Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Визуальная Дхарма


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-05-15

ВИЗУАЛЬНАЯ ДХАРМА

Анатолий Алексеев

 

Истоки и первые этапы формирования буддийской художественной традиции неразрывно связаны с высокими достижениями гуманистической культуры Древней Индии - с астрономией и антропологией, логикой и математикой, геометрией и философией. Изучая закономерности человеческого телосложения, ученые Древней Индии избрали характерные показатели обмеров тела в длину, ширину и окружность. Приняв во внимание все индивидуальные отклонения и несовпадения, они дали классификации физических типов человека в числовом и графическом выражении.

Со временем практические извлечения из общеиндийской иконометрии, наряду с иконографическими разделами буддийских сутр и тантр, были включены в состав буддийского канона. Вместе с Учением Будды, морскими и караванными путями, произведения буддийских мастеров распространялись из Индии в соседние страны, становясь основой национальных буддийских школ искусства.

 

Тибетское искусство

Начиная с середины первого тысячелетия буддийские художественные традиции проникали в Тибет с трёх направлений: из Индии, Средней Азии и Китая. Помимо переводов тантр и традиций живописи от индийцев и непальцев тибетцы получили технологию литья колокольного металла, у них же научились лепить из глины, смешанной с лекарственными травами, а также искусству отливки скульптур из меди и бронзы. Из Китая в Тибет пришли теоретические работы по искусству, тексты восемнадцати наук , искусство свитковой живописи, пейзажной графики и техника изготовления гобеленов и вышивки.

Надо отметить, что тибетцы знакомились с буддийским литературным и художественным наследием не по хронологии их возникновения. Более ранние памятники буддийской культуры входили в оборот позднее тех, что возникли после и систематизированы они были только к XIV-XVI вв..

В общих чертах тибетскую ветвь развития буддийской иконографической теории и практики можно представить в следующих этапах: а) знакомство с образцами живописи и перевод трактатов на тибетский язык; б) составление комментариев к основным источникам и копирование образцов; в) попытка обобщения разнообразных традиций и составление компилятивных руководств по технике изготовления произведений; г) анализ и систематизация источников, составление оригинальных тибетских трактатов, формирование основных направлений живописи.

 

Типология искусств

При рассмотрении буддийского художественного канона в целом традиция говорит о физических, вербальных и ментальных формах искусства. В буддизме они именуются опорами или символами тела (живописные изображения), речи (каллиграфия, тексты) и ума (ступы и мандалы) Будд.

Иконография в системе восемнадцати наук Востока относится к высшему разряду искусства тела. Традиционные сочинения, посвященные буддийскому искусству, сообщают о назначении живописи, характеристиках, определяющих качество изображений, а также о качествах художника и заказчика.

 

Первые буддийские изображения

Истории создания первых иконографических изображений хорошо иллюстрируют их назначение и силу воздействия на зрителя. Одна из легендарных историй повествует о том, как король Бимбасара получил драгоценный подарок от короля Утраяны. Печалясь, что не может достойно отблагодарить союзника, он, по совету мудрого министра Ярцула, решил послать в ответ изображение Будды. Приглашенный художник, пораженный сиянием, исходившим от Учителя, не мог создать соразмерного образа. Тогда, Победоносный глядя на тщетность стараний мастера, предложил отправиться к чистому озеру. Там глядя на отражение Будды в воде, живописец запечатлел его. По совету Учителя фигура была окружена изображением двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения и шлоками о том, к чему следует стремиться и что следует оставить. Когда Утраяна, получив драгоценный дар, увидел картину, он сразу же обрел интуитивное понимание действительности. Дальнейшее созерцание этого изображения привело его к состоянию трансцендентального видения.

Другая история повествует о цейлонской принцессе, получившей изображение Татхагаты в ответ на щедрое подношение. Этот образ был создан лучами света, отразившимися на холсте - художники обвели его и раскрасили. Увидев картину, девушка сразу встала на путь Пробуждения и вскоре достигла Освобождения. Эти легендарные истории имеют множество уровней прочтения, предлагая, в частности, простое объяснение некоторым расхождениям в трактовке иконометрических пропорций в сутрах и тантрах.

 

Назначение буддийских изображений

Итак, согласно традиции художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают "просветленный настрой". Не имеющим возможности читать тексты, изображения позволяют узнать об их содержании, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали образов, которые следует мысленно представлять. Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие её владельца.

В странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и в другие важные моменты жизни, поскольку, помимо защиты, создание священных образов позволяет накопить добродетели и заказчикам и художнику. Однако правильным и, следовательно, красивым, а потому и священным считалось только такое произведение искусства, которое отвечало всем правилам единства и соответствия формы, эмоции, идеи и цели изображения.

 

Буддийский художественный канон

Иконографические правила в буддийском художественном каноне опираются на ряд критериев.

I Соразмерность форм тела.

Для определения физической красоты и соразмерности тибетцы используют принцип "ньягродха", имея ввиду равновеликость высоты тела и его ширины на уровне плеч с вытянутыми в сторону руками, а также симметричность правой и левой стороны тела, высоты верхней, до лобка, и нижней частей. Следует отметить, что тип телосложения, форма лица, глаз, характерная поза - все это определяет функциональную и сущностную характеристику персонажа. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются высокими и стройными, а Защитники и опекуны Дхармы - грузными и коренастыми (при этом, чем больше размер головы по отношению к росту, тем могущественнее изображенные аспекты). Подробнейшим образом эта область рассматривается в трактатах по иконометрии, где каждому классу пантеона соответствует набор отличительных признаков.

II Красота и гармоничность.

"Искусство, - писал Чёгьям Трунгпа, - призвано выражать безоговорочную красоту, которая, наполняя все ясностью и смыслом, дарит нам способность осознать совершенство феноменального мира... <Эту красоту> также можно определить как мир и прохладу, поскольку она снижает высокую температуру агрессии и невроза." Категория красоты в Тибете включала в себя самые разнообразные признаки - от структурных до описательных. Зафиксированные в каноне определения, излагающие 32 отличительных признака Будды, 18 особенностей женской красоты и многие другие до настоящего времени поддерживаются живой буддийской традицией.

III Эмоциональная выразительность.

Сознательно и целеустремленно разрабатывая задачу единства формы и содержания, художники уделяют большое внимание психологическому и эмоциональному воздействию изображения. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются юными и прекрасными со сдержанно-миролюбивой улыбкой; большинство Дакинь имеет эротическую привлекательность; гневные тантрические Аватары - красивые, умиротворенные, но с гневной гримасой; Защитники имеют разъяренно-устрашающий вид. Различие эмоциональных состояний выражается также формой лица и глаз. У мирных Будд и Бодхисаттв лицо имеет форму яйца или кунжутного зерна, характерная форма лица гневных - квадратная или круглая. Состояние созерцательной отрешенности выражается удлиненной лунообразной формой глаз, прикрытых веками: у Тар глаза имеют форму живота рыбы, у разъяренных Даков и Дакинь - квадратную и круглую…

IV Различие или характерная определенность формы.

В пояснении к этому правилу традиционно перечисляются особенности мужского и женского телосложения: стройные боги - высокий лоб, широкий торс, высокая стопа; богини - узкий торс, широкие бедра, высокая грудь; гневные боги - грузное тело с толстыми конечностями, низкорослые - большой живот.

V Атрибутивная характеристика.

Среди перечисленных иконографических признаков атрибутивная характеристика наиболее информативна. При анализе таких элементов иконографии, как головные уборы, ритуальные предметы, одежда, украшения, мудры, ваханы, постаменты, нимбы и т.п. можно достаточно точно определить десятки тысяч образов индо-тибето-монгольской художественной традиции. Следует отметить, что в Ваджраяне один и тот же предмет может рассматриваться и интерпретироваться на четырех уровнях: внешнем, внутреннем, тайном и абсолютном.

VI Цвет.

Подобно атрибутивной характеристике цвет имеет важное смысловое значение. Каждый из основных цветов обычно связан со стихией, стороной света, Татхагатой (одним из пяти Дхьяни-Будд или Будд Медитации) и его активностью, органом чувств, аспектом мудрости и т. д. Символическое значение цвета может изменяться в зависимости от того, какая садхана (текст для ритуальной медитации), мандала, тантра берется за основу изображения. В тибетской хрестоматии цветовое значение красоты связывается с технологическим процессом.

 

Образец буддийского художника

Обращаясь к художникам, канонические тексты настоятельно требуют точно соблюдать иконометрические предписания. В них говорится, что наличие ошибок в пропорциях, изображении жестов и атрибутов чревато для художника несчастьями и болезнями. О том, что мудрость не сопутствует созерцанию несовершенных изображений. Более того, где бы такие изображения ни находились, процветание этого места иссякнет, и будут возникать разного рода проблемы и несчастья. Конечно, если художник искусен в рисовании, сведущ в пропорциях, наследует традицию от учителя, посвящен в предмет духовной практики, связанной с иконописью, если он понимает буддийскую символику и семантику элементов композиции, а также если он скромен, добр к другим и терпелив - в этом случае он обретает для себя и принесёт другим большую пользу от создания изображений, получит прекрасное окружение и богатство на мирском уровне и действительное Просветление на абсолютном.

Тем не менее создать совершенное изображение довольно трудно. В Тибете, когда хотели подчеркнуть трудности иконописного мастерства, говорили: "Хочешь родиться в аду - становись иконописцем". Согласно традиции, высокое общественное предназначение требует от художника ответственности не только за уровень профессионального мастерства, но и за весь стиль жизненного поведения.

Художнику необходимо поддерживать свое тело и рабочее место в безукоризненной чистоте, осознавая энергии, проводником которых он является. Он должен получить соответствующие полномочия и поддерживать принятые обязательства, стараясь правильно выполнять ежедневную медитацию. "Прежде чем приступить к работе над изображением, - писал известный живописец Гега Лама, - художник осуществляет ритуал устраняющий потенциальные препятствия, медитативно представляя себя в образе соответствующего Защитника учения. Представляя себя в форме Будд пяти семейств, мастер освещает краски и кисти, и до тех пор, пока работа не завершена, он отдаёт ей всю энергию. При завершении работы ему надо суметь объяснить её качества для того, чтобы порадовать заказчика и устроить праздник".

Всё эти требования осуществимы, если есть передача не только художественной, но и духовной преемственности от квалифицированного учителя. В противном случае живописцу вряд ли стоит браться за изготовление священного образа.

 

Качества покровителя искусств

Искусство иконографии предъявляет высокие требования не только к исполнителю, но и к покровителю. Согласно традиции, хороший покровитель искусств должен понимать ценность и важность работы, которую намеревается спонсировать, быть вежливым и терпеливым к собственной нужде, восхищаться творчеством художника и почитать тех, кто составляет ему компанию. Промедление не может разочаровать идеального спонсора и не изменяет его намерений. Будучи щедрым, он выполняет все свои обещания и испытывает радость от своей спонсорской деятельности, поскольку создание художественных произведений служит высоким целям, воспитывает благие достоинства и мудрость людей.

 

Школы и мастера

Руководствуясь этическими и эстетическими нормами древних буддийских традиций и опираясь на медитативный опыт великих практиков, тибетские художники к XVI веку создали самобытные школы живописи. Среди них основатели художественных направлений: Мэнри - Таши Гьяцо и Мэнла Дёндруп; Кхенри - Кхьенце Чинмо; Гадри - Микьё Дордже (Кармапа VIII) и Намка Таши; Мэнсар - Чёйинг Гьяцо и многие другие мастера, чьи стили впоследствии оказали влияние на всю художественную культуру Центральной Азии и Дальнего Востока.

Среди буддийских народов России распространение получили изображения школ Мэнри и Мэнсар. Они, как правило, экспортировались из Китая и Монголии, там же проходили обучение многие бурятские и калмыцкие художники. Однако следует отметить, что хорошие изображения не только в России, но и во всём мире - большая редкость. Тем не менее изучение, а порой и возрождение различных художественных искусств и ремёсел поддерживается сегодня интересом западных энтузиастов, расценивающих тибетскую художественную культуру как эталон чистоты буддийских традиций.

 

 Рассылка 'Буддизм сегодня'


Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com 
 


В избранное