушания», – сказал В. Ресин журналистам.



По наблюдениям Ресина, в целом москвичи доброжелательно относятся к строительству новых церквей. «Но бывают и недовольные, их немного, мы ведем с ними работу, убеждаем, а потом проводим голосование», – заметил депутат.



Так, в Юго-Западном административном округе под реализацию «программы-200» подобрано 22 участка. Шесть храмовых комплексов уже введены в эксплуатацию, столько же находятся в активной стадии строительства, на трех площадках работы только разворачиваются.


============================================================


В соборе Парижской Богоматери пройдет первая после пожара месса

10.06.2019 15:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83096
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Доминик Бутен



Париж, 10 июня. Первая месса после пожара в соборе Парижской Богоматери пройдет 15-16 июня, сообщил настоятель Нотр-Дама Патрик Шове в интервью еженедельнику Famille chretienne, которое цитирует РИА Новости.



«Дата, которая была выбрана – символическая. Это будет праздник освящения собора, это значит, освящения алтаря. Это очень важно суметь хорошо дать понять миру, что роль собора – показывать славу Бога. Отпраздновать причастие в этот день, даже совсем маленькой группой, будет знаком этой славы и этой милости», – заявил Шове.



Крупнейший в истории пожар в соборе Парижской Богоматери произошел вечером 15 апреля. Обрушился шпиль собора, пламенем была объята несущая конструкция. Как сообщили пожарные, структура Нотр-Дама и главные произведения искусства, как и хранившиеся в соборе реликвии, уцелели. ЧП может быть связано с реставрационными работами.



Расследование инцидента ведется в связи с неумышленным причинением ущерба при возгорании. По словам прокурора, приоритетной является версия о случайном характере пожара. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил о намерении восстановить Нотр-Дам за пять лет. Свою помощь в реставрации собора и сборе средств на это предложили международные организации и крупные компании.


============================================================


Папа Франциск хотел бы посетить Ирак в 2020 году

10.06.2019 15:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83095
------------------------------------------------------------




Фото: AFP 2019 / Vincenzo Pinto



Ватикан, 10 июня. Папа Римский Франциск заявил, что в 2020 году хотел бы совершить поездку в Ирак, сообщает РИА Новости.



«Непрестанные мысли сопровождают меня, когда думаю об Ираке, куда я желал бы поехать в будущем году», – сказал понтифик, принимая в Апостольском дворце участников ассамблеи религиозной организации Roaco, которая занимается оказанием помощи Восточным католическим церквям.



По словам понтифика, будущее Ирака связано с «мирным участием в создании всеобщего блага со стороны всех составных частей общества, в том числе и религиозных». Он предостерег от новой напряженности в этой стране в связи с «не успокаивающимися конфликтами региональных держав».



В январе Папа Франциск сообщил журналистам, что хотел бы поехать в Ирак, но местные епископы утверждают, что пока это не вполне безопасно. В этой связи понтифик пошутил тогда, что, возможно, сами иракские иерархи не могут договориться между собой по данному вопросу, и сказал, что поэтому отправил в декабре прошлого года с визитом в Ирак госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина.


============================================================


Остров Коневец: между прошлым и будущим
Лайнеры, вертолеты и избирательные бюллетени в монастырской обители

10.06.2019 15:22 | Версия на Неве
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=83094
------------------------------------------------------------

============================================================


Возле Новодевичьего монастыря могут построить музей истории РПЦ

10.06.2019 15:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83093
------------------------------------------------------------




Вид на Новодевичий монастырь. Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС



Москва, 10 июня. Правительство Москвы обсуждает изъятие у «Медстройинвеста» участка земли Хамовниках (Лужнецкий проезд, 15) под строительство музея Русской Православной Церкви (РПЦ), сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на РБК. Музей будет филиалом Государственного исторического музея (ГИМ) и будет посвящен истории РПЦ и Новодевичьего монастыря. Как утверждает близкий к мэрии собеседник издания, сейчас вопрос о предоставлении участка ГИМу рассматривает Росимущество.



В Росимуществе вопрос о предполагаемом проекте музея переадресовали департаменту городского имущества Москвы. В департаменте пока никак не прокомментировали информацию. В Минкульте РБК подтвердили, что рассматривают возможность создания музейного филиала, но другие комментарии назвали преждевременными. В пресс-службе ГИМа изданию сказали, что предоставят информацию, когда будет утвержден проект музейного центра. Сроки его готовности в пресс-службе не уточнили. Владелец «Медстройинвест» Жомарт
Каменов отказался от комментариев.



Президент России Владимир Путин еще в 2014 году поручил разработать меры по восстановлению исторического облика Новодевичьего монастыря. В частности, рассматривалось выделение субсидий благотворительному Фонду московской епархии РПЦ по восстановлению монастыря. В 2016 году правительство утвердило перечень мер по сохранению исторического облика ансамбля Новодевичьего монастыря. По плану экспозиционно-выставочный музейный центр-филиал ГИМа должны создать до 2023 года.


============================================================


Федор Конюхов открыл в Миассе Никольскую часовню

10.06.2019 14:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83092
------------------------------------------------------------




Митрополит Челябинский и Миасский Григорий поблагодарил за участие в строительстве часовни председателя ГЛК «Солнечная долина» Олега Сиротина​. Фото: «Миасский рабочий»



Миасс, 10 июня. Известный путешественник, священник Федор Конюхов открыл неподалеку от Миасса (Челябинская область) часовню в честь святителя Николая Чудотворца. В небольшой часовне на территории горнолыжного курорта «Солнечная долина» теперь будут совершаться регулярные богослужения, сообщает ИА REGNUM.



Праздничные мероприятия, посвященные открытию часовни покровителя всех путешественников и мореплавателей, начались с освящения часовни митрополитом Челябинским и Миасским Григорием. Строительство часовни началось осенью 2018 года, при закладке первого камня присутствовал отец Федор Конюхов.



Часовня строилась ровно столько, сколько путешественник находился в Южном океане, отметил Олег Сиротин, председатель ГЛК «Солнечная долина». «Федор Конюхов совершил свой одиночный переход за 154 дня, а мы за это время смогли построить часовню, даже немного раньше. Строительство этой часовни на "Солнечной долине" положит начало новому городу», – уверен О.Сиротин.



После церемонии освящения приглашенные гости заложили зеленую аллею, высадив деревья. Кроме того, перед входом в часовню была установлена лодка «УралАЗ», на которой Конюхов за 46 дней пересек Атлантический океан.


============================================================


В Кондопоге восстановят сгоревшую Успенскую церковь XVIII века

10.06.2019 13:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83091
------------------------------------------------------------




Фото из отчета института «Спецпроектреставрация»



Кондопога, 10 июня. Уничтоженную в результате поджога Успенскую церковь в Кондопоге будут восстанавливать как памятник культуры с максимальным использованием сохранившихся исторических элементов здания. Об этом сообщают «Вести Карелии».



«Проектные решения и указания по сохранению объекта культурного наследия должны соответствовать принятым методикам реставрации памятников деревянного зодчества и обеспечивать безусловное сохранение особенностей объекта, определяющих его историко-культурную ценность», – говорится в документации к аукциону для выбора подрядной организации, которая будет разрабатывать проект восстановления храма.



Техническое задание предусматривает «инженерное обследование элементов с выводами о возможности дальнейшего использования».



Конкурсная документация содержит отчет специалистов института по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» о работе, проделанной после пожара. Из отчета следует, что все сохранившиеся элементы здания собраны на отдельной площадке и могут быть использованы при восстановлении конструкций храма. Один из возможных вариантов – наращивание диаметра обгоревших бревен с помощью химических составов.



Разработка проектной документации должна быть завершена к 25 ноября 2019 года. После этого она будет рассмотрена на секции деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры России.



Стоимость разработки проекта, согласно начальной цене контракта, составит 8,3 млн рублей. Средства выделены из федерального бюджета.







Фото: Илья Тимин / stolicaonego.ru



Успенская церковь 1774 года постройки, которая включена в реестр памятников культурного наследия федерального значения, сгорела 10 августа 2018 года. Причиной пожара стал поджог. Виновным признали подростка, который, согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, страдает психическим расстройством.


============================================================


Первая литургия для русскоязычных верующих РПЦ совершена в турецком Измире

10.06.2019 12:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83090
------------------------------------------------------------




Фото: turktrip.ru



Измир, 10 июня. В турецком городе Измир (историческая Смирна) 7 июня состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского патриархата. Божественную литургию совершил ответственный за окормление русскоязычных верующих в Турецкой Республике священник Георгий Сергеев, сообщает сайт Русской Православной Церкви.



Помещение для совершения службы было предоставлено приходом католическоо храма святой Елены в Измире.



«После окончания богослужения отец Георгий провел встречу с прихожанами, на которой рассказал о взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. В ходе беседы были определены дальнейшие планы по организации регулярных богослужений в регионе», — отмечается в сообщении.



На следующий день священник Георгий Сергеев совершил литургию в курортном городе Кушадасы, расположенном в 100 километрах к востоку от Измира. После окончания богослужения впервые в этом населенном пункте состоялось таинство крещения. «Отец Георгий провел беседу с местными жителями, участвовавшими в богослужении. Литургию посетили более 30 человек», сообщили в РПЦ.



В конце прошлого года патриарх Московский и всея Руси Кирилл назначил отца Георгия в русский посольский храм в Стамбуле для организации пастырского окормления верующих и совершения регулярных богослужений. Это решение было принято в связи с невозможностью продолжения евхаристического общения с Константинополем. Первую Божественную литургию священник отслужил в храме святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции генконсульства РФ в Стамбуле 11 ноября.



Город Измир, известный с III тысячелетия до Рождества Христова как Смирна, являлся некогда одним из крупнейших центров христианского мира. Здесь жил некоторое время и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. В начале XIV века город стал частью Османского государства. В настоящее время в регионе проживает более 10 тысяч русскоговорящих людей.


============================================================


Илия II: Грузия 1700 лет ждала храма святой Нино

10.06.2019 12:30
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83089
------------------------------------------------------------




Фото: Facebook @Salome Zourabichvili



Тбилиси, 10 июня. Грузия 1700 лет ждала этого храма и теперь он появился, сказал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II на открытии храма святой Нино в Бодбе. Об этом сообщает Sputnik Грузия.



«Сегодня каждый грузин восхваляет святую Нино. Построен храм имени святой Нино. 1700 лет ждала Грузия этого храма. Когда святая Нино прибыла в Бодбе, она построила тут храм cвятого Георгия. Мы благодарим Господа, что он дал нам возможность построить этот храм в Бодбе», – сказал Илия II.



Глава Грузинской Церкви наградил всех, кто принимал участие в строительстве храма, выразив особую благодарность председателю правящей партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия» Бидзине Иванишвили.



На Литургии по поводу открытия храма присутствовали президент Грузии Саломе Зурабишвили, Бидзина Иванишвили и другие грузинские политики.



В Грузии почитают святую Нино как просветительницу и небесную покровительницу. Подвиг своей жизни святая равноапостольная Нино завершила в селении Бодбе. Первоначально построенный (IX—XI вв.) на месте захоронения святой Нины храм не сохранился до наших дней. Позднее на его месте был построен трехнефный кафедральный собор во имя святого Георгия, в южном приделе которого и находится национальная грузинская святыня — могила святой Нины. В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник
святой Нино («Нинос цкаро») с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь в честь ее родителей – святых Завулона и Сусанны, куда не прекращается поток паломников.


============================================================


Митрополит Черногорский: президент Джуканович пытается возглавить церковь
Ранее глава Черногории заявлял, что власть будет добиваться автокефалии непризнанной "черногорской церкви" по примеру Украины

10.06.2019 11:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83088
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Дмитрий Виноградов



Белград, 10 июня. Президент Черногории Мило Джуканович требует от Церкви не вмешиваться в политику, при этом сам пытается стать главой церкви. Об этом заявил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, комментируя обвинения Джукановича в адрес Сербской Православной Церкви, сообщает ТАСС.



8 июня Джуканович на партийном митинге обвинил Сербскую Православную Церковь (СПЦ), прихожанами которой является подавляющее большинство христиан Черногории, в препятствовании европейским амбициям общества и попытке сохранить религиозную монополию в стране. Ранее Джуканович заявлял, что черногорская власть будет добиваться автокефалии непризнанной «черногорской церкви» по примеру Украины.



«Я был ошеломлен тем, что услышал от президента Черногории, человека, который является наследником коммунистической власти и который не во всеуслышание говорит, что он – атеист. Он протестует против вмешательства Церкви в политику, при этом сам пытается быть главой церкви, создать свою церковь. Это первый раз в истории, когда атеист создает церковь», – цитирует Амфилохия сербский канал PTS.



«Я только что с нашим Патриархом [Иринеем] вернулся из Сирии и Ливана, там мы посетили древнюю [Антиохийскую] Церковь апостольских времен, ходили дорогами святого апостола Павла. Там существует согласие между христианами, несмотря на их различия, и даже между христианами и мусульманами. И там президенты не вмешиваются во внутренние церковные вопросы. Поэтому я был поражен тем, что услышал от нашего президента», – заявил митрополит.



Комментируя обвинения Джукановича в поддержке Сербской Православной Церковью идей Великой Сербии, духовный лидер Черногории заявил: «Это не имеет абсолютно никакой связи с Великой Сербией, черногорская митрополия во время референдума [2006 года о независимости Черногории] – и господин Джуканович знает это – провозгласила, что примет независимость, если народ за нее проголосует».



Ранее в интервью ТАСС митрополит Амфилохий рассказал, что впервые о так называемой «черногорской церкви» коммунистические власти заговорили еще в 70-80-е годы прошлого века. По словам Амфилохия, «черногорская церковь» никем не признана, кроме украинских раскольников: «Единственный, кто признал эту "черногорскую церковь" – это [глава самопровозглашенного "Киевского патриархата" Филарет] Денисенко. Теперь они надеются, что Константинополь признает и их,
но это абсолютно невозможно, поскольку Дедеич, который стоит во главе так называемой черногорской церкви, был священником Константинопольского Патриархата в Риме и за свои преступления был лишен чина. Поэтому нет и речи о таком признании».


============================================================


Горькая и сладкая земля Сардинии

10.06.2019 10:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=83087
------------------------------------------------------------




Фото предоставлены участниками паломничества



Сардиния – это остров в Средиземном море, который принадлежит Италии. Вот и все, что я знала об этой земле, куда в паломническую поездку отправлялась наша молодежная группа из московского православного храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. Было известно только то, что нас, восьмерых парней и девушек, должны встретить в аэропорту города Кальяри с табличкой, на которой мы даже не знали, что будет написано. Оставалось только довериться. Это же не бизнес-тур, а паломничество.



Чудо все-таки произошло



В последний вечер нашего пребывания на острове мы сидим на берегу моря. Песок под нами остывает так же стремительно, как садится за горизонт солнце в этих южных широтах. Мы собрались, чтобы поделиться впечатлениями, которые хотим увезти с собой. Завтра вылет в шесть утра, и мы не увидим больше этого жаркого в конце октября солнца, родная Москва встретит нас температурой близкой к нулю. Но хочется верить, что воспоминания о Сардинии еще долго будут согревать наши сердца.



Кто-то вспоминает о препятствиях, которые пришлось преодолеть, чтобы поехать. Но, несмотря на них, поездка чудесным образом состоялась, и все, что с нами здесь происходило, сделало для нас очевидным, почему это чудо все-таки произошло. Кто-то делится мыслями о том, что в паломничестве, как в жизни – иногда кажется, что следующий шаг уже невозможно сделать, но потом откуда-то берутся силы, и ты идешь дальше, к своей цели. Кто-то уверен, что все произошедшее здесь окажет влияние на нашу жизнь в Москве и
что изменения начались уже сейчас.



Это путешествие организовал для нас клирик прихода святых Космы и Дамиана иеромонах Иоанн (Гуайта), который сейчас тоже сидит с нами. Он хотел показать нам свою родную землю, которую беззаветно любит. «Но еще больше я любовался вами, – признается священник. – Кажется, что группа собралась именно такая, какой и должна была быть». Удивительно, но мы не только погружались в окружающий нас мир, насыщаясь новыми ощущениями и чувствами, но плодотворно, с удовольствием общались между собой,
духовно питая друг друга. Может быть, суть паломничества именно в том, чтобы, увидев много нового, другими глазами посмотреть на себя и тех, кто рядом…



Путь святой великомученицы Варвары



Конечно, мы отправились на остров Сардиния не просто так, у нас был конкретный план и маршрут. Правда, сначала нам было известно только его название: «Путь великомученицы Варвары». О жизни самой святой мне рассказала во время перелета одна из участниц паломничества. По преданию, безжалостного отца юной Варвары, который мучил девушку за веру во Христа, поразила молния, превратив его тело в пепел. Поэтому люди стали считать святую Варвару покровительницей всех, чья деятельность связана с огнем и
взрывами – артиллеристов, ракетчиков, пожарных и, конечно, шахтеров. А поскольку Сардиния – это остров шахт, то при каждой шахте есть церквушка или часовня в честь великомученицы.







История шахт, так же, как и история христианства на Сардинии, начинается с тех времен, когда сюда ссылали на каторжные работы первых христиан. В 1996 году большая часть шахт была закрыта. С этого момента началось создание геологического заповедника – на протяжении 400 километров расположились закрытые шахты, музеи, археологические раскопки, храмы… Позже открыли «Путь святой Варвары» – маршрут по горной тропе, по старинным часовням и местам минералогических разработок вдоль
моря и горных цепей.



Да, но где же сама Варвара, поклонились ли вы ее мощам, спросите вы. Известно, что мощи святой великомученицы Варвары с VI века находились в Константинополе. Как гласит православное предание, в начале XII века царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора, выходя замуж за великого князя Святополка Изяславича, перенесла мощи своей небесной покровительницы в Киев, где они находятся и поныне. Помня об этом, мы решили во время своего паломничества сугубо молиться о мире в Украине.



Я есмь Путь



В течение семи дней мы проходили по отдельным участкам маршрута, молились, читали вместе Священное Писание. Начался наш путь с монастыря на горе, где нас встретили монахини-затворницы, оказавшиеся на удивление гостеприимными и открытыми. Они накормили нас вкусным завтраком и обещали молиться о нашем паломничестве.







На первой остановке в пути мы читали отрывок из Евангелия, где были слова Господа: «Я есмь Путь». Обычно мы думаем, что Господь – цель, конец пути нашей христианской жизни. Но Христос не сказал: «Я – Цель», а «Я – Путь». Значит, на самом деле, уже в процессе движения к Нему мы встречаемся с Ним; мы идем к Нему, уже пребывая в Нем. И еще. Господь не сказал: «Я есмь с вами в пути», что было бы понятнее, а именно «Я есмь Путь». То
есть, чтобы быть со Христом, нужно идти не останавливаясь, принимать и преодолевать все трудные перевалы нашего жизненного пути, потому, что это – Он! Это и стало лейтмотивом нашего паломничества.



Не только природа



Кроме молитвы, чтения Евангелия и длительных переходов, мы успели побывать в настоящей пещере с уникальными сталактитами, увидеть (правда, издали) фламинго, посмотреть, как добывается соль, и, конечно, наслаждались природой, природой, природой!



В течение всего времени нашего пребывания на Сардинии она не переставала нас удивлять и радовать - начиная с момента, когда мы покинули здание аэропорта 19 октября и вдохнули теплый насыщенный летний аромат острова, и заканчивая нашим купанием в еще очень теплом Тирренском море 26 октября.







Мы то тут, то там срывали с деревьев зрелые гранаты, пробовали неизвестные доселе корбецоли – небольшие красные ягоды в пупырышках, растущие на кустарниках, наконец, плоды кактусов, которые в добавок к откровенно угрожающим иглам на листьях прячут коварные микроскопические иголки на самом плоде. Зато если ухитриться его разрезать, то ваши усилия будут вознаграждены необыкновенно вкусной мякотью. А сколько живности обитает в море! Пресловутыми сардинами нас угощали только на последнем обеде – за
время пребывания на острове мы имели возможность в полноте оценить щедрость местной природы, разнообразие ее даров и насладиться гастрономическим изобилием.



Для человека северных широт удивительно, что в таких благоприятных природно-климатических условиях жители Сардинии не нежатся расслабленно под горячими лучами солнца, подобно экзотическим фруктам, а много работают, занимаются благотворительностью и бережно хранят культуру и историю своей земли.



История



В наш первый день мы гуляли с отцом Иоанном по Иглезиасу, крупному по местным меркам городу в этой части острова. Он показывал нам остатки крепостных стен XIV века, рассказывал о жившем здесь графе Уголино, которого Данте упомянул в своей «Божественной комедии». Как оказалось, даже валяющаяся на земле пустая бутылка из-под пива может открыть что-то новое: подобрав ее, о. Иоанн обратил внимание на флаг Сардинии и надпись «Ichnusa» («Ихнуза») и рассказал, что так остров
называли греки. «Ichnusa» означает “след”, остров и вправду похож на след.







В последний день для нас провели экскурсию по недавно обнаруженным остаткам так называемой нурагской культуры. Нураги – мегалитические башни в виде усеченного конуса, высотой 10-20 метров. Они относятся к XV веку до нашей эры. Директор музея, красивая улыбчивая женщина средних лет, с такой живостью и теплотой рассказывает о том времени, словно оно имеет непосредственное отношение к ее жизни. Для всех сардинцев важна их история. Поэтому, когда после экскурсии мы встречаемся с мэром города Карбонии и
мэром острова святого Антиоха, а также журналистами, я не могу не выразить свое восхищение:



– Вы так трепетно относитесь к своей истории и культуре, – говорю я. – Так дорожите своим прошлым и настоящим, и в то же время так открыты и дружелюбны к другим. Может быть, именно любовь и верность своим традициям позволяет вам свободно и с любовью относиться к людям других культур. Эта тема сейчас очень актуальна для нашей страны.



Подвиг под землей



Шахты Сардинии – отдельная история. Она связана и с появлением христианства на острове (сюда были сосланы в том числе два римских папы), и с фашистским периодом истории, когда неугодных режиму приговаривали к работам в шахтах. Сардинцы и гордятся историей своего подземного производства – здесь добывали свинец, цинк, серебро, конечно, уголь, – и сожалеют о ней, потому что не только ссыльные, но и простые рабочие трудились в крайне тяжелых условиях. Высота тоннеля была нередко не больше
метра, поэтому им приходилось работать в согнутом положении и не одну, а две смены подряд, то есть 16 часов, чтобы не тратить время на спуск и подъем на поверхность, при этом не было никаких бытовых удобств. В работах на поверхности шахт использовался труд женщин и детей. Они отделяли грунт от руды.







Известно, сколько людей погибли при завалах, но неизвестно, сколько умерли от болезней, вызванных таким жестоким трудом. В наши дни во многих храмах Сардинии поименно поминают погибших шахтеров.







И подвиг в память о подвиге



В 1996 году большую часть шахт в Сардинии закрыли. Не потому, что запасы полезных ископаемых иссякли – оказалось, что тот же уголь дешевле покупать в Польше. В 1999 году ЮНЕСКО приняла решение создать на месте шахт геологический заповедник. В 2000 году инженер-геолог Джампьеро Пинна, трудившийся в шахтах много лет, пригласил на ужин в подземную галерею одной из шахт своих друзей, представителей городской власти и общественности, профессуру университета. И рассказал, что решению ЮНЕСКО о создании
заповедника на месте закрытых шахт исполнился ровно год, но за это время правительство острова не сделало ни одного шага к реализации проекта. Джампьеро объявил, что останется под землей до тех пор, пока власти не начнут действовать. Его волновала не только судьба исторического наследия, но и судьба уволенных шахтеров. Большую часть из них предполагалось взять на работу в качестве сотрудников заповедника. К активисту присоединились некоторые из его друзей и коллег. Полиция оцепи
ла вход в шахту, где обосновались протестующие. Но бывшие шахтеры прекрасно знали, как обойти полицейское оцепление, чтобы поддержать акцию. Джампьеро провел под землей ровно год. За это время его посетили десять тысяч человек, некоторые присоединялись к нему на время. Шахта, где протестовал Джампьеро Пинна, стала одним из культурных центров области, в ней устраивались концерты, встречи, лекции. Ровно через год представители местной власти пришли к Джампьеро и принесли необходимые документы, кроме того,
были выделены деньги на создание заповедника. Правда, на работу вместо обещанных трехсот взяли шестьдесят человек. Но победа Джампьеро Пинна в этой мирной борьбе стала победой и для многих других людей.



Благотворительный обед



Оказалось, что выдающийся поступок Джампьеро Пинна вполне в духе жителей Сардинии: социальная активность и благотворительность – их образ жизни, сардинцы живут такими делами. В древнем византийском недействующем храме расположилась благотворительная организация, которая занимается помощью беженцам, мигрантам, а также людям с умственной отсталостью и их семьям. По субботам сотрудники организации, их подопечные и гости собираются за одним большим столом, еду люди приносят с собой; заботясь об экологии,
они не используют посуду из пластика - только из натуральных материалов. Местные власти деятельность организации приветствуют, но материально не поддерживают. Таким образом, социально-активные граждане сами заботятся о тех, кто в этом нуждается.



В один из первых дней нас пригласили сюда на обед. Перед началом обеда один из лидеров сообщества провел для нас экскурсию и рассказал об истории острова. Во время обеда я держала на руках темнокожую девочку из африканских беженцев, которые приплыли к берегам Италии, спасаясь от войны и голода, и были приняты милосердными итальянцами.







*



Жизнь простых людей на Сардинии никогда не была легкой – у острова непростая история. Как сказал наш водитель Джакомо, «наша земля и сладкая, и горькая одновременно». Наверное, то же мы могли бы отнести и к своей земле.



В мире много жестокости и несправедливости. Люди, народы, государства не могут договориться друг с другом… К сожалению, не в наших силах кардинально изменить ситуацию, но мы можем продолжать наше внутреннее паломничество, уже не на острове Сардиния, а у себя на родине, дома.



И всегда помнить о том, что, пребывая в пути, мы пребываем в Нем, потому что Он – путь и истина и жизнь.



Татьяна Цветкова (Мазепина)


============================================================


Научная конференция "Православие в европейской политике и будущее христианства" состоялась в Москве

10.06.2019 09:46 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=83084
------------------------------------------------------------




Фото «Благовест-инфо»



Москва, 10 июня, Благовест-инфо. Научная конференция «Православие в европейской политике и будущее христианства» состоялась 5 июня в Москве, в Институте Европы РАН (ИЕ РАН). Тенденции развития Русской Православной Церкви, РПЦ и европейские институты, православие в Украине в правовом и церковно-политическом контекстах, православно-католический диалог – эти и другие темы были в фокусе внимания историков, религиоведов, социологов. Форум посетил апостольский нунций в РФ, архиепископ Челестино
Мильоре.



Динамику изменений в РПЦ последние годы проследил в первом докладе Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России». Эти изменения происходят в русле «евангелического отношения к вере», но они не осознаны православным народом, считает автор. «В Церкви растет не одно какое-то направление, а разнообразие взглядов и практик и терпимость к этому разнообразию», – сказал он и привел в качестве примеров все возрастающую роль в
православном сознании Священного Писания, по сравнению с Преданием; эпизодическое применение русского языка в богослужении, которое теперь «не воспринимается как ересь»; возрастающий интерес к богословию католиков и протестантов и т.д.



Самые кардинальные и видимые изменения произошли в сфере социального служения: в середине-конце нулевых годов в каждой епархии появилось несколько социальных проектов. Характерен пример митрополита Александра (Агрикова), который сразу по назначении его на Брянскую кафедру организовал несколько социальных акций: обеспечение теплой одеждой бедных прихожан, школьников из неимущих семей – школьной формой и принадлежностями, многодетных семей – материальной помощью и т.д. Докладчик привел еще ряд
примеров успешных и продолжающихся благотворительных проектов в разных епархиях РПЦ (в общей сложности это 4302 церковных социальных служб и организаций). В некоторых сферах РПЦ опережает государство и создает «образцы социальных институтов самых высоких стандартов» (например, первый детский хоспис в Петербурге, церковные центры помощи кризисным семьям и беременным и др.). Социальное служение стало сферой широкого межконфессионального сотрудничества, что также можн
о оценить как новое явление, полагает ученый.



По его словам, в последние годы РПЦ все больше опровергает сложившиеся стереотипы и в социально-политической области: если эту религиозную организацию считали (и не без оснований, отметил Филатов) «отделом агитации и пропаганды существующего режима», то теперь она вырабатывает свою «новую самостоятельную позицию». Так, РПЦ официально не поддержала присоединение Крыма, заняла «нейтральную позицию» в вопросе о Донбассе, в лице Патриарха Кирилла показательно
«промолчала» о пенсионной реформе (но устами других видных церковных спикеров подвергла ее критике). В целом можно сказать, что за последние 5-6 лет РПЦ «проделала гигантский путь от полного сервилизма в сторону самостоятельности и независимости. Осталось пройти еще много, но то, что уже сделано, – это принципиальный, хотя скорее всего несознательный, выбор пути», заключил докладчик.



В докладе «Влияние украинского фактора на развитие РПЦ: православие и европейские институты» Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, продолжил тему позитивных изменений в РПЦ, которые стимулировал украинский кризис. Его выводы могут показаться парадоксальными тем, кто считает конфликт с Константинополем и образование ПЦУ провалом РПЦ. Ученый утверждает обратное: церковно-политические события на Украине «не разрушили и не ослабили русское
православие, а придали новый импульс для его развития».



Соперничеству Московского и Константинопольского патриархатов в контексте «украинской автокефалии» посвятила свое сообщение Ульяна Артамонова, м.н.с. Центра североамериканских исследований, ИМЭМО РАН. По ее словам, спор об автокефалии послужил толчком к началу крупномасштабного соперничества патриархатов по нескольким фронтам, в частности, по двум направлениям, на которых она остановилась. Первое касается реакции православного мира на украинские события. Как известно, 9 поместных православных
церквей определенно поддержали Московский Патриархат, 4 (Элладская, Болгарская, Грузинская, Румынская) – «колеблются», а Афон, находящийся в юрисдикции Константинополя, «демонстрирует оппозицию». Второй фронт – это зарубежные украинские приходы, за счет которых Фанар намеревался «расширить сферу своего влияния», но это не удалось. Что касается попытки Константинополя усилить контроль над Западноевропейской Архиепископией русской
традиции, то она «привела к обратному эффекту»: наиболее вероятно, что после изменения статуса экзархата большая часть приходов присоединится к РПЦ, прогнозирует исследовательница. Таким образом, и здесь Московскому Патриархату удалось расширить свое влияние. Тут можно было бы сделать вывод о победе Москвы в этом «соревновании», но У. Артамонова не спешит его делать, указывая на непредсказуемые пока последствия действия в этой ситуации такой «неизвестной переменной»,
как внимание США к межправославным отношениям. Она имеет в виду недавний визит спецпредставителя США по вопросам свободы вероисповедания в мире Сэмюэла Браунбека в те страны, «чьи церкви колеблются в принятии решений по украинскому вопросу».



Церковная жизнь на Украине была также в центре внимания Михаила Рощина (с.н.с. Института востоковедения РАН). В докладе «Православие на Донбассе: особенности бытования в условиях неурегулированного вооруженного конфликта» он проанализировал статистические данные по епархиям, приходам и монастырям и отметил, что на территориях самопровозглашенных ДНР И ЛНР новообразованная ПЦУ «фактически не представлена». А вот УПЦ явно преобладает на Донбассе, причем ее приходы действуют как на
территориях, подконтрольных Украине, так и на неподконтрольных.



Ольга Шиманская, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, занимается историей старообрядчества. Она рассказала о том, как старообрядцы сейчас живут в дальнем и ближнем зарубежье в условиях глобализации. Первоначально, расселяясь по миру, общины староверов представляли собой «религиозный изолят», но со временем они стали «проводниками русской культуры вовне». В последние годы исследовательница фиксирует сдвиги в сознании русского старообрядчества: в каждой
стране есть свои особенности, но в целом можно сказать, что общины уходят от «оборонного сознания», «все больше проникаются идеей миссионерства через активную социальную деятельность».



Анастасия Митрофанова, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, побывав в Великобритании, поделилась с коллегами своими наблюдениями о жизни православных в этой стране. По ее словам, «народилось уже третье поколение православных британцев» (отсчет идет от основания на Британских островах православной епархии во главе с митрополитом Сурожским Антонием), и они не хотят, чтобы их воспринимали как «экзотическую секту». Напротив, в их самосознании очень важно обращение к
древнему религиозному наследию, которое свидетельствует, что «настоящее прошлое» связано именно с православием. Поэтому все чаще они посещают остров Иона, где в VI в. св. Колумба основал монастырь, колодец св. Фридсвайды в Оксфорде и другие святыни, которые «представляются им захваченными сначала пришлыми католиками, а потом – протестантами».



Вероника Язькова, с.н.с. Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, сделала обзор истории и основных тенденций сотрудничества католицизма и православия в Европе. Историк обосновала позитивный прогноз развития православно-католического диалога, обратив внимание на итоги Гаванской встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска, совместные инициативы на международной арене по защите гонимых христиан на Ближнем Востоке, совместные гуманитарные проекты, обмен визитами представителей иерархии
Римско-Католической и Русской Православной Церквей. Однако будущее этого диалога омрачает решение РПЦ о приостановке участия в смешанной богословской комиссии из-за событий на Украине. Язькова даже называет это событие «катастрофическим ударом по будущему православно-католического диалога».



Доклады участников будут опубликованы в рамках коллективной монографии ИЕ РАН. Информация будет опубликована в журналах «Современная Европа» и Вестнике ИЕ РАН.



Юлия Зайцева


============================================================


Как украинский кризис меняет Русскую Православную Церковь
РПЦ "встряхнулась" и получила новый импульс для развития, считает Роман Лункин

10.06.2019 09:34 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=83085
------------------------------------------------------------




Фото: страница Романа Лункина в Facebook



Москва, 10 июня, Благовест-инфо. Как украинские события, начиная с 2014 г. и заканчивая конфликтом с Константинополем и образованием ПЦУ, повлияли на Русскую Православную Церковь? На этот вопрос существуют диаметрально противоположные ответы. Чаще можно услышать, что это провал РПЦ в противостоянии с украинскими раскольниками и с Константинополем, что украинский кризис усилил внутренний кризис в самой РПЦ, в которой теперь еще больше превалируют замкнутость и консервативные тенденции. Роман Лункин –
доктор политических наук и кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН утверждает, что украинский кризис «затронул массу болевых точек в РПЦ в целом и в каком-то смысле «встряхнул» церковные структуры», но он «не разрушил и не ослабил русское православие, а придал новый импульс для его развития». Произошедшие изменения прямо касаются политического мировоззрения РПЦ и опосредова
нно – внутрицерковного развития, поясняет ученый. Свои аргументы он представил в докладе «Влияние украинского фактора на развитие Русской Православной Церкви: православие и европейские институты», выступив 5 июня на конференции «Православие в европейской политике и будущее христианства» в Институте Европы РАН.



Сделав краткий обзор западной и украинской литературы, в которой анализируется роль Московского патриархата в украинском кризисе, Р. Лункин отметил, что в этих текстах, как правило, любые действия Московского Патриархата вписываются в политику российского руководства, а УПЦ отождествляется с РПЦ и описывается как часть «русского мира». Перспективы развития РПЦ видятся многим исследователям в контексте становления государственной идеологии на основе православия, «более тесных отношений
Церкви с государством, политизации РПЦ, ее включения в изоляционистскую политику власти». Во многом эти выводы «мифологизированы», считает докладчик, который с ними принципиально не согласен. По его словам, если посмотреть на ситуацию более широко, выйти за пределы только церковного раскола, можно обнаружить, что влияние украинских событий «может оказаться решающим в позиционировании РПЦ внутри России и на международной арене».



В чем же проявляется это позитивное влияние? Украинский кризис побудил РПЦ «ясно артикулировать свою независимость от государства и доказать это на деле». Лункин напомнил, что священноначалие РПЦ заняло особую позицию по поводу Крыма и гражданской войны на Донбассе, не поддержав официально присоединение Крыма и не сотрудничая официально с руководством непризнанных Луганской и Донецкой республик (в то время как гуманитарная помощь направляется от РПЦ исключительно по церковной линии, через
Донецкую и Луганскую епархии УПЦ). Это шло вразрез с официальной линией российского руководства, и таким образом Церковь оказалась исключена из активной медийной кампании в российских СМИ относительно Украины.



Анализируя многочисленные высказывания Патриарха Кирилла и митрополита Илариона, в которых резко осуждается вмешательство государства в жизнь Церкви, исследователь заметил, что речь идет не только об оценке украинских событий (в связи с тем, что именно светская власть продвигала проект ПЦУ), но и о более широком контексте. Он сделал вывод о том, что «независимость от государства стала значимым элементом риторики высших церковных деятелей, отвечающих за внешнюю политику РПЦ», и это
свидетельствует о новом явлении в мировоззрении РПЦ, которое повлекло за собой следующие существенные сдвиги.



Так, руководству РПЦ пришлось переосмыслить отношение к концепции прав человека. «Обращение к теме свободы совести и даже соблюдения светскости государства радикально контрастирует с преобладавшим до этого периода отношением к свободе совести как к греховной вынужденной необходимости, как об этом говорится в Социальной концепции РПЦ 2000 г. Оказались смещены акценты и трактовки прав человека, принятые на Всемирном Русском Народном Соборе в 2006 г. в рамках Декларации о правах и достоинстве человека,
где скорее отмечалась относительность прав человека и возможность для государства защищать мораль и традиции вопреки либеральной трактовке прав человека», – отметил Лункин. По его наблюдениям, после 2014 г. акцент стал делаться «на соблюдении нейтральности государства по отношению к религиозным объединениям и необходимости защиты прав общин и отдельных верующих на общеевропейском уровне, через ОБСЕ, Совет Европы и Европейский суд по правам человека».



Таким образом, провозглашение незыблемости ценности прав человека, в частности, свободы совести, стало «политической необходимостью» для РПЦ и привело ее к активизации диалога к с европейскими институтами. Если ранее это взаимодействие проходило по двум основным линиям: представители РПЦ возвышали свой голос в защиту гонимых христиан от военных конфликтов на Ближнем Востоке, а западноевропейских христиан – от наступления либеральной политкорректности в Западной Европе, то с 2014 г. эта
деятельность стала включать защиту религиозных прав граждан и статуса УПЦ, причем в риторике представителей РПЦ стало характерным обращение к верховенству международных норм, апелляция к прецедентному праву ЕСПЧ и принципам религиозной свободы. «Такого рода взгляды сложно было услышать от церковных деятелей еще пять-десять лет назад», – замечает докладчик.



Первые два упомянутых направления работы РПЦ на международной арене осуществлялись в сотрудничестве с Католической Церковью. Гаванская встреча папы Франциска и патриарха Кирилла в 2016 г. показала, что и третья линия также поддерживается католиками: в совместной декларации было отмечено, что единственной каноничной церковью является УПЦ, и выражено сожаление по поводу униатского раскола, отметил докладчик. Так РПЦ «обрела мощного союзника на Западе (и в других странах мира) в виде Католической церкви.
Это, безусловно, высоко подняло статус РПЦ и ее главы – патриарха Кирилла, для которого общехристианские задачи стали важнее, чем сохранение «русского мира» как политического понятия», – подчеркнул Лункин. Он пояснил, что само понятие «русский мир» еще в 2014-2015 гг. исчезло из лексикона патриарха Кирилла и официальных представителей РПЦ, «так как имело отрицательную коннотацию в Украине», и сделал вывод о том, что &la
quo;развитие международной миссии РПЦ стало естественным следствием трансформации «русского мира».



Но международная миссия и сотрудничество со Святым Престолом не ограничивается только этим. Исследователь продолжил: «Разрыв канонического общения с Константинополем и односторонние действия по организации параллельной, с точки зрения РПЦ, национальной структуры, сделали возможным международную экспансию Московского патриархата. Русское православие оказалось свободным от неформальных обязательств перед Константинопольским патриархатом, который считал себя ответственным за православие в диаспоре,
Союзник в лице трансграничной Католической Церкви оказался чрезвычайно значимым, поскольку трудно говорить об «изоляции РПЦ» после действий Варфоломея, когда две больших церкви берут на себя ответственность за судьбы христианства в разных странах мира, при том, что однозначной поддержки Константинополя ни от одной православной церкви так и не последовало».



В связи с украинскими событиями и новой политической ситуацией положительную динамику докладчик обнаруживает и внутри РПЦ. По его словам, все это «обострило необходимость для РПЦ быть гражданским институтом с сильными общинами и активными прихожанами и духовенством, без чего немыслима реальная независимость от государства», и стимулировало развитие социального служения. Так, помощь беженцам с Украины, объявленный Патриархом Кириллом в 2014 г. сбор средств спровоцировали рост интереса к
волонтерству и к социальной работе в епархиях и приходах по всей стране, отметил Лункин, который участвует в многочисленных полевых исследованиях в рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» и знает об этом не понаслышке.



Размышляя над эволюцией мировоззрения РПЦ к восприятию демократических ценностей и общехристианских норм социального служения, ученый полагает, что это результат «естественного процесса, связанного с трансформацией самой Московской патриархии». «С эпохи перестройки, которая застала РПЦ в виде созданной в советское время структуры со старым поколением в руководстве, церковь обросла и новым поколением верующих и духовенства (а значит, новыми общинами), и во многом стала более открытой
обществу, различным формам миссии и дел милосердия. В представлении общества РПЦ стала или, по крайней мере, становится более христианской по духу. Поведение РПЦ во время российско-украинского кризиса было также связано не только с защитой собственных интересов, своей целостности, интересов УПЦ, но и со стремлением занять самостоятельную позицию на постсоветском пространстве», – сказал Лункин.



«Если бы украинского фактора не было бы, то развитие РПЦ все равно шло бы в этом направлении. Однако украинские события ускорили многие процессы и сделали их более явными», – резюмировал он.



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное