Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Буддийское Прибежище


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-07-31

Буддийское Прибежище

Карола Шнайдер


Каждое существо в мире ищет счастья, но большинство людей ищет его во внешних вещах - в славе, карьере, партнерстве, и т.д. Нельзя отрицать тот факт, что все это приносит нам удовольствие, но как только соответствующие условия исчезают, эти источники счастья также прекращают свое существование. Следующая статья является отрывком из лекции, прочитанной Каролой Шнайдер во время курса Ламы Оле Нидала в Сан-Франциско в 1995 году. На курсе присутствовало более 400 человек из Соединенных Штатов и Европы. Каролу Шнайдер, которая является ученицей Ламы Оле Нидала с 1979 года, попросили дать короткую лекцию о значении Буддийского Прибежища.

Принятие Прибежища - это то, что делают все существа. Это наш поиск счастья, защищенности, чего-то надежного. Для буддистов принятие Прибежища является постоянной практикой; это больше, чем просто церемония, произошедшая однажды. Точнее, это подобно тонкой нити, тянущейся вдоль нашей линии жизни. Принятие Прибежища - это вступление в буддийскую практику. Есть четыре уровня Прибежища: внешний, внутренний, тайный и абсолютный. Эти уровни соответствуют углублению нашего понимания.

Внешнее Прибежище принимается во всех буддийских традициях. Это Прибежище в Будде, просветленном, в Дхарме, буддийских поучениях, и в Сангхе, практикующих. Это Три Драгоценности, и, поскольку наше желание счастья велико, то принятие Прибежища в них подобно нахождению драгоценности, исполняющей желания. В этом смысле принять Прибежища в Будде означает понять историю его жизни, что дает нам большое вдохновение на нашем пути. Что заставило молодого принца Гаутаму решительно отказаться от королевской жизни? Он сделал это потому, что глубоко понял непостоянство - факт, что все обусловленное в конечном счете распадется на части. Благодаря этому пониманию он настойчиво искал нечто не обусловленное, что позже он объяснял как истинную природу нашего ума. На тибетском языке слово "биография" звучит "нам тхар", что буквально означает "полное освобождение". Изучая истории жизни различных просветленных мастеров, мы можем понять, какие бывают шаги на буддийском пути.

До просветления Будда был обычным человеком. Как мы с вами. Подобно ему, нам необходимо спросить самих себя, чего мы хотим от жизни, какие у нас цели, и что мы хотели бы создать. Иначе наша активность не целенаправленна. Наилучшим взглядом в нашей практике является желание освободить всех существ от страданий и дать им величайшее счастье, переживание истинной природы ума.

Принимать Прибежище во второй драгоценности, в Дхарме, означает не причинять вреда другим существам и использовать средства, которые давал Будда. Поскольку он давал много разных методов разным ученикам, существует большое разнообразие искусных способов "приручить" наш ум. Можно понимать этот широкий ряд методов как большую аптеку. Нам не нужны все лекарства подряд; мы должны использовать лишь то, что поможет при нашем заболевании.

Третья драгоценность - это Сангха. Иногда Сангха объясняется как практикующие, которые уже достигли уровня освобождения. Но те друзья, с которыми мы встречаемся и работаем вместе в наших центрах, тоже очень важны на нашем пути. Как развиваться без друзей на пути и без центра, куда мы можем приходить? Собираться и практиковать вместе очень ценно. Мы можем работать вместе, учиться друг у друга и таким образом развивать наши качества и что-то узнавать о своем поведении. Люди в центре как зеркало отражают наши недостатки, и поэтому нам легче справиться с собой.

Внутренний уровень Прибежища связан с Алмазным Путем, практикой Ваджраяны. Это Прибежище в "Трех Корнях", которыми являются Лама, Йидамы (Будда-аспекты) и Защитники. Лама является источником благословения, Йидамы - источником качеств, а Защитники - источником активности.

Что значит "благословение"? Это способность Ламы показывать нам моменты прозрения - моменты, когда мы можем смотреть сквозь завесы, покрывающие наш ум, и видеть невидимое. Это возможно только потому, что у всех нас есть природа Будды. Учитель не показывает нам что-то новое и не дарит это прозрение. Мы можем ощутить истинную природу нашего ума благодаря соединению нашей личной открытости и благословения учителя. Учитель открывает двери, и мы удивляемся. На самом деле, учитель много обещает, когда дает Прибежище. Он обещает вести нас на пути и использовать все свое мастерство для освобождения нас от страданий.

В самом начале принятие Прибежища для нас подобно подарку, который мы можем принять или отвергнуть. Будда Шакьямуни сказал: "Я показал вам методы, ведущие к освобождению, но знайте, что ваше освобождение зависит от вас самих". Искусные методы учителя воплощены в Йидамах. "Йи" означает "ум", а "дам" значит "связь".

Слушая лекции моих учителей, я часто спрашиваю себя, как я ответила бы на определенные вопросы. В большинстве случаев мои ответы были бы другими. Здесь можно увидеть разницу между учителем и учеником. На уровне освобождения полностью развито не только сочувствие, но также и мудрость. Это значит, что ответ дается в соответствии с потребностью ученика. Иногда учитель проявляет себя сочувственно, иногда радостно, иногда как мирный, иногда как гневный. Все эти качества воплощены в разных Будда-аспектах, Йидамах. Защитники выглядят очень гневными. Они символизируют просветленную активность. С их благословением любой опыт становится шагом на пути. Они окружены пламенем и держат все виды оружия. Это означает, что они отсекают негативные эмоции. В их руках - черепа, из которых они пьют кровь эго. Когда мы принимаем Прибежище в Йидамах или Защитниках, нам не следует думать, что это нечто отдельное от нас. Старайтесь воспринимать их как выражение ума Ламы, который не отделен от нашего собственного ума. Так выражает себя ум, являющийся пустотным и ясным одновременно.

Теперь мы подошли к тайному смыслу Прибежища. Здесь мы понимаем, что лама является сутью Прибежища. Его ум - Будда, его речь - Дхарма, и его тело - Сангха. Поэтому в Алмазном Пути медитация на Ламу, Гуру-йога, так важна. Среди рукописей существует много источников, указывающих на важность этой практики, где мы просим посвящения Ламы или благословения, затем растворяем его, и ум Ламы сливается с нашим. Джамгён Конгтрул Лодрё Тхайе, известный мастер XIX столетия, сказал: "Если благословение учителя соединится с открытостью ученика, ты встретишь свой ум как старого друга". В этом контексте мы учимся видеть Ламу как Будду. Легко призывать других воспринимать учителя как Будду, но трудно это делать. На самом деле, способность это делать пропорциональна нашему внутреннему развитию. Для начинающего важнее сначала проверять качества учителя. Нам трудно судить, насколько он просветлен или нет, но мы можем наблюдать за его сочувственностью, смотреть, как настойчиво он работает для блага других и имеют ли его поучения смысл для нас. Если мы достаточно тщательно проверили учителя, мы можем попросить у него Прибежища, что является началом нашего развития. Принимая Прибежище, мы устанавливаем связь со всеми Буддами. Мы начинаем удалять завесы, которые затемняют истинную природу ума, и постепенно понимаем, что настоящий Лама есть наш ум. Во время церемонии Прибежища состригается немного волос. Это выражает наше желание идти по стопам Будды Шакъямуни.

Если мы понимаем, что не отделены от Будды, от нашего учителя, это и есть абсолютный смысл Прибежища. Логически рассуждая, мы видим, что ничто на самом деле не существует, даже наш ум. Но, двигаясь в одиночку, мы не сможем понять истинную природу ума. Нам нужно прямое и ясное восприятие нашего ума. Иначе это подобно попыткам описать вкус банана, но никогда его не попробовать. Абсолютное Прибежище есть наш собственный ум. Это единственная вещь, на которую можно положиться. Ум описывается как пустотный, но одновременно ясный.

Не находясь внутри, не находясь снаружи,
осознавание проявляется само по себе,
широкое, как небо,
вне измерений, вне направлений,
вне ограничений -
это провозглашает полную открытость:
пространство неотделимо от осознавания.
вне рождения, безграничное пространство
феноменов проявляется подобно радугам,
совершенно прозрачное.
чистые и нечистые сферы, Будды и
живые существа
видятся как великолепные и благородные.
...
покоиться денно и нощно в этом состоянии,
с легкостью достичь этого состояния -
вот в чем радость.
Эмахо!


(Шапкар, "Путешествие к Просветлению")

В буддизме у нас есть эффективные методы, и нет сомнений, что тот, кто их практикует, сможет достичь Просветления.

Обычно все принимают Прибежище в чем-то. Одни в мерседесах, другие в своих семьях, в богатстве, сообразительности, молодости и т.д. Но если поискать что-то продолжительное, что-то вне "прихода и ухода", то можно довериться только нашей Будда-природе. Все остальное исчезает.

Мы можем спросить себя, "почему так много уровней Прибежища"? Почему не объясняется лишь абсолютный уровень? Причина в том, что мы не можем понять абсолютную истину без прочной основы. Поэтому мы ступаем вперед шаг за шагом, практикуясь в буддизме. На деле это означает сначала делать медитацию Прибежища - повторять мантру Прибежища 11 000 раз. Посредством этих ежедневных повторений понимание опускается из головы в сердце. Затем мы можем делать четыре основополагающие практики, во время которых мы развиваем в своем уме желание освободить всех существ от страданий, затем очиститься от физических, речевых и умственных завес и, наконец, после построения прочных позитивных впечатлений в своем уме, мы медитируем на Ламу.

Я надеюсь, после всего сказанного у вас появится больше вдохновения для более усердной практики. Новички могут начать с медитации Прибежища, которая доступна в наших центрах.

Перевела с немецкого Ирина Пасека 

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное