Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета «Смесь изящного француза и попа-расстриги


Информационный Канал Subscribe.Ru

«Смесь изящного француза и попа-расстриги»

Род Лесковых - из деревни Лески Орловской губернии - до начала XIX века был священническим в пяти поколениях.  Сын священника Димитрия Лескова Семен эту традицию прервал. Семинарию окончил, но от рукоположения отказался. За это отец изгнал его из дома.

Пошел Семен по гражданской линии, удостоился жалованного дворянства. В 1831 году родился у него сын Николай - будущий великий писатель, мудрец и острослов.

          Семен Лесков сохранил религиозность, но церковных обрядов не признавал. Только изредка исповедовался и причащался, как говорил, “в воспоминание о Христе”. Его жена – мать писателя - дома читала акафисты. Семен не возражал, лишь улыбался снисходительно.

Николай, как и отец, избрал мирской род деятельности. В Бога верил, но “мирил веру с рассудком”. Сетовал: “Верить больше хочется, чем удается”. Жаловался, что изнутри его “вело и корчило”.

Одолевала “охота к перемене мест” и занятий. Гимназический курс не завершил. Пошел на канцелярскую, затем на коммерческую службу. Лучшим временем считал, когда приходилось ездить по России. Бывал за рубежом – в Чехии, Франции, Германии.  Служил в министерствах просвещения и имуществ.

Писать начал в 28 лет. Публицистику, а потом беллетристику.

          Отношения с собратьями по перу складывались непросто. В 1865 году появился  роман Лескова “Некуда” против нигилистов. Либеральная критика в ярости. Лесков оправдывался: хотел объективно показать нигилистов “хороших” и “плохих”. 

На рубеже 60-х и 70-х в его произведениях преобладает тема верности Православию  (роман-хроника “Соборяне”, повести “Запечатленный ангел”, “Очарованный странник”, “Смех и Горе”). В “Соборянах” под именем честнейшего протопопа Савелия Туберозова Лесков вывел своего деда – священника Димитрия, которого никогда не видел. Помощник и сослужитель отца Савелия - диакон Ахила, человек богатырского сложения, воинского духа.  М.М.Дунаев - автор обширного труда “Православие и русская литература”, узнал в образе Ахилы  самого Лескова. Как? По стихийной несдержанности, уязвленности злом, слепой борьбе с нераспознанным врагом. 

Писатель пытался бороться с мировым злом, но от скрытого врага - духа злобы не много имел защиты, ибо, как и родитель, отделил себя от “веры церковной” и, по всей видимости, доверился рассудочным категориям.

Ахила однажды усомнился, что мир сотворен Богом, ибо, по мнению простодушного диакона, “блоху всякий может сделать из опилок, и значит все-де могло сотвориться само собой”.

          Ахила принес покаяние. Протопоп Савелий, пивший из многих горьких чаш, принял праведную кончину.

А в городке, где происходило действие, появился мистификатор. Жалкий люмпен Данилка в маскарадном одеянии нечистого терроризировал обывателей, осквернил могилу отца Савелия. Ахила изловил обманщика. Во время захвата они провалились в канаву с ледяной водой. Данилка хоть и попал в острог, но жив остался, а могучий Ахила смертельно заболел.

Отважный воин гибнет так нелепо! Агония, душа покидает тело, а “там” в засаде  не шутовская кукла - настоящий демон. Ахила вступает в схватку: “Кто ты, огнелицый? Дай мне путь!”. Казалось, он вылетел сам из себя, с кем-то боролся и одолел.

Потаенная мечта писателя - со злом в рукопашную. Но разве так бывает? И что там реально происходило -  схватка с бесом или последнее видение умирающего? Вопрос без ответа.

          Лесков как бы избегал сверхъестественного. Его герои часто пытаются искать “естественное” объяснение чуда. Он читал “прогрессивные книги”, но не стал “левым”, хотя в 1874 году отошел от сотрудничества с журналом “Русский вестник”, считавшимся реакционнным.

В марте 1881-го редактор “Исторического вестника” попросил Лескова написать статью в связи с убийством Александра II. Писатель в растерянности: “Два дня писал и все разорвал.... В таком хаосе нечего пытаться говорить правду...”.

В том же 81-м написан знаменитый “Сказ о Левше”. Тульский умелец в кратком богословском диспуте с англичанами стоял за Православие: “Наша русская вера самая правильная,...наши книги против ваших толще,...у нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи...” Ясно, на чьей стороне симпатии Лескова.

Однако, митрополит Филарет (Дроздов), ныне причисленный к лику святых, вызывал у писателя раздражение. Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева он иронически именовал “Лампадоносцевым”. Его персонажи иногда “еретичествуют”. Лесков даже высказался насчет того, что догматическое богословие, которое он сам едва ли понимал, губит Церковь.

Что же происходило с писателем, автором книг, по которым сегодня православные и неправославные люди учатся жизненной мудрости и глубине?

Человек не в состоянии долго находиться на духовном распутье. Либо он приходит в Церковь, либо ищет иные пути. Лесков (здесь он отнюдь не первый) решил: христианство нуждается в неком “очищении”.

Он знал народный быт, говор, такие словеса выдумывал, что самому Владимиру Далю не снились. Но о церковной жизни судил как бы со стороны, не ведал, что происходит в Оптиной пустыни, Сарове...

Д.С.Мережковский - тоже “религиозный искатель” (по мнению прогрессистов, “мракобес”), считал Лескова почти единомышленником, “ориентированным на поиски нового религиозного мышления”. Будто вера святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского устарела.

          В октябре 1883-го при встрече с Чеховым Лесков назвал себя мистиком, пытался пророчествовать. Чехову он показался “смесью изящного француза и попа-расстриги”.

20 декабря 1883 года в “Новом времени” было напечатано свидетельство шестнадцати лиц о чудесных исцелениях по молитве отца Иоанна Кронштадтского. Россия взволновалась, однако “мистик” Лесков реагировал по своему - написал против отца Иоанна завуалированное опровержение (рассказ “Полунощники”, 1891).

В 1888 году писатель побывал в Ясной Поляне. Его отношение к Толстому - восторженное.  Лесков даже просил графа написать катехизис. Говорят, что точно так же один студент обращался к императору Александру III: “Издайте указ, чтобы все были добрыми...”. Авторы обращений и адресаты - разные, иллюзии - одинаковые: все прочтут и станут хорошими.

          Все же Лесков - не толстовец. И в Бога он верил. В марте 1894 года писал: “...«весь я не умру», но какая-то духовная подстать уйдет из тела и будет продолжать  «вечную жизнь», но в каком виде это будет, - об этом себе понятия составить нельзя...” и “...определенного познания о Боге себе составить нельзя здесь,...на это нечего досадовать, так как в этом, конечно, есть воля Бога”.

“Подстать” – по-гречески “ипостась”, личность. Лесков по-человечески много ошибался. А кто не ошибается? Но жил он по совести.

В 1895 году писатель умер. Остались причудливые повести, образы, картины народной жизни, неподражаемый литературный язык. Николая Семеновича мы с благодарностью помним.

          Владимир Прилуцкий


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное