Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еврейский фронт: право на жизнь


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕВРЕЙСКИЙ ФРОНТ: ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал (Монтень)

С Б-й помощью

Выпуск №17

Оглавление

История сионизма

ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЕЖИ

(31 октября 1926)

Не знаю, сумею ли я оправдать выраженные здесь надежды, смогу ли я указать молодежи какой-либо иной путь, отличный от пути, который я указываю самому себе. Да и вообще мне кажется, что нет никакого различия между путем, по которому идет юношество, и путем, но которому идет вся остальная нация. Нет никакой разницы в функциях. Те же функции предназначены и старому, и молодому, бабушке и внучке. Но я рад, что в конце концов перед самым моим отъездом из Эрец-Исраэль, я смог встретиться с вами. Я, однако, надеялся, что наша встреча произойдет сразу же после моего приезда. В течение всей моей жизни в качестве общественного деятеля меня обвиняли в том, что я плохо влияю на молодежь, я подстрекаю и совращаю ее, поднимаю ее против родителей и воспитателей. И вполне возможно, что те, кто обвиняет меня в этом, правы. Перед тем как прийти в этот зал я пытался восстановить в памяти все мои встречи с молодежью, и я вспомнил, что да, действительно, так оно и есть: я всегда «портил» ее. Но мне также вспоминается, что великий Сократ был приговорен к смерти именно за то, что «дурно влиял» на молодежь Афин, И все великие, кому наше поколение и в подметки не годится – Галилео Галилей, Джордано Бруно, Байрон, Шелли, Гарибальди, – все они всегда обвинялись в том, что «совращали» молодежь и побуждали ее к протесту и бунту.

И все-таки, еще по дороге в Эрец-Исраэль, на пароходе, я думал, что здесь найду другую атмосферу. Там, размышлял я, есть педагоги, которых я помню с незапамятных времен, педагоги в полном смысле этого слова, стремящиеся создать новое поколение людей, обладающих широкой и всеобъемлющей душой. Они захотят, чтобы подрастающее поколение в Эрец-Исраэль смогло услышать и узнать обо всем, что происходит в еврейском мире; они откроют передо мной двери школ, по крайней мере двери старших классов. И я, приехавший в Эрец-Исраэль как представитель одного из течений сионистского движения, я думал, что они придут ко мне и скажут: «Расскажите нам, пожалуйста, так же, как рассказывают на уроках географии, литературы и истории, о чем Вы мечтаете, какие у Вас планы, какие надежды?» В мечтах этих, безусловно, был элемент наивности. Ну что ж, думал я, в конце концов эти педагоги в какой-то мере мои коллеги. Хотя я никогда не занимался преподавательской деятельностью, но тем не менее считал, что величайшая роль еврейского преподавателя заключается в распространении живого языка иврит. И в те времена, когда все вы были еще детьми, младенцами, я, в России, находился в одних рядах с теми, кто боролся за введение обучения на иврите для еврейских детей в этой стране. Я считал, что педагоги в Эрец-Исраэль вспомнят и примут в расчет этот мой вклад. В последнее время я занимался и другой воспитательной деятельностью. Я видел, что нет атласа. Посоветовавшись с педагогом-специалистом, мы составили атлас.

  Я думал, что педагоги дадут мне возможность прийти к вам. Но я ошибся. И я в свое время был учеником, и среди моих учителей большинство были не педагоги, а «чиновники от воспитания». Только один из десяти был настоящим педагогом. И в Эрец-Исраэль, как и в любой другой стране, есть те же два вида: педагоги и «чиновники от воспитания». Эти последние довольно быстро поняли, что в Эрец-Исраэль приехали не их коллеги, а люди совершенно чужие… и потому надежды мои не оправдались. Я уже решил было, что так и не встречусь с вами. Но вот благодаря тому, что какая-то часть молодежи подняла шум, мне была предоставлена такая возможность. Я исполню свой долг, покорюсь своей судьбе и еще раз «испорчу», «совращу». «дурно повлияю» на молодежь.

  В психологии воспитателя, даже самого хорошего, есть одно недопонимание. В каждом предрассудке всегда присутствует доля истины и доля заблуждения. Существует мнение, что в обязанности молодежи входит только подготовка к жизни, и молодому человеку не дано, и даже запрещено, вмешиваться в развитие событий. Юноша не знает, что хорошо, а что плохо, и лишь только тогда, когда он повзрослеет, созреет и познает правильный путь, лишь только тогда разрешено ему вмешиваться. Доля истины в этом есть.

Семилетний ребенок не может вмешиваться в ход жизни. И, возможно, семнадцатилетний юноша тоже не может. Но о чем, собственно говоря, идет речь? О жизни нормальной нации в нормальное время и в нормальных условиях. Молодежь готовится, впитывает какие-то факты, усваивает Чьи-то мысли, ранее уже обработанные в лаборатории общественного мышления. Но и в нормальном обществе, в Англии, Германии, Франции, отношение к молодежи меняется, когда наступает «ненормальное» время. В обычное время нет необходимости не только в ученике, но и в студенте, так как есть у них умудренные опытом политики. Но в исключительных случаях, например, во время войны, отношение меняется. Молодежь вступает в бой, она выступает в роли спасителя.

Мы видели это в последней войне. Кто спас честь наций? Восемнадцати-двадцатилетние, которым всегда говорили: «Не вмешивайтесь, пожалуйста», и на выборах им не было предоставлено право голоса. Но в «ненормальное» время молодежь проголосовала самым простым образом: она подняла руку – сила против силы. И для этого она была достаточно взрослой и зрелой. Но я спрашиваю вас: настоящий период в жизни нашего народа вообще и в Эрец-Исраэль особенно – нормальное это время или исключительное? Мне кажется, что исключительное, и ошибкой будет сказать, что ученик, даже ребенок, должен в данный период только готовить себя к жизни. В такой момент трудно сказать молодежи: готовьтесь, только готовьтесь! Но вместе с тем вы не можете уклониться от того, чтобы помогать своему народу, принимать участие в создании и строительстве страны. Это ненормальное, нездоровое состояние, но таково сейчас положение вещей.

  Но у меня имеются претензии и по отношению к этой подготовке. Молодежь, которой сейчас говорят: «Готовьтесь. Настанет время, и вы окажете нам помощь в борьбе», молодежь, которой мы даем все и для которой делаем все, – действительно ли она готовит себя к жизни? Я не знаю. Я задам этот вопрос вам. Вы учите историю, а в старших классах, вероятно, и социологические дисциплины И о течениях, существующих и в еврейском обществе, и в других обществах. Но я опасаюсь того, что главное забыто… я боюсь, что вы не готовитесь.

  И еще один вопрос я должен затронуть и «испортить» нравы. Еще будучи вдали от Эрец-Исраэль, я слышал, что среди местной молодежи есть «очень хорошая часть» и часть – любители скандалов. И эта часть использует разного рода лозунги в целях пропаганды. Возьмем, к примеру, «лозунг языка»: идет по улице человек и разговаривает со своей дамой не на иврите, а на каком-нибудь иностранном языке, подходит «хулиган» и мешает им, «морочит голову». Эти люди также пользуются лозунгом «сделано в Эрец-Исраэль».

Мне вспомнилось одно движение, движение суфражисток за равноправие женщин. Это происходило в Англии, у англичан, говорящих нам: тихо, нельзя кричать! Учитесь у них. Не знаете ли вы, что за «общественное спокойствие» господствовало тогда в Англии? Десять-пятнадцать лет тому назад женщины шли и демонстрировали перед парламентом; они вливали серную кислоту в почтовые ящики и сжигали письма, среди которых были важные документы и чеки и тому подобное; они вливали чернила в карманы Ллойд-Джорджа и Эсквита. Мне кажется, что наш уважаемый гость, полковник Вэджибур, тоже был среди тех, кто устраивал скандалы, а если я и ошибаюсь в данном случае, то уж Кэнворт точно был. В парламенте сейчас находится не менее ста бывших участников этих скандалов, да и в палате, лордов есть некоторные из них.

Среди них и женщины с титулом «леди» – такие аристократические женщины, как леди Панкхэрст, у которой есть уже внуки и внучки. Когда ее спросили, почему женщины использовали такую смешную форму войны, она ответила: «Все то время, когда наши противники утверждали, что вообще нет никакой необходимости в женском равноправии, и все время, пока проблема существовала на уровне дискуссии, мы принимали в ней участие, произносили речи, писали статьи, вели борьбу спокойно и с достоинством. Но потом у наших противников появились ответы. Они заявили: «Да, у вас, женщин, действительно есть право на равноправие, но это не срочно, Англия подождет еще несколько лет. Пока над удобно настоящее положение, зачем же менять его сейчас? Тогда леди Панкхэрст сказала: «Посмотрим, будет ли вам удобно, когда женщины покажут англичанину кто мешает». Когда он вставал утром и одевался, карманы его одежды были полны чернил, письма свои он не получал, не мог заседать в парламенте и издавать законы. И кто мешал? Англичане, англичанки. И, таким образом, выходит, что есть времена, когда невозможно сидеть тихо, и слова леди Панкхэрст нужно выполнять от начала до конца.

  Все то время, пока ведутся дискуссии, и вам отвечают отказом и аргументируют свои ответы, вы можете сопротивляться только силой своего мышления. Но если вам скажут, что вы правы, но мы не желаем это ваше право претворить в действие, поскольку это нам удобно и без этого, то тогда мы можем создать такую атмосферу, «чтобы удобно больше не было». Так нужно вести себя и в отношении проявления фанатизма во имя иврита, и в отношении «сделано в Эрец-Исраэль». Нельзя быть умеренными, но нужно знать меру. Так как и это точная наука. Нужно пользоваться известным планом в меру, и не всегда так поступают в Эрец-Исраэль. И не только молодежь делает это. Не смейтесь над тем, кто говорит на корявом иврите: он еще не выучил его как следует. А ведь на собрании делегатов, когда выступили там некоторые из моих друзей и произнесли свои речи на плохом иврите, над ними смеялись и подшучивали. Насмешки и издевки – это оружие скандала. Я видел, как ведут себя распространители английского языка. В Америке, например, человека учат английскому языку, а затем, когда он встанет и произнесет свою первую речь, ему будут аплодировать. И то же самое во Франции, в Англии и Германии; они будут радоваться каждому продвижению, так как они понимают, что приобрели новую душу; там они не скандалят. Здесь одна дама сказала мне: «Я бы говорила на иврите с большим удовольствием, но надо мной смеются». И я говорю вам: любой иврит хорош, ясен и чист. Любой иностранный язык – проклятие. Человек, который говорит запинаясь на иврите, не менее велик, чем Цицерон. Так аплодируйте тем, кто запинается, так как можете считать, что нашего полку прибыло. Когда придется встретится вам с «чиновником от воспитания», научите его, каким образом следует защищать язык. И если вы услышите, что я говорю на улице на иностранном языке, – бросьте в меня первый же камень!

  Я постараюсь ответить на вопрос: что вы собой представляете по моему мнению? Что такое молодежь? Молодежь – это не понятие возраста, как нельзя сказать, что весна – это еще не созревшее лето. Молодость – это нечто другое: особый огонь, особое электричество. Отсюда не следует, что если у человека седина на висках, то он не относится к молодежи. Поскольку Нордау всегда был молод, и Герцль, умерший в возрасте сорока четырех лет, был молод, и Гарибальди, и Данте были молоды. Молодежь – это пружина рычага, предназначенная для того, чтобы приводить в действие механизм общества, которое находится накануне кризиса в состоянии застоя.

  Это определение верно и относительно общества. Предположим, что общество стоит перед выбором между двумя путями своего развития. Есть старый путь, плохой, но, с другой стороны, приходят люди, которые предлагают прокладывать новый путь, объясняют его суть, ценность его идеалов, Этот путь выглядит опасным, но идти нужно именно по нему. Сначала возникает дискуссия, а затем находятся сторонники этого пути. Такое же положение существует сейчас и в Эрец-Исраэль. «Механизм» общества стоит на «мертвой точке». Что в такой ситуации будет делать механик? Он устранит неполадки и выведет машину с «мертвой точки» – и огонь горит, пар выходит, образуется давление… и машина работает.

Пружиной механизма в жизни общества является молодежь.

  Если в обществе есть сомнения относительно выбора пути и если есть в этом обществе молодежь, она встанет, даст толчок – и все общество пойдет по этом пути. В этом заключается огромная роль молодежи в революционном движении. Но не подумайте, что я пришел рассыпать комплименты еврейской молодежи. Хороша ли она, эта м модежь? Знает ли она все, что положено ей знать? Нет, насколько мне известно, еврейская молодежь не так уж хороша и не знает всего. Молодежь – это не штурман нации, но компас в руках штурмана. Как стрелка компаса, которая всегда указывает в сторону вечной звезды, так и молодежь – это компас совести штурмана корабля, и горе тому кораблю, штурман которого не слушается указаний компаса, и горе той молодежи, которая потеряла ориентир магнитной стрелки, указывающей в сторону вечной истины.

  Я закончу легендой: есть кавказская легенда, повествующая о бродяге, бредущем в горах Кавказа и внезапно услышавшем вздох среди скал. Несколько раз услышал ой этот вздох, пока удалось ему различить слова. Голос спросил его на древнегреческом языке: «Есть ли еще огонь на земле?» Тогда бродяга понял, что это Прометей, титан, принесший на землю первую искру огня, которая дала начало развитию нашей цивилизации, и был за это наказан Зевсом, заковавшим его в железные цепи на скале в горах Кавказа. Каждый из нас выполняет или выполнит эту роль Прометея в силу своих возможностей. И я нахожусь в числе тех, кто взял на себя наследие Прометея, и я считаю себя частицей тех, кто продолжает зажигать искру. И каждый из нас наказан за это и известным образом сослан в пустыню и закован в железо. И в качестве одного из тех, кто зажигает дух молодежи в Эрец-Исраэль, во имя которой я тружусь и буду трудиться всю оставшуюся жизнь, я обращаюсь к молодым евреям и еврейкам именно здесь, в Тель-Авиве, и спрашиваю «Есть ли у вас этот огонь? Молодежь ли вы?» У меня нет необходимости услышать ваш ответ в виде аплодисментов. Вы ответите на него всею своей жизнью, и следующее поколение увидит, дали ли вы на него ответ или нет. Вы должны дать ответ.

Зеев Жаботинский

Наша борьба

Восхождение

Эфи Меир

(«Макор Ришон», 9.4.04)

По всей стране собирают золото, чтобы отливать из него храмовые принадлежности; серьёзно взвешивается план построения на Храмовой Горе синагоги; а в последнее время предпринимаются шаги для принесения жертвоприношения на том месте, где когда-то стоял жертвенник * Восхождение на Храмовую Гору – поступок, ранее считавшийся привилегией одних только мечтателей – завоёвывает всё большую популярность среди религиозной общественности; параллельно власти снимают некоторые из ограничений, налагаемых на поднимающихся туда людей, и принимают более строгие меры против беснующихся мусульман * Наш корреспондент взошёл на Храмовую Гору, посмотрел, что там происходит, и постарался не войти в «чёрный список» вакфа.

В прошлую пятницу израильские силы безопасности оказались вынужденными продемонстрировать свою суверенную власть на Храмовой Горе, когда тысячи молодых арабов стали бросать камни в молящихся у Стены Плача и угрожать их безопасности. В ответ на это полиция ворвалась на Гору и арестовала 14 хулиганов. Молодые палестинцы поспешили убраться в мечети, увидев, что у полиции не связаны руки, как это было в прошлом.

Изменение в поведении полиции происходит на фоне общего изменения в отношении еврейской общественности к Храмовой Горе. «Сейчас идёт такое оживление в этой области, какого не было никогда. Я занимаюсь темой Храмовой Горы уже 37 лет и до сих пор такого не видел, это просто поразительно». Так описывает Гершон Саломон, руководитель движения «Ревнители Храмовой горы», развивающийся на его глазах процесс. Йегуда Эцион, представляющий движение «Хай ве-Каям» («Живёт и существует»), тоже восхищается: «Число посетителей Горы возросло по сравнению с тем, что было, так, как день отличается от ночи. А служащие вакфа раньше вели себя гораздо наглее, теперь их приструнили». Эльяким Виссенштерн, спикер организаций, занимающихся проблемой Храмовой Горы, добавляет: «Три года назад на Храмовую Гору поднимались лишь немногочисленные «лунатики», именно они что-то пытались делать в связи с ней. Теперь туда поднимается огромное количество людей из всех частей народа, и ультраортодоксы тоже приблизились к этой теме».

В последний день 9-ого Ава вход на Храмовую Гору, который на протяжении трёх лет интифады был закрыт для евреев, внезапно открылся с разрешения полиции. Ситуация не просто стала такой, как раньше: начался новый период во взаимоотношениях евреев с Храмовой Горой. В прошлом евреи поднимались на Гору под строгими ограничениями, которые превращали всё дело в курьёз, предназначенный только для «помешанных» на нём. Эти посещения не могли захватить многочисленные религиозные круги. До закрытия входа на Храмовую Гору для евреев в 2000-м году можно было взойти туда только попарно, записавшись и оставив удостоверение личности. Посещение проходило в гнетущей тишине при тесном сопровождении сотрудников вакфа, следивших, чтобы никто не смел молиться. Маршрут был ограниченным, а находиться на Горе позволялось всего полчаса. Сегодня евреи могут свободно подниматься туда утром на два с половиной часа. Можно устраивать экскурсии для больших групп с проводником и обходить всю местность. Люди вакфа, ранее прицеплявшиеся к каждому еврею и одним докладом полиции приводили к изгнанию его оттуда, если он был заподозрен в том, что бормотал молитву, теперь имеют относительно маловажное положение и узкие полномочия, в отличии от полицейских, проявляющих свою власть более явным образом.

Но главное изменение в статусе Храмовой Горы идёт не из канцелярии министра внутренней безопасности Цахи Анегби, открывшего вход туда евреям, а из синагог и йешив религиозных сионистов. Без всякого официального постановления тема Храмовой Горы стала обсуждаться в широких кругах, и раввины дали разрешение подниматься на неё. Среди тех, кто организует восхождения находятся центральные ешивы национально-религиозной общественности, в их числе – ешивы Хар-Эцион, Маале-Адумим, Петах-Тиквы, Рамат-Гана, Отниэля и др. На Гору забирались также и руководители Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы. В прошлом никому не пришло бы в голову, что такое может случиться, даже если бы позволяли «технические причины». Что характерно для святого и почитаемого места, посещение Храмовой Горы стало обязательным для женихов и невест. На место Храма отправляются также в случае тяжёлой болезни для прохождения курса лечения молитвой.

О поведении широкой общественности, заинтересовавшейся сегодня вопросами, связанными с Горой и Храмом, свидетельствует происходящее в женских домашних кружках. Активистки движения «Женщины за Храм» сообщают об успешном сборе золота с женщин, которые после лекции с воодушевлением снимают с себя золотые украшения, жертвуя их на изготовку храмовых принадлежностей. Они черпают вдохновение для такой огромной щедрости из истории с построением Мишкана, передвижного Храма в пустыне, когда женщины тоже так поступили. Сейчас женщины редко поднимаются на Храмовую Гору, так как большинство раввинов запрещают им входить на неё кроме как через ворота Шватим (Колен Израилевых), а там не даёт войти полиция. В принципе еврейский закон позволяет найти какой-то выход из положения, чтобы женщины тоже могли подниматься. Поэтому Ципора Фильц, лекторша в мидраше (женской семинарии) «Нишмат» и председательница движения «Женщины за Храм», заявила о намерении активисток организации нажать на раввинов, чтобы те изменили своё постановление.

Маленький метровый жертвенник

Движение «Ревнителей Храмовой Горы» - самое известное из ведущих борьбу за право евреев подниматься на неё. Гершон Саломон рассказывает о потоке писем, которые он в последнее время получает от неевреев со всех концов земли. Они выражают поддержку возвращения евреям Храмовой Горы и строительству Храма. Ему шлют из Индии, Кении, Новой Зеландии и других стран мира приглашения приезжать туда с лекциями по этой теме. Вместе с этим, он находит, что наиболее впечатляет рост интереса к Храмовой Горе широких правых кругов.

Кроме уже происходящего быстрого положительного развития в этой области активисты различных движений продолжают надеяться на продвижение и в других её аспектах. В этом году министру внктренней безопасности было подано официальное заявление с просьбой о разрешении принести пасхальную жертву на Храмовой Горе. Совсем недавно это выглядело оторванной от реальности мечтой. Раввин Йегуда Эдри из «Движения за восстановление Храма» говорит: «Мы встречаемся с офицерами полиции и объясняем им, что пасхальная жертва – это ничего страшного, максимум четверть часа времени. Для жертвоприношений даже не обязателен Храм, достаточно, если они совершаются на том месте, где стоял жертвенник. Сегодня мы точно знаем, где именно он стоял, там можно построить временный жертвенник. Просто немного камней и цемента, чтоб хватило на маленький метровый жертвенник. Одежды для коэнов – священников – и утварь уже приготовлены». После принесения его в жертву молодого барашка нужно поджарить и съесть в ночь Седера в Старом городе; каждый из участников трапезы получит от него кезаит (кусочек величиной «с маслину»). Ознакомившись с прошением, министр Анегби не смеялся, зато насмешил подавших его обещанием дать ответ через три месяца.

Ещё одна мечта, которая становится реальной – строительство на Храмовой Горе синагоги. Инициатива пошла много лет назад от бывшего главного раввина Израиля Мордехая Элиягу. Его заместители уже не продвигали эту смелую идею, хотя официально в раввинате до сих пор существует комиссия, задача которой – проверять возможность построения такой синагоги. Эдри: «К сожалению, эту идею приписывают людям не от мира сего, и пока нет поддержки главных раввинов – ничего не двигается». Несмотря на это, комиссия раввинов Храма в настоящее время рассматривает оперативные вопросы, связанные с планируемой синагогой, где именно она будет стоять и как будут проходить в ней молитвы. Активисты считают, что строительство это реально и не за горами, ссылаясь на существование синагоги, основанной раввином Гореном над Западной стеной. В эту синагогу можно заходить только после окунания микву согласно Галахе (еврейскому закону), а полиция позволяет молиться там только в Йом Кипур и Девятого ава.

Кого же считать «положительным героем» в истории с возрождением Храмовой Горы? Большинство активистов называют Цахи Анегби, давшего указание разрешить восхождение на Гору. Другие – сотрудников ШАБАКа, посчитавших, что открытие доступа к ней позволит успокоить «национально-религиозные страсти» и предотвратит нежелаемый акт со стороны какого-либо крайнего движения. Но Йегуда Эцион, давно занимающийся активными действиями в защиту Храмовой Горы, отказывается поблагодарить власти за открытие её для евреев: «Когда ситуация на Храмовой Горе выглядит относительно нормальной, возникает вопрос: А что палестинская автономия за это получила, и оказывается, что тут совсем не всё чисто. Я утверждаю, основываясь на известных мне фактах, а не на предположениях, что накануне открытия входа на Гору высокопоставленные израильские военные чины вели интенсивные переговоры с палестинцами. Это не бесплатный подарок и не доказательство суверенной власти Израиля на Горе. Вопрос лишь в том, что именно они за это получили. Что-то мы можем назвать, например, незаконное строительство на Храмовой Горе кипит и на это закрывают глаза».

Молитва под прикрытием видеокамеры

Мы поднялись на Храмовую Гору, чтобы самим ощутить признаки великого прогресса. У входа проверяют сумки на наличие молитвенников. Другие святые книги уже позволено вносить. Полицейский напоминает нам правила, которые заключаются главным образом в том, что на Храмовой Горе нельзя молиться. Вначале, при входе через ворота «Муграбим» (иначе - ворота РАМБАМа – прим.пер. ), присутствие полиции придаёт нам уверенности. Но скоро оказывается, что единственное предназначение этого конвоя – находиться как можно ближе к четвёрке израильтян. Если вы посмеете хоть немного отойти от них, полицейские включат видеокамеру и увековечат вас ею как потенциальных поджигателей Ближнего Востока. Нетрудно узнать сотрудников вакфа по рации, которую они гордо носят на себе, а также потому, что они не перестают на нас смотреть. Достаточно слегка задеть ступеньку у перегородки, чтобы они уже пожаловались какому-нибудь полицейскому.

Гидеон ХАРЛАП, старый активист одного из движений, специализирующийся на картографии Горы согласно Галахе (еврейскому закону) равнодушно бросает: «Некоторые считают, что на том месте, где мы сейчас шагаем, должна быть Святая Святых». Но по более распространённому мнению Святая Святых находится там, где сейчас золотой купол. Относительно кучи длинных досок ХАРЛАП замечает, что «возможно, их использовали для строительства Храма». Археолога Иссахара Шани мы застаём на Горе за фотографированием его личного открытия: по его словам, некоторые узоры на мечети эль-Акца напоминают звёзды Давида – их изобразили еврейские деятели исскуства, которым пришлось против воли перейти в мусульманство.

В основном маршрут огибает Гору. На полпути мы доходим до восточной части, где есть заповедь падать ниц особым образом. Местные правила это запрещают, поэтому заповедь можно исполнить, только прибегнув к хитрости: иногда туристы встают вокруг того, кто это делает, заслоняя его от всех, в другой раз необходимость снять кадр на плёнку может послужить поводом для пригибания к земле, которое вмиг станет законным, согласующимся с Галахой простиранием ниц. Еврейские мозги находят способ и для того, как обойти запрет на произнесение молитв: здесь может помочь живая беседа, которую якобы ведут между собой двое из туристов.

Мы пошли по направлению к мечети эль-Акца, самой большой в мире (5 с половиной дунамов). Другая, новая, мечеть, выстроенная под землёй в конюшнях Шломо незаконным образом и при уничтожении археологических ценностей, привлекает к себе внимание трактором и многочисленными строительными материалами у входа в здание. В знак протеста против возвращения сюда евреев сотрудники вакфа не дают туристам входить в мечети на Храмовой Горе. Скорее всего, это временное явление, поскольку посещения их туристами весьма прибыльны для палестинцев. Сегодня на Храмовую Гору поднимается абсолютное большинство приезжающих в Израиль туристов.

Чтобы добраться до остатков Храма, нужно копать всего три метра. На наш вопрос, планируются ли такие раскопки, ХАРЛАП отвечает: «Кому копать? У отдела древностей нет сил разбираться с вакфом. Я ищу какой-нибудь американский университет, который взял бы на себя археологические раскопки в этом месте». Однажды, много лет назад, раввин Йегуда Гец – легендарный раввин Котеля - начал копать около него. Эта попытка была грубо пресечена: арабы проявили по отношению к нему насилие и полиция залила яму бетоном. Посетителям из-за границы раздают в мечети брошюру, где написано, что «некоторые люди говорят, что на этом месте стоял Храм евреев, но это не подтверждается археологией». Если за деятельностью вакфа не будет установлен надзор, то, возможно, у этого утверждения таки будет реальное обоснование.

Список движений за Храмовую Гору

«Движение за восстановление Храма» : Действует в общественном плане, к примеру, оказывает давление на ответственные органы, чтобы Храмовая Гора была открыта для евреев и чтобы были улучшены условия её посещения. Занимается созданием храмовых принадлежностей и одежды коганим (священников) для использования в будущем. Активисты движения организуют группы для восхождения на Гору и показывают фильм на тему принесения пасхальной жертвы в наши дни.

"Эль Хар ха-Мор" - Организует экскурсии с гидом по Горе. Недавно начал учёбу второй выпуск курса для таких гидов. В обоих первых выпусках занимается около 70 человек. Это движение инициировало сивув шеарим, церемонию обхода вокруг Храмовой Горы, происходящую в начале каждого еврейского месяца. Ей приписывают немалую долю в давлении, которое привело к открытию Горы для евреев. В последнем обходе участвовало приблизительно десять тысяч человек.

«Мишмар ха-Микдаш» («Храмовая Стража») : Организует постоянные дежурства у ворот, через которые входят на Храмовую Гору. Они стоят там ежедневно в часы открытия Горы. Предназначение их – оказать уважение этому месту и возобновить Храмовую стражу, как это было в прошлом. Члены организации стараются также позаботиться о том, чтобы желающие подняться на Гору делали это, будучи ритуально чистыми и не в кожаной обуви, как требует Галаха. Нееврея тоже может ожидать их вежливое предложение подумать ещё раз, стоит ли нарушить заповедь Торы и подняться туда, куда ему запрещено.

Институт по изучению Храма: Эта организация существует много лет, во главе её стоит раввин Исраэль Ариэль, бывший во время Шестидневной войны одним из освободителей Храмовой Горы. Институт действует с целью ознакомления общественности с темой Храмовой Горы. Он распространяет картины и изображения Горы и Храма. Выпускает такие книги, как Храмовая Агада и храмовые махзоры (молитвенники на Десять дней покаяния), ставшие особенно популярными. Институт также инициировал и провёл создание храмовых принадлежностей и выставок.

«Ревнители Храмовой Горы» : В движении состоят в основном ветераны ЭЦЕЛя и ЛЕХИ во главе с Гершоном Саломоном. Самому Саломону полиция запретила подниматься на Гору еще 14 лет назад после предупреждения муфтия, что в противном случае будут реки крови. Членам движения являются авторами многочисленных идей, которые помогают повысить интерес к вопросу Храмовой Горы. Одна из них – символическая закладка краеугольного камня для Третьего Храма в прошедший праздник Суккот. Недавно они принесли туда мешки с землёй со всех концов страны и пытались занести на Гору модель Третьего Храма.

«Хай векаям» («Живёт и существует») : Идеологическое движение, созданное много лет назад Йегудой Эционом. Эцион подал большое количесчтво апелляций в БАГАЦ и организовал молитвы около ворот Храмовой Горы. Эти молитвы влекли за собой десятки арестов и обвинительных заключений. Ему также запретили подниматься на Гору после того, как его особо отметил вакф.

«Женщины в защиту Храма» : Движение, распространяющее информацию о Храме среди женщин посредством домашних кружков и печатного листка. Активистки организации также собирают золото у женщин, которые добровольно снимают с себя золотые украшения и посвящают их на принадлежности Третьего Храма. Движение намерено надавить на раввинов, чтобы те разрешили женщинам подниматься на Храмовую Гору.

«Сердце нации» : Это движение пыталось повлиять на широкие слои израильского народа. В него записались именно нерелигиозные общественные деятели, такие как Моше Пелед, Эли Малка, Дуду Эльхарар и Габи Баркаи. Когда открыли вход на Храмовую Гору, вакф потребовал, чтобы у восходящих на неё не было еврейских отличительных черт вроде кипы и бороды, и здесь пригодилось «Сердце нации», организовавшее группы нерелигиозных людей для посещений Горы. В дальнейшем ограничения на внешность поднимающихся были сняты, и движение прекратило свою деятельность. Основатель – член Кнессета Ури Ариэль.

Комиссия раввинов Храма: Группа раввинов во главе с раввином Довом Лиором из Кирьят-Арбы, которая время от времени собирается для обсуждения различных вопросов, связанных с Храмовой Горой – например: разрешить ли женщинам подниматься, где будет построена синагога и в каком направлении следует молиться на Горе.

«Молодёжь за Храм» : активисты организации издают молодёжный листок на тему Горы и Храма и ежемесячно добровольно дежурят на обходах Храмовой Горы.

Перевод Лиора Мильман

МАОФ

Политическая аналитика

Непредсказуемые израильские премьер-министры
Дэниэль Пайпс



Быть премьер-министром Израиля, страны, окруженной врагами – это весьма весомая позиция. И поэтому для того, кто эту позицию занимает, сравнительно легко, будучи лидером, избранным своим народом, без излишней скромности верить в то, что он обладает специфическим талантом, который позволит ему разрешить величайшую, неизбывную и потенциально фатальную проблему – проблему арабской враждебности.

Две линии поведения оказали влияние на историю Израиля с 1992 года, и это многое объясняет в тяжелом положении Израиля сегодня. Первое – каждый избранный премьер-министр нарушал свои обещания в том, какую политику он будет вести по отношению к арабам. И второе – каждый из них неожиданно избрал подход, связанный с существенными уступками.
Ниже приводится по одному примеру отхода от своих обещаний для каждого из четырех премьер-министров:

· Ицхак Рабин обещал израильской публике сразу после того, как он стал премьер-министром в июне 1992 года, что «с ООП как с организацией я не буду вести переговоры» [1]. Годом позже он сделал именно это. Рабин оправдывал переговоры с Арафатом, утверждая, что он не нашел никакого другого палестинца, с кем он мог бы иметь дело, и поэтому, чтобы «идти к миру и найти решение», он вынужден был обратиться к ООП [2].
· Биньямин Нетаниягу обещал перед выборами в 1966 году, что под его руководством Израиль «никогда не уйдет с Голан» [
3]. В 1998 году, однако, как я отмечал в «Нью Рипаблик» и как Билл Клинтон подтвердил в своих мемуарах, Нетаниягу изменил свое мнение и собирался предложить Дамаску все Голаны в обмен на мирный договор.
· Эхуд Барак твердо обещал во время его предвыборной кампании в мае 1999 года «Иерусалим, единый и под нашей властью навсегда, и точка» [
4]. Однако, в июле 2000 года, на встрече в верхах Кемп Дэвид-2 он предложил передать большую часть восточного Иерусалима палестинской администрации.
· Ариэль Шарон одержал в январе 2003 года убедительную победу над своим соперником из партии Труда Амрамом Мицной, который призывал к «эвакуации поселений из Газы». Мистер Шарон высмеял его подход, сказав, что это «приблизит центры терроризма к центрам проживания израильского населения» [
5]. Однако, в декабре 2003 года мистер Шарон фактически принял идею Мицны об одностороннем отступлении.

Премьер-министры иногда жалуются друг на друга по поводу нарушения своих обещаний. Мистер Нетаниягу, например, указал в августе 1995 года, что Рабин «во время своей предвыборной кампании обещал не вести переговоры с ООП, не уступать территорий во время своего нахождения на посту премьер-министра и не учреждать палестинского государства. И он нарушил все эти свои обещания, одно за другим» [6]. И конечно, заняв тот же пост, мистер Нетаниягу точно так же нарушил свои обещания, «одно за другим».
Что заставляет каждого из последних израильских премьер-министров изменять своим твердым намерениям и проводить вместо этого политику односторонних уступок?
Иногда это диктуется выгодой, как это было особенно в случае с Нетаниягу, который был убежден, что шансы на его переизбрание возрастут, если ему удастся договориться с Сирией. В других случаях мы сталкиваемся с элементами двуличия – а именно, сокрытия запланированных уступок, зная об их непопулярности среди избирателей. Йоси Бейлин, один из министров Барака, признал во время переговоров в Кемп Дэвиде-2, что он и другие в правительстве скрывали ранее свое согласие на раздел Иерусалима. «Мы не говорили об этом во время предвыборной кампании, так как мы знали, что публике это не понравилось бы» [7].
Но соображения выгоды и двуличие – это только часть этой истории. Вдобавок к этому, искренние стремления побуждали израильских министров отступать от проведения политики с позиции силы в пользу политики более слабой. И здесь мы оставляем область политики и оказываемся в области психологии. Быть премьер-министром Израиля, страны, окруженной врагами – это весьма весомая позиция. И поэтому для того, кто эту позицию занимает, сравнительно легко, будучи лидером, избранным своим народом, без излишней скромности верить в то, что он обладает специфическим талантом, который позволит ему разрешить величайшую, неизбывную и потенциально фатальную проблему – проблему арабской враждебности.
И для этого великого человека явно недостаточно корпеть над этой скучной, медлительной, дорогой и пассивной политикой сдерживания, надеясь в некоем отдаленном будущем добиться признания арабов. Его нетерпение неизменно ведет его в одном и том же направлении – сделать все быстро, выработать решения и «рискнуть ради мира».
Если инициатива премьер-министра преуспеет, он завоевывает шумные международные аплодисменты и входит в книги по еврейской истории. Если же нет – что ж, все равно ему стоило попытаться, а результаты его деятельности придется расхлебывать его преемникам.
В конечном итоге, грандиозность замыслов и эгоизм объясняют, почему премьер-министры смягчают свою позицию. Это приводит на память французских королей и президентов, которые объявляют грандиозные сооружения, возводимые в Париже по их инициативе, своими личными отметинами в истории страны. В том же духе израильские премьер-министры мечтают с 1992 года инициировать грандиозный дипломатический проект.
Проблема заключается в том, что эти антидемократические затеи оказываются предательством электората, подрывают веру в правительство и ослабляют позиции Израиля. И эти негативные тенденции будут продолжаться, пока израильтяне не изберут достаточно скромного премьер-министра.

Ссылки:
[1] The Jerusalem Post, 25 June 1992.
[2] The Jerusalem Post, 31 August 1993.
[3] The Jerusalem Post, , 25 May 1995.
[4] The Jerusalem Post, 11 May 1999.
[5] The Jerusalem Post, 19 December 2002.
[6] The Jerusalem Post, 15 August 1995.
[7] Israeli Army Radio, 23 July 2000. Quoted at http://www.zoa.org/pressrel2000/20000724b.htm.

Опубликовано в газете «Нью Йорк Сан» 29 июня 2004 г.

Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.
Июнь 2004 г.

 

С уважением,

Ваш Jewy :) 

Обратная связь

410 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное