Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Берлинале-67. Душа, надежда и немного вассаби


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Берлинале-67. Душа, надежда и немного вассаби
2017-02-18 16:31
Автор: Александр Голубчиков

Стремление не пропустить ничего интересного на Берлинале оставляют совсем немного времени для написания отчетов. За прошедшие дни уже просмотрено 47 фильмов – осталось еще около десятка. Сегодня вручают награды, но кино не заканчивается после закрытия фестиваля, поэтому это второй, но не последний отчет.

Телом и душой / Testről és lélekről (Конкурс), реж. Илдико Эньеди, Венгрия
«Служебный роман» с настроением «Полетов во сне и наяву» и «Интимных мест» - это ассоциативное, хотя и очень условное определение того, что происходит в этой картине, которая покорила зрителей и критиков и задала позитивный настрой для дальнейшего фестивального смотра. Поначалу возникает ощущение, что режиссер пересмотрел фильмов Бакура Бакурадзе - по заснеженному лесу бегают друг за другом олени, на скотобойне разделывают коров, а немного аутичная героиня поразительно напоминает персонажа сериала «Мост». Но как только становится ясно, что олени не просто олени, а у авторов вдруг просыпается чувство юмора, внимание зрителя авторам уже становится невозможно растерять.



Ужин / The Dinner (Конкурс), реж. Орен Моверман, США
Третью экранизацию романа Германа Коха должна была ставить Кейт Бланшетт но кто-то не срослось. Картину можно отнести к категории «Отцы и дети», коих в рамках фестивальных программ фестиваля оказалось немало (только из просмотренных это «Как наши родители», «Лучше всяких слов», «Акушерка», «Белые ночи» и «Барраж»). Два брата со своими женами встречаются за ужином, поводом к которому стало некое видео, на котором запечатлены их дети. Совершено страшное преступление, отпрыскам грозит наказание, но родителям нужно решить, прежде всего для себя, что важнее – наказать детей, сдав их в полицию, или, как обычно, спустить все на тормозах, чтобы не испортить им жизнь (хотя еще вопрос, какое из решений испортит жизнь отпрыскам в большей степени).
Нравоучительная новелла о поколении миллениалов и том, как они были воспитаны родителями, в прочтении американского режиссера наполняется лишними аллюзиями на самое кровопролитное сражение Гражданской войны в США при Геттисберге, когда обе стороны потеряли по 23 тысячи человек (из которых восемь тысяч были убиты). Двухчасовая разговорная драма, в которой герои очень долго совершают сделку с собственной совестью. Фильм бы ничего не потерял если бы был на полчаса короче – обсуждаемая проблема от этого менее острой бы не стала, а зритель бы не выходил с сеанса морально измочаленный.

Заложники / Hostages (программа «Panorama Special»), реж. Резо Гигинеишвили, Грузия, Россия, Польша
Мощная и очень зрелая режиссерская работа Резо Гигинеишвили, после которой ему, кажется, непросто будет вернуться в легкий жанр ромкомов. Идею картины он вынашивал восемь лет. В 1983 году несколько молодых людей из вполне обеспеченных грузинских семей решили захватить самолет, летевший из Батуми в Тбилиси, и улететь в Турцию, а оттуда и на Запад, который был в то время запретен, а оттого слишком желанным. Воспитанным в советском обществе, где все решалось за них, рафинированным советским детям казалось, что достаточно достать оружие и пригрозить им команде самолета, и все будет на мази. Воздух свободы манил, они не знали, что будут делать с этой свободой, как поступят, если получится пересечь границу – никакого плана. Главное – перестать быть заложниками системы, в которой жила их страна. С максимальной деликатностью, Резо и его команда рассказала о захвате, причинах, побудивших героев, и суде над ними, ведь родственники так и не узнали, где были похоронены их сыновья после приведения в исполнение высшей меры наказания.
Нельзя сказать, что фильм идеален. Ювелирная работа художников по воссозданию атмосферы 80-х натыкается на необжитость декораций, режиссер, создавая образ врага, сознательно демонизирует советский строй и КГБ. Но работа композитора Гии Канчели, чья музыка лишний раз не играет на эмоциях, и актерские работы Тинатин Далакишвили, которую Резо открыл в фильме «Любовь с акцентом», и дебютанта Иракли Квирикадзе заслуживают всяких похвал. «Берлинале» открывает фильму широкую дорогу, которая вполне может завершиться на церемонии вручения премии «Оскар».


Свобода дьявола / La libertad del diablo (программа Berlinale Special), режиссер Эверальдо Гонзалес, Мексика
Документальная лента продолжает тему, начатую в фильме «Земля картелей» о жертвах карательных отрядов наркомафии в Мексике. Но Гонзалес, в отличие от предшественников, пытается поведать не только о жертвах и молодых убийцах, но и о полицейских, которые участвовали в охоте на дьявола. Кто из них больший зверь и верно ли утверждение Ницше про бездну, которая вглядывается в того, что в нее смотрит.

Чао Чао / Ciao Ciao (Panorama) режиссер Сонг Чуан, Китай
В китайскую провинцию из райцентра приезжает девушка Чао Чао. Она не вылезает из мобильного телефона, стремится вернуться в Кантон (Гуанчжлоу). Но в родном городке ее подстерегают два искушения – хороший парень-парикмахер, у которого не очень много денег, но собственный, хотя и маленький, бизнес в Кантоне, и раздолбай, хулиган, игрок и пьяница, проматывающий отцовские деньги, заработанные нелегальной продажей алкоголя. Хорошая девочка, как водится, выбирает плохого парня и, вроде, неплохо живет, но как только у ее жениха начинаются проблемы с деньгами, начинает думать о побеге в большой город. Банальная, в целом, история, растянутая на два часа.

Белые ночи / Helle Nächte, (Конкурс), реж. Томас Арслан, Германия-Норвегия
Этот фильм вполне мог бы идти и три часа, и четыре, а лишенный диалогов (благо они ничего не добавляют фильму) мог бы вполне стать заставкой для видеоэкранов в министерстве туризма Норвегии – это очень красивая страна и лучше рекламы, чем бесконечные проезды по ее дорогам, и придумать сложно. А фильм… беспомощная попытка рассказать историю отца и сына, которые никогда не видели друг друга, но после смерти деда, решают отправиться в места, откуда он был родом и за это время найти общий язык. Сделать это довольно сложно – сын считает, что «Властелин колец» - очень скучная книга, а для отца нет лучше фильмов, чем боевики начала 80-х, на которых он вырос. Кажется, между поколениями пропасть, сыну отец кажется странным, он готов сбежать, но бежать некуда – вокруг горы, туман и никого, кто мог бы тебя найти, если сядет батарея на телефоне.


Обратная сторона надежды / Toivon tuolla puolen (Конкурс), реж. Аки Каурисмяки, Финляндия-Германия
Набор анекдотических ситуаций под легкую музыку – Каурисмяки сделал то кино, которое от него ждали и режиссер не разочаровал. Это хорошее инди про двух беженцев – один прибывает в Финляндию на барде с углем, сбежав из страны, где идет война. Другой бежит от быта – уходит от жены, с которой прожил много лет и решает поменять род своей деятельности – открыть ресторан на месте бара, в котором было три сотрудника, месяцами не получавших зарплату, а потому работавших спустя рукава. В «Обратной стороне» есть все, за что любят работы режиссера. Это череда анекдотов, рассказанных под хорошую музыку с узнаваемыми характерами. Любые потери и лишения оставляют надежду на будущее. Главное при этом помнить, что правильная порция вассаби отбивает вкус соли даже у селедки. Хотя, японцы могут с этим утверждением и не согласиться.

Круг / Colo (Конкурс), режиссер Тереза Виллаверде, Португалия
Пока все предрекали победу Аки Куарисмяки, отборщики программы Берлинале подготовили сюрприз в виде тягучего, невыносимо депрессивного португальского «Круга», у которого есть все шансы на Золотого медведя. Откуда такая уверенность? Это история семьи, которая живет в состоянии перманентного кризиса. Отец семейства выколачивает гроши из знакомых, кому когда-либо давал в долг, мать теряет работу, дочь-школьница пока не может самостоятельно зарабатывать – она еще пытается вести образ жизни, обычный для подростка, но в очень экономном режиме, и заботится о единственном существе, которое способна содержать – щегле, который живет в клетке в ее комнате. За неуплату в квартире отключили электричество – телефоны приходится заряжать у соседей и жить при свете керосиновой лампы. Но никто ничего не предпринимает, чтобы исправить ситуацию! Вместо того, чтобы решать проблему, отец семейства уходит в себя, начинает бродяжничать и пропадает несколько дней из дома. Чтобы сэкономить, вещи решают сдать на хранение – это дешевле, чем продать и потом купить новые, а дочь решают отправить в пригород к бабушке, которая внучку не видела с младых ногтей. И в этот прекрасный момент в семье поселяется подруга дочери с суицидальными наклонностями и вместо того, чтобы решать проблемы семьи, отец семейства решает помочь ей – уговаривает не бросаться с крыши и отправляет вместо дочери в деревню к теще. Тем временем, несмотря на всю заботу, щегол умирает. Чем не сегодняшняя Европа, у которой так много своих проблем, но чем решать их, большая европейская семья бросается принимать беженцев из Сирии, в то время, как новое поколение, оставленное без внимания, готовится заживо себя похоронить, не видя перспектив? Похоже, что этот политический подтекст, который всплывает в картине во время одной из немногих эмоциональных сцен, и будет считан жюри. К тому же, птичку жалко. Хотя, говорят, что Поль Верховен закемарил на этой картине, может что-то важное и проглядел.

Бойс / Beuys (Конкурс), реж. Андрес Виель, Германия
Биография одного из главных теоретиков постмодернизма, несомненно, заслуживает изучения – тяжелое ранение, спасение от смерти турками в Крыму, скандальные инсталляции и хеппенинги, которые породили то, что называется «современным искусством», когда непонятно, что перед тобой – грязный унитаз или произведение искусство, в который художник вложил много скрытых смыслов, но не смыл. Создатели документального фильма о художнике попытались разобраться в том, что побуждает художника к творчеству и как случилось, что Вторая мировая война спровоцировала появление Пикассо, Уорхола и Бойса. Но стоило ли это исследование внимания публики Берлинале – большой вопрос.

Феличите / Félicité, (конкурс), Алаин Гомис, Франция-Синегал-Бельгия-Германия-Ливан
Сильная и независимая Феличите поет в баре и неплохо зарабатывает, по крайней мере, хватает и на жизнь, и на холодильник, и чтобы давать в долг соседям. Но когда ее сын попадает в автомобильную аварию, оказывается, что на его лечение денег недостаточно, и Феличите приходится обойти и всех, кто у нее когда-либо просил денег, и даже ломиться в дома зажиточных горожан с настойчивой просьбой дать ей денег на лечение единственного сына, которому должны отнять поврежденную ногу. Но счастье, как известно, это когда у тебя все дома и есть мужчина, который способен починить холодильник. Остальное можно пережить.

Полевая мышь / Wilde Maus (Конкурс), реж. Йозеф Хадер, Австрия-Германия
Музыкального критика Георга, проработавшего четверть века в газете, увольняют. По мнению главного редактора, его читатели все давно уже слегли в могилу и никто не читает его квалифицированных обзоров, а сокращение бюджетов на издание требует жертв. В то же время его жена Джоанна, которая сильно моложе Георга, но уже не так молода, мечтает завести детей. Георг встречает старого школьного знакомого, с которым решает восстановить парковый аттракцион типа «американские горки» (в оригинале он называется «Wild mouse», что и дало название картине), но не бросает попыток отомстить тому, кто оставил его без работы.
Режиссерский дебют актера музыкального театра Йозефа Хайдера, который не только написал и поставил, но и сыграл главную роль в этой комедии – острое злободневное высказывание о кризисе среднего возраста. Когда жизнь доводит до того, что хочется напиться и замерзнуть в снегу, но обязательно найдутся люди, которые вынудят тебя встать с колен и бежать дальше.

«Ip Man 3» (реж. Уилсон Ип, 2015 г.) [BD, USA, Zone Free, 2016 г.]
2017-02-18 22:21
Автор: акробат

После выхода первых двух фильмов это было не так заметно, но с релизом третьей части «Ип Мана» очевидно, что на уровне принятия решений создатели серии собаку съели. Оригинал хорош куда ни посмотри. Сиквел хоть и вошел в ту же реку, но с другого берега. Следующую же часть особенной сделали именно решения, осмысленные и просчитанные одновременно с уверенностью в том, что зритель имеет дело с новоиспеченным культурным и культовым явлением. Фактор популярности давал съемочной группе определенный карт-бланш на смелые новшества, благодаря чему «богатеет» не столько конкретная картина, сколько весь сериал в целом. Итог – своеобразный уникум, который силен именно своей дозированной эклектикой, к финалу развернувшей на сто восемьдесят градусов сущность трилогии как летописи вин-чун, персонифицировав боевое искусство, нисколько не приуменьшив его место в сердце нации.

Пришедший на смену эксцентричному и самодовольному привету из славных семидесятых, антагонист Майка Тайсона – это один из тех креативных апострофов, мудро расставленных играющими со зрителем авторами, проверяя его на готовность смотреть кино с закрытыми глазами, фигурально, конечно же. Искомое нео, возвышающее и выделяющее произведение среди остальных, превращает его, в каком-то смысле, в самую натуральную боевую фантазию похлеще, чем «Крадущийся тигр…» или «Герой». В условиях тяги ко всему необычному, тотальной потребности стирать границы, такой кастинговый шаг выглядит на сто процентов выигрышным с позиции вау-эффекта и внимания к детищу Уилсона Ипа (не путать с киноакадемиками!). Фактор маркетинга со счетов сбрасывать не стоит, ибо предвкушение того, что силу вин-чун из спортивного интереса, отбросив все личное, испытывает живая легенда бокса, уже мотивирует на просмотр – постер к «Ип Ману 3» превращается в полноценную афишу. В своих завершающих аккордах этот подход достигает апогея, с блеском обыгрывая связь бойцовских амбиций с соревновательным азартом. Где-то между строк этих рукопашных перипетий затаился и посыл, оправдывающий существование ленты для тех, кто не приемлет описанное выше. С того момента «Ип Ман 3» становится трогательной кунг-фу-мелодрамой, озвучившей, пожалуй, самое главное из того, что оставалось за кадром оба предыдущих раза - собственное счастье истинно только тогда, когда ты видишь его в глазах любимых тобою людей, позволив им быть теми, кто они есть. В этом состоит главная жертва, на которую способен человек, во всем ее положительном пафосе, и источник спокойствия даже в той ситуации, когда поправить, кажется, ничего нельзя.

Не смотря на витающие слухи о четвертой главе, ваш покорный слуга впервые с трудом находит силы для веры в дальнейшую жизнь проекта, впитавшего в себя многое из того, что восхищало в жанре долгие годы с тех пор, как на глаза попались его первые представители. Приятное ощущение от законченности «Ип Мана» в целом вполне компенсирует легкое разочарование от упущенного триквелом потенциала – дуэльные файты великолепны, а вот драки с «ботами» фееричностью не отличаются. Впрочем, на это акцент не делался изначально. Большое кино со свойственной мастерам восточных единоборств простой без видимых усилий заполучило место среди любимых образчиков. Не хочется быть в этом одиноким.

Изображение. Не смотря на очень редкие, но заметные цифровые артефакты, картинку не грех назвать идеальной. Определенно, у этого фильма самый приятный трансфер, по сравнению с собратьями. По резкости издание второй части от Cine-Asia превосходит третью, но в наследство тому достались и едва заметные жучки. Релиз от Well Go USA – золотая середина в этом плане – обрабатывает детали с предельной аккуратностью и точностью. В сцене финального поединка Ип Мана глаза то и дело отвлекаются на интерьер, особенно на старательно выложенную мелкую мозаику на полу – блестящее чудо какое-то. Любой другой эпизод смотрится не менее аналогово. Цветовое решение сохранилось от первого сиквела, но оно менее «кричащее», что придает не только лоск, но и чувство внутреннего спокойствия. «Раскрас» более мягкий, но столь же контрастный, рискну предположить, что и более натуральный. Исключение - снова бой в конце – желтый там предельно сочный и пережатый, что никак не отражается на остальных цветах и говорит о прекрасном балансе. Отличительная черта колористики и глубокий черный, не скупящийся на оттенки. Ночные сцены выглядят здорово и дают рассмотреть все вокруг. Огрехи в переносе фильма на носитель так же в наличии, но их кот наплакал. Там, где камера статична, фон монохромный и присутствует полумрак или большая площадь тени, я минимум в двух моментах заметил грубые переходы градаций, словно полоски, но никак не плавное перетекание одной в другую. Это должно свидетельствовать о недостаточном битрейте, но по факту он более чем солиден для современного топ-видео. Подобная странность оказалась единственной несуразицей для такой красоты с ее безукоризненной передачей движения и очаровательной палитрой, чего не сказать об издании «Ип Мана 2» от той же конторки, которое, судя, по ревью из-за границы, вышло хуже английского собрата. Что ж, учиться на ошибках никогда не поздно.

Звук. Предпочел я «американца» британскому аналогу только по одной причине - до той поры для меня загадочный логотип DTS:X. Не смотря на неплохой интернациональный набор аудиотреков, нет смысла пренебрегать звуком на кантонском диалекте, только если вы не любите упрощенные субтитры на английском (отключаемые). Звук местами просто фантастический и показывает все, на что способна сегодняшняя звукорежиссура на ниве формирования объема. Снова обращаемся к финальной разборке: сначала с шестами, которые «вжухают» прямо над макушкой, потом ножи с их высокочастотным скрежетанием, потом рукопашка, и все это под драйвовые музыкальные мотивы. Несколько эффектов особенно хороши, как один из замахов с последующим ударом ножом и блоком оного оппонентом. Четко прослеживается траектория из левого фронта прямо вглубь сцены в центр зоны прослушивания. Английский дубляж (более информативный, чем сабики), хоть и мощнее, но такой изысканностью не похвастается. К тому ж, в той же сцене он редко, но теряет эффекты, либо разносит их немного не туда – само собой, берем китайский звук за исходник. В более спокойных эпизодах разгуляться акустике тоже не проблема и там свое берет музыка, как и в предыдущих фильмах, динамичная и объемная, и уличные шумы – обе озвучки великолепны. Есть еще момент, когда после одной из драк Донни запускает бамбуковой палкой в противника, вдогоночку, так та пролетает прямо слева от зрителя прямо за спину. Круто! Английский трек, как я говорил, громче и фрагментами проще, но тоже положителен в эмоциях, хотя голосам не хватает фактуры – они плосковаты, в отличие от оригинальных. Помимо него есть аудиогурманства на французском и испанском (все, кроме китайского, в DTS HD-MA 5.1). Как показало дальнейшее мое знакомство с форматом DTS:X, ему не хватает агрессии, присущей Atmos’у, тогда как с позиционированием у него тоже полный порядок. Тем не менее, резона не слушать третьего «Ип Мана» в таком виде нет никакого – это блестящая работа, сильно усиливающая ощущения от картины, что верно для любой дорожки.

Дополнения. По большому счету, все, что нужно знать про «Ип Мана», мы уже узнали при помощи изданий двух предыдущих фильмов. Поэтому сожалеть о небольшом объеме бонусов к триквелу сильно не приходится. Подход не претерпел изменений и у нас практически идентичный по структуре раздел. Приятно, что даже при отсутствии кнопки «play all», воспроизведение следующего ролика идет автоматически, с какого бы вы ни начали. Крайне полезно, учитывая, что хронометраж мизерный, а самих «видяшек» с десяток. Мы же пойдем по порядку. «Making of» разделен на две фичуретки по три минуты каждая – это промо в духе обозреваемых мною ранее, под музыку и бодренький монтаж. «The story» - это компиляция из интервью актеров и режиссера в сопровождения кадров с площадки. Обычное допремьерное превью для развлекательных передач о кино. «Action» - аналогично, только о принципах постановки боевых сцен и претерпевшей изменения хореографии. Тоже общие фразы, немного Юэнь Ву-пина в деле (сменил на этом поприще толстяка Саммо), и несколько приятных моментов: оператор, подвешенный на тросе с камерой на съемках поединков, пара дублей, где «прилетело» актерам и так далее.

Плашка с интервью содержит короткие ответы на вопросы за кадром, по традиции озвученых в текстовом виде, от Йена, Тайсона и Уилсона Ипа соло и первых двух в паре (пресс-джанкет). Вопросы на этот раз более интересные и неформальные. Донни, не перестаю удивляться его английскому, за 6 минут рассказал достаточно. Он сам уже понимает, что его роль это массовая культура, это популярность и его титульная экранная персоналия. Принятие такого статуса было делом времени, ведь он (персонаж Ип Мана), даже по словам самого Йена, многое изменил в жанре кунг-фу боевика. На хороший вопрос про менторство он ответил без конкретики (вспомнил только родителей), указав, что каждый, у кого он хоть чему-то научился, может считать себя его наставником. Так же уклончиво и скромно ответил и на вопрос о любимом/лучшем фильме с боевыми искусствами и о том, кто бы мог сыграть самого Йена, сними кто-то про него. Подпортил все это ветер в микрофон, забивавший речь интервьюируемого – речь всегда понятна, но раздражает все равно. Хорошо, что Железный Майк был в помещении, иначе его шепелявость было бы не разобрать тех условиях. Ему дали семь с половиной минут, но оно того стоило. Человек прямой и не стесняется что-то выделять. После банальщины в роде представления своего персонажа, он рассказал, как впервые ознакомился с «Ип Маном»: близкий друг порекомендовал посмотреть картину, так как сам тренировался в монастыре Шаолинь и с матерью Донни Йена. О своем «Ип Мане» он рассказал очень охотно – Кас Д’амато, который «украл» Тайсона у улицы, дал ему веру в себя, в успех. Любимое кунг-фу-представление «Triple avenger» (насколько я смог расслышать). Там такие страсти, но концепция офигенна. Три бойца, слепой, безногий и еще кто-то, втроем победили одного злодея в конце. Бегло пытался найти на imdb и в гугле, но безуспешно. Впечатления о пребывании в Китае на фоне этого звучат из его уст не так увлекательно. Совместные ответы на вопросы от двух легенд на пять минут нового привнесут мало: пара слов о татуировке с Мао, пара слов об ожиданиях (Майк сразу ответил, что это развлечение, а Донни изрек пассаж чуть более глубокий) и несколько комплиментов в адрес друг друга. Из предыдущих интервью мне было понятно, что Ип снимает лучше, чем говорит. Ничего удивительно, просто таков творец. Девять минут и словно под копирку, даже когда он говорит о различиях между Донни Йеном и персоной Ип Мана.

«Behind the scenes» - двухминутный клип о съемках боевой сцены между Тайсоном и Йеном – и три ролика к самому фильму довершат секцию дополнительных материалов. Первый тизер очень крут, благодаря своей структуре а-ля мэшап, он пуще иных подогревает интерес . Четыре трейлера к грядущим релизам WGUSA в расчет не берем. Обидно, что для столь интересного проекта, как самостоятельного, так и в контексте трилогии, не смогли состряпать полноценного мувика о съемках, пусть даже это просто взгляд на площадку посредством видеокамеры. Не прочь я послушать и Жанг Жина c Ву-пином, но чем богаты... Гонконгское комбо имеет двухдисковый комплект «Ип Мана 3», второй – бонусный – содержит в аннотации «трейлер», «промо», «интервью», о содержании которых я адекватной информации не нашел. О переводе – неотключаемые субтитры на английском есть там, где говорят на китайском, но к Тайсону я б добавил их тоже.

Резюме. Классика жанра в наилучшем виде. Все три картины и их выпуски мною любимы не смотря на то, что промах с изданием первой вполне очевиден – проще не значит лучше, надо было заказывать гонконгское, может даже БУ-шное. Третья часть звучит лучше остальных, а допов для ней очень мало везде (даже Cine-Asia сплоховала и никаких эксклюзивов лишних плюшек не добавила к своему релизу), зато диск мультизонный вопреки обложке. С этой записью в блоге для меня заканчивается маленькая эпопея имени «Ип Мана», не смотря прочие киноинкарнации мастера, включая весьма невзрачное «Рождение легенды» с Саммо Хунгом и Юэнем Бяо, в котором нет ни капли новаторства фильмов с Донни Йеном. Выкладывать их один за другим было бы не так интересно, как и знакомиться с ними в один присест, но ждать по полгода тоже тяжко. Вместе же, это пример великолепного подхода к построению сериала и преломления отдельных обывательских стереотипов о боевиках с кунг-фу.



В избранное