Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Римлянам, 5:1-21: Плоды оправдания. Христос и Адам. / 28.III.09 сб



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Суббота, 28 (15) марта 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередных источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками, и примечаниями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

 

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — текст 15: из Послания ап. Павла Римлянам, 5:1-21.

Этот текст в других переводах и комментарии к нему:

Ком-
мен-
та-
рии:
к книге:
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском
к гл. 5 из 'Брюссельской' Библии

Любовь – существо Бога и жертва Христа как образ любви

Представленные ниже тексты (15-18) раскрывают новозаветное учение о любви как о существе Божьем и о жертве Христа как об образе этой любви, которому призваны уподобится последователи Христовы. В первом тексте (Рим 5:1-21) апостол Павел говорит о том, как во Христе Бог доказывает свою любовь к согрешившему человеку, тем самым, открывая ему возможность спасения. Далее следует беседа Господа Иисуса с ученикамипо дороге в Гефсиманский сад накануне Его искупительных страданий, завершающаяся Его молитвой к Отцу (Ин 15:1-17:26). Именно здесь раскрывается сущность любви как жертвы. Иисус говорит ученикам о Своём единстве с Отцом в любви, обещая им Святого Духа, Который возвестит ту истину, что они обретут это единство с Отцом в Сыне. Затем следуют тексты, принадлежащие Иоанну, ученику Господа Иисуса. В 1Ин 2:28-3:24 говорится о любви, которая и обнаруживает в верящих во Христа детей Божьих. В свою очередь в 1Ин 4:7-5:6 в простых и безыскусных словах раскрывается учение о том, что Бог есть любовь.

 

Текст 15

Плодом оправдания по вере в Христа становится мир с Богом. Сказав об этом, апостол Павел в Рим 5:1-21 раскрывает глубину своего учения о Христе как о Новом Адаме. Его послушанием Богу было уврачёвано непослушание Адама, ставшее причиной смертности всех людей. Речь Павла здесь весьма эмоциональна, он говорит об очень важном для себя, восклицая: «дар благодати не таков как грех» (Рим 5:15). Четырежды он использует здесь синтаксическую конструкцию с наречием «тем более», призванную подчеркнуть, что Бог, действующий во Христе, сильнее греха и смерти, что и служит вечным спасением для всех верящих в Иисуса как в Господа.

 

 

Рим 5:1-21

Плоды оправдания

5 Итак, будучи оправданными по вере, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа1. 2 Через Него также мы получили по вере доступ к той благодати, в коей стоим и хвалимся в надежде на славу у Бога. 3 И не только этим хвалимся, но и страданиями, зная, что страдание вырабатывает выдержку, 4 выдержка – испытанность, испытанность – надежду. 5 А надежда не посрамляет, потому что в наши сердца через Святого Духа, данного нам, излита Божья любовь. 6 Ведь Христос, когда ещё мы были слабы2, в назначенное время умер за нечестивых. 7 В самом деле, вряд ли кто-нибудь станет умирать, пусть даже за праведника. Впрочем, за хорошего человека, может, кто-то и отважится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками3. 9 Поэтому оправданные теперь Его кровью4, мы тем более будем через Него спасены от гнева5. 10 Ведь если, будучи врагами, мы были примирены с Богом смертью Его Сына, то, примирённые, тем более будем спасены жизнью Сына. 11 И не только этим хвалимся, но и Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Него теперь мы получили примирение.

 

Адам и Христос

12 Потому как через одного человека в мир вошёл грех, а через грех смерть, и тем самым смерть перешла во всех людей, поскольку все согрешили6. 13 Ведь грех был в мире и до закона, впрочем, когда нет закона, он не зачитывается. 14 Тем не менее от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие ослушания Адама, которыйесть образ Того, Кому надлежит придти.

15 Но и дар благодати не таков как грех. Ведь если из-за грехопадения одного умерли многие, то тем более Божья благодать и дар по благодати из-за одного Человека Иисуса Христа явили своё изобилие для многих. 16 И дар не таков как грех одного согрешившего. Ведь суд за один грех привёл к осуждению, а дар благодати приводит к оправданию от многих согрешений. 17 Так что если из-за грехопадения одного смерть воцарилась через этого одного, то тем более получающие преизобильную благодать и дар благодати будут царствовать в жизни через одного Иисуса Христа. 18 Следовательно, как одно грехопадение послужило всем людям для осуждения, так и одно праведное дело служит для оправдания всех к жизни. 19 Ведь подобно тому как через непослушание одного человека многие сделались грешниками, так и через послушание Одного многие становятся праведниками. 20 Закон же пришёл позднее, чтобы умножить преступление7. Однако там, где умножился грех, явилась преизобильнейшая благодать, 21 чтобы подобно тому, как смертью воцарился грех, точно также праведностью воцарилась благодать для вечной жизни через Иисуса Христа Господа нашего.

 


1Итак, будучи оправданными по вере, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. – Этим высказыванием апостол Павел подводит итог своих прежних размышлений о том, что человек может быть оправдан перед Богом только своей верой, пример которой явил Авраам. При том, что мир с Богом, нарушенный грехом Адама, восстанавливается Христом, о Котором как о Новом Адаме далее говорит Павел.

2когда мы были ещё слабы - здесь в соответствии с традицией некоторых учителей закона под слабостью понимается неспособность человеческих ума и воли устоять перед различными соблазнами, подобно тому, как Адам не устоял перед прельщением со стороны змея (дьявола) стать «как Бог», помимо Бога (Быт 3:1-7), что неизбежно влечёт человека ко греху, т. е. к тому, что противно Богу.

3Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас… -В этом рассуждении апостола Павла явно просматривается аллюзия (отсылка) к готовности Авраама принести в жертву своего любимого сына Исаака в доказательство любви к Богу (см. Быт 22:1-19). Таким образом, Бог не только требует доказательства любви к Нему, но и Сам доказывает Свою любовь к тем, с кем Он вступил в завет, т. е. Аврааму и его потомкам.

4Его кровью – апостол Павел использует здесь характерное семит. выражение, означающее: Его смертью.

5от гнева – т. е. от Божьего наказания за грехи. Следуя благочестивому евр. обычаю, апостол Павел старается лишний раз не произносить имени Божьего там, где его читателям и слушателям это и без того было понятно.

6…поскольку все согрешили. – Ряд древних переводов и следующих их традиции переводов Нового времени в виду кажущейся неясности этого места предложили здесь смысловую конъектуру (вставку на основании догадки): …поскольку в нём (в Адаме) все согрешили. Эта конъектура имела цель сделать мысль апостола Павла более доступной пониманию. Между тем, эта мысль такова: первый человек – Адам нарушил Божью заповедь, чем лишил человечество возможности совершенного богоуподбления (его показателем и стала бы вечная жизнь), поскольку с тех пор каждый человек аналогично Адаму так или иначе согрешает, идя против воли Божьей, что делает его достойным смерти.

7Закон же пришёл позднее, чтобы умножить преступление – имеется в виду, что законодательство Моисея с его множеством предписаний и запретов обозначил многие случаи нарушением людьми воли Божьей, тогда как Адам нарушил всего лишь единственную заповедь о невкушении плода с дерева познания добра и зла (см. Быт 2:16-17).


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ – масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка.

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Ев. от Иоанна, гл. 4.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное