Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Эффективная практика Дхармы в современном мире


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-05-29

Эффективная практика Дхармы в современном мире

Трунграм Гьялтрул Ринпоче


Об авторе:
Его Преподобие Трунграм Гьялтрул Ринпоче известен как излучение великого йогина Миларепы (1052-1135). Он родился в 1968 году в семье народности шерпа, в Непале, и был узнан 16-м Гьялвой Кармапой как перерождение великого мастера Трунграма Гьялтрула Ринпоче. Он был возведен на трон в Сиккиме (Индия), в течение восьми лет обучался в монастыре Румтек, затем продолжил образование в Институте высшего буддийского знания Наланда, по окончании которого в 1990 году получил звание мастера почетного первого класса. Трунграм Гьялтрул Ринпоче получил посвящения, передачи и наставления по Махамудре от совершенных мастеров, таких как 16-й Кармапа, Дилго Кхьенце и Гендюн Ринпоче.
Трунграм Гьялтрул Ринпоче проводит курсы и лекции по всему миру. В 1992 году он основал "Объединенный буддийский фонд Трунграм" - сначала в Непале, а впоследствии еще в нескольких странах. В настоящее время Гьялтрул Ринпоче продолжает научные исследования индо-тибетского буддизма и сравнительного религиоведения в Гарвардском университете.


 


Нужно ли нам становиться монахами или монахинями, чтобы практиковать Дхарму? Нужно ли нам проводить большую часть жизни в пещерах, подобно Миларепе? Обязательно ли медитировать беспрерывно в течение шести лет, следуя примеру Будды Шакьямуни? Или же можно эффективно практиковать, не меняя наш образ жизни?

Будда учил, что нужно приспосабливать Дхарму к тому месту и времени, в котором живешь. Таким образом, необходимо понять, что Дхарма отличается от культуры и традиции. Когда люди смешивают эти две вещи, возникает опасность. Из-за этой путаницы мы можем подумать, что Дхарма или Сангха не такая уж и великая, какой мы ее представляли, и можем впасть в уныние. Для практика очень плохо потерять мотивацию и преданность Дхарме. Своих учеников я учу говорить: "буддизм в Тибете", "буддизм в Китае" или "буддизм в Индии". Когда мы говорим "тибетский буддизм", "китайский буддизм" или "индийский буддизм", мы смешиваем культуру с учением Будды. Будда сказал, что Дхарма приспосабливается к местной культуре, но это не меняет сам буддизм. Буддизм остается таким же, как всегда.

В линии Карма Кагью есть такой пример: Наропа был учителем из Индии, а его ученик Марпа - из Тибета. Наропа передал Марпе учение и знания, но не передал культуру и традиции своей страны. Наропа не просил Марпу носить индийскую одежду или вести себя подобно индийцу. Он только хотел, чтобы тот понял истину, достиг Просветления. Таким образом, Наропа носил индийскую одежду, а Марпа одевался как тибетец. Всем изучающим Дхарму необходимо знать и принимать во внимание то обстоятельство, что культура или традиции и сама Дхарма - это две разные вещи, и что мы должны изучать именно Дхарму.

Чтобы эффективно практиковать, нам следует мудро распорядиться своим ограниченным временем. Подобно тому как мы по-разному одеваемся летом и зимой, практика во времена Будды или Миларепы отличается от практики в современном мире. При условии правильной практики, времени, которое у нас есть в повседневной жизни, достаточно, даже если его меньше, чем у практиков прошлого. Как бы то ни было, наша практика должна быть усердной.

Чтобы эффективно практиковать, нужно привести в соответствие различные виды практики, например, чтение мантр, медитацию, изучение и т.д. Следуя буддизму Ваджраяны, мы делаем практику Йидама, повторяем мантры, но мы также должны уделять время медитации без мантр. Мы изучаем Дхарму задавая вопросы, слушая поучения и читая книги по Дхарме. Учитель дает нам верное направление в отношении того, как практиковать и как отличать полезное от вредного. Учитель - это тот, кто указывает нам правильный путь. Он не дает нам Освобождения, но, скорее, показывает пример его. Если мы правильно практикуем, мы непременно достигнем Освобождения, потому что у каждого живого существа есть Будда-природа.

Есть два основных способа практики Дхармы: накопление знания, понимания истины, и накопление дел. Понимание в данном случае означает понимание того, что Дхарма нам нужна как лекарство от страданий. Но это еще не все. Я часто встречаю людей из разных мест, которые говорят, что один вид Дхармы превосходит другие. Верно это или нет, но главное другое: подходит ли этот вид Дхармы конкретному практикующему. Самый подходящий вид и есть самый полезный, лучший и, соответственно, высший вид Дхармы. Является практика правильной, высшей или нет - зависит от человека и обстоятельств.

Будда сказал: "В зависимости от своего возраста будь хорошим сыном или дочерью, хорошим мужем или женой, и будь хорошим родителем". Прекрасно быть монахом или монахиней, если это дает нам больше времени и возможности практиковать и учиться, но нам следует посмотреть, в каких условиях мы находимся прямо сейчас. Если мы ответственны за кого-либо, то лучшая практика - это выполнять свои обязанности и практиковать Дхарму, насколько это возможно. Неважно, какой шаг мы делаем, важно сделать его правильно. Если мы просто убегаем от своей ответственности - это неправильная Дхарма.

Нет необходимости что-либо менять или подготавливать, прежде чем приступить к практике Дхармы. Мы можем начать там, где мы находимся прямо сейчас, не откладывая на завтра. Практикуя Дхарму, мы можем совершить ряд ошибок, например, нарушить или повредить обет, будучи не в силах отбросить наши давние пристрастия. При этом в нашем уме остаются негативные впечатления, или "плохая карма". Может возникнуть вопрос: нужно ли из-за этого прекращать практику? Как бы то ни было, понятно, что ошибки возможны. Вместе с намерением практиковать Дхарму и помогать существам появляется и риск совершить ошибку. Нас должно заботить окончательное видение, или цель. Даже совершая некоторые ошибки, мы не должны падать духом. Мы можем продолжать быть полезными для других, добрыми и сочувственными, потому что у нас положительное видение. Если наше окончательное видение положительное, не важно, совершаем ли мы какие-нибудь небольшие ошибки, ведь мы все равно желаем учиться и стараемся. В практике Дхармы у нас должно быть широкое видение. Очень важно об этом помнить. Даже совершая ошибки, мы должны подбадривать себя, размышляя над тем, как всё-таки мы успели измениться до сих пор.

Существует два вида ошибок. Первый вид - это действие, которое по своей природе является дурным. Второй вид - нарушение обета. Например, убийство относится к первому виду ошибок. Даже если мы не давали обет не убивать, само по себе убийство причиняет вред другим и вызывает страдание. Вот почему оно по своей природе отрицательно. Но если мы даем обет воздержаться от алкоголя и нарушаем его, то это создает второй тип плохой кармы. Когда мы даем обет, накапливается много хорошей кармы, но если мы его нарушаем, образуется плохой осадок. Значит, нам нужно воздерживаться от совершения этих двух видов ошибок, особенно от ошибок первого вида.

Лучшая практика в Дхарме - это практика Бодхисаттвы. Поэтому нет ничего более разрушительного, чем злость и ненависть. Великий мастер Шантидева учил, что эмоции, создающие самую плохую карму - это злость и ненависть, т.к. они идут вразрез с Бодхичиттой и создают наихудшие впечатления в наших умах. Поэтому так важно практиковать любящую доброту и сочувствие.

В Дхаммападе говорится, что колеса повозки катятся за лошадью. Подобно этому наши поступки следуют за умом, как тень. Таким образом, ментальный самоконтроль очень важен. Когда мы практикуем Садхану, то всегда первым делом принимаем Прибежище и пробуждаем Бодхичитту ради блага всех живых существ. В конце практики мы посвящаем всю возникшую от неё пользу всем живым существам. Это нечто вроде часто выполняемой нами тренировки ума.

Далее следуют десять благих действий, которые мы совершаем в повседневной жизни:

1. Щедрые поступки, совершаемые в силу наших возможностей.

2. Этика, соблюдаемая в соответствии с обстоятельствами, в которых мы находимся. В зависимости от нашей роли, мы выполняем обязанности перед семьей, будучи хорошим сыном или дочерью, супругом или родителем.

3. Медитация, которая нужна нам как духовная пища. У всех нас есть врожденная способность медитировать, позволяя уму покоиться в спокойном состоянии. Начинающие часто не осознают, что они на самом деле медитируют. Если бы мы не обладали такой способностью, мы обнаружили бы, что находимся во власти постоянной растерянности. Однако каждый обладает способностью оставаться в таком состоянии спокойствия. Научиться продлевать этот опыт спокойствия мы можем в медитации.

4. Прибежище в Будде, Дхарме, Сангхе - Трех Драгоценностях.

5. Служение Трем Драгоценностям или кому-то, кто добр к нам либо важен для нас, как, например, наши родители. Это включает в себя социальную активность, приносящую пользу живым существам. Мы восхищаемся Прибежищем и почитаем его как объект наивысших качеств, чувствуем доброту к родителям и сочувствие к нуждающимся. Мы помним доброту Будды и стремимся делать то же самое.

6. Посвящение результатов всех наших положительных действий, слов и мыслей благу всех живых существ, чтобы все, что мы делаем, совершалось бы с хорошей целью.

7. Радость, практикуемая в качестве противоядия зависти. Мы развиваем способность от всего сердца радоваться благим действиям других, равно как и нашим собственным. Мы радуемся положительным действиям других и делаем сильные пожелания, чтобы мы тоже были способны совершать такие действия. Карма очень индивидуальна. То, что говорят или делают другие, не повлияет на нашу собственную карму, если только мы на это не отреагируем. Поэтому нам не следует обращать внимания на негативные высказывания других.

8. Слушание поучений и чтение книг по Дхарме - это один из трех источников мудрости, а также первый шаг к пониманию истины. Чтобы правильно медитировать, нам нужно размышлять, а для этого необходимо слушать поучения и читать книги по Дхарме.

9. Обучение других правильному взгляду. Нужно делиться нашими знаниями с другими, если им это интересно, помогать им понять истину. Мы помогаем другим утихомирить злость и ненависть и быть счастливыми.

10. Исправление ложных взглядов. Например, если кто-то говорит, что хочет бросить практику Дхармы, мы не игнорируем его, а делимся знанием и помогаем ему преодолеть непонимание.

Буддизм предназначен для всех, не только для "буддистов". Раса или пол не могут быть препятствием для буддийской практики. Все в какой-то степени испытывают страдание, и поэтому есть насущная потребность в буддизме. Слово "буддист" не важно, но послание Будды очень важно. Таким образом, необходимо читать больше книг по Дхарме и слушать больше поучений для того, чтобы мы могли делиться нашим знанием с другими и помогать им.

Перевод с английского - Анна Герасимова.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'


Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com 
 


В избранное