Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тайные знания" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Чистый Мир - альтернативный Путь
Служба Рассылок Subscribe.Ru |
О ВЕРЕ Прежде всего снимай с очей ума твоего покровы, содержащие его в ослеплении. Феофан Затворник Мы все верим Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто "образование", а в особенности "научное образование", - несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много "знает" и "самое существенное" он уже "понял"; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены, во что же ему еще "верить"? Сущность культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Согласно этому, верить могут лишь те, кого еще не коснулось просвещение; но вот придет время - они будут просвещены и перестанут верить, ибо на самом деле всякая вера есть не что иное, как суеверие. Итак: будущее принадлежит просвещенному безверию и безбожию. Тот, кто хочет зорко и верно видеть происходящее и, особенно, понять и одолеть переживаемый нами духовный кризис, - должен прежде всего вдумчиво отнестись к этому воззрению и критически разобраться в нем; ибо он укрывает в себе не одно роковое недоразумение или заблуждение. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и живут без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое... В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни, что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат, что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него. Этим мы вскрыли первое недоразумение, первый предрассудок: люди обычно думают, что "верить" - это то же самое, что "признавать истину". На самом деле, вера есть нечто гораздо большее, более творческое и более жизненное. Мы все считаем "истиною" - таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, и мы спокойно можем применять их в жизни. Мы это и делаем, и притом успешно: высчитываем, путешествуем, строим, наблюдаем природу, доказываем и т.д. И что же? Все выходит, удается, подтверждается. То, что мы признали в теории за истину, оказывается и на практике правильным и верным. И мы все это знаем, и согласно этому мы в жизни и действуем. Но о вере здесь нет еще и речи... "Верить" - это гораздо больше, чем "признавать за истину". Так обстоит и в теории, и на практике. Есть холодные истины, к которым мы и относимся холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большое, с некоторым "уважительным" "интересом". Мы узнаем о них и признаем их, не воспринимая их глубиною нашей души; мы соглашаемся опираться на них, отнюдь не отзываясь на них сердцем. Они дают нам известную уверенность, но только во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни. Они светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и неуютно, но душу нашу они не согревают и не воспламеняют. Тысячу раз мы пройдем мимо них, или примем их во внимание, или даже воспользуемся ими без того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение; напротив - там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым. Кто из нас начнет "верить" - в классификацию химических элементов Менделеева, в таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий 19 века, в горную карту Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих "законах" или "истинах", - поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности. О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души, где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа, где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека, где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь. Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище; а где сокровище, там и сердце твое, - там и вера твоя. И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить; ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки. Правда, не всегда легко установить, к чему прилепляется и тянется тот или иной человек... Иными словами: где бодрствует его душа? где она загорается? что для нее выше всего, в чем сокровище его жизни? где он способен жертвовать? Может быть и так, что он и сам этого не знает; или еще так, что он в течение всей своей жизни "ни во что не верил": явно относился ко всему безразлично, оставался тепло-прохладным; он как бы прозябал всю свою жизнь, не имея никакого реального центра, ни от чего не зажигался; нигде душа его не вела интенсивной жизни, ничему он не служил и не жертвовал. Однако жизненные наблюдения заставляют нас установить, что такие безразличные натуры являются обычно людьми с дремлющею верою. Пока над водами жизни царит безветрие, кажется, что их душа пребывает в тихой дремоте: мертвенно повисли паруса, малые волны повседневной жизни катятся мимо них без цели и смысла; ни воли, ни свершений, ни судьбы. Но жизненная буря может изменить всю эту картину. Потрясенная, возмущенная, может быть раненная, душа пробуждается ото сна, собирается с силами, отличает главное от не главного, приемлет важнейшее и священное, совершает свой выбор, решение следует за решением, поступок за поступком - и жизненный корабль, руководимый верою, плывет на всех парусах. И если присмотреться к человеку в такой жизненный час, то всегда обнаружится, что процесс внутреннего отбора и оформления совершался уже давно - но в глубине, скрытой от глаз, и как бы в некоторой медлительности. Но вот настал час страдания и воззвал голос великой беды; и что же? - все сложилось и созрело в кратчайшее время так, как если бы оно только и ожидало этого часа и этого голоса. Жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, и то, во что они верят, а может быть, и то, на каком основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою и, может быть, ни разу в жизни не подумав, во что же это они, собственно говоря, верят. Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни - совершенно независимо от того, понимают люди это или нет. Человеку дана возможность дорожить своей верой, беречь ее, укреплять, очищать и углублять, как бы строить ее и воздвигать на ее основе свое миросозерцание и свой характер, превращать ее во всеохватывающую целокупность жизни и смерти. Однако человек имеет и другую возможность: пренебрегать своею верою, пронизывать ее предрассудками и суевериями, превращать ее в слепой и разрушительный фанатизм или же отводить ей один уголок своей души, и притом самый трусливый и лицемерный. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и "продавать" ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно - жить без веры. Вера и жизнь Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей - на живущих "с верой" и живущих "без веры"; и благодаря этому он избавится от многих мнимых проблем и целого ряда бесполезных парадоксов. Напротив, он поставит новый и чрезвычайно поучительный вопрос: во что же, собственно говоря, верят так называемые "неверы"? Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния. Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано. Это для них - важнейшее в жизни, это их цель, это их путь, этому они служат и ради этого жертвуют всем остальным. Здесь у них критерий, по которому они отличают "хорошее" от "дурного"; здесь их "сокровище" и их сердце. Есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто: "я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия - ибо это главное в жизни" (гедонизм), "я ищу в жизни денег и власти" (маммонизм), "главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми" (социализм) и т.д. Есть немало и таких людей, которые не выговаривают вслух своей веры и не признаются, в чем же она собственно состоит: одни просто избегают касаться этих вопросов, другие скромно ссылаются на свою внутреннюю неуверенность, третьи выдвигают теорию, в силу которой человек вообще не может иметь никакого "достоверного знания" (агностицизм), иные вступают в сферу проблематического "свободомыслия", иные же декларируют свою веру лишь на словах и внешне... Однако психологически можно понять, что есть люди, у которых эта "высшая" и "главная" жизненная ценность такова, что для них выгоднее умалчивать о ней. Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что все мы просто ужаснулись бы... Потому что, вероятно, оказалось бы, что большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели. Люди живут очень часто в слепоте и беспомощности, не знают и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие сорной травы. Вследствие этого люди очень часто верят, т.е. прилепляются не только своим "правдоподобным" мнением, а сердцем, волею и делами к таким жизненным содержаниям, служить которым и идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла. Вот ключ к современному духовному кризису, охватывающему все человечество. И овладев этим ключом, и поняв, что происходит в мире, мы не можем не подивиться тому, что современному человечеству, в общем и целом, живется все еще так хорошо и слишком хорошо, по сравнению с теми бедами и страданиями, которые могут возникнуть из этого кризиса. Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее это обнаруживается... И тогда мы видим, как в глазах у человека сияет и сверкает предмет его веры; то, во что ты веришь, направляет твои шаги, прорывается в словах и осуществляется в поступках... Так обстоит всегда. Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, - то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками. Если человек верит в деньги и власть, то душа его постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти; и опытный наблюдатель прочтет все это в его взоре, услышит в его речи и не ошибется, ожидая от него соответствующих поступков... Однако тот же самый закон обнаруживается и на благих путях, но с тем различием, что человек будет не "верить", а "веровать", и это придаст его вере особую силу и глубину. Замечательно, что русский язык придает идее "веры" два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое - со способностью веровать. Верят - все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же - далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем, волею и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий "путь ко спасению". В карты, в сны, в гадания, в астрологические гороскопы, в сильного человека, в вождя - верят, но в Бога и во все божественное - веруют. В суеверия "верят" - верят от страха и боятся от своей веры; и чем больше боятся, тем сильнее верят, и обратно. Но в то, что подлинно есть (что не "всуе", не напрасно), - "веруют", и от этой верующей веры получают спокойствие и перестают бояться. "Верящие" люди чаще всего не имеют единого и общего им всем духовного предмета, и потому их вера разъединяет их. Но "верующие" люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет, они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются между собою. Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстояниях, - то божественные содержания становятся для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым и уже в силу одного этого - всегда присутствующим в душе состоянием. Узреть с очевидностью лучшее и не восхотеть его, и не осуществить его - почти невозможно для человека; но также невозможно для него осуществить это лучшее и не стать самому лучшим. Веровать в Бога значит молитвенно "медитировать" о Нем, стремиться к осуществлению Его роли и Его закона; от этого возрастает и усиливается божественный огонь в самом человеке, он очищает его душу и насыщает его поступки. На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение между человеком и Богом, о котором так вдохновенно и ясновидчески писал Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее "срастание" или "растворение", от которого душа становится "вся светом, вся - оком, вся - радостью, вся - упоением, вся - любовью, вся - милосердием, вся - благостью и добротою". Кто во что верует, тот тем и живет, и обратно: скажи мне, чем ты живешь как самым важным для тебя, и я скажу тебе, во что ты веришь или веруешь. Ибо человек есть не что иное, как живая целокупность того, чем он живет и что он осуществляет, и притом именно потому, что он это любит и в это верит. Вот почему: "по плодам их, узнаете их" (Мтф. 7,16 и 20). Иван Ильин

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||