Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еврейский фронт: право на жизнь


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕВРЕЙСКИЙ ФРОНТ: ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал (Монтень)

С Б-й помощью

Оглавление

Я хочу выразить свою скорбь в связи со смертью рава Ицхака Зильбера זצ"ל . Очень хорошо сказал о нем рав Аврум Шмулевич: "Если и были в нашем поколении десять праведников, которых Всевышний знал по имени, то он был среди них".

Политическая аналитика

Кто виноват?

Читатель-дока, знакомый с русскоязычной литературой, наверняка поморщится, прочитав название статьи и решив, что автор вздумал тягаться с Герценом. Поэтому сразу успокоим его, а заодно и тех, кто с неодобрением относится к гневному обвинительному персту, куда бы он ни был направлен, что целью статьи является не столько навешивание обвинительных ярлыков, сколько попытка понять, что же всё-таки происходит.

В отличие от одноименного романа Герцена, где поставленный автором вопрос не решался, ибо среди героев романа в принципе никто не был виноват, хотя и страдали все герои, в нашем случае не только страдает неисчислимо большее количество людей, но и имеется достаточно виноватых. Да что там достаточно - если позаимствовать название другого романа, на этот раз у писателя Замятина, то ответ будет простой и короткий: виноваты “мы”!

Да, читатель, нравится нам это или нет, но в той или иной степени виноваты все мы. И поэтому те, кто обвиняют сегодня Переса, Бейлина, Шарона, Буша, Осло, ООН, и прочая, и прочая, будут вынуждены разделить судьбу пушкинской старухи с её разбитым корытом, если не поймут, что в первую очередь виной всему не какие-то определённые деятели или организации, а наш уход от нашей общей еврейской судьбы. Именно наш отказ от еврейства и иудаизма является главной причиной надвигающейся на нас катастрофы. Так что вопрос вынесенный в заглавие статьи, должен на самом деле звучать по-другому, а именно: “Что виновато?”.

Нет, всё-таки поразительно, до чего человек не способен вырваться из плена иллюзий. А ведь жизнь нам просто тычет в лицо разъяснением того, ‘что виновато’ в наших бедах, хоть мы в упор этого и не замечаем. Разве может быть более яркий пример, чем только что вынесенный Израилю “приговор” международного суда касательно возводимого Израилем забора безопасности? Но за исключением Эльякима Хаэцни, никто из израильских политиков и журналистов не обратил внимание на то, что не столько международный суд в Гааге был лицемерным в своём постановлении, сколько лицемерными являемся все мы.

Дадим слово Хаэцни. Рассматривая решение Израиля бойкотировать заседание гаагского суда и отказаться от кооптации в его состав израильского представителя, Хаэцни написал 21 июля:

“А что, собственно говоря, наша элита выдвинула бы в качестве аргумента в защиту Израиля, если бы мы участвовали? Право на самозащиту? Этот избитый изношенный лозунг: Безопасность! Безопасность! Безопасность?! Ей бы ведь никогда не пришло в голову использовать наше право на законное владение Эрец Исраэль, что по сути было главной темой самого заседания. Вопрос самозащиты, с другой стороны, был абсолютно ни при чём, потому что трибунал не отрицал право Израиля защищать себя от терроризма и не отказывал ему в праве строительства забора или стены на его суверенной территории, а именно вдоль зелёной черты. Суд обосновал своё решение, базируясь на признании Израиля, что Иудея, Самария и Газа - это ‘оккупированные территории’, и что палестинцы имеют право создать государство на этой территории. И действительно, если это так, то какое право имеет Израиль строить барьер на земле, которой не владеет?”


Хаэцни абсолютно прав. С чего это мы так ополчились на гаагский суд, обвинив его в предвзятости и лицемерии? Разве не Шарон заявил на весь мир, что Израиль оккупирует Иудею, Самарию и Газу? Что же мы тогда удивляемся, когда суд повторяет за ним те же слова? Кто большие лицемеры - гаагские судьи или мы?

Почему мы обвиняем президента Буша в “выкручивании рук” и в том, что он “заставляет” Израиль идти на создание “палестинского государства”? Ведь Джордж Буш-младщий ещё даже не знал, что будет сидеть в президентском кресле, когда Ариэль Шарон уже однозначно высказался за создание ‘палестинского государства’. Выступая 1 декабря 1997 года по второму каналу израильского телевидения, Шарон сказал: “Мы не можем прятать наши головы в песок... По следам ословского договора возникнет палестинское государство. Мы должны трезво оценить это и предпринять необходимые шаги, чтобы свести к минимуму угрозы от создания такого государства”.

Если Шарон по его собственному признанию 5 апреля в интервью газете “Гаарэц” “ещё в 1988 году рекомендовал министрам “Ликуда” раздел территорий”, то при чём тут американское давление на Израиль? Да и вообще, у нас есть потрясающая манера без конца сваливать с больной головы на здоровую. Мы мол бедные, несчастные, вынуждены под давлением мирового сообщества и Америки идти на контакты с Палестинской Автономией, которая нам “не партнёр по переговорам”. Полноте, это не Америка толкает Израиль в объятия палестинских арабов, а Израиль заставил Америку признать арафатовский режим. Ведь до того, как Израиль вытащил Арафата со товарищи из небытия, Америка считала ООП террористической организацией, и контакты с ней были под запретом.

Те, кто обвиняют Америку в лицемерном отношению к Израилю, почему-то забывают, что Америка, уважающая себя страна, меняя свои позиции, подстраиваясь под непоследовательную хаотичную политику Израиля, теряет авторитет. Пятнадцать лет назад Америка чётко сказала “нет” ООП и “палестинскому государству”. Затем Израиль в ословском безумии притащил Арафата в Америку и уверил американцев, что готов отдать земли Иудеи, Самарии и Газы под палестинское государство. Единственная супердержава под управлением социалиста Билла Клинтона сделала Арафата самым частым гостем из всех иностранных лидеров, посещавших Белый Дом, и взяла на себя обязательства помочь построить палестинское государство, о чём вначале известила мир Хиллари Клинтон, а затем провозгласил и сам американский президент во время визита в Газу. С приходом к власти Шарона Израиль вновь поменял позицию. Арафат, любимец израильских левых и европейских социалистов, опять “стал террористом”, и президент Буш закрыл для него дорогу в США.

Читатель, надеюсь ты уже заметил закономерность: Израиль является ведущим, а Америка ведомой в этой политической чехарде. С момента Осло Америка по наводке Израиля трижды поменяла своё отношение к Арафату из “плохого”, он превратился в “хорошего”, затем опять в “плохого”, и можно биться об заклад, окажись завтра у власти в Израиле Шимон Перес, до сих пор готовый лобызать Арафата, и раис снова станет для американцев желанным гостем.

Или взять вопрос об американском посольстве в Израиле. Сколько гнева изливают национально настроенные журналисты всякий раз, как американский президент откладывает перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, несмотря на то, что Конгресс принял закон об осуществлении этого мероприятия. В адрес американского президента пишутся коллективные петиции, где национально настроенные евреи выражают возмущение по поводу того, что американские президенты “не выполняют взятые на себя предвыборные обязательства”.

Однако почему-то никто не обращает внимание на то, что пока рядовые евреи протестуют, израильские лидеры безмолвствуют. Вы когда-нибудь слышали, чтобы Шарон публично выразил недовольство тем, что американское посольство до сих пор не находится в Иерусалиме? А до него Барак, или Нетаниягу, или Перес? Нет! А зато американская сионистская организация и ЭЙПАК получили недвусмысленное указание от израильского руководства не оказывать давление на американскую администрацию в вопросе перевода посольства в Иерусалим.

Как только американский Конгресс утвердил закон о перемещении посольства в столицу еврейского государства, последовало давление со стороны официального Израиля, давшего понять как еврейским американским организациям, так и американской администрации, что перенос посольства повредит продолжению диалога с Палестинской Автономией, а посему нежелателен.

Через полгода история повторилась, потом ещё раз. Если даже у собаки вырабатывается рефлекс на повторяющиеся действия, то почему мы удивляемся, что американский президент раз за разом откладывает перенос посольства? Он-то, в отличие от рядовых израильтян, хорошо знает, что когда заходила речь о переносе посольства, из Израиля следовала прямая или косвенная просьба повременить. Да и кто может поручиться, что подобные просьбы по-прежнему не передаются официальным Израилем официальному Вашингтону?

Не поймите превратно. Конечно же, Америка не идёт слепо на поводу Израиля. Она имеет свои собственные интересы и действует, исходя из них. Просто в неприоритетных областях, если она может удовлетворить просьбы своего стратегического союзника, почему бы так не поступить, особенно если Израиль ясно даёт понять, что будет проводить определённую политику, несмотря на политическое давление.

Да и тогда, когда это не совпадает с интересами США, американцы тоже умеют уступить, если видят, что коса нашла на камень. Израильский журналист Давид Бэдин, интервьюируя в феврале 1993 году Ицхака Шамира, спросил у него, как так вышло, что несмотря на появившийся 1 сентября 1982 года план Рейгана, согласно которому Америка требовала одностороннего ухода Израиля с обширных территорий, приобретённых в результате Шестидневной войны, и вопреки сильному давлению Госдепартамента, Израиль не ушёл из Иудеи, Самарии и Газы. Шамир ответил: “Мы сказали ‘Нет’, и они поняли, что мы имели в виду то, что сказали, и отстали от нас”.

Правящая элита в Израиле, представляя страну сирой и убогой, постоянно нашёптывает израильтянам, что еврейское государство не имеет выбора и вынуждено подстраиваться под указку Вашингтона. А рядовые граждане в свою очередь рады обманываться и, вместо того чтобы критически оценить ситуацию, делают своим мнением матрицы левых израильских газет.

Да один только пример с шароновской идеи-фикс о трансфере евреев из Газы должен быть более чем достаточен, чтобы понять механизм происходящего. Американские дипломаты откровенно признали, что Америка не имела активной политики по отношению к “израильско-палестинскому конфликту”. И когда появилась инициатива Шарона по выходу из Газы, Америка решила следовать в кильватере израильских действий. А ведь была ещё и инициатива Израиля по уничтожению форпостов, и инициатива Израиля по освобождению “палестинских заключённых”, и инициатива Израиля по привлечению на ливано-израильскую границу “Хизбаллы” с её 12.000 ракетных установок (согласно последним данным - уже 13.000 - прим. ред.), и инициатива Израиля по созданию ‘палестинского государства’, и инициатива Израиля по оживлению ООП... .

Все эти инициативы приносят Израилю беду за бедой по одной единственной причине: они находятся в прямом противоречии с еврейской сутью государства и иудаизмом. Пока мы будем убегать от самих себя и от своей судьбы нас будут постоянно преследовать катастрофы и беды. Пока мы не поймём, в чём наше предназначение, и не начнём действовать в соответствии с этим, мы будем не в состоянии победить наших врагов. Мы дали человечеству единого Б-га, а сегодня всячески пытаемся от Него скрыться.

Вс-вышний повелел нам овладеть землёй Эрец Исраэль, и до тех пор, пока наши действия будут противоречить этому наказу, нам не вырваться из порочного круга трагедий.

Убрав из своей жизни Б-га, мы, как маленькие дети, наивно думаем, что можем закрыть глаза, и нас никто не увидит. Мы потеряли веру! Веру в Б-га и веру в правоту сионизма, и в этом суть нашей трагедии. Выступая 19 июля в Кнессете, американский сенатор христианин Сэм Браунбэк сказал: “Я был в Израиле несколько раз. Когда я был в Израиле в прошлый раз, я выглянул в окно моего отеля и увидел флаг Израиля со звездой Давида, и я подумал: ‘Б-г выполняет свои обещания!’ Этот флаг, который отсутствовал на этой земле почти 2000 лет, снова гордо реет над ней. Какому изумительному Б-гу мы служим!”

Слова Браунбека были встречены аплодисментами. А может, пустым сотрясением воздуха? Ведь сомнительно, что они коснулись душ депутатов Кнессета, раскрыли им глаза, заставили в ужасе застыть перед Вс-вышним, осознав глубину совершаемого предательства и перед Ним, и перед сотнями поколений наших предков.

Борис Шустеф, “Еврейский Мир”, 25 июля 2004 года.


Напачкал - и ушел
2004-07-28

Материал сайта www.evrey.com

Как известно, все тайное рано или поздно (а иногда очень быстро) становится явным.

О том, насколько обоснованными и если так можно выразиться, честными, были громогласно и неоднократно высказанные «опасения» министерства внутренней безопасности в лице его руководителя Цахи Анегби, о готовящейся в девятый день еврейского месяца Ав ( наступившего в этом году с вечера 26 июля) «правыми экстремистами» таинственной «провокации на Храмовой горе», жители Израиля а также… североевропейской страны Финляндия (если, конечно, они интересуются израильскими событиями) могли узнать .. уже непосредственно в день всеобщего еврейского поста Тейша бэ Ав (9 Ава).

Как выяснили дотошные журналисты, в день, когда еврейский народ согласно традиции должен предаваться скорби о разрушенном Храме и избегать разного рода увеселений. А израильское министерство внутренней безопасности, согласно неоднократным заявлениям его главы, кроме всего этого должно было предаваться самозабвенному пресечению опаснейших попыток «правых экстремистов» развязать на Храмовой горе не много ни мало а «Третью мировую войну” (именно об этом и именно в таких выражениях сообщали общественности высокопоставленные лица накануне Тейша ба Ав), - инициатор общенациональной истерики по данному поводу, и руководитель ведомства, непосредственно отвечающего за неприкосновенность Храмовой Горы срочно… отбыл в Финляндию на матч израильской команды Маккаби и команды
HJK (Хельсинки).

Комментарий Признаемся, что эту новость достаточно трудно комментировать, - уж столь очевидна саморазоблачительная суть поведения министра Анегби: глава ведомства внутренней безопасности, своим предупреждением о готовящемся взрыве на Храмовой горе поставивший, что называется «на уши» всю страну, да и весь мир, -достаточно почитать вызванные заявлением Анегби комментарии мусульманских лидеров, обливший грязью правый гражданский лагерь страны и приписавший его представителям намерение совершить воистину вселенское злодеяние (развязать Третью мировую войну!) во время поста 9 Ава, вместо того чтобы в самый ответственный момент всей этой истории не смыкая, что называется, вежд, находиться в Израиле и руководить вверенными ему силами внутренней безопасности, -преспокойно уезжает в Финляндию болеть за любимую футбольную команду!!!

О другом аспекте в поведении Цахи Анегби, представляющего еврейский народ благодаря самому своему статусу, - члена правительства Израиля, и при этом откровенно пренебрегающего признанными еврейской традицией важнейшими траурными датами, - стоит сказать отдельно.

Также как и об участии в соревнованиях европейской футбольной лиги в пост Тейша Бэ Ав , - израильской футбольной команды, носящей имя Маккавеев, две тысячи лет назад поднявших восстание ради защиты от поругания римскими оккупантами ЕВРЕЙСКИХ ОБЫЧАЕВ, РЕЛИГИИ И ТРАДИЦИИ.
При этом руководство команды, насколько нам известно, даже не сделало попыток договориться с устроителями соревновании о переносе игры, например, на сутки вперед, после окончания великого поста. О том же чтобы отказаться от игры (например в случае несогласия организаторов перенести матч) в траурный для каждого еврея день, - естественно, не было и речи. Более того, как стало известно, руководство футбольной команды «Маккаби» пыталось получить разрешение на прямую трансляцию матча в Израиле в день поста Тейша бэ Ав, - однако такое разрешение не было дано руководством израильского телерадиовещания. Надо сказать, что ободряющее присутствие израильского министра еще более усилило весьма специфический моральный эффект данного события.

Если на минуту предположить, что Цахи Анегби действительно верил в то, о чем говорил, и для его опасений действительно были веские поводы- то его поведение является верхом должностной безответственности и непрофессионализма.
Другими словами речь идет о том что зарплата министра, выплачиваемая государством данному руководителю попросту не отрабатывается им, а вверенный ему участок государственной работы не выполняется. (Что ж, в этом случае с определенностью речь может идти лишь о немедленном увольнении такого горе- министра с его должности. Иначе ответственность за его действия будет нести уже сам глава правительства, держащий на ключевой должности, - должности министра внутренней безопасности! - человека, способного променять футбольный матч на исполнение своих непосредственных обязанностей – причем в самый ответственный, по оценкам самого министра, грозящий МИРОВОЙ КАТАСТРОФОЙ, момент).

Мы, все же, не склонны считать министра Цахи Анегби человеком, психически неадекватным до такой степени , чтобы он, как маленький ребенок, бросил вверенный ему ответственный пост в момент РЕАЛЬНО грозящей стране опасности, и поехал на футбол. Следует принять во внимание и однозначные и вполне понятные министру Цахи Агенби, последствия для его личной карьеры в случае если бы такой отъезд повлек за собой серьезные последствия.

Если мы не хотим подвергать сомнению профессиональные качества министра Анегби и его психическую адекватность, нам остается лишь КОНСТАТИРОВАТЬ , что все высказанные Цахи Анегби в последние дни «опасения» за целостность Храмовой горы 9 Ава, не являлись сколько-нибудь серьезными. Прежде всего, - дня него самого. А это значит, что все эти заявления были чистой воды провокацией, очернительством. Попыткой путем заведомого обливания грязью неугодной руководству страны части общества, добиться тех или иных политических целей.

Перспективы
Как мы и говорили, - попытки соратников и единомышленников Шарона в правительстве, облить грязью правый лагерь, попытки, как в данном случае, с потрясающей наглядностью разоблачившие сами себя, являются свидетельством того, что верные идеям Шарона политики, всерьез опасаются общественного недовольства и массовых ЛЕГИТИМНЫХ акций, связанных с этим недовольством. Так как полагают, - и вполне справедливо, - что подобные общественные акции реально угрожают их планам, как и легитимности их собственной власти.

В нынешней ситуации «грязные» инструменты (провокаций и откровенной лжи) ,- практически единственные, оставшиеся в руках у нынешнего политического руководства страны. Открытая и честная политическая игра неизбежно приведет к провалу шароновских планов.

Именно поэтому очередных кампаний клеветы, очернения, иных провокаций со стороны правительства Шарона, направленных на тех в израильском обществе, кто болеет за целостность Земли Израиля, за каждый ее метр и даже миллиметр, - следует ожидать в ближайшее время. Причем, во все больших, - качественно и количественно, - масштабах. То, какими будут эти провокации, можно понять уже по скандальной истории с Цахи Анегби.

Статья опубликована на сайте Аналитической группы МАОФ //rjews.net/maof


< a name="3">Мифы о нас

Какова доля правды в сказке о еврейской солидарности?

В легенду о еврейской солидарности, где правда смешана с вымыслом, верят не только те, кто не любит евреев и считают целью еврейской солидарности захват власти над всем миром, но и те, кто симпатизирует евреям и считает, что другие народы должны брать с них пример взаимопомощи. На практике же солидарность евреев всегда была не наступательной, а оборонительной, причем ее не хватало даже для того, чтобы удержать тех, кто бежал от погромов, от возвращения туда, где погибли их родные.

Кто вас толкал, несчастные собратья,
Идти назад - к мучителям в объятья ?
Чтоб выбраться из замкнутого круга,
Стоять горою надо друг за друга.
(Стихи автора)

В средние века еврейская солидарность была сильнее нынешней, но и тогда она принимала общенародный национально-религиозный характер лишь в ответ на самые жестокие гонения. Когда они прекращались, солидарность сводилась в основном к защите экономических интересов общины (а не всего народа). В крупнейших общинах проживало по нескольку сотен семей. Все члены общины хорошо знали друг друга, а нередко и состояли в родстве. Еврей помогал еврею не просто как единоверцу, а как соседу, другу или родственнику.

Община эффективно защищалась не столько от преследований со стороны неевреев (от них можно было откупаться), сколько от проникновения "чужих" евреев, в которых старожилы видели лишь конкурентов. В XII веке еврейские общины Франции ввели закон о запрете поселения. Затем его приняли евреи в Италии, Германии, Чехии, Польше, Литве и других странах. Этот закон запрещал "пришлым" евреям вступать в еврейскую общину другого города без разрешения ее правления - кагала. Обычно разрешение давали только тем, кто платил кагалу крупную сумму за право водворения. Кроме того, общины не только принимали, но и специально приглашали иногородних раввинов - считалось, что раввин из числа местных жителей не может быть беспристрастным арбитром в тяжбах между ними. Высшая религиозная школа - иешива, принимающая только местных жителей, не имела бы авторитета в еврейском мире. Поэтому большинство учащихся иешив всегда, как и в наше время, составляли приезжие.

Закон о запрете поселения мешал евреям поголовно эмигрировать из регионов, где отношение окружающего населения к ним было крайне враждебным, в те местности, где к ним относились с большей терпимостью. Как правило, этот закон не применялся к евреям, покинувшим родные места вследствие погрома или изгнания. Общины обычно давали приют лишь тем, кто уже пострадал. Если же над евреями в каком-либо городе или стране только сгущались грозовые тучи (то есть издавались новые антиеврейские законы, шли слухи о готовящемся погроме и т. п.) и они хотели уйти в более спокойные места до того, как грянет гром, шансов на прием еврейскими общинами, находящимися в этих местах, было немного. А когда гром, то есть погром, уже разразился, бежать было нелегко.

Но и те, кому удавалось бежать, считались лишь временными и неполноправными членами приютивших их общин. Их принимали с условием не нарушать "хазоку", то есть монополию старожилов на аренду жилья и "доходных мест" (например, шинка или корчмы). Если другой еврей претендовал на ту же аренду, предлагая хозяину больше денег, такое посягательство строго наказывалось -- вплоть до отлучения. Законы о "хазоке" были направлены в основном против пришлых евреев, которые нуждались в жилье и заработках.

В 1648 году на Украине вспыхнуло восстание крестьян и казаков под руководством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой (Польша и Литва). Оно сопровождалось резней панов и евреев, многие из которых были арендаторами, - управителями панских имений. Евреев (причем отнюдь не только арендаторов), захваченных мятежниками, забивали палками насмерть, поджаривали на угольях, сдирали кожу с живых. Счастьем было попасть в руки крымских татар - союзников Хмельницкого. Они уводили пленных в Турцию и потом отпускали за выкуп. В 1652 году Натан Ганновер - свидетель и летописец ужасов Хмельничины, писал, что турецкие евреи не только выкупают из плена своих украинских единоверцев, но и содержат их за свой счет "по сей день", то есть уже три-четыре года. Бедные и пострадавшие от войны общины Польши и Литвы не имели таких возможностей для оказания помощи беглецам, как богатые общины Турции и других стран - от Голландии до Египта.

Когда беглецы с Украины хлынули в Литву (в состав которой в то время входила и Белоруссия), Ваад - высший орган еврейского самоуправления этой страны - предоставил им приют. Две тысячи самых нуждающихся беженцев были приняты на содержание литовскими общинами в течение нескольких месяцев. Тысячи беглецов нашли убежище в общинах Польши, Чехии, Германии и других стран, хотя эти общины в нормальных условиях почти не принимали "чужих".

Однако беженцы, как правило, рассматривались принявшими их общинами в качестве "бедных родственников", которым из милости предоставляли кров, пищу и одежду, но не позволяли конкурировать с местными жителями и
вести свое дело. Они должны были наниматься на работу к местным евреям за очень низкую плату, снимать комнаты в их домах и не имели права на прямые деловые отношения с христианскими домовладельцами, работодателями и заказчиками. Со временем многие беженцы все-таки становились полноправными членами общин. Другим это не удавалось, и они возвращались туда, откуда бежали.

Осенью 1648 года евреи из общин Западной Украины, разгромленных войсками Хмельницкого при поддержке части местного населения, бежали в Польшу. Но уже зимой 1648-1649 гг. тысячи беженцев, которые не имели средств на жизнь в чужих краях и не могли рассчитывать ни на "хазоку", ни на длительную помощь от приютивших их общин, вернулись в свои родные города и местечки, поверив ложному слуху о скором заключении мира. Весной 1649 года казацкие отряды вновь вторглись в Западную Украину, и некоторые только что восстановленные общины опять подверглись нападениям.

В августе 1649 года Хмельницкий заключил с поляками Зборовский договор, предоставивший автономию Украине и запретивший евреям жить и торговать в этой стране. Но почему казацкие полковники, на чьих саблях еще не высохла еврейская кровь, требовали вписать эту статью в договор?
Неужели они думали, что евреи вернутся к убийцам своих родных?

В 1651 году война возобновилась, и казаки потерпели поражение. Затем был заключен Белоцерковский договор, урезавший украинскую автономию. Евреям разрешили вернуться на Украину на тех же правах, какие у них были до 1648 года. Но почему польские паны добивались включения такой статьи в договор? Конечно, они нуждались в арендаторах для управления своими деревнями. Но зная об участи замученных евреев, как могли они верить, что евреи вернутся на Украину в роли ненавистных крестьянам арендаторов независимо от того, будет ли им это разрешено или запрещено?

Паны сталкивались с "хазокой", когда хотели заменить одних арендаторов другими. Кроме того, литовский Ваад рекомендовал кагалам в тех случаях, когда окажется невозможным принудить пришлых евреев к отъезду "властью Израиля", обращаться за содействием к христианским властям. Эти просьбы охотно удовлетворялись - речь шла о бедных евреях, от которых паны не ждали никакой выгоды.

Все знали, что евреи, бежавшие в Польшу и Литву, не смогут долго там оставаться. Поэтому Хмельницкий добился включения в Зборовский договор антиеврейской статьи. Ведь его "гетманат" формально оставался частью Речи Посполитой, а евреи были польскими подданными, и для запрета им жить в какой-либо местности требовалась привилегия "недопущения иудеев", которую и получила Украина в виде данной статьи. Хмельницкий понимал, что из-за расправ над вернувшимися евреями поляки могут обвинить украинцев в несоблюдении договора и под этим предлогом сами станут нарушать те его статьи, которые им не нравились. Было важно, чтобы возвращение евреев даже с польской точки зрения считалось незаконным. Зборовский договор действовал лишь полтора года, Белоцерковский - 8 месяцев. Евреи не успели вернуться за это время на Украину в массовом порядке.

Литовский Ваад распределял беженцев по общинам, обязывал кагальные власти обеспечить им бесплатное питание. Но Ваад постановил, что даже живущие на собственные средства люди, которым удалось спасти не только свою жизнь, но и свои деньги, могут оставаться в принявших их общинах в течение "по крайней мере" одного года. В начале Хмельничины Ваад еще надеялся, что война скоро закончится и беглецы вернутся на родину. Но вскоре евреям пришлось бежать и из самой Литвы. В 1654 году Хмельницкий признал себя подданным царя Алексея Михайловича. Украина воссоединилась с Россией. Царские войска двинулись на запад. Кое-где это сопровождалось резней евреев (в Могилеве) либо их изгнанием (из Вильны). Но в целом литовско-белорусское еврейство пострадало меньше, чем украинское, поскольку у русских стрельцов не было такой ненависти к евреям, как у украинских казаков и крестьян, которые прежде зависели от евреев-арендаторов.

Война кончилась лишь в 1667 году. В том же году литовский Ваад выслал из страны беженцев, которые, лишившись имущества, залезли в долги и не смогли их выплатить за 15-19 лет пребывания в Литве.

Вот почему евреи возвращались в любой округ правобережной Украины как только он вновь попадал под власть поляков. Левобережная Украина отошла к Московскому государству, где евреям тогда вообще запрещалось проживать. Тем не менее, в конце ХVII-го и в XVIII веках евреи не только приезжали торговать на левый берег Днепра, но и пытались остаться там на постоянное жительство. Время от времени происходили новые мятежи, сопровождавшиеся погромами, - восстание Семена Палия в 1702 году, затем Гайдамачина, продолжавшаяся с перерывами около 50 лет и завершившаяся резней в Умани в 1768 году.

Конечно, отношение к евреям на Украине, как и в других странах, со временем изменилось к лучшему. Но евреи возвращались в любую страну после самых страшных гонений не тогда, когда там полностью исчезала юдофобия (чего нигде не произошло до сих пор), а тогда, когда власти разрешали им вернуться, нередко и без разрешения. Все шло по циклу: "погром-бегство-возвращение-погром".

В результате разделов Польши в конце XVIII веках литовские, белорусские и украинские евреи стали русскими подданными. В 1844 году Николай I упразднил кагалы. С тех пор право евреев поселиться в том или ином городе зависело уже не от еврейской общины, а от полиции. Но сами евреи всегда считали свой закон о запрете поселения вполне целесообразным. Он утратил силу лишь из-за вмешательства государственной власти - в Западной Европе это произошло уже в XVIII веке. Однако и в последующие времена евреи вовсе не радовались, что в их городе или местечке селился чужой еврей-конкурент.

Многие евреи покидали родные места не только из-за погромов или изгнаний, но и вследствие издания ограничительных антиеврейских законов, повышения налогов с евреев за "терпимость", экономического банкротства, невозможности унаследовать родительскую "хазоку", которая переходила только к одному из сыновей, и по другим причинам. Если им не удавалось найти еврейскую общину, которая бы их приняла, или создать новую общину, где ее прежде не было, если обстоятельства не позволяли вернуться на родину, то оставался только один путь - крещение. Но над выкрестами часто тяготело подозрение в тайном соблюдении иудейских обычаев, что могло привести и в застенки инквизиции. В 1728 году двое братьев Райцес во Львове были осуждены на жестокую казнь и погибли как мученики за попытку возвращения крещеного еврея в иудейство. Страх и желание отомстить обидчикам заставляли многих выкрестов демонстрировать ненависть к своему народу, чтобы доказать "искренность" своего обращения.

Некоторые из них заявляли, что "жиды пьют христианскую кровь", и именно их "свидетельство" придавало правдоподобие "кровавому навету", несмотря на то что папы римские не раз объявляли в своих буллах эти обвинения ложью и клеветой. От выкрестов исходили и другие доносы, причем, в отличие от "кровавого навета", - не всегда ложные. Они обвиняли евреев в том, что последние прячут в своих общинах крещеных евреев, вернувшихся к отцовской вере, что какой-то еврей непочтительно отозвался о христианской вере (хотя это было несравнимо с оскорблениями, которыми осыпали иудаизм тогдашние христиане). Доносили они и о том, что евреи нарушают законы, ограничивающие их права. Это приводило к изданию новых антиеврейских законов, штрафам и конфискации имущества евреев, погромам, изгнаниям, арестам, пыткам и казням.
Выкресты были участниками религиозных диспутов между евреями и христианами. Ведь кроме них почти никто в тогдашнем христианском мире не знал иврита и арамейского языка и не мог прочесть Талмуд, который служил основной мишенью нападок на иудаизм. Нередко это приводило к сожжению всех экземпляров Талмуда, имевшихся в городе или государстве, и к новым гонениям на евреев. Выкресты встречались даже среди погромщиков - запорожцев и гайдамаков. Но так вели себя не все.

Еврейские историки обычно делят выкрестов на две группы - принужденных отречься от веры своих отцов и добровольно переменивших религию. При этом к первым относят лишь тех, кто крестился под страхом смерти, пыток, изгнания или всевозможных издевательств, а также детей, отнятых у родителей и переданных на воспитание в христианские семьи или монастыри, в более позднее время - в России при Николае I - в военные школы кантонистов. Остальные выкресты рассматриваются как добровольно отрекшиеся от иудаизма.

Многие из насильно окрещенных (особенно испанские и португальские "марраны") тайно придерживались иудаизма, хотя это грозило им судом инквизиции, и открыто возвращались к прежней вере при первой возможности. Когда во время Хмельничины польский король Ян Казимир разрешил вернуться к иудаизму евреям, принявшим под страхом смерти православие, этим правом воспользовались, по свидетельству Натана Ганновера, все насильно обращенные, которые бежали с казацкой Украины.
Те евреи, которые крестились не при столь трагических обстоятельствах, рас сматривались прежними единоверцами не как несчастные жертвы грубой силы а как вероотступники. Их отношения с некрещеными евреями почти всегда бы ли крайне враждебными. Религиозные евреи до сих пор совершают похоронные обряды в случае вероотступничества члена семьи, считая, что он умер для своего народа и своих родных. Поэтому и власти Речи Посполитой полагали, что если родители крещеного еврея считают своего сына умершим, то и он вправе смотреть на них как на уже покойных. Закон разрешал любому выкресту потребовать от своих родителей положенную ему долю наследства еще при их жизни (!). Если это был единственный сын, он забирал все. В России по Уложению о наказаниях 1845 года преступники-евреи, крестившиеся во время суда или следствия, могли рассчитывать не только на уменьшение срока каторжных работ, но и на их замену ссылкой и вольное поселение. Те, кто крестились, чтобы ограбить родителей или спастись от заслуженного наказания за воровство или грабеж, были способны на ложь, клевету и любую другую подлость. Они создавали негативный образ еврея в глазах общества - некрещеные евреи жил замкнуто, и христиане знали их меньше чем выкрестов.

Однако и группа "добровольных отступников" не была однородной. Пока существовали правовые ограничения для евреев и на них оказывалось давление с целью крещения (в России это имело место до Февральской революции 1917 года), трудно говорить о свободном выборе евреями христианской веры. Если еврей крестился, чтобы жениться на христианке, его обращение лишь условно можно считать добровольным - ведь без этого брак бы не разрешили. Эти люди были потеряны для еврейства, но обычно не становились его врагами.

Другое дело те, кого вынудили отречься от веры отцов не только иноверцы, но также (косвенным путем) и собственные единоверцы, которые сперва лишили их возможности получить какую-либо "хазоку" и тем самым заставили покинуть свои общины, затем не приняли их ни в какую другую общину и таким образом вытолкнули из еврейского мира вообще. Именно эти выкресты были самыми опасными для евреев.

Но когда некоторые из них поддерживали кровавые наветы, другие, напротив, выступали против них. В начале XVIII века выкрест Ян Серафимович объявил, что ритуальные убийства предписываются евреям Талмудом и даже "признался", что сам совершал такие убийства (причем остался безнаказанным!). Другой крещеный еврей - Иосиф Торжевский, большой знаток еврейской письменности, опроверг его утверждения. Польский католический епископ Иосиф Андрей Залуский, выслушав обоих, пришел к выводу, что все слова Серафимовича, включая признания в убийствах, являются ложью и клеветой.

Двумя веками ранее, в начале XVI века Иоганн Пфефферкорн крестился, чтобы выйти из тюрьмы, где он сидел за кражу, и заявил, что Талмуд содержит тексты, оскорбительные для христиан. Из-за его доноса в Германии начались гонения на еврейские книги, которые сотнями сжигались на площадях (как и в 1933 году). Однако тот же Пфефферкорн категорически опровергал легенду о ритуальных убийствах и об употреблении евреями христианской крови для своих обрядов.

При Николае I во время Велижского дела по обвинению евреев в ритуальном убийстве выкрест Грудинский заявил следственной комиссии, что готов показать описание такого убийства в одной "тайной" еврейской книге, но когда перевели указанное им место из книги, оказалось, что речь идет о правилах убоя скота по еврейскому закону о кошерной пище. Грудинский признался, что донес из желания заработать, и по царскому повелению был сдан в солдаты. После разбирательства евреи были признаны невиновными. Но далеко не всегда подобные доносы выкрестов вообще проверялись. Часто, особенно в средние века, им просто верили на слово - очень уж хотелось поверить.

Разумеется, не все трагедии, пережитые еврейством в средние века и навале нового времени, были связаны (только с доносами некоторых выкрестов или с последствиями закона о запрете поселения. Этим печальным событиям есть много объяснений в еврейской литературе как светской, так и религиозной. Данная статья написана не для того, чтобы опровергнуть традиционные объяснения, а для того чтобы обратить внимание на почти забытые обстоятельства истории нашего народа, сыны которого из поколения в поколение совершают один и тот же грех и несут за него кару.

Верующие евреи знают, что не только разрушение Второго Храма, но и многие последующие бедствия в еврейской истории вплоть до наших дней - это наказание за "синас-хинам" - неоправданную враждебность одних евреев к другим, которая в разные эпохи и в разных странах принимала многие формы.

По моему мнению, самым массовым и хроническим проявлением этой несправедливой ненависти одних сынов гонимого народа к другим был закон о запрете поселения. Он действовал в наиболее длительный и мрачный период в истории еврейства, в эпоху погромов, изгнаний, инквизиционных I преследований, насильственных крещений и бесчисленных правовых ограничений, которая началась с первого крестового похода в 1096 году и закончилась страшной Уманской резней на Украине в 1768 году, хотя сам этот закон утратил силу несколько позже.

Представляется, что выражение "синас-хинам" следует переводить на русский язык с учетом не только грамматики, но и контекста, в котором оно встречается в раввинской литературе, не как "беспричинная ненависть" (обычный вариант перевода), а как "неоправданная враждебность", которая приводит к последствиям, совершенно несоизмеримым с причинами, ее вызвавшими, в следующих случаях:

1) отсутствие явной рациональной причины вообще, то есть неприязнь на подсознательном уровне - классическая беспричинная ненависть;

2) несоизмеримость причины и следствия. В этом случае реакция на обиду выходит за рамки принципа Торы "око за око, зуб за зуб", но не в ту сторону, о которой говорил Иисус: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", а в ту, о которой говорил Сталин: "За глаз выбьем оба, за зуб - целую челюсть";

3) ненависть к одним людям за вину других. В этом случае обиженный стремится отомстить не только своему обидчику, но и его родным, землякам, соплеменникам, единоверцам и другим людям, как-то связанным с обидчиком, но к самой обиде непричастным;

4) ненависть, основанная только на подозрении. В этом случае людей ненавидят не за то, что они действительно сделали, а за то, что они якобы совершили или даже только могут совершить (по мнению ненавистников);

5) ненависть к тем, кто действительно совершил поступки, за которые их ненавидят, но сами эти поступки не греховны и не должны вызывать столь негативной реакции у нормальных людей. Чаще всего в основе ненависти подобного рода лежит чувство соперничества, конкуренции, ревности и особенно зависти. Объектом такой ненависти становятся обычно те люди, которые больше своих ненавистников преуспели в жизни и (или) превосходят их по красоте, материальному достатку, уровню образования, эрудиции, талантам, способностям, физическому развитию и состоянию здоровья. Подобная ненависть является основной причиной революций. Очень часто такого рода ненависть обращалась и обращается до сих пор как раз против нашего народа, в котором много способных и талантливых людей;

6) ненависть за критику, особенно в тех случаях, когда ненавистник понимает, что его критикуют справедливо.

Закон о запрете поселения был основан на подозрении, что все (или почти все) пришлые евреи - дурные люди, он наказывал одних людей за вину других и даже тех, кто был действительно в чем-то виноват, подвергал, как правило, гораздо более суровой каре, чем они того заслуживали, превышая меру, установленную законом Торы, "око за око". Он причинял "чужим" евреям, отвергнутым общиной, гораздо более серьезные неприятности, чем они сами в худшем случае причинили бы общине, будучи в нее приняты. Неоправданная враждебность к своим единоверцам и соплеменникам была возведена в ранг закона, который действовал почти во всех ашкеназийских еврейских общинах в течение многих веков и рассматривался общественным мнением как вполне целесообразный.

По сути, это был грех всего нашего народа. И наказанием за него стали все новые и новые бедствия, которые обрушивались на евреев отчасти по их собственной вине: они сами себе создавали врагов, доносы которых приводили к страшным гонениям. Из-за этого закона невозможно было заблаговременно покинуть те места, где над евреями сгущались тучи: общины в других местах обычно принимали лишь тех, кто уже пострадал от погромов, да и им чаще всего приходилось возвращаться к своим гонителям при первых, даже самых ненадежных, признаках успокоения.

Будь современные евреи настолько солидарны, как им это приписывают, не уезжали бы они так скоро после Холокоста в Германию. Можно спорить о моральной оценке их поведения, но всем ясно, что они опасаются не слишком любезного приема в Израиле. Еврейское государство на основании Закона о возвращении, введение которого в 1950 году можно считать отменой самими евреями закона о запрете поселения для Израиля (но не для диаспоры), принимает всех евреев и членов их семей за немногими исключениями.

Новоприбывшим, особенно в первый год жизни в стране, помогают намного больше, чем нынешние российские власти русским беженцам. Но позиция израильского общества отличается от правительственной. Многие люди, родившиеся в Израиле или живущие там длительное время, видят в своих новых согражданах не братьев, а конкурентов. Человек, отработавший годичный испытательный срок на предприятии, принадлежащем государству или Гистадруту - всеобщему профсоюзному объединению, получает "квиют" -нынешний аналог "хазоки". После этого уволить его можно только за нарушения правил работы, но не потому, что нашелся кто-то другой, кто с этой работой лучше справится. Такая система защищает старожилов от потери работы, а новоприбывших - от ее получения: ведь вакансий почти не бывает. Рассчитывать можно главным образом на частный сектор, на который система квиюта распространяется скорее де-юре, чем де-факто. Там работу трудно найти и очень легко потерять.

В 1940 году лидер молодежного сионистского движения Менахем Бегин, бежавший от нацистов из Польши в Литву, был арестован НКВД. Впоследствии в своей книге "В белые ночи" он вспоминал поляков - соседей по камере, которые "говорили о еврейской солидарности как о тяжком грехе, о коварном заговоре". Бегин не мог их разубедить и мечтал о том, чтобы снять "навет заговора" с этой "легенды неевреев" и превратить ее в "гордость самих евреев". Мечта Бегина о еврейском государстве сбылась, он даже стал главой его правительства. Но братская солидарность всех евреев так и осталась мечтой. Правда, нельзя сказать, что чувство солидарности полностью исчезло среди современного еврейства. Солидарность достаточно ярко проявлялась и в поддержке, в том числе финансовой, Израиля евреями диаспоры, и в борьбе многих советских евреев за выезд из СССР в 70-х и 80-х годах, и в помощи, которую оказали этой борьбе еврейские организации США и Израиля, и в кампании за освобождение Натана Щаранского и других "узников Сиона" из тюрем, лагерей и ссылки. К сожалению, во всем этом участвовала лишь небольшая часть еврейского населения.

В наше время почти при любом коллективном еврейском мероприятии в диаспоре даже неверующие евреи в той или иной степени соблюдают кашрус, субботу и другие предписания религии. Это имеет место практически во всех еврейских учебных заведениях, летних и зимних лагерях для детей и молодежи, на учебных семинарах и научных конференциях. Спонсорами еврейских организаций выступают в большинстве случаев религиозные евреи, для которых следование принципу "Все сыны Израиля ответственны друг за друга" - это мицва, то есть заповедь. У неверующих чувство еврейской солидарности обычно выражено слабее.

Само существование евреев как вечного народа, которое (во всяком случае в диаспоре) немыслимо не только без национальной, но и без религиозной солидарности, может быть основано только на вечных же, субботних началах, предохраняющих народ от будничной разобщенности. Без веры мы довольно скоро убедимся, что вечность и долговечность - это не одно и то же.

В заключение предлагается несколько вопросов для читателей.

1. Можно ли было евреям не принимать в свое время таких законов, как "хазока" на место жительства и работу?

2. Можно ли считать законы о "хазоке" и "квиюте" справедливыми?

3. Насколько справедливо или несправедливо следовать принципу свободной конкуренции?

4. Что является критерием справедливости - мнение большинства, экономическая либо политическая целесообразность или что-то еще?

5. Необходимы ли социальные гарантии? Если да, то какие?

6. Не является ли система социальных гарантий (на чем основан социализм) источником социальной несправедливости?

7. Можно ли испытывать чувство солидарности с людьми, которые не являются родственниками, друзьями или знакомыми?

Если кто-то задумается над этими вопросами, значит, статья написана не зря.

Александр Синельников, Лехаим, август 2001

 

С уважением,

Ваш Jewy :) 

Обратная связь

417 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное