Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Служба Рассылок Subscribe.Ru


О ВЕРЕ

Прежде всего снимай с очей ума твоего
покровы, содержащие его в ослеплении.
Феофан Затворник


Мы все верим

Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить
жизнь без всякой веры и будто "образование", а в особенности "научное
образование", - несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не
может верить: он слишком много "знает" и "самое существенное" он уже
"понял"; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и
что эти законы природы рано или поздно будут изучены, во что же ему еще
"верить"? Сущность культуры и прогресса сводится к следующему: идет
просвещение, а вера уступает и исчезает. Согласно этому, верить могут лишь
те, кого еще не коснулось просвещение; но вот придет время - они будут
просвещены и перестанут верить, ибо на самом деле всякая вера есть не что
иное, как суеверие. Итак: будущее принадлежит просвещенному безверию и
безбожию.

Тот, кто хочет зорко и верно видеть происходящее и, особенно, понять и
одолеть переживаемый нами духовный кризис, - должен прежде всего вдумчиво
отнестись к этому воззрению и критически разобраться в нем; ибо он укрывает
в себе не одно роковое недоразумение или заблуждение.

Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не
значит, что они ни во что не верят и живут без всякой веры. Ведь возможно,
что они верят не в Бога, а во что-то другое... В нечто такое, что они
принимают за главное и существенное в жизни, что действительно для них и
есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат, что составляет предмет
их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет
такой предмет, тот верит в него.

Этим мы вскрыли первое недоразумение, первый предрассудок: люди обычно
думают, что "верить" - это то же самое, что "признавать истину". На самом
деле, вера есть нечто гораздо большее, более творческое и более жизненное.
Мы все считаем "истиною" - таблицу умножения, геометрические теоремы,
химические формулы, географические данные, законы логики; мы совершенно
уверены в том, что они верны, и мы спокойно можем применять их в жизни. Мы
это и делаем, и притом успешно: высчитываем, путешествуем, строим, наблюдаем
природу, доказываем и т.д. И что же? Все выходит, удается, подтверждается.
То, что мы признали в теории за истину, оказывается и на практике правильным
и верным. И мы все это знаем, и согласно этому мы в жизни и действуем. Но о
вере здесь нет еще и речи...

"Верить" - это гораздо больше, чем "признавать за истину". Так обстоит и в
теории, и на практике. Есть холодные истины, к которым мы и относимся
холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большое,
с некоторым "уважительным" "интересом". Мы узнаем о них и признаем их, не
воспринимая их глубиною нашей души; мы соглашаемся опираться на них, отнюдь
не отзываясь на них сердцем. Они дают нам известную уверенность, но только
во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни. Они
светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и
неуютно, но душу нашу они не согревают и не воспламеняют. Тысячу раз мы
пройдем мимо них, или примем их во внимание, или даже воспользуемся ими без
того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение;
напротив - там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым. Кто из
нас начнет "верить" - в классификацию химических элементов Менделеева, в
таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий 19 века, в горную карту
Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих "законах" или
"истинах", - поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности.

О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается
глубиной нашей души, где на нее отзываются могучие и творческие источники
нашего духа, где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное
существо человека, где снимается печать именно с этого водного ключа нашей
души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь.

Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей
жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты
веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, как бы живет и
дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится
источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не
хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь
реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на
жертвы. Здесь твое сокровище; а где сокровище, там и сердце твое, - там и
вера твоя.

И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во
что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы
убедимся, что человек без веры вообще не может жить; ибо вера есть не что
иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его
воззрения, его стремления и поступки.

Правда, не всегда легко установить, к чему прилепляется и тянется тот или
иной человек... Иными словами: где бодрствует его душа? где она загорается?
что для нее выше всего, в чем сокровище его жизни? где он способен
жертвовать? Может быть и так, что он и сам этого не знает; или еще так, что
он в течение всей своей жизни "ни во что не верил": явно относился ко всему
безразлично, оставался тепло-прохладным; он как бы прозябал всю свою жизнь,
не имея никакого реального центра, ни от чего не зажигался; нигде душа его
не вела интенсивной жизни, ничему он не служил и не жертвовал. Однако
жизненные наблюдения заставляют нас установить, что такие безразличные
натуры являются обычно людьми с дремлющею верою.

Пока над водами жизни царит безветрие, кажется, что их душа пребывает в
тихой дремоте: мертвенно повисли паруса, малые волны повседневной жизни
катятся мимо них без цели и смысла; ни воли, ни свершений, ни судьбы. Но
жизненная буря может изменить всю эту картину. Потрясенная, возмущенная,
может быть раненная, душа пробуждается ото сна, собирается с силами,
отличает главное от не главного, приемлет важнейшее и священное, совершает
свой выбор, решение следует за решением, поступок за поступком - и жизненный
корабль, руководимый верою, плывет на всех парусах. И если присмотреться к
человеку в такой жизненный час, то всегда обнаружится, что процесс
внутреннего отбора и оформления совершался уже давно - но в глубине, скрытой
от глаз, и как бы в некоторой медлительности. Но вот настал час страдания и
воззвал голос великой беды; и что же? - все сложилось и созрело в кратчайшее
время так, как если бы оно только и ожидало этого часа и этого голоса.

Жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот
служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и
образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни
сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то,
что они верят, и то, во что они верят, а может быть, и то, на каком
основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою и, может
быть, ни разу в жизни не подумав, во что же это они, собственно говоря,
верят. Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни -
совершенно независимо от того, понимают люди это или нет.

Человеку дана возможность дорожить своей верой, беречь ее, укреплять,
очищать и углублять, как бы строить ее и воздвигать на ее основе свое
миросозерцание и свой характер, превращать ее во всеохватывающую
целокупность жизни и смерти. Однако человек имеет и другую возможность:
пренебрегать своею верою, пронизывать ее предрассудками и суевериями,
превращать ее в слепой и разрушительный фанатизм или же отводить ей один
уголок своей души, и притом самый трусливый и лицемерный. Человек может
заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться
в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей
вере по расчету и "продавать" ее. Но в одном человеку отказано, одного он не
может: именно - жить без веры.
Вера и жизнь

Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей - на
живущих "с верой" и живущих "без веры"; и благодаря этому он избавится от
многих мнимых проблем и целого ряда бесполезных парадоксов. Напротив, он
поставит новый и чрезвычайно поучительный вопрос: во что же, собственно
говоря, верят так называемые "неверы"?

Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния. Большинство
верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во
все, что к ним ведет и с ними связано. Это для них - важнейшее в жизни, это
их цель, это их путь, этому они служат и ради этого жертвуют всем остальным.
Здесь у них критерий, по которому они отличают "хорошее" от "дурного"; здесь
их "сокровище" и их сердце. Есть такие люди, которые признают и выговаривают
это открыто: "я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия - ибо это
главное в жизни" (гедонизм), "я ищу в жизни денег и власти" (маммонизм),
"главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые
права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно
счастливыми" (социализм) и т.д.

Есть немало и таких людей, которые не выговаривают вслух своей веры и не
признаются, в чем же она собственно состоит: одни просто избегают касаться
этих вопросов, другие скромно ссылаются на свою внутреннюю неуверенность,
третьи выдвигают теорию, в силу которой человек вообще не может иметь
никакого "достоверного знания" (агностицизм), иные вступают в сферу
проблематического "свободомыслия", иные же декларируют свою веру лишь на
словах и внешне...

Однако психологически можно понять, что есть люди, у которых эта "высшая" и
"главная" жизненная ценность такова, что для них выгоднее умалчивать о ней.
Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения
таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась
главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что
все мы просто ужаснулись бы... Потому что, вероятно, оказалось бы, что
большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага,
ни спасения, но что прямо ведет их к погибели.
Люди живут очень часто в слепоте и беспомощности, не знают и не
догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не
предоставлять ей расти наподобие сорной травы. Вследствие этого люди очень
часто верят, т.е. прилепляются не только своим "правдоподобным" мнением, а
сердцем, волею и делами к таким жизненным содержаниям, служить которым и
идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла.

Вот ключ к современному духовному кризису, охватывающему все человечество.
И овладев этим ключом, и поняв, что происходит в мире, мы не можем не
подивиться тому, что современному человечеству, в общем и целом, живется все
еще так хорошо и слишком хорошо, по сравнению с теми бедами и страданиями,
которые могут возникнуть из этого кризиса.

Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому
закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем
сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее это
обнаруживается... И тогда мы видим, как в глазах у человека сияет и сверкает
предмет его веры; то, во что ты веришь, направляет твои шаги, прорывается в
словах и осуществляется в поступках...

Так обстоит всегда. Если человек верит только в чувственные наслаждения,
принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, - то он
сам превращается постепенно в чувственное существо, в наслаждающееся
животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его
глаз и управлять его поступками. Если человек верит в деньги и власть, то
душа его постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти; и
опытный наблюдатель прочтет все это в его взоре, услышит в его речи и не
ошибется, ожидая от него соответствующих поступков...

Однако тот же самый закон обнаруживается и на благих путях, но с тем
различием, что человек будет не "верить", а "веровать", и это придаст его
вере особую силу и глубину. Замечательно, что русский язык придает идее
"веры" два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а
другое - со способностью веровать.

Верят - все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно,
сильно или слабо. Веруют же - далеко не все: ибо верование предполагает в
человеке способность прилепиться душою (сердцем, волею и делами) к тому, что
действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что
открывает им некий "путь ко спасению". В карты, в сны, в гадания, в
астрологические гороскопы, в сильного человека, в вождя - верят, но в Бога и
во все божественное - веруют. В суеверия "верят" - верят от страха и боятся
от своей веры; и чем больше боятся, тем сильнее верят, и обратно. Но в то,
что подлинно есть (что не "всуе", не напрасно), - "веруют", и от этой
верующей веры получают спокойствие и перестают бояться.

"Верящие" люди чаще всего не имеют единого и общего им всем духовного
предмета, и потому их вера разъединяет их. Но "верующие" люди имеют единый и
общий им всем духовный Предмет, они вступают в творческое единение с Ним, а
через это объединяются между собою.

Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся
в земных явлениях и обстояниях, - то божественные содержания становятся для
него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и
главнейшим, любимым, искомым и уже в силу одного этого - всегда
присутствующим в душе состоянием. Узреть с очевидностью лучшее и не
восхотеть его, и не осуществить его - почти невозможно для человека; но
также невозможно для него осуществить это лучшее и не стать самому лучшим.
Веровать в Бога значит молитвенно "медитировать" о Нем, стремиться к
осуществлению Его роли и Его закона;  от этого возрастает и усиливается
божественный огонь в самом человеке, он очищает его душу и насыщает его
поступки.

На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение
между человеком и Богом, о котором так вдохновенно и ясновидчески писал
Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее "срастание" или
"растворение", от которого душа становится "вся светом, вся - оком, вся -
радостью, вся - упоением, вся - любовью, вся - милосердием, вся - благостью
и добротою".

Кто во что верует, тот тем и живет, и обратно: скажи мне, чем ты живешь как
самым важным для тебя, и я скажу тебе, во что ты веришь или веруешь. Ибо
человек есть не что иное, как живая целокупность того, чем он живет и что он
осуществляет, и притом именно потому, что он это любит и в это верит. Вот
почему: "по плодам их, узнаете их" (Мтф. 7,16 и 20).

Иван Ильин


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное