Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета КОМЕДИЯ «ЧАЙКА». СМЕШНО


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Откровения


КОМЕДИЯ «ЧАЙКА». СМЕШНО


В театре «Глас» премьера: «Чайка» Чехова. Но спектакль называется «Репетируем «Чайку». По ходу действия повторяются сцены. Усиливаются смешные места. Выходит к рампе и рассказывает о Чехове и его пьесе режиссер-постановщик, художественный руководитель «Гласа», заслуженный деятель искусств РФ Никита Астахов.


- Это делается для того, чтобы зритель понял то, что скрыто в «Чайке»? - спрашиваю Никиту Сергеевича.


- Не только зритель, но и мы сами, - отвечает он. - Это спектакль-поиск.
- Чего же вы искали?


- Прежде всего меня интересовал православный христианин Антон Павлович Чехов. Существует точка зрения, выработанная в советское время: писатель далек от Церкви. Мне очень обидно слышать это. Я начал перечитывать Чехова уже пожилым, верующим человеком: рассказы письма, пьесы. И увидел то, что не замечал в молодости: он знает Церковь, службу, обряды, околоцерковные разговоры. Знает жизнь верующего человека.


- И вы не видели этого только потому, что сами не знали?


- Да, конечно! Как только приблизишься к Церкви, у тебя сразу меняется мировоззрение. И ты уже другими глазами - глазами верующего - смотришь на мир, на наших классиков.
Если Чехов православный художник, то надо искать в его произведениях православный смысл. Человек не может жить с двумя мировоззрениями: сегодня я атеист, а завтра верующий и иду в храм. Так не бывает. Безусловно, что-то меняется, переплетается, но доминирует одно. Нельзя служить двум господам.


Меня поразила мысль отца Сергия Булгакова: загадка человека в постановках Чехова может быть разрешена только религиозным образом. А я в последние годы тем и занимаюсь, что ищу религиозный смысл в любом произведении искусства. Даже у художников, которые, на первый взгляд, кажутся далекими от Церкви. Это главная линия, стержень, на котором держится творчество.


- Но есть и детали?


- Да, и в «Чайке» интересны такие «частности»: почему действие там начинается с пьесы Треплева: «Люди, львы, куропатки...» и так далее? Я видел «Чайку» во многих театрах. Эта сцена всегда была возвышенно-романтической, но совершенно непонятной.


Что же это за произведение молодого автора Треплева, который к тому же заканчивает жизнь самоубийством - самым страшным грехом для христианина? Неужели такое воздействие оказывает на художника произведение, им придуманное?


С помощью чеховеда Алины Яковлевны Чадаевой (у нее есть чудесная книжка «Православный Чехов») я пришел к такому пониманию: пьеса Треплева - это как бы противопоставление 103-му псалму Давида. Почитайте псалом! Там те же львы, аисты ждут от Господа пищи.


- «Даешь им - принимают; отверзаешь руку Твою - насыщаются благом. Сокроешь лицо Твое - мятутся...».


- В пьесе Треплева присутствуют те же львы, куропатки. Но они ждут кого-то, от кого пахнет серой и идет дым. Здесь заложен огромный антирелигиозный смысл! И мне кажется, речь тут о том, как молодой художник может исковеркать то, что ему дано свыше. Поэтому вся жизнь его идет кувырком.


- В спектакле вы говорите о том, что Чехов начал писать «Чайку» после спора с Толстым о религии.


- Это известно. Антон Павлович очень любил Толстого и, когда Лев Николаевич болел, писал в письмах примерно так: «Не дай Бог ему умереть, потому что тогда воз русской литературы придется тащить мне». Он благоговейно относился ко Льву Николаевичу, но у них были глубокие мировоззренческие расхождения.


Мне бы не хотелось обижать Толстого. Такими художниками, гениями надо гордиться. Но не случайно он был отлучен от Церкви и даже придумал собственное евангелие...


- Лев Николаевич перед смертью приезжал в Оптину пустынь, ходил перед хибарками старцев, но так в них и не вошел. Хотя потом послал телеграмму в монастырь - и преподобный Варсонофий Оптинский поехал к нему принять исповедь. Дочь Толстого не впустила монаха к отцу. Лев Николаевич стал заложником собственной философии.


- Но, умирая, он все-таки ехал в Оптину! Это говорит о том, что Толстой все-таки был христианином. Из-за гордыни у него появилась собственная концепция устройства мироздания, вплоть до бунтарства. Он считал (и в «Чайке» так!), что все души после смерти сливаются в одну мировую душу. Но тогда уходит главный момент Православия: покаяние и ответственность за то, что сделал при жизни на земле.


- Более того, вечная жизнь личности тоже отрицается.


Заслуженный деятель искусств РФ Н.Астахов и Т.Белевич- И получается какой-то колхоз, некое общее существо, которое все сглаживает. Так вот, Чехов вернулся после встречи с Толстым, записал в дневнике, что не согласен с его мыслью. И в тот же вечер начал писать «Чайку».


Пьеса Треплева - это ответ Чехова Толстому.


- Антон Павлович доводит до логического завершения, до абсурда то, что высказывал Лев Николаевич?


- Да-да. И Чадаева тоже считает: главное событие «Чайки» - пьеса Треплева.


- А ее-то мы и не понимали...


- Просто светским умом ее понять невозможно. Здесь нужно христианское мировоззрение. В «Чайке» все начинается с Треплева - и заканчивается им. Чехов мог бы не убивать его в конце, но убивает - и делает это сознательно.


- Подчеркивая свое отношение к герою и его произведеням?


- Конечно. У Чехова Треплев стреляется где-то в стороне. О первой и второй попытках его самоубийства только говорят. А я сознательно, хотя и условно, выношу это на сцену. Чтобы возникла ассоциация: если ты убил чайку, то чайка может убить тебя. Все плохое, что создает человек, его же и губит.


- Это опять подтверждает православность Чехова. Евангелие говорит: только то, что исходит из сердца, оскверняет, и значит, убивает человека.


- Ремизов писал, что люди льнут друг к другу, но любят только себя.


- А все эгоисты - одиноки.


- Герои Чехова хотят вырваться из плена эгоизма, заменить его хоть чем-то, хоть мечтами. Но никто не вырывается.


- Почему?


- Антон Павлович отвечает на это: у них нет веры в Бога, словно они живут не в православной стране. В четвертом акте Чехов разворачивает это, вдруг начинает говорить о бессмертии: «Что вы боитесь смерти? Вы ж не верите в ответственность, наказание - после нее?».


- И только Нина Заречная, как в бреду, произносит: «Я верю!».
- Это как бы мечта Чехова в отношении художника. Нельзя сказать, что Нина стала православной актрисой, нет. Но у нее уходит пелена с глаз, появляется надежда на новую жизнь.


Чехов необыкновенно деликатный писатель. Он говорит: «Я пишу пьесы не для зрителя, а для актера». Окончательно пьеса рождается только в согласовании с господином актером.
Антон Павлович дает нам необыкновенную свободу этой фразой. Значит, можно включать свою фантазию и объединять - с чеховской. Потому-то нельзя сказать: все герои «Чайки» отрицательные, раз они живут без Бога. Они такие же, как мы. Аркадина, например, похожа на любую современную актрису. Думает прежде всего о своей работе, своей семье...


Чехов очень тонко говорит: выход есть.


- Выход - в вере.


- Но оптимизм его не кондовый, не в лоб, а какой-то романтичный. Тонкий-тонкий, словно свет.


- Хочешь - принимай, не хочешь - не принимай. В свободе нас оставляет и Господь...
Почему же Чехов назвал «Чайку» комедией?


- Это очень интересный вопрос! Кстати, сложно, сохраняя религиозную глубину, выйти на жанр комедии. Кое-где на спектакле зрители уже начинают смеяться, хотя им трудно преодолеть стереотип: Чехов - это философия, классика, значит, смеяться нельзя!


А знаете, вся жизнь человеческая может быть смешна и даже карикатурна, если она, например, далека от Бога. Писал же Гете: «Человеческая комедия». Проблемы, которые ставят материальные люди, смешны. Только вот как это выразить, если мы сами материальны?


- Мне кажется, понимание этого уже много значит. Оно как первый шаг.


- Между третьим и четвертым актом в «Чайке» проходит два года.


Комедия в том и состоит, что за два года все ценности у человека могут поменяться, рассыпаться или стать смешными. Чеховский юмор надо искать здесь.


Мы же часто смеемся над тем, что было двадцать лет назад, какими мы были глупыми. А тогда плакали, рыдали.


«Прошло два года» - все равно, что прошло двадцать лет.


На театральной программке напечатаны слова Антона Павловича Чехова: «Теперешняя культура - это начало работы во имя будущего, работы, которая будет продолжаться, быть может, еще десятки тысяч лет, чтобы, хотя в далеком будущем, человечество познало истину настоящего Бога».


Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное