Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Поучения о Бардо - промежуточных состояниях. Часть 4.


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-07-21

Поучения о Бардо - промежуточных состояниях. Часть IV

Лопен Цечу Ринпоче (Родбю, 1992 год)


Часть 4: Бардо становления


В настоящее время все те, кто практикует в жизни и получил результаты, уже освобождены от четвёртого вида Бардо. Стоит напомнить, что существует три уровня способностей: высший, средний и низший. Люди со средними и высокими способностями уже достигли к этому времени Освобождения или Просветления. Люди с низкими способностями - выполняющие практику, однако пока не способные познать природу ума такой, какова она есть - проходят короткий опыт Бардо, но не могут еще от него освободиться. Привычка практики, которую они развивают, будет им напоминать, что делать в данный момент, равно как и о самой возможности Освобождения.

Подобно брошенному мячу, который быстро касается стены и сразу от неё отскакивает, практикующих бросает в запутанность четвёртого Бардо, откуда благодаря сильной привычке практики они тотчас выходят. У них есть карма получения опыта этого Бардо, но не пребывания в нем и не прохождения его страданий.

«Бардо Становления», длящееся до момента нового зачатия, - это период запутанности, возникающей в том случае если природа ума не познана до разделения тела и ума. У людей с некоторым стажем практики этот опыт короткий - до их Освобождения. Но для людей, которые даже не практиковали и никогда не получали указаний о том, что делать в Бардо и во время умирания, всё достаточно сложно. Собственно говоря, не так-то просто будет кому-то другому сделать для них Пхову и помочь им таким образом переправить сознание. В любом случае они испытают часть этого Бардо.

После того как белая эссенция отца и красная энергия матери соединятся в сердечном центре, проявится ясный свет ума. Если мы не сможем его распознать, то на смену ему придут очень сильные переживания. Мы впадаем в панику и часто даже теряем сознание. К этому времени тело и ум разделяются. Всё происходит очень ярко и сильно, и если это познать таким, как оно есть, то можно освободиться. Если же нет, то этот момент представляется ужасным и проявляется как очень сильный шум и очень яркий свет. Мы не понимаем что это, и, кроме того, это такое сильное переживание, что в нем невозможно находиться и хочется убежать. Это период, когда ум покидает тело через его отверстия, если перед этим не была сделана Пхова. Белая и красная жидкость, соответствующие отцовской и материнской эссенциям, теперь вытекают наружу.

В этот момент мы можем пережить даже приятные вещи, например, опыт высших сфер бытия. Но точно так же мы можем поддаться панике: видеть их неправильно, и тогда всё предстанет действительно ужасным. Причем настолько, что мы попытаемся убежать. Так начинается новое существование в обусловленном мире. На основе привычных тенденций в уме снова строятся структуры, которые формируют существование в Самсаре. Под воздействием собственной кармы начинается формирование «умственного тела».

В пояснениях по Бардо Умирания речь шла о том, как растворяются различные внутренние ветры и элементы во время умирания. Когда соединяются обе эссенции, исчезают все состояния ума, которые связаны с беспокоящими эмоциями. Весь процесс протекает теперь в обратном порядке, всё начинает заново формироваться. Если мы не можем познать природу своего ума, сначала возникает «ветер неведения». Затем следуют ветер жизни, ветер огня, воды и земли. Так же как растворялись различные элементы во время смерти нашего физического тела, теперь на основе этих ветров снова строится наше «умственное тело».

С его возникновением снова всплывают 7 состояний ума, связанных с глупостью всё начинается сначала, с неведения. Из него затем возникают 40 состояний ума, связанных с желанием, затем 33, связанных с гневом. Таким образом, мы вновь возникаем в форме умственного тела, и когда элементы соединяются, возникает такое же привычное сознание, как и раньше. У нас есть опыт реального тела, хотя оно не физическое, а только умственное - другие существа в физическом теле не могут его воспринимать.

Это тело Бардо может «питаться» только запахами. Оно не может принимать пищу, если она не «посвящена» именно ему. Поэтому существуют различные возможности и ритуалы призывания существ Бардо и подношения им благословленной пищи. После этого они могут ее принимать и быть радостными и довольными. Иначе, они чувствуют еду, но не принимают.

В этом „умственном теле" ум обладает, в некоторой степени, ясновидением, и его восприятие острее, чем когда он в обычном теле. Это чисто ментальное тело и мы можем сразу же попадать в любое место, о каком бы только ни подумали, и отправляться в любую точку во вселенной. Однако есть два исключения: матка будущей матери и место, где Будда достиг Просветления, - Бодхгайя в Индии.

Единственные существа, способные воспринимать нас в этом состоянии, - это те, кто находится в такой же ситуации. Существа Бардо, имеющие в этот момент одинаковую карму, невидимы для существ из плоти и крови. А существа Бардо их видят, что может стать причиной многих страданий. Они могут также увидеть свой собственный труп, но тогда они не понимают того, что это именно их труп и что они уже умерли. Более того, они постоянно пытаются поговорить с партнером, детьми или семьей, которые на это не реагируют, что само по себе, конечно же, является шоком и сбивает с толку. Чем чаще близкие не реагируют, тем сильнее беспокоятся существа Бардо. В месте, где они бывали чаще всего, кто-то пользуется их вещами. Они возмущаются - но никому до этого нет дела. Иногда они серьёзно злятся, и всё больше отчаиваются, так как никакие попытки общения не удаются.

Поскольку тело Бардо не имеет белой отцовской и красной материнской эссенции ведь это не физическое тело - то умерший неспособен воспринимать Луну и Солнце. Они просто не появляются в мире Бардо, и существа скитаются в полном смятении. В этом состоянии существа также испытывают голод и жажду, и если им не «посвятят» питания, они так и останутся голодными и страдающими от жажды.

Как перо, их носит в разные стороны, куда подует ветер. Это очень хаотично и болезненно, так как ни над чем нет контроля, а всё происходит из собственной кармы. Основанием такой нестабильности является отсутствие физического тела, которое могло бы поддерживать определённый уровень восприятия, - всё происходит только в уме.

Поскольку нет защиты тела и, следовательно, нет контакта с физическим миром, они ищут место, где можно было бы остаться. Они отправляются к домам или пещерам, ко всему, что выглядит как пристанище. И они не видят вокруг никого, кроме других существ в таком же запутанном состоянии. Встречаются всевозможные существа в умственных телах: одни - из высших сфер, другие - из демонических, и ни у кого из них нет физического тела. Таким образом, они становятся всё более отчаявшимися, удрученными, пока наконец не приходят в ужас от самой ситуации. Всё становится одним большим кошмарным сном. Умерший не может также никак уяснить, что же на самом деле происходит, потому что всё меняется очень быстро.

Сильные впечатления возникают также в момент, когда вновь соединяются элементы. Возникновение элемента земли воспринимается так, будто мы оказываемся раздавлены между горами или огромными домами, будто на нас лежит какая-то тяжесть. От появления элемента воды возникает переживание, что нас захватило потоком и огромными волнами. Когда снова появляется элемент огня, создается впечатление, что мы сгораем посреди огромного пламени, как если бы мы были в доме, и его неожиданно охватило огнём. Проявление элемента воздуха похоже на то, что мы вдруг очутились в эпицентре бури. Так проявляются все элеменеты - очень резко, и мы не выдерживаем силы этого переживания, нас охватывает страх. Мешающие эмоции - неведение, желание и гнев - воспринимаются так, как если бы нас бросили в белую, красную или чёрную бездну. Мы переживаем ледяной шторм с градом из крови и гноя, который более ужасен, чем что бы то ни было здесь, в обычном мире. Это очень болезненно и может привести к появлению видений определённого вида демонов, охотящихся за нами. Это очень страшный опыт. Такие параноидальные видения особенно сильно испытывают люди, которые много убивали в жизни - рыбаки, мясники, охотники. Эти видения переживаются ими так, будто за ними гонятся другие существа и желают их смерти.

В среднем это промежуточное состояние длится 7 недель, но не обязательно. Мы можем быстро достичь Освобождения, а значит, испытать меньше страданий. С другой стороны, длительность этого состояния может превышать 7 недель; некоторые существа проводят в Бардо месяцы или годы.

Когда человек умирает, в течение семи дней проводятся специальные ритуалы с пожертвованиями - чтобы помочь ему. Дело в том, что на основе кармы каждые 7 дней всё переживается заново: умерший повторно переживает опыт смерти и всех последующих страданий. Когда пройдена половина Бардо, в уме проявляются кармические впечатления и происходит становление нового кармического рождения. Это переживается как появление Владыки Смерти - своего рода судьи перед нами. Он взвешивает чёрные и белые поступки. Это момент истины всего нашего поведения в жизни. В результате формируется карма новых впечатлений. Комбинация привычных образцов и мешающих эмоций притянут нас к разным возникающим здесь светам.

Если наша карма позволяет родиться богом, мы видим бледный белый свет, с кармой полубога - красный, человека - голубой, животного - зелёный и голодного духа - желтый. Если мы обладаем кармой для страданий в мирах паранойи, то к этому времени, так или иначе, мы уже там. В этом случае Бардо почти не переживается, но происходит быстрое падение в адские миры. Карма позволяет умершему смотреть только на неяркие лучи света. Свет мудрости также присутствует всё время, но он слишком ярок, и умерший не осмеливается взглянуть в его направлении. Он обращает взор лишь к другим видам света, устремляясь к одному из них в зависимости от своей кармы.Так на самом деле переживается этот вид «страшного суда». Происходят видения чёрных демонов и белого бога. Там представляются все деяния и дальнейшая судьба определяется качеством преобладающих поступков. Если позитивной кармы собрано больше, чем негативной, то мы идем дальше по пути Освобождения. Затем мы можем очутиться в высших мирах или снова переродиться человеком, практиковать и, наконец, выйти на путь к Просветлению.

Но если преобладают негативные действия, результатом может быть падение в низшие сферы. Это означает, что шанс собрать хорошую карму очень мал, поскольку в низших формах существования практически нет возможности сделать что-нибудь позитивное и заложить семена к Освобождению. Все обстоятельства там неблагоприятны.

Есть история, показывающая, насколько важны наши действия, потому что даже самое маленькое действие может дать свой результат, которого будет достаточно, чтобы развиваться на пути.

Во времена Будды жил один человек, который хотел отказаться от мира и изучать Дхарму и потому решил стать монахом. Он пошёл к ученику Будды Ананде и попросил у него посвящения в монахи. Ананда обладал ясновидением и ответил, что у этого человека нет соответствующей кармы для такого посвящения. Его позитивная карма позволила ему переродиться человеком, но теперь она исчерпана. А значит, у него не осталось позитивной кармы, а оставшаяся негативная не даёт другого пути, как только вниз. Таким образом, Ананда отказался дать посвящение этому человеку.

Тогда он пошёл к другим Учителям, которые также были Архатами, как и Ананда в то время, но все они говорили то же самое. Наконец, об этом человеке кто-то сказал Будде и спросил, что для него можно сделать. Будда, конечно, обладал более ясным видением, чем Архаты и увидел, что у этого человека есть ещё одно позитивное семя. В одной из предыдущих жизней он был свиньей и валялся в грязи там и здесь. Однажды эта свинья была вблизи Ступы, и оказалось, что она оббежала вокруг неё. Это было единственным позитивным впечатлением в уме этого человека. И Будда сказал, что этого достаточно, чтобы иметь возможность идти по пути и развиваться. И так этот человек получил посвящения и приступил к практике.

Эта история показывает, что всё, что мы делаем, имеет значение. Даже мелочи принимаются в расчет, а это означает, что никакое действие никогда не бывает слишком маленьким для того чтобы совершить его или же от него отказаться. И если мы не способны на очень большие позитивные дела, важно просто делать то, что необходимо, а не игнорировать или считать неважным всё, что нам кажется мелким и незначительным. Тренируйтесь также делать самые маленькие позитивные поступки и отказывайтесь от мельчайших негативных. Конечно, можно подумать таким образом: а почему нельзя что-то делать, что не совсем правильно, если это небольшое дело? Но лучше не принимать подобных рассуждений, так как даже самое маленькое негативное действие имеет свой вес. Мы должны это сознавать, делать хорошее и отказываться от негативного. Только благодаря накоплению позитивных впечатлений у нас есть шанс развиваться и достичь Освобождения и Просветления. Это единственный выход.

В различных мирских вопросах мы прилагаем много усилий для достижения своих целей, а в отношении Дхармы пасуем даже перед небольшими трудностями. Но это совершенно ошибочно. Что нам действительно нужно, так это углубиться в практику Дхармы, проявлять в ней усердие и не слишком много энергии тратить на недхармические замыслы. Иначе мы будем напоминать в своих действиях сумасшедшего, бросающегося в реку.

Последующие пояснения текста Целе Нацог Рангдрёла касаются монахов, лам и учителей. Он говорит, что сейчас они учат словам Будды, но смысл в том, что и они должны отказаться от мешающих эмоций. Если кто-то из них ещё не сделал этого, то быть учителем пока рано, поскольку эмоции будут становиться только сильнее. Эту ситуацию можно сравнить с укутыванием трупа в шелка. Это признак того, что Учение Будды угасает, как закат солнца. Но эти поучения имеют смысл не для вас, а для таких учителей, как я.

Следующий совет в тексте: несмотря на то, что наша жизнь течет подобно воде горного ручья, мы по-прежнему думаем, что мы сможем оставаться здесь ещё 100 лет. Мы относимся ко всему так, как если бы оставались здесь навсегда. Но полезнее было бы думать, что мы можем умереть в любой момент и, вполне вероятно, что уже очень скоро. Мы запутываемся во многих делах, требующих слишком много времени, которого у нас нет: делаем всё, чтобы нравиться людям, чтобы они считали нас важными; собираем богатство из страха, что позже его будет недостаточно, и в старости мы будем голодать; изучаем кучу вещей и в том числе Дхарму только потому, что хотим что-то узнать или хотим прославиться своими познаниями, а не для того, чтобы приносить пользу людям. Вот дела, на которые не стоит тратить время. Самая полезная и значимая практика, которую мы можем делать, это учиться понимать, что эта жизнь - только иллюзия. Всё проходит как во сне и не имеет независимой реальности. На этой основе развивается понимание Махамудры, которое по-настоящему важно.

Собственная практика Бардо Умирания - это понимание того, что смерть как таковая только концепция, мысль. Когда она придёт, мы должны будем уметь поступить с ней так же, как и с другими нашими концепциями и мыслями, а именно, дать ей раствориться в самой себе.

Для Бардо Ясного Света мы должны знать, что следует отказаться от неизменно двойственного взгляда на вещи: плохо - хорошо, хочу - не хочу.. Это Бардо является истинной природой нашего ума, неотделимой от состояния истины. Состояние истины находится вне категорий - это не разделение на нравится и не нравится, а совершенное состояние как таковое. Отказ от всех этих крючков и концепций собственно и является практикой, связанной с этим состоянием Бардо.

Практикой для Бардо Становления является понимание того, что всё, что происходит, - будь то Самсара или Нирвана - происходит в уме. Всё имеет природу мудрости, является в сущности пустотой и само по себе совершенно - то есть не отличается от трёх Будда-состояний.

Но мы не знаем этого, не видим и потому скитаемся по различным Бардо. А значит, мы должны всё, что происходит, стараться видеть тем, чем оно является, а именно выражением мудрости. Это также означает, что все наши впечатления не следует блокировать, стремясь их удержать. Вместо этого мы должны оставлять их такими, какие они есть, и пытаться понять их истинную природу. Поступая таким образом, мы больше не запутаемся в иллюзиях. Для того чтобы не поддаваться иллюзиям, нам нужны указания. Для этого нам необходим Учитель, который сможет дать нам методы. А затем мы должны их использовать для блага других.

Автор Целе Нацог Рангдрёл говорит в конце текста, что все поучения о Бардо даны им, хотя он сам и не обладает особыми качествами. Основанием для этого явились многочисленные просьбы учеников дать разъяснения относительно того, как можно выделить в общем существовании различные Бардо, и рассказать о действенных методах тайного Алмазного Пути.

Он говорит, что не очень много знает, не занимался изучением и размышлением об изученном, но всё же составил этот текст. Есть много важных книг великих учёных и мастеров, которые сейчас где-то лежат без пользы. Никто в них не заглядывает, и только птицы используют их бумагу для постройки гнёзд. И поскольку существуют такие труды, то нет никакого толку от того, что написал ещё одну книгу такой невежда, как он. Кто станет её читать? То же самое касается меня, Цечу Ринпоче. Есть очень много разных Учителей, которые знают гораздо больше, чем я. И что за польза от того, что я здесь объясняю этот текст?

Тем не менее, автор не хотел расстраивать тех, кто обратился к нему с просьбой, и поэтому дал эти пояснения настолько хорошо, насколько мог - ведь у него были очень хорошие Учителя. То, чему у них научился, он изложил в этом тексте. Меня, Цечу Ринпоче, также очень просили пояснить этот текст. Хотя у меня нет достаточной квалификации, я сделал это с хорошей мотивацией и желанием помочь.

В конце текста выражено также пожелание, чтобы всё хорошее из этих поучений после очищения от всевозможных ошибок могло принести пользу существам. Пусть оно поможет вам на пути к Просветлению и Освобождению из Самсары. Пусть также остаётся и распространяется в мире Учение Будды, чтобы все существа получали от них пользу.

Целе Нацог Рангдрёл, составивший этот текст, практиковал как Махаати, так и Махамудру. Сам он был Кагью, но пояснения по Бардо дал с точки зрения Махаати (основного учения школы Ньингма), потому что общие поучения касательно Бардо связаны, прежде всего, со школой Ньингма.

Перевод с немецкого: Наталья Ильина 

 Рассылка 'Буддизм сегодня'


Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com 
 


В избранное