Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


УРОКИ СКРОМНОСТИ В БЫТ. 1:1
 
Примечательно, что в самом начале Торы стоит не имя Ашема, а слова «В начале сотворения…»

Ко всему прочему здесь нам преподан урок скромности.

<> Гордый человек обычно ставит в начале свое имя, за которым следует перечисление титулов, степеней и других его достоинств. Даруя Тору, Ашем, напротив, вписал в нее сначала Свои дела, а уже потом Свое Имя.

<> А вот другие примеры скромности Ашема.

<> Именно ученику подобает сказать учителю по завершении урока: «Спасибо! Я сожалею, что причинил тебе столько хлопот!» Когда же Ашем учил евреев Торе на горе Синай, ситуация была обратной. Он сказал им: «Как обеспокоил Я вас!» (Дварим 1:16).

<> Обычный порядок таков: ученики входят в класс первыми и ждут учителя. Однако, когда Ашем велел пророку Йехезкелю пойти в долину, Он был там первым и ждал пророка, ибо сказано: «И я вышел в долину, и вот — там стояла Слава Ашема» (Йехезкель 3:22).

<> По принятой традиции, когда ученик заболевает, его сперва навещают товарищи, а потом учитель. Когда же Авраам был болен после обрезания, Ашем появился перед ним раньше трех ангелов.

Эти примеры скромности Ашема запечатлены в Торе, чтобы мы могли учиться на них. http://toldot.ru/tora/articles/articles_1413.html
 
ТАЙНА ХЛЕБОВ В ХРАМЕ
 
«И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы, и разложил на нем ряд хлебов пред Господом, как повелел Господь Моисею.» Исх. 40:22-23

Почему стол с хлебами был размещен на северной стороне скинии? Север на иврите означает: сокрытие, тайна. Тайна хлеба, открытая в Новом Завете - ХЛЕБ ЖИЗНИ, СЫН БОЖИЙ. 
 
ЦЕЛЬ ТВОРЕНИЙ - ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ
 
Почитайте историю творения мира: все, что Бог благословенный сотворил - земля, трава, дерево, рыбы, птицы, животные, Адам - должно приносить плод. И пищу Творец дал Адаму приносяшую плод. Плодиться и размножаться Адаму нужно не только телом, но и душа не должна быть бесплодна.
 
КОВЧЕГ НОАХА (НОЯ)
 
Ковчег Ноя не случайно считается прообразом жертвы Христа. Смола, используемая для осмоления ковчега внутри и снаружи, на иврите  звучит как «кофер», и образуется от слова «покрывать»  или «возмещать» - точное описание процесса искупления Христом грешного человечества. http://blagovestnik.su/forum/thread343-2.html
 
Йом Киппур - киппур тоже от этого слова.
 
ЧЕМ ЗАНИМАЛСЯ АДАМ В ГАН ЭДЕНЕ (РАЮ)?

Когда Ашем поместил его в этот сад, Он наказал ему (2:15): «возделывай и храни его».

Мы могли бы спросить: какую работу надо было делать в Ган Эден! Зачем надо было «возделывать и хранить его»? Ведь эта работа никак не могла состоять ни в подрезании виноградников, ни в очистке или вспашке земли, ибо все деревья в Ган Эден росли сами по себе. Мы могли бы подумать, что от Адама требовалось орошать сад. Но это было не так, ибо сказано, что из Эдена выходила река, дававшая растениям воду (2:10). Тогда что же это была за работа, порученная Адаму Ашемом?

Ашем заповедал ему заниматься Торой и охранять Его мицвот, заповеди. Ведь известно, что Адаму было велено есть от Дерева Жизни, росшего в центре сада. Это дерево символизирует Тору, о которой сказано (Мишлей - Притчи 3:18): «Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает ее». Так что задачей Адама было усиленно работать над Торой. http://toldot.ru/tora/articles/articles_1413.html
 
УРОКИ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА
 
«На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Исх. 32:6-8

 "И  поднялись утром, и вознесли  всесожжения, и принесли  мирные  жертвы и стали веселиться". В ешиве "Кирият Малахи" я  слышал хорошее объяснение к этой фразе. На примере золотого тельца Тора показывает нам этапы развития любого идолопоклонства, любого "изма". В начале, когда идея нова, ей приносят много жертв, ради неё жертвуют жизнью своей и чужой – "и вознесли всесожжения". Со временем, когда к идее привыкают, ей служат уже с гораздо меньшим энтузиазмом, всё больше начинают думать о себе и своих интересах – "и принесли мирные жертвы", "шломим" – мирная жертва – это жертва, часть которого идёт на жертвенник, а часть ест сам хозяин. Любой идол заканчивает свою судьбу тем, что превращается в пустой лозунг, на которого уже почти не обращают внимание, как телец, который стоит в стороне, а вокруг все "гуляют" – "и стали веселиться". http://toldot.ru/blogs/yadoctor/?tag=373
 
ЧТО КОПИТЬ?

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» Мф. 6:19-21

Главная цель его прихода в этот мир из мира вышнего — в том, чтобы собрать для себя сокровище Торы и добрых дел. Однако, оказавшись здесь, он забывает эту цель и все свои дни посвящает заботе о своем теле: кормит его, поит, одевает и обувает, добывает красивое жилище и так далее, на душу же свою обращает внимание лишь изредка. А когда истекают дни его и возносится душа его ввысь, спрашивают ее: «Какой же товар ты приобрела, пока находилась в нижнем мире?» И оказывается, что все ее силы потрачены только на нужды материального тела, на то, чтобы вырастить его побольше да потолще, и ради этого все свои дни сделал человек праздниками. И говорят тогда ему: «Возьми все, что принес ты сюда!» http://toldot.ru/tora/articles/articles_21907.html

ВОСКУРЕНИЯ - ФИМИАМ - И ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

Моше, кроме того, приготовил кторет (воскурения), смешав одиннадцать благовоний, названных Ашемом. Одно из этих пахучих растений, хелбена, издает резкий запах. Этим Ашем дал понять, что народу Израиля следует приобщать к своим постам и молитвам также и грешников из нашего народа.

Благовония для кторет следовало растолочь и перемешать. Горсть этой смеси ежедневно сжигалась на Золотом жертвеннике.

Для личного пользования запрещалось изготовлять смесь точно в тех же пропорциях, что и для воскурений. На приготовлении кторет для Храма специализировались члены семьи Автинас. Они настаивали, чтобы секрет этого искусства оставался в их семье, отказываясь посвятить посторонних в используемый ими метод размельчения и смешивания пряностей для получения наилучшей смеси.

Мудрецы, желавшие научить приготовлению кторет и других, привезли группу знатоков из Александрии, чтобы те взяли на себя заботу о кторет. Однако эти умельцы не могли изготовить воскурений, дым которых поднимался бы к небу строго вертикально. А поскольку существует алахическое правило, что дым должен подниматься к Небесам столбом, мудрецы вынуждены были снова обратиться к семье Автинас.

Понимая, что их умение незаменимо, коаним семейства Автинас потребовали удвоения жалования.

«Почему вы с самого начала отказывались научить других искусству приготовления кторет!» — упрекнули их мудрецы. Коаним объяснили: «Наша семья знает, что когда-нибудь Храм будет опустошен. Поэтому мы опасались, что, если секрет приготовления воскурений окажется у недостойных людей, они могут злоупотребить им для идолопоклонства после разрушения Храма».

Мудрецы не приняли этих объяснений, поскольку поведение Автинас показывало, что они сохраняли тайну ради себя, своей славы и денег.

Однако мудрецы похвалили семейство Автинас за другой аспект их поведения: ни одна из невест этого дома никогда не пользовалась никакими благовониями. Автинас не хотели, чтобы люди подозревали их в использовании пряности кторет для личных целей. Мужчины этого дома, заключая помолвку, ставили условие женщинам, собиравшимся войти в их семью, что те должны отказаться от использования благовоний. Так, они делали максимум того, что должен делать человек, чтобы не дать повода для подозрений.

Р.Ишмаэль рассказывал: «После того как Храм был разрушен, я однажды повстречал человека из семейства Автинас и заметил ему: “Видишь, твои отцы не поделились с другими сведениями о приготовлении воскурений, стремясь повысить свой престиж. Но они принизили себя в глазах Всемогущего, потребовав более высокой платы за счет общины. Теперь роли переменились! Со времени разрушения Храма ваша семья утратила особое положение. А Слава Всемогущего остается неизменной, потому что Его Славой полнится мир”».

Нечто подобное рассказывают наши мудрецы и о семье Гармо из колена Леви, которой была поручена выпечка лэхем апаним. Гармо отказывались поделиться с чужаками секретом известного им способа выпечки, поэтому мудрецы привезли группу профессиональных пекарей из Египта. Этим чужеземцам удалось испечь хлебы по всем правилам. Однако они не знали, как вынуть их из горячей печи, чтобы хрупкое тесто не распалось на куски. Поэтому они пекли их не в печи, а в горячем месте вне печи. Кроме того, их хлебы быстро черствели, тогда как испеченные семейством Гармо хлебы предложения оставались свежими целую неделю.

Мудрецы вынуждены были вернуть Гармо на прежние должности, а те потребовали удвоить им плату, прежде чем они согласятся передать секреты своего метода другим. Они заявили, что держат искусство выпечки в секрете, чтобы какой-нибудь недостойный человек не мог им злоупотребить для идолопоклонства. Хотя мудрецы не согласились с их словами полностью, они указали, что это семейство достойно особой похвалы в другом отношении. Ни одному из детей в этой семье никогда не давали белого хлеба, чтобы никто не мог заподозрить, будто они извлекают личную выгоду из своего умения печь хлеба предложения.

Талмуд заключает: «Человеку не следует опасаться, что кто-нибудь другой воспользуется заработком или положением, которые были суждены ему Небесами. Никто не теряет свою работу из-за другого, потому что никто не может прикоснуться к тому, что было предназначено другому».

Умельцы из Египта не смогли повторить то, что делали семейства Автинас и Гармо, потому что этим семьям свыше было суждено занять определенное положение в Храме.(рав Моше Вейсман. «Мидраш рассказывает»  http://toldot.ru/tora/articles/articles_1731.html)

Евреи, как притухшие угли

На недельную главу Торы "Балак" он задаёт вопрос, который спрашивают многие комментаторы. Что так испугало в евреях Балака, что он позвал Билама? Ответ, пишет Магид, лежит в самом тексте. Балак увидел то, что "сделал Израиль "леэмори". Слово "леэмори" по простому смыслу означает "эморейцу", но в нём содержится и намёк "леэмори" – это "леомри" – "говоря". Балак увидел, какой силой обладают слова Торы и молитвы евреев.

О каких евреях идёт речь, может быть, это относится только к праведникам, людям высочайшей святости, которые умеют концентрировать мысли и чувства на том, что произносят? "И испугался Моав народа (аам)". Слово "ам", пишет Магид, происходит от выражения "гехалим амумот" – "притухшие угли". Это евреи, огонь внутри которых притух, и, как угли, их необходимо "раздувать", чтобы он разгорелся вновь. "И испугался Моав аам" – даже слов таких евреев он боялся, так как понял, какой силой они обладают. http://toldot.ru/blogs/yadoctor/yadoctor_1678.html

Последний из могикан

Точного аналога у этого выражения нет. Но человека, который является представителем некой уникальной группы, отличающейся высокими морально-этическими качествами, на иврите называют צַדִּיק בִּסְדוֹם (цадик би-Сдом).Это словосочетание пришло из Торы. Авраам обращается ко Всевышнему с просьбой не разрушать греховный Сдом (Берешит 18:23-33) http://toldot.ru/blogs/sreznik/sreznik_1677.html
 

В избранное