Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Филипп Щипков. ОРХАН ДЖЕМАЛЬ: НЕТ НИКАКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА. НИ ИСЛАМСКОГО, НИ ПРАВОСЛАВНОГО, НИ ИНОГО


Информационный Канал Subscribe.Ru


    справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #60, /2003-10-24/


     Пятница: Ф.Щипков. Интервью

ОРХАН ДЖЕМАЛЬ: НЕТ НИКАКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА. НИ ИСЛАМСКОГО, НИ ПРАВОСЛАВНОГО, НИ ИНОГО
Филипп Щипков
24.10.2003


Родился в 1966 году. Закончил Московский геологоразведочный институт им. Серго Орджоникидзе. Работал в нескольких периодических изданиях, сотрудничал с газетой "НГ-Религии". Работал пресс-секретарём Евразийской партии, во Всероссийском азербайджанском конгрессе. С 2002 года работает заведующим отделом политики "Новой газеты".

Как религиозная тема представлена в "Новой газете"?

"Новая газета" – это общественно-политическое издание. Мы не отслеживаем события внутренней жизни конфессий. Наше внимание обращено к тем событиям из религиозной жизни страны, которые влияют на всё общество в целом. "Новой газете" интересно общественно-политическое измерение религиозной жизни. Среди религиозных тем выбираются те, которые вызывают рефлексию в обществе.

Как часто религиозная тема появляется в газете, почему нет специализированной религиозной полосы?

Отсутствие религиозной полосы - это недостаток газеты. В "Новой газете" присутствует некоторая инертность. С советских времён в изданиях осталось представление о религии как явлении маргинальном. На словах все согласны, что это центральная тема, что религия очень важна, но подсознательно религия продолжает считаться второстепенной темой. Я думаю, что не далёк тот час, когда ни одна приличная газета не сможет обходиться без постоянной религиозной рубрики.

Должна ли быть специализированная должность в газете?

Религия – очень сложная тема. Человек, который ей занимается, должен свободно ориентироваться в ней, причём ориентироваться не в том, что на злобу дня: раскладах в Патриархии, отношениях между митрополитами, какой человек в МИДе против приезда Далай-ламы и так далее. Человек, который занимается религиозной тематикой, должен легко ориентироваться в историческом разрезе, что требует серьёзной подготовки.

К сожалению, на факультетах журналистики не готовят религиозных журналистов, поэтому это должен быть журналист с религиоведческим, историческим или философским образованием. Кроме хорошего образования этот человек должен обладать определённым интеллектуальным масштабом. -

Что вы имеете в виду под интеллектуальным масштабом? Ведь и сами журналисты зачастую считают религиозную тему второстепенной. Где же подлинное место этой тематики?

Нельзя низводить религию в СМИ до уровня светской хроники – протокольные мероприятия, пасхальная трансляция, поздравления со днями хиротонии, или фольклёрно-тюбетеечного ислама и лубочного православия. Это не правильно.

Я считаю, что на первый план в религиозной теме должно выйти то обстоятельство, что в основе любой политической доктрины, любого политического движения лежит идеологическая религиозная основа. Например, растиражированный СМИ факт, что одна из мотиваций Буша в войне с Ираком – это мотивация религиозная, Буш видит себя в роли протестантского воина. Это проговорено пока только в отношении одного Буша, но касается многих мировых политиков. Мне кажется, что нет ни одной серьёзной политической парадигмы, в основе которой не находился бы религиозный стержень. Интеллектуальный масштаб в этой теме необходим для выявления той религиозной нити, которая пронизывает и увязывает вместе глобальные события, происходящие в современном мире. -

Вы говорите, что в религии есть фундамент и масштаб, но он может быть представлен в книгах, а на страницах газет в коротком формате он не помещается.

Каким бы ни был маленьким формат необходимо только умение вложить в него мысль. Мысль может быть урезана, может не вскрывать всех аспектов, но главное изложить выводы. Всё зависит от мастерства журналиста. Для того, чтобы просто и коротко излагать, нужно ясно и чётко понимать. Грубо говоря, для газеты достаточно два абзаца – дать понять направление мыли, а объяснение аспектов, нюансов, жонглирование фактами – это удел книг. -

В условном рейтинге тем: политика, экономика, светская хроника, спорт, погода, где место религии?

Вы подходите к этому вопросу с точки зрения ответсека, который выкладывает на полосу газеты или на интернет-страницу материал. Мне кажется, что это не совсем верно. Религия – тема, которая связана с политикой больше чем с любой другой темой. По политическим событиям можно определить, кто конфессиональный субъект этих событий. Политика бывает протестантской, католической, православной, буддийской, мусульманской и т.д., не в смысле политики конкретной конфессии, а как конфессиональная субъектность политических актов. Религия и политика неразрывно связаны.

Если говорить о месте темы в газете, то я считаю, что место религиозной тематики должно находится рядом с политической тематикой, должно быть связанно с ним, я давал бы её в увязке с первополосным политическим материалом. -

Будет ли исламский фактор иметь значение на предстоящих выборах?

Исламский фактор разыгрывается на всех выборах. Канализацию исламского фактора на выборах поставили под вопрос события, которые проходили в России последние три-четыре года. На протяжении последних лет у меня складывалось устойчивое убеждение, что исламский фактор уйдет в неявку или в голоса "против всех".

Однако в последнее время можно наблюдать политические ходы власти, одни из которых можно назвать прицельно предвыборными, другие – многоцелевыми. Все они вкупе могут обеспечить мобилизацию исламского фактора на выборах. Во-первых, этим летом благополучно разрешился вопрос о платках, не смотря на то, что прежде в этом вопросе федеральная власть высказывалась крайне негативно. Путин всегда очень жёстко высказался по этому вопросу, но тут вдруг суд принимает нормальное человеческое решение. Почему? Я думаю, что решение по платкам было конечно уступкой. Сейчас возникла тематика связанная со вступлением России в ОИК. Намерения Путина оказались намного серьёзнее, чем первоначально считали СМИ. -

Заявление о намерении России вступить в ОИК тоже нацелено на скорые выборы?

Нет, это не нацелено сугубо на выборы, но это может отозваться. Мне кажется, что у Путина, а значит и у партии власти, есть устойчивое реноме исламофоба. Сегодня он показывает, что это не так. Примеры с платками и ОИК не единственные.

Есть другой пример. Известия – одна из самых известных и самых влиятельных российских газет, долгое время мусульмане высказывали претензии к подаче мусульманской темы в газете. Главная претензия заключалась в достаточно последовательной исламофобской позиции газеты. Однако, на днях, непосредственно в разгар судебной тяжбы мусульман и газеты Известия, главный редактор газеты Михаила Кожокин уступает своё кресло Рафу Шакирову, человеку, которого хотя бы по звучанию его имени, трудно заподозрить в исламофобии. Мне кажется, что "Известия", хоть и частная газета, но это не такое место, где изменения могут проходить без учёта интересов власти. -

Муфтий Равиль Гайнутдин неделю назад выступал на телевидении, где говорил о том, что мусульманское духовенство не будет участвовать в выборах. Как вы можете прокомментировать позицию муфтия?

Я не согласен с этой позицией. Доктринальная специфика ислама такова, что ни один мула, имам или муфтий не может высказываться от имени всего мусульманского духовенства. Вне всякого сомнения, среди российских муфтиев Равиль Гайнутдин один из самых достойнейших людей, но я не думаю, что он вправе говорить от имени всего мусульманского духовенства.

Например, в одну из пятничных проповедей, незадолго до выборов губернатора Санкт-Петербурга в соборной мечети, питерский муфтий Джафар Пончаев произнёс настоящие филиппики в защиту Валентины Матвиенко, призывая мусульман голосовать за неё. Для Пончаева абсолютно не важно мнение Гайнутдина, никто ему не может указать, что и как говорить, кроме закона, который ограничивает духовных лиц в агитационной деятельности. В любом случае, я против того, чтобы существовал запрет на участие в выборах для мусульманского духовенства. Духовенство – это люди, которые имеют свои политические интересы, представляют интересы своих прихожан. У мусульман джамаат (община) это не только союз верующих, которые вместе по пятницам читают намаз, это социальная, а иногда и политическая структура. Так пусть и участвуют они в выборах во всех возможных формах. -

Могут ли СМИ реально противодействовать религиозному экстремизму?

Нет никакого религиозного экстремизма. Ни исламского, ни православного, ни иного. Это не существующая вещь. Вы можете объяснить, что такое религиозный экстремизм? Любое религиозное отступление от тотального конформизма можно назвать религиозным экстремизмом. -

Экстремизм бывает политический. Если, по вашему мнению, религия близка политике, то может ли в политическом экстремизме присутствовать религиозный элемент?

В любом явлении есть религиозный элемент. Человек, который начинает следовать своим религиозным представления, в конце концов, сталкивается с тем обстоятельством, что та политическая реальность, которая его окружает, враждебна ему, у человека появляется два возможных пути – идти на сделку со своей совестью, но, если он честен по отношению к самому себе - он вынужден уйти в оппозицию. В момент, когда человек перестаёт мириться с существующим положением дел, он автоматически зачисляется обществом в экстремисты. Экстремист – это невнятный термин, который ничего не описывает, кроме того, что это враг. Позиция радикальной конфронтации – это очень личная, глубоко внутренняя позиция невозможности смириться существующим положением вещей. -

Если радикализм касается внутреннего, глубоко личного восприятия мира, и именно поэтому вы воспринимаете радикализм как проявление религиозное, тогда где граница проявления этой радикальной религиозности?

Эти проявления ограничивает религия. Деятельность и борьба человека, по крайней мере у мусульман, чётко кодифицирована. Религия говорит, что можно делать, а что нельзя. В исламе это: не начинай первым; не нападай первым; если же на тебя напали и изгнали из дома, то тогда ты можешь защищаться, но не преступай, ибо Аллах не любит преступающих; ты не должен воевать с беззащитными – женщинами, детьми. Когда мы говорим о вооружённой, силовой борьбе, то взрыв в Тушино – абсолютно не допустимая вещь, она нарушает доктринальное, теологическое ограничение борьбы. -

Возможно ли в России своё исламское телевидение? Как вы оцениваете канал Аль-Джазира?

Возможность исламского телеканала – это вопрос финансирования. Иностранный капитал достаточно активно вкладывается в средства массовой информации. В России есть газеты с долей западного капитала, есть газеты с долей израильского капитала, но нет газет с долей арабского капитала. Достаточно охотно даются деньги на строительство мечетей, на книгоиздательскую деятельность, но никто не готов финансировать СМИ, очень оперативное и острое оружие.

Аль-Джазира качественный канал, дающий массу эксклюзивной информации. Аль-Джазира – это своего рода исламский CNN. Только Аль-Джазира затачивает ту же информацию в другую сторону. Телезритель, который смотрит эти два канала, может сравнивать их и делать свои выводы. Я не исключаю, появления русской версии Аль-Джазиры по аналогии с русской версией Евроньюс.

[http://www.religare.ru/article7063.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное